рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Государственный долг

приведенная стоимость потребления не должна превышать текущей приведенной

стоимости всего потока доходов. Ограничением по заимствованию означает, что

потребление первого периода не должно превышать дохода этого же периода.

При снижении налогов на (Т доход также растёт на (Т но доход второго

периода уменьшается на (1+r)(Т.

Поскольку текущая приведенная стоимость дохода остается неизменной,

бюджетное ограничение также неизменно. Но в связи с тем, что доход первого

периода увеличивается, теперь возможен более высокий уровень потребления

для первого периода. Потребитель выбирает точку В, а не точку А. Поэтому

рикардианское равенство не выполняется.

Таким образом, если многие потребители стремятся получить кредит для

увеличения потребления, то финансируемое за счет займов снижение налогов

стимулирует потребление, что и утверждает традиционный подход. Однако в том

случае, когда ограничения по заимствованию не играют существенной роли для

большинства потребителей, и если верна гипотеза постоянного дохода, то

потребители принимают в расчет возможность роста будущих налогов,

обусловленную наличием государственного долга.

Третий аргумент в пользу традиционной точки зрения на государственный

долг заключается в том, что потребители не ожидают, что будущие налоги

придется платить не им, а следующим поколениям. Поскольку будущие поколения

являются детьми и внуками нынешнего поколения, то решения принимаются не

отдельным лицом, которое живет ограниченное число лет, а семьей.

Следовательно, полученные за счет снижения налогов дополнительные средства

человек направляет не на потребление, а на сбережения, чтобы оставить их в

наследство своим детям, которые будут платить повышенные налоги.

Количественная оценка государственного долга объективно усложняется

следующими факторами:

1) Обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается

амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к завышению

размеров бюджетного дефицита и государственного долга.

2) Государственные расходы должны включать только реальный процент по

государственному долгу, а не номинальный процент. При высоких темпах

инфляции эта погрешность может быть весьма значительной и определяться

соотношением:

где Rr - реальная ставка процента;

Rn - номинальная ставка процента;

( = Rn- Rr – величина инфляции [15, 362].

Завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины

государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу.

Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию

[15, 362]:

3) При оценках дефицита государственного бюджета на макроэкономическом

уровне обычно не учитывается состояние бюджетов субъектов государства,

которые могут иметь излишки.

4) Наряду с официальным дефицитом государственного бюджета существует

скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной деятельностью Центрального

Банка, а также государственных предприятий и коммерческих банков. Скрытый

дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного дефицита и

государственного долга, что нередко делается целенаправленно, например, в

рамках курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.

Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита и

государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими

показателями, тем более, что задолженность обычно увеличивается по мере

роста ВНП. Поэтому целесообразно использовать относительные показатели

задолженности [15, 364]. Можно выделить следующие основные относительные

показатели государственного долга.

А). Показатели запаса, характеризующие степень зависимости экономики

государства от прошлого притока капитала:

Динамика соотношения долга и ВНП зависит от следующих факторов:

величины реальной ставки процента, которая определяет размер процентных

выплат по долгу; темпов роста реального ВНП; величины первичного дефицита

госбюджета [15, 364].

Б). Показатели потока. Чем они выше, тем в более активной краткосрочной

корректировке нуждается внешнеторговая и валютная политика в целях

уравновешивания платежного баланса:

Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать

значение четвертого показателя до 25%.

В макроэкономическом анализе также используется сравнительная

динамика показателей:

Эффективность использования государственного кредита можно определить

как отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе

государственного кредита к сумме расходов, выраженное в процентах, то есть

по формуле:

Э = (П-Р) / Р * 100, (17)

где Э – эффективность использования государственного кредита;

П – поступления по системе государственного кредита;

Р – расходы по системе государственного кредита [67, 346].

Действительное бремя государственного долга для той или иной страны

предопределяется прежде всего способностью государства его обслуживать. А

эта способность правительства мобилизовать наличные денежные ресурсы в

большой степени зависит от величины денежной массы (агрегата М2), чем от

размеров ВВП. В условиях, когда показатель монетизации экономики, равный

соотношению между объемом денежной массы М2 и ВВП, достаточно близок к

единице, отношения объемов государственного долга к ВВП и к М2 если и не

совпадают, то достаточно близки по значению. При этом существуют

возможности для обслуживания государственного долга.

Для оценки возможностей России по обслуживанию государственного долга

необходимо сравнить ее относительные показатели с аналогичными других стран

и определить, какую позицию занимает наша страна в мире.

Оценим следующие относительные показатели внешнего долга России: общую

сумму внешнего долга и его сумму в расчете на душу населения; темп прироста

внешнего долга; внешний долг в процентах к ВВП и экспорту [59, 35].

На 1 января 1995 г. Россия занимала пятое место в мире по величине

внешней задолженности (101,6 млрд. долл.) после США (688,6 млрд. долл.),

Германии (301,0 млрд. долл.), Бразилии (151,1 млрд. долл.), Мексики (128,3

млрд. долл.). На 1 января 2000 г., по некоторым данным, государственный

долг США достигает 5 трлн. долл., Японии – 3,5 трлн. долл. [59, 36].

Причем около половины государственного долга развитых стран приходится

на гособлигации, которыми правительства постоянно покрывают бюджетный

дефицит. При этом внешний долг США на 1 января 2000 г. оценивается в 700

млрд. долл. Место, занимаемое Россией по величине внешней задолженности на

начало 2000 г., как видно, не изменилось [57, 102].

Что касается динамики внешнего долга, оцениваемой с помощью расчета

темпов прироста, то показатель России несколько выше среднемирового и ниже,

чем у США и Германии. Так, прирост внешнего долга России за 1996-1998 г.

описывается индексами 12,5%, 12,9% и 13,0%; в то время как для США

характерны соотношения 9,8%, 13,0% и 13,3% за тот же период; для Германии –

5,5%, 13,7% и 13,5%. Среднемировые темпы прироста внешней задолженности

государств за период 1996-1998 гг. составили соответственно 8,5%, 9,9% и

10,3% [59, 38].

По показателю величины внешнего долга на душу населения положение

России не столь безнадежно: ее показатель в 8 раз ниже показателя Швеции, в

4,5 раза – Германии и более чем в 3 раза ниже показателя США [59, 40].

Так, в расчете на 1985 г., 1990 г., 1995 г. и прогноз на 2000 г.

внешний долг на душу населения в Швеции составляет соответственно: 1936

долл. США, 2036 долл., 7570 долл. и 7100 долл. Для США эти цифры: 939

долл., 1831 долл., 2670 долл. и 2700 долл.; для России: 197 долл., 403

долл., 650 долл., 850 долл. [59, 40]. Это говорит о том, что людской

потенциал обслуживания внешнего долга у нас достаточно большой. Среди стран

с переходной экономикой Россия стоит на восьмом месте после Венгрии,

Югославии, Болгарии, Словении. Польши, Чехии и Словакии.

Показатель отношения внешнего долга к ВВП определяет возможность

обслуживания внешнего долга. На Европу, Северную Америку и Азию приходится

соответственно 35%, 25 и 25% мирового ВВП. Доля РФ в мировом производстве

пока невелика, ее ВВП не превышает 500 млрд. долл., что меньше, чем у,

например, Нидерландов. Отношение величины внешней задолженности России к

ВВП в последние годы составляло несколько менее 40%. Соотношения внешнего

долга и ВВП ряда стран характеризует таблица 2.7 [57, 104].

Таблица 2.7.

Отношение внешнего долга к ВВП (в %).

| |1985 г. |1990 г. |1995 г. |2000 г. - |

| | | | |прогноз |

|Мексика |42,1 |35,2 |34,2 |35,5 |

|Швеция |12,3 |9,8 |33,5 |31,2 |

|Бразилия |31,2 |27,4 |27,9 |28,1 |

|Россия |9,8 |16 |35,7 |85 |

|Германия |3,1 |7,2 |14,9 |13,5 |

|США |5,6 |8,3 |10 |9 |

|Франция |0,6 |0,6 |0,9 |1 |

Показатель отношения внешнего долга к экспорту имеет отличительную

особенность, состоящую в том, что при превышении критической отметки в 275%

может частично или полностью списываться внешний долг страны. У России этот

показатель еще не доходил до указанного уровня, составляя примерно равные

величины с США и большие, чем, например, у Швеции.

Так, в расчете на 1985 г., 1990 г., 1995 г. и прогноз на 2000 г.

показатель отношения внешнего долга к экспорту в Швеции составляет

соответственно: 53,5%, 30,6%, 111,5%, 115,0%. Показатели, характеризующие

положение США, - 104,1% в 1985 г., 117,7% в 1990 г., 137,4% в 1995 г.,

140,0% в 2000 г.; расчеты применительно для России – 51,4%, 91,4%, 137,5% и

200,0% [57, 105].

Следовательно, положение России не является кризисным и может

стабилизироваться после принятия соответствующих мер.

3. Пути оптимизации государственного долга россии

3.1. Общие принципы организации и задачи системы управления

государственным долгом.

Словосочетание «система управления долгом» становится все более

популярным в экономическом словаре ученых и руководителей финансовой

системы страны. Однако пока нет четкого представления о том, что включается

в систему управления долгом:

- только выпуск, обслуживание и погашение государственных бумаг;

- либо активное управление, включающее вторичный рынок, выкупы и

доразмещение, свопы, регулирование рисков и т.д. [37, 14].

В первом случае это является только проблемой Минфина России и по

государственному внутреннему долгу, например, данный вопрос полностью

решен, включая возможность получения в режиме реального времени всей

информации по долгу в разрезе инструментов, о платежном графике, об

инвесторах и так далее. Но, поскольку государство заинтересовано в

выработке наиболее эффективного механизма управления долгом, оптимален

второй вариант.

Под управлением государственным долгом в теории финансов понимается

«совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и

погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению

условий и выпуску новых государственных ценных бумаг» [67, 344].

В соответствии с действующим Бюджетным кодексом РФ «управление

государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством

Российской Федерации» [1, ст. 101].

При этом Российская Федерация не несет ответственности по долговым

обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,

если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией; а

субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по

долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были

гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

Право осуществления государственных внешних заимствований Российской

Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий,

договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов

(займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации

осуществлять внешние заимствования может Правительство Российской Федерации

либо уполномоченный Правительством Российской Федерации ответственный

федеральный орган исполнительной власти.

В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:

- минимизация стоимости привлекаемых внешних займов;

- снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга;

- повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов;

- поддержание стабильности функционирования политической системы и

престижа государства;

- обеспечение социальной стабильности;

- сохранение национальной безопасности.

Основная цель политики, проводимой в настоящий момент правительством РФ

в области управления внешней задолженностью, состоит в упорядочении

отношений с внешними кредиторами бывшего СССР и установлении новых графиков

платежей по его долгам с учетом реальных возможностей обслуживания этих

обязательств.

В отношении внутреннего долга стратегия федерального правительства

состоит в реструктуризации задолженности в сторону повышения доли

среднесрочных обязательств, снижения доходности государственных ценных

бумаг при сохранении их привлекательности.

Цикл управления государственным долгом включает 3 стадии: привлечение,

размещение (использование) и погашение.

Управление привлечением долгового финансирования в экономику

предполагает удержание величины долга в определенных пределах. Предельные

объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего

долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной

финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на

очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения

обязательств.

Предельный объем государственных внешних заимствований Российской

Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и

погашению государственного внешнего долга Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации вправе осуществлять внешние

заимствования в объеме свыше установленного федеральным законом о

федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема

государственных внешних заимствований, если при этом оно осуществляет такую

реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к

снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного

объема государственного внешнего долга [1, ст. 106].

Правительство Российской Федерации имеет право осуществлять внутренние

(внешние) заимствования с превышением установленного федеральным законом о

федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема

государственного внутреннего (внешнего) долга вместо внешних заимствований,

если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках

установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной

финансовый год государственного долга, и иной порядок реструктуризации не

предусмотрен федеральным законом о федеральном бюджете на очередной

финансовый год. Данное право, согласно п. 4 ст. 108 БК РФ, распространяется

исключительно на несвязанные (финансовые) внешние заимствования РФ [1, ст.

108].

Привлечение долговых источников финансирования бюджетного дефицита

осуществляется на основе предварительно составленных программ внешних и

внутренних заимствований.

Программа государственных внешних заимствований РФ и предоставляемых

Российской Федерацией государственных кредитов представляет собой перечень

внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с

указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований,

объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема

заимствований в данном финансовом году [1, ст. 108].

В Программу государственных внешних заимствований РФ в обязательном

порядке включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы, если

такие соглашения не утратили силу в установленном порядке [1, ст. 108] (см.

также Приложение 4).

Программы государственных заимствований Российской Федерации

представляются федеральным органом исполнительной власти Российской

Федерации законодательному органу в составе документов и материалов,

представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.

В случае выпуска долговых обязательств РФ с обеспечением исполнения

обязательств в виде обособленного имущества программа государственных

внутренних заимствований Российской Федерации должна содержать

количественные данные об эмиссии указанных обязательств, выраженные в

валюте Российской Федерации, а также примерный перечень имущества, которое

может служить обеспечением исполнения этих обязательств в течение срока

заимствования [1, ст. 110].

В программу государственных внутренних заимствований Российской

Федерации в обязательном порядке включаются соглашения о займах,

заключенные в предыдущие годы, если такие соглашение не утратили силу в

установленном порядке.

Все поступления средств в бюджет от заимствований и других долговых

обязательств, включая средства, которые расходуются на обслуживание и

погашение государственного или муниципального долга, отражаются в бюджете

как источники финансирования дефицита бюджета. Все расходы на обслуживание

долговых обязательств, включая дисконт по дисконтным ценным бумагам,

отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или

муниципального долга [1, ст. 113].

В расходы на обслуживание государственного долга закладывается резерв

на исполнение обязательств по государственным или муниципальным гарантиям

при наступлении гарантийного случая [1, ст. 113].

Государственной гарантией признается способ обеспечения гражданско-

правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация – гарант дает

письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается

государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или

частично. Гарантия выдается в письменной форме, на срок, определяемый

сроком исполнения гарантированного ею обязательства.

Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность

дополнительно к ответственности должника по гарантированному им

обязательству. Предусмотренное обязательство гаранта перед третьим лицом

ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия [1, ст. 115].

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год

должны быть установлены верхний предел общей суммы государственных гарантий

Российской Федерации, предоставляемых в валюте Российской Федерации, и

верхний предел государственных гарантий Российской Федерации,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.