рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Л.А.Кацва История России с Древних Времен и до ХХ Века

На что следует обратить внимание при ответе:

Прежде всего, абитуриент должен четко представлять этапы собирания

земель вокруг Москвы. Обязательно использование карты. Необходимо также

обратить внимание на то, что падение ордынского ига в 1480 г. было

подготовлено длительным процессом усиления Московского княжества и

ослабления Орды.

|ТЕМА 16. |РОССИЯ В КОНЦЕ XV - НАЧАЛЕ XVI ВЕКА |

1. Экономика. Землевладение

Основой экономики Русского государства конца XV - начала XVI вв.

являлось земледелие, подавляющее большинство населения составляли

крестьяне. В деревне насчитывалось 3 - 5 дворов, в селе - до нескольких

десятков. Как правило, село имело церковь. Вотчина обычно состояла из "села

с деревнями".

В конце XV в. на смену двухполью и подсеке приходит трехполье.

Главными зерновыми культурами оставались рожь, пшеница, ячмень. Наряду с

зерновым хозяйством развивались садоводство и огородничество.

В XV продолжалось развитие феодального землевладения. Будучи верховным

собственником земли, князь часть земель жаловал служилым людям "в вотчину".

Вотчины являлись формой обеспечения службы. Это была наследственная, но все

же условная собственность. Земельной собственности, не связанной со

службой, в Русском государстве не существовало. В конце XV в., после

выселения новгородских бояр, на их месте были "испомещены" московские

служилые люди. Их владения стали именоваться поместьями. Так наряду с

вотчинным возникло поместное землевладение.

Формально поместье считалось лишь временным держанием, а не

собственностью, как вотчина. Реально оно передавалось по наследству, так

как обеспечивало службу сыновей помещика.

|Вотчина |Поместье |

|Предоставляется за службу |Предоставляется за службу |

|Наследуется |Фактически наследуется |

|Продается и покупается |Не продается и не покупается |

|Вкладывается в монастырь |Не вкладывается в монастырь |

Поместная система исключала переход земель светских владельцев в руки

монастырей, сокращавший фонд земель для пожалований за службу и потому

беспокоивший светскую власть. Принципиальной разницы между вотчинниками и

помещиками как отдельными слоями господствующего класса не существовало.

Нередко человек владел и вотчиной, и поместьем. Размеры владения не

зависели от его формы: и вотчины, и поместья бывали и крупными, и мелкими.

Возникновение поместной системы облегчило поглощение черных земель частным

землевладением, так как формально земля оставалась в руках великого князя.

Поэтому крестьяне менее активно сопротивлялись передаче своей земли в

поместье, нежели в вотчину.

2. Крестьяне и холопы

Крестьяне делились на черносошных, живших на государственных, "черных"

землях, и частновладельческих. Положение последних было тяжелее, их

повинности постепенно росли. Преобладал натуральный оброк, барщина и

денежный оброк были развиты слабо. Барскую пашню обрабатывали в основном не

крестьяне, а холопы.

XV в. не знал прикрепления крестьян к земле. В 1497 г. был принят

Судебник. Он установил единое для всей страны время перехода крестьян от

одного владельца к другому: неделя до и неделя после Юрьева дня осеннего

(26 ноября). Это не означало нового ограничения: сроки перехода

ограничивались и раньше. Новым было лишь установление единой нормы для всей

страны. Это еще не было закрепощением.

3. Господствующие слои общества

Главой Русского государства был великий князь. Его власть была ничем

не ограничена, являлась деспотической, не подчинялась никакому закону.

Ниже великого князя стояли удельные князья (братья и племянники

великого князя). Иван III стремился ослабить уделы. Его удельные братья или

не получили от великого князя разрешения жениться, или погибли в

заключении, а их уделы были ликвидированы. К концу жизни Ивана III

сохранился лишь один удел у его племянника. Правда, в своем завещании

Иван III выделил уделы своим младшим сыновьям, но они были значительно

меньше прежних.

Ниже удельных князей стояли служилые князья - прежде самостоятельные

государи, перешедшие на службу московскому великому князю. Постепенно из

вассалов великого князя они окончательно переходили в разряд его подданных,

становясь обычными вотчинниками с княжеским титулом. На протяжении XV в.

произошло "обояривание" князей: многие князья вошли в Боярскую Думу,

получили думные чины.

Слово "боярин" в узком смысле означает члена Боярской Думы. Так что

собственно бояр было в конце XV в. чуть более десяти. Однако, говоря о

московском боярстве, имеют в виду совокупность старинных служилых родов,

поставлявших основную массу бояр. Старомосковское нетитулованное боярство

было опорой великокняжеской власти. В отличие от западноевропейских

феодалов, русские бояре получали вотчины только от князя и только за

службу. Боярство было заинтересовано в усилении великокняжеской власти и

объединении русских земель, так как владения бояр были разбросаны на

обширной территории, зачастую в разных княжествах.

Наряду с боярами в Боярскую Думу входили окольничие. В XVI в. появился

третий думный чин - думный дворянин.

Дворяне составляли основную массу служилых людей. "Дворянин" - от

слова "двор". В первой половине XV в. так именовали слуг "под дворским" -

управителем княжеской вотчины. За службу они получали небольшие владения,

позднее ставшие поместьями. В XVI в. дворянами стали называть верхушку

служилых людей, вошедших в состав Государева Двора, а остальные именовались

"детьми боярскими".

4. Местничество

Порядок прохождения службы основывался на системе местничества.

Назначение на должности зависело от заслуженности рода. Если один человек

служил на несколько ступней ниже другого по служебной лестнице, то такое же

расстояние сохранялось между их сыновьями, племянниками, внуками и т.д.

Человек не мог принять "невместное" (недостаточно почетное)

назначение, так как причинил бы этим урон всему своему роду. Местничество

было особенно выгодно нетитулованному старомосковскому боярству, которое

гордилось не просто знатностью, а заслугами на службе московским князьям.

Однако местничество препятствовало продвижению способных, но незнатных

людей. Особенно опасны оказывались местнические споры во время военных

походов.

5. Центральное и местное управление

До середины XVI в. существовало только два общегосударственных

ведомства: Государева Казна и Государев Дворец. Казна являлась одновременно

государственной канцелярией. Она ведала также сношениями с другими

государствами. Казначея - главу Казны - иностранцы именовали канцлером.

Дворец управлял имуществом великого князя, прежде всего - землями. С

присоединением новых земель создавались новые дворцы: нижегородский,

тверской и т.д. Существование отдельных учреждений для управления

различными территориями было пережитком раздробленности.

Отраслевое - приказное - управление стало складываться лишь в середине

XVI в.

Основу местного управления составляла система кормлений. Страна

делилась на уезды, уезды на волости. Уездом управлял наместник, волостью -

волостель. Они не получали жалования за свою управленческую и судебную

деятельность. Сама эта деятельность была лишь дополнением к главному - к

праву получать "кормление", т.е. собирать в свою пользу часть налогов и

судебные пошлины - "присуд".

Кормление давалось в награду за прежнюю службу. Вначале система

кормлений способствовала объединению Русского государства. Московские

служилые люди были заинтересованы в расширении владений Москвы, так как при

этом возрастало число кормлений. Но система кормлений обладала большими

недостатками. Управление оказывалось для кормленщиков только

обременительным придатком к получению "корма". Поэтому свои обязанности они

исполняли плохо, нередко передоверяли их холопам- тиунам. К тому же в

получении кормлений не было порядка. Такая система местного управления не

соответствовала задачам централизации.

6. Характер Русского государства в конце XV - начале XVI вв.

Все это свидетельствует о том, что русское государство конца XV -

начала XVI вв. было единым, но еще не централизованным.

Вместе с тем, великокняжеская власть приобрела деспотический характер.

Так, когда Иван III решил лишить престолонаследия своего внука Дмитрия и

передать престол сыну от второго брака Василию, он заявил: "Чи не волен яз,

князь великий, в своих детех и в своем княжении? Кому хочу, тому дам

княжение". А для казни двух высокопоставленных вельмож оказалось

достаточным основанием то, что они "высокоумничали". Даже знатнейший боярин

для великого князя оказывался не более, чем холопом.

На что следует обратить внимание при ответе:

Точка зрения о том, что Русское государство XVI в. - единое, но не

централизованное, является в науке дискуссионной. Автор разделяет ее, но

обращает внимание абитуриентов на то, что есть и противоположное мнение.

|ТЕМА 17. |КУЛЬТУРА РУСИ XIII-XV вв. |

В XIII в. русские земли подверглись опустошительному монгольскому

нашествию. Это нанесло непоправимый ущерб русской культуре. Погибли

великолепные памятники зодчества, изобразительного и прикладного искусства,

письменности. Гибель городов, угон ремесленников в рабство привели к

исчезновению многих ремесел. Были утрачены искусство перегородчатой эмали,

многие приемы обработки металла, умение изготовлять цветное стекло. На

полстолетия прекратилось каменное строительство, а когда оно возродилось в

конце XIII в., оказалось, что техника строительного дела стала гораздо

примитивнее, чем до нашествия.

Культурное влияние Орды на Русь оказалось незначительным. Оно

проявилось лишь в проникших в русский язык тюркских словах (сарай, кафтан,

колпак и т.п.) и в восточных мотивах, встречающихся в русском прикладном

искусстве.

1. Этапы культурного развития эпохи

Развитие культуры XIII-XV вв. разделяется на ряд этапов.

1. От вторжения Батыя до середины XIV в.

Упадок культуры и начало ее возрождения. Ведущими центрами культуры,

наряду с не пострадавшими от нашествия Новгородом и Псковом, становятся

новые центры: Москва и Тверь.

2. Вторая половина XIV в. - первая половина XV в.

Хозяйственный и культурный подъем, рост каменного строительства,

появление рационалистических еретических учений

3. Вторая половина XV в. и начало XVI в.

Укрепление государственного единства, взаимообогащение местных

культур, расцвет московского зодчества, расширение культурных контактов с

Западом, широкая рационалистическая проповедь новгородских и московских

еретиков

2. Материальная культура. Занятия и быт

Бытовые условия жизни русских людей мало изменились по сравнению с

предшествующей эпохой. По-прежнему основным типом жилища была изба,

топившаяся по-черному. Боярские хоромы представляли собой комплекс

деревянных срубов, среди которых встречались "белые избы", в которых стояли

печи с дымоходом. Окна затягивались бычьим пузырем, в богатых домах -

слюдой. Помещение освещалось лучиной или масляными светильниками.

Питались на Руси XIII-XV вв. хлебом и различными мучными изделиями,

крупами (гречневой, овсяной, пшенной). Употребляли разнообразные овощи:

репу, морковь, капусту, огурцы, свеклу, лук. Наряду с мясом (бараниной и

говядиной) ели много речной рыбы, особенно в постные дни.

Одежды представителей разных слоев населения различался больше

материалом, нежели покроем. Простолюдин носил домотканое платье, а знать -

бархатное, парчовое, атласное. Боярские шубы шились из дорогих мехов:

соболя и даже горностая. Крестьянской обувью были лапти, в городах носили

кожаные сапоги.

С конца XIII в. началось возрождение ремесленного производства, прежде

всего обработки металла. Высокого искусства достигли кузнецы, изготовлявшие

и богато украшавшие мечи и панцири, а с середины XIV в. - кованые пушки.

Широко распространилось литейное дело - отливка медных пушек и колоколов,

церковной утвари и предметов обихода (кресты, паникадила, пряжки. В

ювелирном деле распространились чеканка и гравировка.

На высоком уровне находилась обработка дерева. Представление о ней

дают археологические находки в Новгороде, в почве которого дерево не гниет.

3. Фольклор

Главной темой фольклора этого периода являлась борьба против

монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII-XV вв. сложились жанры

исторической песни и сказания. Многие из них составили основу литературных

произведений эпохи. Произведения фольклора XIII-XV вв. сохранили множество

черт былинного эпоса времен Киевской Руси. Более того, в ряде исторических

песен и былин, особенно записанных позднее, богатыри князя Владимира (чаще

всего Илья Муромец и Алеша Попович) участвуют в борьбе против татар.

Многие фольклорные произведения, основываясь на реальных исторических

фактах, преображали подлинные события в соответствии с народными чаяниями.

Такова, например, песня о Щелкане Дюдентьевиче, основанная на истории

восстания 1327 г. в Твери. Песня рассказывает о победе тверичей, ничего не

говоря о последовавшей каре.

Особый цикл былин - о Садко и Василии Буслаеве - сложился в Новгороде.

4. Письменность и литература

В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность.

Кроме служителей церкви грамотными были многие городские жители. При

монастырях и княжеских канцеляриях существовали особые школы, где готовили

писцов.

С XIV в. наряду с пергаменом стала использоваться привозная из Европы

бумага. На смену торжественному "уставному" письму пришел более быстрый

полуустав, а с конца XV в. стала преобладать скоропись. Все это говорит о

распространении письменности.

По-прежнему самыми важными произведениями письменности оставались

летописи, содержащие как информацию о природных и исторических явлениях,

так и литературные произведения и богословские рассуждения. Важнейшими

центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. Московское

летописание началось при Иване Калите. В московских и тверских летописях

отразилась борьба этих двух городов за первенство. Так, тверские летописи

подчеркивали связь московских князей с Ордой, а тверских князей изображали

заступниками за русскую землю. Московские летописи, напротив, подчеркивали,

что великое княжение - отчина московских князей.

При всех различиях летописей отдельных земель и княжеств единой

главной темой русского летописания оставались единство русской земли и

борьба за торжество православной веры против иноземных завоевателей.

Эта же тема преобладала и в литературе. По следам ордынского нашествия

были написаны "Слово о погибели Русской земли" и "Повесть о разорении

Рязани Батыем", в состав которой вошло сказание о Евпатии Коловрате.

Ведущей идеей повести было решительное, пусть даже и безнадежное

сопротивление захватчикам.

О деятельности Александра Невского рассказывало написанное в конце

XIII в. "Слово о погибели Русской земли".

Антиордынская борьба тверичей отразилась в "Повести об убиении князя

Михаила Ярославича в Орде" и "Повести о Шавкале".

В конце XIV - начале XV вв. были созданы посвященные победе на

Куликовом поле поэтическая "Задонщина" и "Сказание о Мамаеве побоище". Оба

произведения проникнуты чувством глубокого восхищения подвигом русских

воинов, патриотической гордостью.

В XIII-XV вв. на Руси было создано много житий святых: Александра

Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др. Жития, как правило,

имели не только нравственно-поучительное, но и политическое значение. Так,

житие Александра Невского подчеркивало противостояние православия и

католицизма.

Распространенным жанром средневековой русской литературы была поветь.

Особенно интересна лирическая "Повесть о Петре и Февронии", рассказывающая

о любви крестьянки и князя. Муромский князь Петр, излеченный Февронией от

тяжелой болезни, нарушает свое обещание жениться на ней. Но Бог вновь

насылает на него болезнь. Только вернувшись к Февронии, князь окончательно

выздоравливает. Бояре, недовольные тем, что княгиней стала незнатная

девушка, требуют от нее уйти из Мурома. Тогда князь уходит вместе с ней. В

конце концов бояре и жители Мурома просят Петра и Февронию вернуться. Петр

и Феврония правят до смерти и умирают в один день, причем тела их чудесным

образом соединяются в одном гробу. Сохранился в русской литературе и жанр

"Хождений", то есть описаний путешествий. Самое значительное произведение

этого рода - знаменитое "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия

Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии.

5. Общественная мысль

XIV-XV вв. были на Руси временем острых религиозных споров. Уже в 70-

х гг. XIV в. возникла ересь стригольников[pic] в Новгороде и Пскове. Эта

ересь носила рационалистический характер, иными словами пыталась обосновать

вероучение разумными аргументами и отвергнуть догматы, не выдерживающие

критики с позиций разума. Стригольники критиковали нравы духовенства,

"поставление по мзде", то есть плату епископу на посвящение в сан

священнослужителя. Тем самым они фактически отрицали необходимость

церковной иерархии, считая, что священником может быть каждый образованный

и праведный человек.

Стригольники отрицали как непостижимое разуму таинство причастия, во

время которого вино и хлеб "пресуществляются" в кровь и тело Христа.

В 1375 г. новгородские стригольники были казнены.

В XV в. ересь возродилась в среде приходского духовенства в Новгороде,

а оттуда перекинулась в Москву. Она вошла в историю как новгородско-

московская или ересь жидовствующих. Последнее объяснялось тем, что еретиков

обвиняли в приверженности иудаизму, поскольку они не признавали святости

икон и не верили в Святую Троицу. В Москве среди приверженцев ереси

оказались высокопоставленные придворные, например, видные дипломаты дьяки

братья Курицыны. Еретиков поддерживала невестка Ивана III Елена Стефановна.

Сам Иван III долгое время тоже терпимо относился к ереси. Это

объяснялось сложными отношениями между светской властью и церковью.

Государство было не прочь провести секуляризацию, то есть изъять обширные

земельные владения, накопившиеся у монастырей и церквей в результате

вкладов служилых людей. В самой церкви по этому вопросу существовали два

течения.

Нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что монахам подобает

кормиться трудами собственных рук, а не чужим трудом. Поэтому они

отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их противники -

иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви

владеть землями с крестьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую

благотворительность. Одновременно нестяжатели сравнительно терпимо

относились к еретикам, полагая, что их надлежит увещевать, как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.