рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Л.А.Кацва История России с Древних Времен и до ХХ Века

6% годовых. Если помещик не справлялся с уплатой долга, и нуждался в

дополнительных средствах, он мог перезаложить имение, получив новую ссуду,

но на более короткий срок и под более высокие проценты. Имения

несостоятельных должников брались в опеку. Помещики широко прибегали к

залогу и перезалогу имений, а полученные средства нередко использовали

непроизводительно, проживали, не думая о завтрашнем дне.

|ТЕМА 48. |ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВО II ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА. |

1. Основные политические принципы николаевского царствования

Вторая четверть XIX в. вошла в историю России как "николаевская эпоха"

или даже "эпоха николаевской реакции". Важнейшим лозунгом Николая I,

пробывшего на российском престоле 30 лет, стало: "Революция на пороге

России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание

жизни". Николай I, хотя и отличался, также как его отец и старший брат,

преувеличенной любовью к парадам и военной муштре, был способным и

энергичным человеком, понимавшим необходимость реформирования России.

Однако страх перед революцией, вызванный восстанием декабристов и ростом

революционного движения в Европе, заставил его уклоняться от глубоких

реформ и вести охранительную политику, завершившуюся крахом в годы Крымской

войны.

2. Кодификация законов

В первые годы царствования Николая I была организована работа по

кодификации российских законов. Единый свод законов последний раз

принимался в России в 1649 г. С тех пор накопились тысячи законодательных

актов, нередко противоречивших друг другу. Работа по составлению свода

законов была поручена группе юристов под руководством

М.М. Сперанского[pic]. Все российские законы, изданные после 1649 г., были

собраны и расположены в хронологическом порядке. Они составили 47 томов

Полного собрания законов Российской империи. В 1832 г. был издан 15-

титомный Свод законов Российской империи, в который вошли все действующие

законы. Издание Свода позволило упорядочить деятельность государственного

аппарата.

3. Политический сыск и цензура

Стремясь исключить распространение в России революционных идей и

организаций, Николай I прежде всего значительно усилил репрессивные органы.

Был создан особый корпус жандармов во главе с А.Х. Бенкендорфом, а позднее

- А.Ф. Орловым. Вся страна была разделена на жандармские округа во главе с

генералами жандармерии, которые должны были выявлять и пресекать крамолу.

Деятельность жандармов направлялась специальным III Отделением

собственной Его Императорского Величества канцелярии. III Отделение сначала

возглавлял тот же Бенкендорф, а затем - Л.В. Дубельт. III Отделение было

немногочисленным, но имело широкую агентурную сеть, с помощью которой

ведало сбором информации о настроениях в обществе, следило за

подозрительными людьми, занималось перлюстрацией писем, руководило

цензурой.

Цензурные уставы в царствование Николая I неоднократно менялись, то

ужесточаясь[pic], то несколько смягчаясь, но в целом цензурная политика

была направлена на удушение свободной мысли и любого инакомыслия.

Цензоры были обязаны запрещать любое издание, любую публикацию, если

усматривали хоть малейший намек на критику самодержавного образа правления

или православной религии. Запрещались естественно-научные и философские

книги, противоречившие православному вероучению. На жестокость цензуры

жаловался даже такой верноподданный литератор, как Фаддей Булгарин,

говоривший, что "вместо того, чтобы запретить писать противу правительства,

цензура запрещает писать о правительстве и в пользу оного". Доходило до

курьезов, как в случае, когда цензор запретил восклицание "Это, кажется,

столпы могущества России!", обращенное к колоннам Исаакиевского собора.

Замечание цензора гласило: "Столпы России суть министры".

4. Польский вопрос и внутренняя политика

Стремление Николая I жестко контролировать идейную жизнь общества еще

больше усилилось после того, как в 1830 г. в Польше вспыхнуло восстание,

вызванное нарушением конституции, дарованной Александром I. Восстание было

жестоко подавлено, польская конституция отменена. С этого времени началась

не прекращавшаяся до самого конца самодержавия в России дискриминация

поляков. Влияние польского восстания на внутриполитическую ситуацию в

России было связано с усилившимся страхом Николая I перед революцией.

5. Система образования

Заботясь о сохранении в обществе и народе верноподданнических

взглядов, власть постоянно ужесточала школьные уставы. Было категорически

запрещено принимать в высшие и средние учебные заведения крепостных. Люди

"низших званий" должны были получать образование преимущественно в

одноклассных церковно-приходских школах, где обучали элементарным навыкам

чтения, счета, письма и закону Божьему. Для горожан существовали

трехклассные училища и лишь для дворян - семиклассные гимназии. Только

программа гимназии, включавшая словесность, древние языки, историю, а также

математику и физику, позволяла поступить в университет. Правда, существовал

порядок сдачи экзаменов экстерном, что открывало дорогу в университеты

людям, не окончившим гимназии. Права университетов с введением нового

университетского устава 1835 г. были урезаны.

В 30-х гг. программы учебных заведений были пересмотрены. Преподавание

естественных и математических наук сократилось в пользу древних языков

(латыни и церковнославянского). Современная история и литература не

преподавались вовсе во избежание возбуждения "вредных мыслей".

Государство стремилось унифицировать систему учебных заведений,

выступало против домашнего образования и частных школ, поскольку не могло

контролировать их так же, как казенные гимназии и училища.

6. Идеология. Теория официальной народности

Стремясь противостоять революционным и либеральным идеям, самодержавие

прибегало не только к репрессиям. Царь понимал, что взглядам могут

противостоять лишь иные взгляды. Официальной идеологией николаевской России

стала т.н. "теория официальной народности". Ее творцом стал министр

просвещения граф С.С. Уваров. Основу теории составила "уваровская троица":

православие - самодержавие - народность. Согласно этой теории, русский

народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и

самодержавие составляют непременные условия существования России.

Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных

традиций и отвергать иностранное влияние. Спокойная, устойчивая, благолепно-

тихая Россия противопоставлялась мятущемуся, разлагающемуся Западу.

В "теории официальной народности" ярко проявилась закономерность

русской истории: любой поворот к консерватизму и охранительству всегда

сочетается с антизападничеством и подчеркиванием особенностей собственного

национального пути.

"Теория официальной народности" была положена в основу преподавания в

школах и университетах. Ее проводниками стали консервативные историки

С.П. Шевырев и М.П. Погодин. Она широко пропагандировалась в печати

усилиями таких литераторов как Ф. Булгарин, Н. Греч, Н. Кукольник и др.

Россия в соответствии с "теорией официальной народности" должна была

выглядеть счастливой и умиротворенной. Бенкендорф говорил: "Прошедшее

России удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее

будущего, то оно выше всего, что только может представить себе самое пылкое

воображение".

Сомнение в великолепии российской действительности само по себе

оказывалось или преступлением, или свидетельством сумасшествия. Так, в

1836 г. по непосредственному распоряжению Николая I был объявлен

сумасшедшим П.Я. Чаадаев, опубликовавший в журнале "Телескоп" смелые и

горькие (хотя далеко не бесспорные) размышления об истории России и ее

исторической судьбе.

В конце 40-х гг., когда в Европе начались революции, стало очевидно,

что попытка Уварова противопоставить революционной угрозе воспитание

преданности престолу и церкви не удалась. Крамола все шире проникала в

Россию. Недовольный Николай в 1849 г. уволил Уварова, сделав ставку только

на подавление свободомыслия с помощью репрессий. Это знаменовало глубокий

идейный кризис власти, окончательно оттолкнувшей от себя общество.

7. Финансовая реформа

Канкрина Одним из наиболее удачных шагов правительства Николая I стала

денежная реформа, проведенная министром финансов Е.Ф. Канкриным. Финансы

России к началу царствования Николая I пришли в полное расстройство, в

особенности из-за растущего выпуска обесцененных бумажных денег

(ассигнаций). В 1839-1843 гг. Е.Ф. Канкрин провел реформу, позволившую

стабилизировать российскую валюту. В обращение были выпущены кредитные

билеты, которые свободно обменивались на серебряные деньги. Канкрин

добивался экономного расходования государственных средств, осуществлял

протекционистские меры, не допускал увеличения налогов на народ ради

ослабления бюджетного дефицита. Однако подлинная финансовая стабилизация

была возможна только на основе устойчивого роста крестьянского хозяйства -

основы российской экономики. А это требовало решения вопроса о крепостном

праве.

8. Крестьянский вопрос

Николай I, как и многие в его окружении, понимал необходимость отмены

крепостного права - этого, по словам Бенкендорфа, "порохового погреба" под

империей. Однако суть его подхода к этой проблеме выразилась в

произнесенных им однажды словах: "Крепостное право есть зло..., но

прикасаться к оному теперь было бы злом еще более гибельным".

На протяжении царствования Николая I было создано девять секретных

комитетов по крестьянскому делу. Секретность объяснялась тем, что

правительство боялось возбудить недовольство дворян и вызвать массовые

волнения крепостных. Любой намек на обсуждение вопроса о крепостном праве

был бы воспринят крестьянами однозначно: царь хочет свободы, тормозят ее

господа. В результате обсуждение крестьянского вопроса велось в узком

чиновном кругу и каждый раз кончалось тем, что серьезные решения

откладывались на неопределенный срок.

Стремясь показать пример решения крестьянского вопроса, правительство

в 1837-1841 гг. осуществило реформу государственной деревни. Нередко ее

называют реформой Киселева по имени министра государственных имуществ

П.Д. Киселева, по чьему проекту и под руководством которого она была

проведена.

Киселев провозгласил своей целью приблизить положение государственных

крестьян к положению "свободных сельских обывателей". Было изменено

управление государственной деревней. Значительно увеличились земельные

наделы государственных крестьян. Подушная подать стала постепенно

превращаться в земельно-промысловую. Появились больницы и школы, крестьяне

получили агротехническую помощь, смогли пользоваться кредитом. Конечно, и

после реформы наделы государственных крестьян оставались недостаточными, а

крестьянское самоуправление было подчинено мелочной полицейской опеке, но

все же положение государственных крестьян значительно улучшилось. Не

случайно широко распространилась идея уравнения крепостных с

государственными.

Замысел Киселева как раз и состоял в проведении реформы сначала в

государственной, а затем - и в помещичьей деревне. Однако из-за

сопротивления крепостников пришлось ограничиться лишь принятием в 1842 г.

Указа об "обязанных крестьянах". Указ несколько расширил возможности

помещиков освобождать крепостных, предоставленные им по указу о вольных

хлебопашцах 1803 г. Теперь помещик мог, не спрашивая позволения у властей,

предоставить крепостному личные права и земельный надел, за который

крестьянин обязан был нести повинности. Бывший крепостной становился, таким

образом, наследственным держателем земли, остающейся в собственности

владельца. Однако главное условие - желание помещика - оставалось

незыблемым. Поэтому непосредственные результаты указа были невелики:

свободу получили лишь 24 тыс. крепостных.

Для того, чтобы власть решилась на отмену крепостного права,

потребовался позор проигранной Крымской войны.

На что следует обратить внимание при ответе:

Характерной особенностью царствования Николая I является понимание

необходимости реформ при одновременном отсутствии политической воли для их

осуществления. Политику Николая (за исключением "мрачного семилетия" после

1848 г.) следует характеризовать не как реакционную, а, главным образом,

как охранительную, направленную на неизменность существующего положения до

того времени, когда реформы станут, наконец, возможны.

[pic]

1 М.М. Сперанский находился в ссылке в 1812-1816 гг. В 1816 г. он стал

губернатором Пензы, в 1819-1821 гг. был генерал-губернатором Сибири. В

1821 г. он вернулся в Петербург и стал членом Государственного совета.

2 Цензурный устав, принятый в 1826 г. и получивший прозвище

"чугунный", был смягчен уже в 1828 г., но его название очень ярко

характеризует всю цензурную политику николаевской эпохи.

|ТЕМА 49. |ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ ВО II ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА|

1. Особенности общественного движения 2-й четверти XIX в.

Во 2-й четверти XIX века в российском общественном движении произошли

серьезные изменения.

Во-первых, значительно расширился его круг. Если в движении

декабристов участвовали только дворяне, причем, главным образом,

представители столичной знати и гвардейские офицеры, то в годы

николаевского царствования активными участниками освободительного движения

стали преподаватели и студенты университетов (главным образом, Московского)

и литераторы.

Во-вторых, важную роль в освободительном движении начала играть

периодическая печать, формировавшая общественное мнение.

В-третьих, если взгляды декабристов опирались на идеологию

Просвещения, то внимание участников общественного движения 2-й четверти

XIX века привлекали идеи немецкой классической философии (Шеллинга,

Гегеля), а с 30-х гг. - также утопического социализма (Сен-Симона, Фурье).

В-четвертых, с рубежа 30-х-40-х гг. в центре общественного внимания

оказался вопрос об исторических судьбах России - спор между западниками и

славянофилами.

2. Оппозиционные кружки 20-х гг.

Подавление восстания на Сенатской площади и смертная казнь пятерых

декабристов (в России многие десятилетия не казнили за политические

преступления), ужесточение цензуры вызвали недовольство многих либерально

настроенных людей, прежде всего молодежи. Однако для создания новых тайных

обществ по типу декабристских в тогдашнем обществе не было ни сил, ни

возможностей. Поэтому на протяжении 20-х - начала 30-х гг. существовали

лишь небольшие кружки (численностью от пяти до нескольких десятков

человек), в которых велись "вольнодумные" разговоры. Подобные кружки

существовали недолго и, как правило, быстро раскрывались полицией. Сведения

о некоторых из них и сохранились только благодаря полицейским делам. На

общественную атмосферу они не смогли оказать серьезного влияния. Однако сам

факт из возникновения свидетельствует о сохранении в России недовольства

правительственной политикой. Это подтверждается сведениями о существовании

подобных кружков не только в столицах, но и в ряде провинциальных городов.

В 1827 г. в Московском университете был раскрыт кружок братьев В.И. и

М.И. Критских. Члены его собирались вести антиправительственную пропаганду

и даже поговаривали о цареубийстве. В 1831 г. был разгромлен кружок

Н.П. Сунгурова, в котором наряду со студентами состояли некоторые офицеры.

Хотя деятельность обоих кружков ограничивалась разговорами, их члены

подверглись суровому наказанию: ссылке или даже сдаче в солдаты.

В 1832 г. университетское начальство узнало о существовании т.н.

"общества 11-го нумера" - студенческого кружка, сложившегося вокруг

В.Г. Белинского. Будущий критик читал в этом кружке свою драму "Дмитрий

Калинин". Чтобы не привлекать полицию и не создавать университету

окончательной репутации рассадника вольнодумства, Белинского немедленно

исключили "по слабости здоровья и ограниченности способностей".

В Московском университете сложился и кружок А.И. Герцена и

Н.П. Огарева. Члены кружка придерживались либеральных антиправительственных

взглядов, с восхищением следили за революцией во Франции в 1830 г. и

восстанием в Польше в 1831 г. Но в 1831 г. под влиянием крушения польского

восстания и известий о восстании лионских ткачей Герцен и его друзья стали

пересматривать свои взгляды в пользу социалистического учения - сен-

симонизма. Прежние свои взгляды Герцен позднее называл "детским

либерализмом 1826 г.". В 1834 г. кружок был раскрыт полицией. Герцен был

сослан в Пермь, позднее - в Вятку. Другие члены кружка также попали в

ссылки или были отданы под полицейский надзор.

Наряду с перечисленными в Московском университете существовал кружок

Н.В. Станкевича, не имевший ярко выраженного политического и оппозиционного

характера. В этом кружке изучалась труды немецких философов: Канта, Фихте,

Шеллинга, Гегеля. Станкевич оказал огромное влияние на идейную жизнь

России. Здесь сформировались как самостоятельные мыслители будущие видные

общественные деятели, в том числе вожди западничества и славянофильства:

Т.Н. Грановский, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский, И.С. и К.С. Аксаковы,

Ю.Ф. Самарин.

3. Западничество и славянофильство

В конце 30-х - начале 40-х гг. на первый план в развитии общественной

мысли вышли споры об исторической судьбе России. Сложились два лагеря:

славянофилы и западники. Наиболее видными идеологами славянофильства

являлись И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.И. Кошелев,

А.С. Хомяков и Ю.Ф. Самарин. Лидерами западничества были выдающийся историк

средневековья Т.Н. Грановский, М.А. Бакунин, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин,

М.Н. Катков. Левыми западниками называют обычно В.Г. Белинского,

А.И. Герцена, Н.П. Огарева.

Общей чертой западничества и славянофильства являлось неприятие

существующих в России порядков. Те и другие понимали гибельность

крепостного права, цензурного и полицейского произвола. Но западники

считали, что Россия должна идти по тому же пути, что и Западная Европа,

стать, в конце концов, парламентской конституционной монархией. Для левых

западников развитие по европейскому пути должно было привести к утверждению

в России социализма, понимаемого в духе идей Сен-Симона.

В отличие от западников, славянофилы считали европейский путь

неприемлемым и гибельным для России. Все постигшие Россию беды они

связывали именно с тем, что, начиная со времен Петра I, Россия отказалась

от свойственного ей самобытного развития и стала перенимать чуждые

европейские порядки.

Уже мыслители XIX в. отмечали идейную двойственность славянофильства.

В.С. Соловьев считал, что славянофильству присуще "противоречие между

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.