рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Функции и штаты Олонецкого губернского правления в 1825 – 1918 гг.

промышленности, дела по учреждению ярмарок, надзор за исправностью мер и

весов, а также меры по проверки ревизий. Кроме того, 1, 2 и 3 отделения

осуществляли связь с финансово – хозяйственными организациями (сведения о

недоимках в губернии; наложение на помещичьи имения опеки), а также

выполняли ряд судебных функций (рассмотрение частных жалоб на судебные

органы, наблюдение за деятельностью дворянских опек и сиротских судов,

сведения об арестантах, находящихся в губернии, распоряжения о ссылке

преступников по приговорам судебных мест, рассмотрение неурядиц,

возникающих по вопросам о земле.

Примечательно, что губернское правление лишь передавало в судебные

органы, а не судило само[63].

Кроме распорядительных в состав канцелярии губернского правления входили:

строительное и врачебное отделения. Первому передавались дела упраздненной

еще в 1864 году Строительной и Дорожной комиссии. Строительным отделением

управлял губернский инженер (одновременно член общего присутствия). В

помощь ему назначается губернский архитектор с правом совещательного голоса

в общем присутствии при рассмотрении дел, касающихся строительной части. В

случае отсутствия, болезни или другим причинам губернского инженера

замещает губернский архитектор. В ведении строительного отделения находятся

также младшие инженер и архитектор, а также секретарь. Кроме того, сюда же

может назначаться некоторое число дополнительных техников, как с правами

государственной службы, так и по найму. В обязанности строительного

отделения входит: составление и рассмотрение проектов, смет, производство

строительных работ, проверка отчетов. В его ведение переходят здания и

сооружения, построенные содержащиеся на средства общественных сословий,

земских сборов, капиталов приказа общественного призрения. Занятия между

чиновниками отделения определяются по назначению губернского инженера. На

содержание строительного отделения Олонецкого губернского правления в месяц

уходило 2104 рубля 58 копеек. Чиновникам, занимающим должности губернских и

младших инженеров, жалованье начислялось из особых сумм[64].

В 1865 году в состав губернского правления вошло также особое врачебное

отделение (объединенные Врачебная управа, Комитет общественного здравия и

оспенный комитет). В отделение входили: губернский, врачебный инспектор,

доктор медицины и акушер, оператор, помощник врачебного инспектора, старший

советник, лекарь и делопроизводитель с помощником[65].

В состав канцелярии губернского правления входили канцелярия присутствия

(управление осуществлял старший секретарь). Сюда же назначались: помощник

секретаря (переводчик), регистратор, чиновник по счетной и экзекуторской

части, 2 помощника. Кроме того, в Олонецкое губернское правление входили:

губернская чертежная, типография, архив и регистратура. В губернской

чертежной состояли: губернский землемер (начальник чертежного отделения),

два помощника (младший и старший), делопроизводитель и уездные землемеры.

На губернского землемера возлагались все распорядительные и исполнительные

действия, наблюдение за делопроизводством по делам межевания, за порядком

хранения межевых документов. Кроме того, он являлся членом общего

присутствия губернского правления и участвовал в заседаниях его по межевым

делам.

В 1869 году управляющим межевым корпусом было предложено распределить

обязанности между губернским правлением и губернской чертежной. В

обязанности правления по межевым делам входили: распоряжения о выдаче

жалования и задельной платы, отпуск денег на прогоны, выдача суточного

содержания чиновникам губернской чертежной, рассмотрение жалоб на действия

землемеров, объявление землевладельцам решений судебных инстанций.

Различного рода отчеты (о состоянии дел чертежной, о полевых и чертежных

работах), ведомости о недоимках, хранение межевых документов и дел, а также

общие распоряжения о назначении землемеров на полевые работы, распределение

между ними дел были сосредоточены в губернской чертежной.

Средства, отпускаемые из общей суммы Олонецкого губернского правления на

содержание губернской чертежной, были ничтожны. Например, в 1869 году на

содержание сторожа, канцелярские материалы, отопление помещения в год

уходило всего лишь 3000 рублей (исходя из всей суммы 30.670 рублей)[66].

Это небольшое пособие не позволяло в полной мере реализовать на практике

деятельность губернской чертежной, и это приводило к тому, что дела

забрасывались, их решение затягивалось, и нередко дела оставались

нерешенными.

Таким образом, с 1865 года состав губернских правлений дополнился рядом

должностных лиц, ведающим специальным управлением (губернский врачебный

инспектор, губернский инженер). Губернатор (председатель), вице-губернатор,

два советника, асессор, губернский архитектор (с совещательным голосом),

губернский землемер, губернский врачебный инспектор, губернский инженер –

таков постоянный состав присутствующих в губернском правлении чиновников

(см. Таб. 5.)[67]. Эти штаты сохранились вплоть до 1876 года.

1 июля 1876 года министром внутренних дел был решен вопрос об улучшении

личного состава губернских правлений и канцелярий губернаторов. Этим указом

упразднялись должности – асессора, помощника чиновника по счетной

экзекуторской части, 1-го помощника регистратора, трех делопроизводителей с

помощниками, помощника секретаря, а также одного советника[68].

Такой состав губернского правления с небольшими исправлениями сохранился

до 1917 года (см. Табл. 6).

Новое расписание 1876 года подвергло изменению и Олонецкое губернское

правления. упразднялся один стол распорядительного отделения и особый стол.

Пятый и шестой соединялись в один, а дела особого стола были распределены

между первым, третьим и газетным столами.

Таким образом, теперь в канцелярии было два распорядительных отделения,

каждое из которых имело три стола (см. Табл. 7)[69].

Что касается порядка решения дел губернском правлении, то здесь мало что

изменилось.

Дела, решаемые губернском правлении, делились на судебные,

распорядительные и исполнительные.

К судебным делам относятся: отдача под суд чиновников не полицейского

ведомства, дела по наказаниям за корчемство (корчемство – промысел привозом

и продажей запрещенных напитков, когда торговля ими не идет от казны или от

откупа)[70], порубку леса; вопросы о подсудности, дела по наложению

денежных взысканий с чиновников, частные жалобы на медлительность в судах I-

й степени, отрешение канцелярских чиновников от должности; дела по сомнению

в законах. Эта группа дел решалась постановлениями присутствия губернского

правления большинством голосов[71].

Распорядительные дела решались постановлениями присутствия с утверждения

губернатора. Это дела, касающиеся определения, увольнения, перемещения и

награждения чиновников, наложения денежных взысканий; сюда же относятся

распоряжения о благоустройстве городов, дела по учреждению опек,

образование общественных банков и ссудных касс, приведение иностранцев к

присяге на подданство и т.д.[72]

Исполнительные дела могли вершиться постановлениями присутствия, самими

советниками или же вице-губернатором. Без утверждения губернатора решались

дела об исключении их доходного звания лиц, а также дела об определении и

увольнении канцелярских служителей.

Все же во второй половине XIX века большая власть губернии находилась в

руках губернатора. Только с его утверждения вершились дела, касающиеся

службы чиновников и лиц, служащих по выборам: определение, увольнение,

представление к чинам, наградам, знакам отличия, пенсиям, пособиям; именно

он делал распоряжения к охране народного здравия, ведал открытием

Рекрутских присутствий в губернии; он устанавливал надзор за тюремными

замками. В его компетенцию попали также такие дела губернского правления,

как открытие частных типографий, взыскание недоимок, проведение народной

переписи в губернии и некоторые другие.

Вице-губернатор (вторая после губернатора) по значимости личность в

губернии. Он также мог решать дела губернского правления: вел переписку,

касающуюся служащих данного губернского учреждения (о выдаче жалования,

свидетельств на вступление в брак), он вел дела о службе канцелярских

служителей, давал распоряжения об исполнении судебных решений; новые указы

и законы по его утверждению могли быть образованы в Губернских ведомствах.

Вошедшие в законную силу постановления губернского правления могли быть

изменены или отменены только Правительствующим сенатом и императором[73].

Дела в отделениях губернского правления производились в ведении советников.

В целом, для этого периода времени (1855 – 1881гг.) характерно

значительное увеличение числа чиновников как Российской империи, так и

Олонецкой губернии. К середине XIX века общая численность служащих

составляла 61,5 тысяч человек[74]. С середины века положение в Олонецкой

губернии стало медленно улучшаться. Сказались усилия как местной

администрации, так и правительства. В это время в губернии, да и по всей

стране, расширилась сеть образовательных учреждений, широко практиковалась

приглашение и направление на службу чиновников из других губерний

страны[75].

Приглашенным чиновникам правительство гарантировало некоторые льготы

(пособия, двойные прогоны), однако на практике нередко складывалась

противоречивая ситуация. Служащие могли долгое время оставаться без работы,

несмотря на открывающиеся вакансии. Будучи зачисленными в штат Олонецкого

губернского правления, они месяцами не получали жалование и влачили жалкое

существование[76].

Для того чтобы в полной мере охарактеризовать деятельность Олонецкого

губернского правления в 1855 – 1881 годах, необходимо рассмотреть

формулярные списки чиновников за эти годы.

Именно они позволяют нам судить о работе, численности и составе

Олонецкого губернского правления.

Формулярные списки представляли собой таблицу, содержащую 15 граф (с

1864года – 14 граф)[77].

Сюда, по-прежнему, вносились чин, имя, отчество, фамилия, должность,

возраст, а также вероисповедание, жалование, делались пометки о знаках

отличия; сословное происхождение. Далее давались данные о недвижимом

имуществе (учитывалось родовое и благоприобретенное имущество самого

чиновника, его родителей и жены). В седьмой графе давался послужной список

(с указанием дат), имелись данные об образовании, указывались отличия за

службу, награды, сведения о нахождении под судом. Далее отмечались военные

заслуги, данные о штрафах.

Следующая графа определяла способен или нет данный человек к продолжению

статской службы и повышению чина; давались сведения об отпусках (с

указанием дат); данные об отставке и о получении ми при отставке чинов.

Последняя графа давала информацию о семейном положении служащего, о

вероисповедании жены и детей. Примечательно, что если раньше дети

перечислялись с указанием возрастов (сначала мальчики, затем девочки), то

теперь проставлялись год, месяц и число рождения детей в той же

последовательности.

В последней четверти XIX века формулярные списки выполняли функцию

типичного статистического источника, о чем говорит и факт составления,

начиная с конца XVIII века, так называемых групповых списков, в которых

приводились сведения о чиновниках всех местных учреждений по губерниям[78].

Формулярный список был обязательным документом, дающим важные сведения о

чиновнике и о его служебной карьере.

Такой информацией является графа о происхождении. Она позволяет

установить, что большая часть чиновников Олонецкого губернского правления –

дворяне, причем в их число входили и дворяне, не утвержденные Герольдией

Правительствующего сената, и дворяне, доказывающие дворянство.

Дети военных также входили в штат Олонецкого губернского правления. это

дети обер-офицеров (их, по-прежнему, большинство), поручиков, солдат;

встречаются даже внуки корнетов (по данным 1860 года – один представитель).

Также в губернском правлении служили дети клира (дети священников, дьяков,

протоиереев, на 1860 год – один сын пономаря). Значительная часть служащих

– воспитанники приказов общественного призрения из других губерний

(Архангельской, Рязанской, Ярославской), на службу в Олонецкую губернию

также приглашались воспитанники отделений писцов. Дети канцелярских

служащих составляли незначительную часть в штате Олонецкого губернского

правления (по данным 60-х годов XIX века – 6,1%, 70-х годов – 9,7%)[79].

Сюда же зачислялись дети непривилегированных сословий – мастеровые, мещане,

приказнослужительские дети, дети горных рабочих, почтальонские дети.

Вообще, если сравнивать социальный состав чиновников в 1850-е, 1860-е и

1870-е годы, можно говорить о сокращении численности дворян в Олонецком

губернском правлении (1850-е годы - их численность составляла 43,8% от

общего количества служащих, в 1860-е годы – уже 37,9%, а в 1870-е годы

только 35,5%)[80]. Возросло к 60-м годам количество чиновников из военного

звания (если в 1850-е года – дети военных составляли 16,3%, то уже в 1860-е

– 27%). В 1870-е года однако численность детей военных сократилась до

22,6%. Усиливали свои позиции в губернском правлении и дети

священнослужителей (1850-е годы – 14,1%. В 1860-е – 24%, в 1870-е – уже

25,8%) (см. Табл.8)[81]. Уход детей священнослужителей в чиновники в этот

период времени свидетельствует о падении авторитета духовенства.

Вообще, при утверждении чиновника на какую-нибудь должность большое

внимание уделялось образованию, поэтому в 50-х и особенно в 60-х годах

прием в число служителей Олонецкого губернского правления заметно

сократился.

Если говорить о количестве приезжих чиновников, находящихся в составе

Олонецкого губернского правления в 1850 - 70-е годы, то эта цифра довольно

значительная – 24,3% от общей численности служащих. Это чиновники из

Ярославской, Архангельской, Смоленской, Харьковской, Минской, Черниговской,

Вологодской, Новгородской, Санкт-Петербургской губерний, а также из Польши.

Правительство всячески содействовало привлечению в Олонецкую губернию

квалифицированных специалистов, предоставляя, кроме годового оклада и

годовых прогонов, дополнительные суммы: по прослужении восьми лет чиновник

получал одну четверть от оклада, четырнадцати – половину, двадцати – три

четверти, двадцати пяти – полный оклад. Тем самым был значительно повышен

уровень специалистов в Олонецком губернском правлении. Все же большую часть

чиновников составляли местные служащие (75,7%)[82].

По данным послужных списков можно проследить средний возраст,

вероисповедание чиновников.

Так, если сравнивать средний возраст служащих в 1855 – 70-е годы, то

можно говорить, что возрастные рамки заметно изменились (в 50-е года –

средний возраст 31 год, в 60-е – 32 года, а в 70-е – 29 лет), то есть

чиновники, в среднем молодели. Примечательно, что имелись чиновники как

пожилые (по данным 1864 года – один в возрасте 64 года), так и

несовершеннолетние (по спискам за 1806 год – один в возрасте 15 лет)[83].

Большая часть чиновников по-прежнему, имела среднее образование. Велико

было число выпускников гимназий (50-е годы – 60%, в 60-е – 75%), а также

число чиновников, окончивших духовные семинарии (в 60-е годы – 17%).

Чиновники, имеющие военное образование составляли в губернском правлении

14%, а получившие домашнее образование – 4%. Незначительная часть

чиновников имела высшее образование. Некоторые чиновники вообще нигде не

учились и не имели аттестата об образовании (по данным 1865 года – один

человек) или же не окончили полного курса наук[84].

Важно отметить, что большая часть чиновников Олонецкого губернского

правления в 1855 – 1881 года имела среднее образование, и это

способствовало их большей квалификации.

Владение недвижимостью редко составляло больше одного деревянного дома.

Очень редкими являлись случаи владения землей, а также крестьянами (в

среднем, на каждого чиновника до отмены крепостного права приходилось по 5

душ). Основным источником доходов для чиновников Олонецкого губернского

правления была государственная служба.

По данным формулярных списков можно установить и вероисповедание

служащих. В большинстве своем, это православные (по данным 1860-х годов –

85%, 70-х годов – уже 90,3%), однако число католиков также было значительно

(это большая часть поляки). Наличие чиновников – поляков на службе в

Олонецком губернском правлении объясняется вероятно тем, что после

польского восстания 1863 – 1864 годов шло значительное высиление его

участников и сочувствующих восставшим в отдаленные губернии Российской

империи. Примечательно, что число чиновников – католиков в 1870-е годы

значительно сократилось (так, если в 1806-х годах католиков насчитывалось

15% от общего числа чиновников Олонецкого губернского правления, то в 70-е

года их число было уже 9,7%)[85].

Частыми были различного рода награждения; это пожалование чинов, почетных

званий, денежные выплаты. Частыми были пожалования орденами, как за военные

заслуги перед государством (ордена Св. Станислава, Св. Анны), медали (в

память войны 1853 – 56 гг.), так и за заслуги в гражданской службе (орден

Св. Владимира (за 35 лет службы)), знаки отличия.

Редкими и сейчас были для чиновников случаи нахождения под следствием и

штрафы.

Что касается анализа службы чиновников, то, в среднем, для каждого

делалась отметка о способности к статской службе и повышению чина.

Исключения составляли когда-либо находившиеся под судом и судимые

чиновники. По формулярным спискам можно выяснить также семейное положение

служащих Олонецкого губернского правления.

Как правило, это холостые молодые люди (( 46%), доля женатых, но не

имеющих детей составляла ( 20%. 31% служащих были женаты и имели, в

среднем, троих детей; обычно дети были одной веры с отцом. Отмечалось, где

они находятся. 3% чиновников были вдовцами[86].

Характеризуя деятельность Олонецкого губернского правления в 1855 – 1881

годы, можно отметить, что по сравнению с предшествующим периодом (1825 –

1855 года) произошли значительные изменения. Функции и задачи, которые

выполняло Олонецкое губернское правление оставались прежними. Но структура

модифицировалась. В состав Олонецкого губернского правления были включены

новые структурные подразделения – строительное и врачебное отделения.

Служащие этих отделений незначительно, но увеличили штат Олонецкого

губернского правления (в 1865 году). Были введены новые специальные

должности: губернский инженер, губернский архитектор, младший инженер,

младший архитектор, врачебный инспектор, помощник врачебного инспектора.

Однако наряду с введением новых должностей, происходит сокращение таких

штатных единиц, как помощник секретаря, помощник делопроизводителя,

казначей, помощник казначея, помощник архивариуса и секретари. В 1876 году

происходит дальнейшее сокращение аппарата в связи с преобразованиями в

структуре Олонецкого губернского правления. Упразднение двух столов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.