рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Функции и штаты Олонецкого губернского правления в 1825 – 1918 гг.

поступали на гражданскую службу в должности копиистов и обучались грамоте,

переписывая различные документы[38].

Таким образом, на протяжении значительного времени провинциальное

дворянство и чиновничество имело довольно низкий уровень образования. Это

не могло не отразиться и на работе местных учреждений[39].

Чиновников не хватало, дела затягивались, нередко нерешенными оставалась

большая их часть.

В данной ситуации в 1838 году по распоряжению Министра внутренних дел в

Олонецкую губернию стали присылать воспитанников приказов общественного

призрения из других губерний: Ярославской, Полтавской, Рязанской.

Положение улучшилось и в 1839 году, когда с целью удержания на местах

чиновников, им были дарованы временные льготы.

Вызываемым сюда из других губерний предоставлялось право на получение

двойных прогонов и годового в незачет жалования, но с обязательством

служить в губернии не менее трех лет.

В первое же время из Сибири прибыло более 100 человек классных и

канцелярских служителей. Начальство тем самым получило возможность

пополнить канцелярии присутственных мест и заменить некоторые классные

должности, однако и это не принесло заметных результатов. Нужно было, чтобы

положение чиновников в Олонецкой губернии улучшилось с помощью постоянно

действующих привилегий. Министерством внутренних дел в 1842 году был

подготовлен соответствующий проект указа, и отныне двойные прогоны и

годовые в незачет жалования были отнесены к числу постоянных выдач.

Эти широкие преимущества службы несомненно повлияли на улучшение состава

чиновников[40].

Также на улучшение личного состава большое значение имела реформа

губернских и уездных административных учреждений по штатам (2 января 1845).

Был усилен состав служащих и увеличены оклады их содержания.

Само делопроизводство было упрощено особой инструкцией, благодаря чему

решение дел отныне упрощалось, а начальство получило возможность более

внимательнее и строже следить за назначением чиновников на места[41].

Таким образом, можно говорить о резком увеличении числа чиновников

Олонецкого губернского правления к середине XIX века. В лучшую сторону

изменился и уровень образованности местных чиновников. Значительные

перемены произошли и в составе этого учреждения. Для того чтобы в полной

мере охарактеризовать деятельность Олонецкого губернского правления в 1825

– 1855 гг. необходимо рассмотреть формулярные (послужные) списки чиновников

данного губернского учреждения.

Именно они позволяют нам судить о работе, численности и составе

Олонецкого губернского правления.

С помощью послужных списков можно проследить весь путь служащего с

момента его поступления на службу и до его отставки. Они составлялись

губернским правлением на каждый год и поэтому очень удобны для

изучения[42].

Формулярные списки – это форма систематического и регулярного учета всего

чиновничества, существовавшая с середины XVIII века до 1917 года. Формуляр

послужного списка складывался, главным образом, на протяжении 60 -90-х г.г.

XVIII века и претерпевал значительные изменения в середине XIX века.

Формулярные списки представляли собой таблицу, имеющую с 1771 года –

девять, а с 1849 года – пятнадцать граф[43].

Сюда вносились чин, фамилия, имя, должность, возраст, а также сведения о

конфессиональной принадлежности, иногда жалование, делались отметки о

знаках отличия; сословном происхождении. Далее давались данные о недвижимом

имуществе (с 1849 года эта графа была поделена на две части – родовое и

благоприобретенное имущество самого чиновника, его родителей и жены).

Седьмая графа была основной: здесь давался собственно послужной список (с

точным указанием дат), имелись данные об образовании, указывались отличия

за службу, награды, сведения о нахождении под судом. Далее отмечались

военные заслуги, данные о штрафах.

Следующая графа определяла, способен или нет данный чиновник к

продолжению статской службы и повышению чина; давались сведения об отставке

и о получении им при отставке чинов, сведения об отпусках с указание дат.

Примечательно, что иногда не было данных о вероисповедании, редко

упоминается (до 1849года) жалование (как годовое, так и разъездные деньги).

Последняя графа (появилась в 1849 году) давала информацию о семейном

положении служащего; о вероисповедании жены и детей[44].

Вообще, уже к концу XVIII века формулярный список стал обязательным

документом, дающим важные сведения о чиновнике и о его служебной карьере.

Такой важной информацией являлась графа о происхождении. Она позволяет

установить, что большая часть чиновников Олонецкого губернского правления –

дворяне (37,6%), причем в их число входили и дворяне, не утвержденные

Герольдией Правительствующего сената, так как уже со II четверти XIX века

правительство начинает ограничивать доступ разночинцев ряды потомственного

и личного дворянства.

Для получения потомственного дворянства необходимо было иметь V класс

«Табели о рангах», а для личного, начиная с IX класса. Такие меры

правительства значительно уменьшили число дворян по всей Российской

империи. Но все же роль их в I половине XIX века была существенной.

Дети военных также входили в штат Олонецкого губернского правления. Это

дети обер-офицеров (их большинство), поручиков и подпоручиков, полковников.

Также в губернском правлении служили дети клира (дети священников,

протоиереев, дьяков, пономарей, духовноучительские дети).

Значительная часть служащих – воспитанники приказов общественного

призрения из других губерний (Ярославской, Полтавской, Архангельской).

В губернское правление зачислялись и дети из непривилегированных сословий

– приказнослужительские, дети мещан, вольноотпущенные, дети лекарей. Очень

невелико число детей горных рабочих[45].

Вообще, если сравнивать социальный состав чиновников в 1820-е и 1840 - 50-

е гг., можно говорить об увеличении дворян в числе служителей Олонецкого

губернского правления. Именно дворяне составляли большинство чиновников

этого учреждения. Так, например, по данным 1844 года дворян в губернском

правлении насчитывалось 35,4%, а в 1854году – уже 44,4%.

К 1850-м годам возросло и количество детей из военного звания. Это

сословие могло соперничать с дворянами. Их насчитывалось в 1840 – 1855-е

гг. – 35,7% (от общей численности чиновников). Дети священнослужителей,

составлявшие 3,92% в 1844 году, в 1854-м году усилили свои позиции в

губернском правлении до 14,8% (см. Табл.3)[46].

По данным послужных списков можно проследить средний возраст,

вероисповедание чиновников.

Так, если сравнивать средний возраст служащих в 1840-е – 1855-е гг., то

можно говорить, что возрастные рамки незначительно изменялись (в 1844 году

– средний возраст – 27 лет, в 1854 году – 29 лет), т.е. чиновники в среднем

старели. Примечательно, что имелись чиновники как пожилые (по данным 1847

года – один в возрасте 82 лет), так и служащие-подростки (один канцелярский

служащий по спискам 1854 года – в возрасте 15 лет)[47].

Если говорить об уровне образования чиновников Олонецкого губернского

правления, то это в основном имеющие среднее образование служащие (36% -

бывшие воспитанники губернских гимназий), 11% чиновников имело высшее

образование, 9% - окончило духовные семинарии, а 15% - уездные училища.

Чиновники, имеющие военное образование (в кадетском корпусе, в дворянском

полку), составляли в губернском правлении 10%, получившие домашнее

образование – 6%, столько же служащих (6%) вообще не имели образования.

Незначительное число чиновников закончило отделение писцов при приказах

общественного призрения других губерний (7%)[48].

Важно отметить, что большая часть чиновников Олонецкого губернского

правления в 1825 – 1855-е гг., это люди, имеющие среднее образование, что

способствовало уже на местах большей квалификации чиновников.

Что касается недвижимости, то она редко составляла больше одного

деревянного дома, причем только у дворян были случаи владения землей.

Материальное положение чиновников было бедственным.

По данным формулярным спискам можно установить и вероисповедание

служащих. Это в большинстве случаев православные (по данным 1840-х гг. –

84,2%, в 1850-е гг. – уже 91,6%). Число католиков также было значительным

(в основном это поляки). Примечательно, что число католиков среди

чиновников губернского правления в 1850-е гг. сократилось по сравнению с

1840-ми гг. более чем вдвое (15,8% - 1840-е гг. и 7,4% - в 1850-е гг.)[49].

Встречались даже представители исламской конфессии (по данным 1846 года –

один чиновник), лютеранство – евангелической (в 1850-е гг. – 4,2% от общего

состава служащих)[50].

Частыми были различного рода награждения: это пожалования почетных

званий, чинов, единовременные денежные выплаты, награждения орденами. Все

это делалось правительством для поощрения служебного рвения средних и

мелких чинов. Так, за службу более 15 лет чиновник награждался «знаком

беспорочной службы».

Частыми были пожалования орденами, как за военные заслуги перед

государством (ордена Св. Станислава, Св. Анны, медали), так и за заслуги в

гражданской службе[51].

Надо заметить, что повышение по службе в Олонецком губернском правлении

шло довольно быстро. Это было обусловлено недостатком чиновников в самой

Олонецкой губернии; губерния крайне нуждалась в специалистах.

Редкими были для чиновников военные заслуги, а также случаи их нахождения

под следствием и штрафы.

Что касается анализа службы чиновников, то, в среднем для каждого

делалась отметка о способности к статской службе и повышению чина.

Исключение составляли когда-либо находившиеся под судом и судимые

чиновники.

По формулярным спискам можно выяснить также семейное положение чиновников

Олонецкого губернского правления.

В среднем, это холостые служащие ((58,6%), доля женатых, но не имеющих

детей составляла ((14,6%). 25,9% чиновников были женаты и имели, в среднем

двоих детей: обычно дети были одной веры с отцом. Отмечалось, где они

находятся (при отце или уже служат), точно указывался их возраст (1849года

даты рождения)[52].

Таким образом, можно говорить, что послужные списки являются важным и

интересным документом, позволяющим наиболее полно и достоверно получить

информацию о чиновниках Олонецкого губернского правления.

В целом, можно отметить, что в 1825 – 1855 годах Олонецкое губернское

правление занимало одну из ведущих позиций в общей системе органов

управления Олонецкой губернии. Это было высшее административно –

полицейское учреждение в губернии. Спектр выполняемых им функций и задач

был весьма широк.

Однако нельзя в полной мере утверждать, что Олонецкое губернское

правление действовало достаточно эффективно. Сказывалась усилившаяся со

второй четверти XIX века централизация власти. Местные органы управления, в

частности губернское правление подпадали под постоянный контроль высших и

центральных органов и по сути дела не могли работать самостоятельно. Их

отчетность перед императором и Сенатом не давала возможности реализовать

свой потенциал в полную силу.

Недостатки выявлялись и в профессионализме чиновников Олонецкого

губернского правления. Несмотря на принимаемые правительством чрезвычайные

меры по улучшению состава и качества служащих местных государственных

учреждений уровень образования, квалификация и профессиональные

характеристики были весьма низкими.

И это не могло не сказаться на деятельности Олонецкого губернского

правления в этот период времени.

Глава II. Функции и штаты Олонецкого губернского правления

в 1855 – 1881-е годы.

Во второй половине XIX века в России продолжало существовать старое

административно – территориальное правление.

В пореформенной России главой местной администрации оставался губернатор,

официально признаваемый законами «хозяином губернии». В период реформ

Александра II компетенция губернаторов несколько сузилась: они потеряли

право «ревизии» судебных дел, в их ведение не попал ряд учреждений,

созданных в 60-х годах XIX века (контрольные палаты, губернские акцизные

управления и т.д.), однако за губернатором сохранилась основная власть в

губернии. Он являлся председателем различных совещательных учреждений:

присутствий, комитетов, комиссий, которые дополняли деятельность

губернского правления (высшего административно – полицейского учреждения

губернии)[53].

Это в полной мере относится к деятельности Олонецкого губернского

правления, как органа управления Олонецкой губернией.

Во второй половине XIX века губернское правление продолжало играть

большую роль в управлении губернией. Оно находилось в ведении Министерства

внутренних дел и подчинялось по закону Сенату, однако на практике широкие

полномочия губернатора подчинили губернское правление его власти, и уже к

середине XIX века оно превратилось в своеобразную исполнительную канцелярию

при губернаторе[54].

Кассационной инстанцией в отношении губернского правления оставался Сенат

(по первому департаменту).

Во второй половине XIX века роль губернского правления в общей системе

органов управления губернией было значительно. Оно управляло в силу законов

всей губернией. Это исполнительное, полицейское и распорядительное

учреждение6 оно обнародует законы и указы императора, Сената и прочих

государственных учреждений, ведет надзор за исполнением законов, наблюдает

за правильным и безостановочным движением дел в других учреждениях,

побуждает их к исполнению своих дел[55].

Губернское правление управляет делами общественного благоустройства,

охраняет право личности и собственности, общую безопасность, тишину и

спокойствие, ведает делами народного здравия и продовольствия.

Кроме того, именно это губернское правление определяет и увольняет (в том

числе, в отпуска) канцелярских чиновников и служителей в губернии, собирает

сведения о них; представляет к установленному сроку в Инспекторский

департамент гражданского ведомства послужные списки о всех находящихся в

ведомстве правления чиновниках[56].

Вторая половина XIX века - является временем глубоких перемен, связанных

с реформами 60 – 70-х годов. Эти реформы коснулись и Олонецкого края.

Что касается губернского правления, то оно испытало ряд изменений на

протяжении 60 – 70-х годов XIX века.

Так, 8 июля 1865 года Министерством внутренних дел были предписаны новые

временные правила об устройстве губернских правлений и губернаторских

канцелярий в 37 губерниях, в том числе и Олонецкой.

Здесь же определялись и новые штаты этих учреждений. губернское правление

в России были разделены на 3 разряда по количеству дел, производимых в них.

К 1-му разряду были отнесены 17 губернских правлений в губерниях, состоящих

из 10 и более уездов с населением более 1 миллиона человек. Во 2-й разряд

входили 14 губернских правлений. К 3-му разряду принадлежали 5 губернских

правлений в губерниях, имеющих менее 10 уездов с народонаселение менее 500

тысяч человек[57].

Олонецкое губернское правление было отнесено к 3-му разряду. Новые

правила вступили в силу лишь 1 сентября 1865 года.

Министерство внутренних дел преследовало своей целью упростить и

сократить форму и порядок канцелярского производства дел в губернских

правлениях и в губернаторских канцеляриях. Новое устройство губернских

учреждений ведомства МВД должно было соответствовать государственным и

общественным нуждам[58].

Губернское правление по-прежнему состояло из общего присутствия и

канцелярского (см. Табл. 4).

По Положению о губернском правлении 1865 года в состав общего присутствия

входили: губернатор (председатель), вице-губернатор, советники (обычно

два), губернский врачебный инспектор, губернский инженер, губернский

архитектор и асессор. Вице – губернатор, советники и асессор участвовали в

заседаниях правления по всем делам, а прочие члены присутствия только по

делам, касающимся строительной или врачебной части.

В особых случаях, когда дело касалось дворянских, городских и сельских

обществ, или же требовалось принятие общих единообразных мер по какому-либо

вопросу, в общее присутствие губернского правления по условию губернатора

могли быть приглашены, кроме постоянных членов: губернский и уездный

предводитель дворянства, управляющие палатой государственных имуществ и

Удельной конторой, председатель Казенной палаты, председатель губернской

земской управы, полицмейстер, городовой глава, оп назначению консистории –

духовные лица, оператор, акушер и др.[59].

Роль общего присутствия сводилась к ознакомлению с новыми

законодательными актами и распоряжениями, к ряду хозяйственных операций, к

обсуждению некоторых вопросов организации делопроизводства[60].

Основные же дела губернского правления были сосредоточены в канцелярии,

состоявшей теперь из пяти отделений: 1,2 и 3 – распорядительные, 4 и 5 –

соответственно строительное и врачебное отделения и канцелярии присутствия.

Руководство в отделениях осуществляли советники. Состав отделений

назначался губернатором и состоял из секретаря и делопроизводителей с

помощниками. Канцелярия подчинялась вице-губернатору.

В 1865 году была издана особая инструкция делопроизводства; все дела

распределялись между столами (их в Олонецком губернском правлении было

8)[61]. Столы состояли под управлением делопроизводителей. Число их, равно

как и размер сумм на писцов и канцелярские расходы каждого губернского

правления, определялось особым расписанием министра внутренних дел.

Упразднялся один стол распорядительного отделения и один ревизионный (его

дела передавались в особый стол). В губернском правлении оставались столы:

газетные и особые. Первый управлялся редактором Губернских ведомостей,

второй – первым помощником секретаря. В газетном столе производились дела:

переписка по изданию Губернских ведомостей, рассылка официальных изданий в

подчиненные губернатору правлению места и должностным лицам, сношения с

сенатской типографией. В особом столе были сосредоточены общие дела,

касающиеся всего правления: по хозяйственной, денежной, экзекуторской,

архивной, типографской и регистратурной частям; сюда же поступала

отчетность по делопроизводству как самого губернского правления, так и

подчиненных ему мест[62].

Что касается распорядительных отделений, то здесь производились основные

дела: обнародование законов и указов в губернии, определение и увольнение

канцелярских чиновников, составление формулярных (послужных) списков,

выдача свидетельств лицам, удостоенных звания почетных граждан, надзор за

исполнением законов, наблюдение за правильным движением дел, дела о розыске

различных лиц, приведение иностранцев на подданство, рассмотрение жалоб на

Думы и Ратуши; охрана порядка и тишины в губернии, отсылка крепостных

крестьян по просьбе помещиков на поселение в Сибирь (до отмены крепостного

права 1861г.), принятие мер к поимке беглых крестьян; сведения о состоянии

почты, дорог, мостов, переправ; данные о народонаселении, торговле,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.