рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Государственный долг

| |ый | |отсрочкой | |определенных рамках и контроль |

| |тран| |погашения в | |за приростом денежной массы, |

| |ш | |течение 4,5 | |однако в существенно смягченном |

| | | |лет | |по сравнению с предыдущим |

| | | | | |кредитом варианте |

|1994|Втор|0,753 |10 лет с |25 |Аналогичные предыдущему. Плюс |

| |ой | |отсрочкой | |либерализация ВЭД включая |

| |тран| |погашения в | |ликвидацию нетарифных мер |

| |ш | |течение 4,5 | |регулирования экспорта |

| | | |лет | | |

|1995| |2,954 |5 лет, с |100 |В целом аналогичные предыдущим. |

| | | |отсрочкой | |В области ВЭД были взяты |

| | | |погашения на | |обязательства по ликвидации |

| | | |3 года и 3 | |внешнеэкономических льгот, |

| | | |месяца на | |либерализации нефтяного экспорта|

| | | |каждый | |и отмене до 1 января 1996 г. |

| | | |отдельный | |всех экспортных пошлин. |

| | | |транш | | |

|1996| |10,2 |10 лет с | |Ликвидация экспортных пошлин на |

|-98 | | |отсрочкой | |газ и нефть с одновременным |

| | | |погашения в | |компенсирующим повышением |

| | | |течение 4,5 | |акцизов. Неприменение |

| | | |лет на каждый| |ограничений на импорт алкоголя. |

| | | |транш | |Отмена обязательной |

| | | | | |предтаможенной экспертизы |

| | | | | |экспортируемых товаров. |

| | | | | |Выполнение ежемесячных |

| | | | | |индикативных показателей |

| | | | | |денежно-кредитной и |

| | | | | |налогово-бюджетной программ |

Предоставление их связано с соблюдением ряда требований, а именно:

- наличие прогнозируемой, последовательной экономической политики;

- наличие утвержденного до начала нового финансового года федерального

бюджета;

- сохранение стабильного налогового режима [14, 280].

Выделение кредитов осуществляется на основе ежегодно заключаемых

соглашений об экономической политике между правительством и Центробанком

РФ, с одной стороны, и МВФ — с другой. В этих соглашениях определяются

основные параметры макроэкономической политики России на период

кредитования.

Самыми значительными шагами сотрудничества России с МВФ стало

предоставление ей резервного кредита «Stand-by» № 1 в 1992 г., программа

кредитования системной трансформации в 1993 г. и резервный кредит «Stand-

by» № 2 в 1995 г. Из трех перечисленных программ Россией была выполнена

лишь последняя. Целью этой программы было достижение финансовой

стабилизации - соблюдение ограничений на рост индикаторов и бюджетного

дефицита, обеспечивающих снижение инфляции и стабилизацию курса рубля.

Среди намеченных мер, призванных увеличить доходную часть федерального

бюджета и таким образом содействовать уменьшению его дефицита, заметную

роль играла дальнейшая либерализация внешней торговли [21, 154].

В начале декабря 2000 г. Международный валютный фонд объявил об

ужесточении условий предоставления кредитов. Долгосрочные займы станут

более дорогими, раздача кредитов по первому запросу прекратится.

Несмотря на то, что в бюджет-2001 уже «заложен» кредит МВФ на 1,75

млрд. долл., переговоры о предоставлении России этих средств пока что не

завершены. Выполнение основных требований Фонда, в числе которых важное

место занимают реформы российских естественных монополий, в настоящий

момент только началось, и новый транш кредита до появления первых реальных

результатов может быть и не получен [38].

Взаимодействие России с МБРР строится в зависимости от отношений,

складывающихся с МВФ. Если эти отношения благоприятны и МВФ удовлетворен

ходом реформ в России, МБРР также предоставляет кредиты России на весьма

льготных условиях. Банк предоставляет России кредиты двух видов: не

обусловленные и обусловленные определенными действиями Правительства РФ по

коррекции своей структурной экономической политики. В качестве примера

государственных внешних заимствований можно представить Программу

заимствований за 1997 г. (см. Приложение 4) [14, 281].

Все займы МБРР предоставлялись только под гарантии Правительства РФ и

на условиях возврата основного долга в течение 17 лет; его погашение

начинается через 5 лет (два раза в год равными долями). Первый

реабилитационный заем (1993 г.) и третий заем на структурную перестройку

экономики (1998 г.) должны быть возвращены через 15 и 7 лет соответственно

[39, 25].

МБРР предоставляет моновалютные и мультивалютные займы. По моновалютным

займам в качестве базы определения процентной ставки используется

долларовый Libor, к которому добавляется маржа МБРР. Ставки меняются раз в

месяц. В конце 1998 г. ставка колебалась в пределах 6-6,1%. Проценты по

мультивалютным займам определяются на основе «стоимости квалифицированного

заимствования» и изменяются раз в полгода. В конце 1998 г. процентная

ставка по этим займам составляла 6,9%.

Займы МБРР классифицируются по следующим видам: финансовые

(бюджетозамещающие) для поддержки платежного баланса, предоставляющиеся

конечным пользователям на безвозвратной основе; инвестиционные, включая

оказание помощи для финансирования проектов по решению социально-

экономических задач страны-заемщика (одна часть этих средств

предоставляется на возвратной и другая – на безвозвратной основе) [39, 25].

По инвестиционным займам МБРР основные закупки проводятся на конкурсной

основе посредством участия в международных тендерах. Ограничение участия

поставщиков товаров и оказания услуг какой-либо стране не допускается.

В 1993-1998 гг. России было выделено 8 бюджетзамещающих (финансовых)

займов на 6,2 млрд. долл. (57% суммы портфеля), в том числе в 1993 и 1995

гг. соответственно первый и второй реабилитационные займы – 1,2 млрд. долл.

Остальные бюджетзамещающие займы были следующими: в 1996 г. 500 млн. долл.

для финансирования угольной промышленности и в 1998 г. – 800 млн. долл.; на

структурную перестройку экономики в 1997 г. 600 млн. долл. и в 1998 г. –

0,8 млрд. долл. и 1,5 млрд. долл.; в 1998 г. на финансирование структурной

перестройки системы социальной защиты – 800 млн. долл.

В портфеле займов МБРР инвестиционные займы составляют 41%, из них

наибольший объем средств – 1,82 млрд. долл. или 39% предназначен для

сектора инфраструктуры и окружающей среды, энергетический – 1,16 млрд.

(25%), социальный сектор – 0,74 млрд. (16%), финансовый и реформирование

предприятий – 0,66 млрд. (14%), на сельское хозяйство и институциональное

развитие приходится 0,24 млрд. (5%) и 0,16 млрд. (3%) соответственно [39,

26].

Следует отметить, что сотрудничество с международными организациями

выходит за рамки чисто финансовых отношений. Сотрудничество с МВФ оказывает

довольно заметное влияние на суверенный кредитный рейтинг, что сказывается

на восприятии иностранными инвесторами перспектив вложений средств в

экономику государства (в международной практике широко используется даже

термин IMF-approved destinations – одобренные МВФ страны) [62, 51]. Условия

заимствований у международных финансовых организаций достаточно

привлекательные: это «дешевые» (низкий процент) и «длинные» (долгий срок

использования) деньги.

Хотя в экономических исследованиях существуют мнения, что выполнение

условий, которыми было обусловлено получение этих кредитов, имело общее

отрицательное воздействие на экономическую ситуацию в стране [45, 100].

Еврооблигации – заем Правительства России на открытом рынке, агентом по

платежам по которым выступает Внешэкономбанк, а кредиторами – любые частные

и институциональные инвесторы. Эти займы брались правительством в 1996 –

1998 гг., всего было размещено четыре транша еврооблигаций (таблица 2.4)

(по другим данным – 7 траншей – см. Приложение 5 [51]).

Таблица 2.4.

Выпуски российских еврооблигаций в 1996-1998 гг.

|Выпуск |Срок |Объем |Спрэд[2] |Цена |Купон|Дата |

| |обращ|выпуска | |размещ|, % |погашения |

| |ения | | |ения | | |

|Россия I |5 лет|$ 1 млрд. |345 базисных |99,567|9,25 |29.11.2001|

|Россия II| |DM 2 млрд. |пунктов | |9 | |

| |7 лет|$ 2 млрд. |370 базисных |101,75|10 |25.03.2004|

|Россия | |DM 1,25 |пунктов | |9,375| |

|III[3] |10 |млрд. |365 базисных |99,164| |26.06.2007|

|Россия IV|лет | |пунктов | | | |

| |7 лет| |475 базисных |99,668| |31.03.2005|

| | | |пунктов | | | |

Выпуск российских евробовдов номинирован в американских долларах,

немецких марках, итальянских лирах. Этот долг является приоритетным для

государства и, согласно многочисленным заявлениям правительства, будет

погашаться в первую очередь. Общая сумма долга по номиналу по

еврооблигациям составляет около 16 млрд. долл., купон фиксированный.

Что касается валютной структуры российского внешнего долга в целом, а

также перспектив перевода долга России в евро, то здесь может показаться

интересным материал, посвященный этому вопросу (Приложение 6), взятый из

сайта Министерства финансов [26].

Первый на российском рынке внутренний облигационный заем в иностранной

валюте (ОГВВЗ) на сумму 7,9 млрд. долл. (в дальнейшем увеличен еще на 1,6

млрд. долл.) не был займом в общепринятом смысле, то есть не являлся

добровольным с точки зрения инвестора вложением средств в покупку

облигаций, а представлял собой принудительное и избирательное

переоформление долга (секьюритизацию). Данное обстоятельство, а также

низкий процент и отдаленные сроки погашения предопределили практически

полное отсутствие спроса на внутреннем рынке и, как следствие, сверхнизкие

цены. Самым популярным способом их использования в то время была оплата

уставного капитала. Вместе с тем сверхнизкая цена привлекла внимание

западных инвесторов, скупивших большую часть ОГВВЗ. Поэтому формально

внутренний долговой инструмент стал внешним [63, 47].

Впоследствии были выпущены облигации второго, третьего, четвертого,

пятого, шестого и седьмого траншей. Долг по ОВВЗ разбит в приведенной в

начале пункта 2.2 классификации структуры внешнего долга на две части,

поскольку 3-, 4- и 5-й транши ОВВЗ относятся к 1992 г. выпуска, а 6-й и 7-й

– к 1996 г. Третий выпуск должен был быть погашен в мае 1999 г., но

Правительство РФ перенесло срок погашения на декабрь 1999 г., выплатив

купоны по всем траншам, в том числе и третьему. Общий объем номинальной

суммы этого долга составляет 9,6 млрд. долл., с фиксированным купоном 3%

годовых. Заемщиком по этим бумагам выступает Минфин, агент по платежам –

Внешэкономбанк. В российской практике формально бумаги считаются внутренним

государственным долгом, номинированным в валюте, хотя большинство западных

экономистов относит их к внешнему долгу [45, 102].

Россия взяла на себя также обязательства по урегулированию

задолженности бывшего СССР и перед странами, не входящими в Парижский клуб.

Остатки задолженностей предполагается гасить товарными поставками. Так,

например, долг перед Словакией на начало 1999 г. составил 1,8 млрд. долл.,

перед Венгрией – 480 млн. долл., Республикой Корея – 170 млн. долл.,

Болгарией – 100 млн. долл., Польшей – 20 млн. долларов [63, 42].

Наиболее сложной для урегулирования до последнего времени оставалась

такая группа долгов, как коммерческая задолженность перед десятками тысяч

иностранных фирм-экспортеров большинства развитых стран мира (4 млрд. долл.

без процентов). Российское Правительство признало эту группу задолженности

только в октябре 1994 г.

В 1994 г. больше половины коммерческой задолженности было передано в

Лондонский и Парижский клубы. Оставшаяся часть была объединена по страновым

группам (клубам). На начало 1999 г. их существовало 14: датский (агент –

EKF), бельгийский (OFN), французский (Eurobank), итальянский (Mediocredito

Centrale), корейский (Seoul Club), финский (FIMET), шведский (STC Group),

английский (Morgan Grenfell), австрийский (Prisma), голландский (FSNUC),

швейцарский (UBS), японский (TCGJ), немецкий (Hermes) и чешско-словацкий

(смешанная торговая палата «Восток»). Кроме того, осталось девять

индивидуальных японских кредиторов, крупнейшие из которых Matubeni Corp. и

Nissho Iwai Corp. [63, 43].

2.2. Современное состояние внутреннего долга Российской Федерации.

Современный государственный внутренний долг России разбит на две

категории: долговые обязательства правительства и целевые долговые

обязательства. Внутренний долг классифицируется по инструментальному и

институциональному признаку.

Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные,

существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по

итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования

образовавшейся задолженности.

Рыночные внутренние долговые обязательства можно классифицировать по

сроку обращения: краткосрочные – государственные краткосрочные облигации

(ГКО); казначейские обязательства (КО); облигации банка России (ОБР);

среднесрочные - облигации федеральных займов с переменными и постоянными

купонами (ОФЗ); облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ);

облигации золотого федерального займа (ОЗФЗ); к долгосрочным некоторые

экономисты относят облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ

Внешэкономбанка) [18, 37].

К нерыночным относятся: векселя Министерства финансов, задолженность

Центробанку и так далее.

Рассмотрим особенности обращения и погашения перечисленных выше

долговых обязательств правительства, использовавшихся в 1994-2000 годах для

финансирования дефицита федерального бюджета.

Облигация символизирует государственное долговое обязательство и дает

право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму

долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму

долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты в течение

всего срока пользования заемными средствами, а по истечении этого срока

вернуть и сумму долга [67, 338].

По облигациям государственных займов доход может выплачиваться в виде

процентов, выигрышей или не выплачиваться вовсе (по целевым займам).

Государство устанавливает нарицательную стоимость облигаций, которая

обозначается на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную

держателем облигации государству во временное пользование. Именно эта сумма

выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляются

проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей (курсовая

цена) может быть выше или ниже установленного номинального процента.

Государственные бескупонные краткосрочные облигации (ГКО) эмитируются с

мая 1993 г. по поручению Правительства Министерством финансов. Гарантом

функционирования ГКО выступает Центральный банк России, который

обеспечивает размещение, сбережение и погашение облигаций. Покупателями их

могут выступать не только юридические, но и физические лица. Эмиссия ГКО

осуществляется в форме отдельных выпусков на срок 3, б, 9 и 12 месяцев.

Облигации существуют только в виде записи на счетах [34, 172].

До августа 1998 г. государство ни разу не нарушило сроков погашения по

ГКО и обязательств по выплате процентов. После внутреннего дефолта,

фактически объявленного правительством России 17 августа 1998 г. по своим

обязательствам, расчеты с держателями ГКО были приостановлены.

Впоследствии была проведена реструктуризация этой задолженности путем

проведения новации. Работы по реструктуризации ГКО регулировались

Распоряжениями Правительства РФ от 12.12.98 № 1787-р «О новации по

государственным ценным бумагам» и от 20.11.99 № 1904-р [72, 37].

Согласно Распоряжению Правительства № 1787-р держатели ГКО и ОФЗ со

сроками погашения до 31.12.1999 г., были разделены на 3 категории.

Держатели первой категории, к которой были отнесены почти все юридические

лица-резиденты и те держатели ГКО-ОФЗ, которым федеральными органами

исполнительной власти устанавливался норматив вложения средств в

государственные ценные бумаги (например, негосударственные пенсионные

фонды), получили 30% от дисконтированной номинальной стоимости облигаций

денежными средствами, 50% - новыми ОФЗ-ПД, по которым доходы выплачиваются

два раза в месяц; 20% - ОФЗ-ПД бездоходными. Держатели второй категории, к

которым были отнесены физические лица – резиденты, получили возможность

выбора между применением к ним тех же правил, что и к держателям первой

категории, и выплатой всей дисконтированной номинальной стоимости облигации

в полной сумме. Держатели третьей категории, представленной в основном

нерезидентами, как физическими, так и юридическими лицами, 10%

задолженности получили деньгами, 20% - в виде бескупонных бездоходных бумаг

и остальные 70% - купонные облигации ОФЗ-ПД с погашением через 4-5 лет [70,

22].

Следует отметить, что даже в рублевой форме новые обязательства перед

нерезидентами фактически имеют характер внешнего долга, к тому же

достигнута договоренность о порядке перевода кредиторами получаемых ими в

результате реструктуризации средств за границу.

В результате проведенной новации объем государственного внутреннего

долга по ГКО/ОФЗ по состоянию на 1 января 1999 г. сократился на 5,3% (с

490,87 млрд. руб. до 466,06 млрд. руб.). При этом длина долга (дюрация)

увеличилась более чем в три раза. Кроме того, относительная экономия

расходов федерального бюджета по обслуживанию государственного внутреннего

долга за 1998-1999 гг. составила порядка 32 млрд. руб. [36, 8].

Новация по государственным ценным бумагам, «замороженным» решениями от

17 августа 1998 года, была завершена на 1 июля 2000 года. На новацию

согласились все инвесторы (99,9%) [37, 15]. Цены бумаг, предложенных

Минфином России в ходе новации, позволяют инвесторам в случае их продажи

вместе с купонами получать выручку, превышающую номинал «замороженных»

обязательств.

Проведение новации позволило значительно снизить напряженность

платежного графика по государственному внутреннему долгу. Так, погашение

основной суммы долга по ОФЗ-ФК начинается с 2002 года, а расходы по

обслуживанию ОФЗ-ФК, как основная часть процентных платежей по внутреннему

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.