рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Форма государства. Исторический опыт и современные проблемы

действия, тогда как монарх безответствен; далее, в том, что конституция

может быть изменяема и без согласия президента, тогда как в монархиях по

крайней мере изменения статей закона, касающихся прав самого монарха,

нуждается в санкции монарха; наконец, палаты в республиках могут собираться

и без созыва со стороны президента, а в монархиях парламент обыкновенно не

приступает к отправлению своих функций помимо монарха".[vi]

Монархия была характерна для аграрного строя (по К.Марксу —

рабовладельческой и феодальной общественно-экономических формаций), хотя и

в то время в отдельных странах существовали республики. Переход к

индустриальному строю (по К.Марксу— буржуазная революция) нередко

сопровождался ликвидацией монархии, поскольку монарх сам был крупнейшим

феодалом, и установлением республиканской формы правления. Однако в ряде

высокоразвитых стран монархия сохранилась до настоящего времени.

Примечательно, что монархия иногда восстанавливается в отдельных странах

после более или менее длительного периода республиканского правления.

Например, в Испании монархия пала в 1931 году, а в 1947 году фашистской

диктатор Ф. Франко объявил о ее восстановлении, однако реально король Хуан

Карлос I воцарился лишь после смерти диктатора в 1975 году, причем в 1973

году активно защитил становящуюся демократию от попытки фашистского путча.

Более того, сегодня мы не всегда можем с легкостью определить, с каким

государством — монархическим или республиканским — имеем дело. Например, в

Малайзии часть субъектов федерации представляют собой монархии, а другая

часть — республики. Глава государства в Федерации (Янь ди-пертуан агонь,

что означает примерно Верховный правитель) — выборный, но избирается

монархами субъектов федерации из своей среды на пятилетний срок. Похожая

ситуация и в Объединенных Арабских Эмиратах. Здесь мы видим элементы и

монархии (глава государства должен быть монархом), и республики (однако он

избирается на срок). В учебниках и другой специальной литературе такую

форму правления обычно называют выборной монархией. В данной связи стоит

лишний раз вспомнить о том, что любая классификация в той или иной мере

условна. Схема разновидностей двух основных форм правления может быть

представлена следующим образом:

| | |Монархия | | |

| | | | | |

|абсолютная |(неограниченная| |конституционная|(ограниченная)|

| |) | | | |

| | | | | |

| | | |дуалистическая |парламентарная|

Республика

| | | | | | | |

|дуалистическая | |парламентарная| |смешанная | |прочие |

|(президентская)| | | |(полупрезидентская| |виды |

| | | | |) | | |

Государственный режим

Форма правления представляет собой юридическую модель отношений между

соответствующими высшими государственными органами. Реальный же порядок

функционирования и взаимодействия нередко существенно отличается от

конституционной модели, а иногда даже противоположен ей. Этот порядок

иногда именуется государственных режимом. Понятие государственного режима

не следует смешивать с понятием политического режима, которое значительно

шире. В то же время, принимая во внимание вышесказанное, очевидно, что

нельзя анализировать конституционную модель отношений власти без учета

фактической системы этих отношений.

При этом необходимо иметь в виду, что государственный режим более или

менее тесно связан с соответствующей формой правления, даже если и

противоположен ей. Поэтому целесообразно дать отдельную классификацию

государственных режимов. Их признаки будут изложены при освещении

соответствующих форм правления.

2. Монархия

Понятие

В переводе с греческого данный термин означает единовластие. Однако

монархия — не просто власть одного, а в современном понимании власть

наследуемая. Эта власть нередко обожествляется (монарх — помазанник Божий).

В Японии до 1945 года считался сыном богини Солнца — Аматерасу.

Чтобы привести точное и емкое определение монархии, обратимся к проф.

Г.Ф.Шершеневичу[vii]. Он писал:

"Монархия есть такая форма государства, в которой имеется единоличный,

наследственный и безответственный орган власти. Источник силы этого органа

заключается в исторической традиции, в мистическом уважении или к самой

идее монархии или к долго царствующей династии. В представлении неразвитого

человека абстрактная власть только и умещается в образе живого человека.

Личные качества монарха, его ум или неразвитость, доброта или жестокость,

смелость или трусость, имеют уже второстепенное значение, способствуя лишь

повышению или понижению монархических чувств в стране. [...]

Монарх всюду признается безответственным. Этот принцип принят в

интересах поддержания престижа монарха, на котором строится вся его власть.

Безответственность монарха распространяется не только на политическую его

деятельность, но и на его действия, имеющие уголовный характер, напр.,

убийство в запальчивости, нанесение личного оскорбления. В Англии даже

гражданская ответственность обусловлена предварительным согласием монарха

на предъявление к нему иска. Монарх считается главою государства. Это

выражение следует понимать не в том смысле, что он стоит над государством,

а в том, что он признается лицом занимающим в обществе высшее социальное

положение, а также представителем государства на внешней стороне.

Таковы характерные признаки монарха вообще, независимо от различных

видов монархии в исторической действительности"[viii].

Сегодня божественное происхождение власти монарха мало кого волнует:

из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для

себя и своих потомков в результате иногда выборов (разумеется, не

всенародных), чаще насилия, изредка приглашения, то есть вполне земных

процедур. Из этого исходит и большинство действующих конституций

монархических государств.

Так, согласно ст. 1 Конституции Японии 1946 года "Император является

символом государства и единства народа, его статус определяется волей

народа, которому принадлежит суверенная власть". Символом единства и

постоянства государства называет Короля ст. 56 Конституции Испании 1978

года.

Главное, однако, не в том, как в конституции характеризуется монарх.

Бельгийская конституция 1831 года, например, вообще такой характеристики не

содержит. Главное — в полномочиях монарха. В зависимости от того, каковы

они, различаются отмеченные выше на схеме разновидности монархической

формы правления.

Абсолютная монархия

Эта форма правления типична для позднего феодализма, когда в глубинах

аграрного строя вызревают зачатки индустриального.

Характеризуется она тем, что в руках монарха сосредоточивается вся

полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно

руководить административной деятельностью или назначать для этого

правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по

крайней мере, юридических, хотя политические, морально-этические,

религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере

присутствуют. Подданные изначально юридически бесправны, поскольку монарх

не наделил их какими-то правами и не отобрал эти права.

В современных условиях абсолютная монархия — раритет (чрезвычайная

редкость). В качестве примера можно упомянуть Саудовскую Аравию, Оман.

Такие государства могут сегодня иметь даже октроированные "конституции",

однако эти акты не являются конституциями в полном смысле слова, поскольку

не ограничивают власть монарха. Такой "конституцией" можно, например,

считать Временную конституцию Катара 1972 года.

Монархи в Саудовской Аравии, Омане считаются также высшими духовными

лицами, что еще более усиливает их власть. Однако все же эта власть не

безгранична: особая роль при этом принадлежит правящей семье, которая на

своем совете решает, в частности, вопросы престолонаследия (наследует не

обязательно сын прежнего монарха) и может заставить монарха отречься от

престола.

Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим, а

государственный режим именуется абсолютизмом.

Дуалистическая монархия

Это первоначальная форма ограниченной, или конституционной, монархии.

Здесь мы наблюдаем уже возникающее или даже довольно развитое разделение

частей, во всяком случае, отделение законодательной власти и

исполнительной.

Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который

избирается подданными или определенной частью их, если избирательное право

— цензовое. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может

осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство.

Судебная власть принадлежит монарху, но может быть и более или менее

независимой.

Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное.

Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного

вето, то есть без его утверждения закон в силу не вступит (лат. veto —

запрещаю). Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы,

имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать

парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например,

в Иордании после роспуска парламента в 1974 году очередные парламентские

выборы состоялись лишь в 1989.

Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет

ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом.

Последний может воздействовать на правительство, только используя свое

право устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно

мощный, может, однако, использоваться лишь раз в году, а кроме того,

депутаты, вступая в конфликт с правительством и через него — с монархом, не

могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента.

Как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен

авторитарный политический режим. Государственный режим может

характеризоваться как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия

есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества

и остальной его частью, в котором преобладание все же остается за монархом

и его окружением.

Парламентарная монархия

Эта форма правления существует обычно в высокоразвитых государствах,

где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался

преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным

их преобразованием и приспособлением к новым условиям (Великобритания,

Япония, Нидерланды, Швеция, Канада, Австралия и др.).

Здесь мы наблюдаем развитое разделение властей при признании принципа

верховенства парламента над исполнительной властью, демократический или по

крайней мере либеральный политический режим.

Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое

обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или

его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой

правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате)

большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством

располагающей.

Монарх при данной форме правления "царствует, но не правит". Правом

вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему

принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право

по указанию правительства. Как правило, он лишен возможности действовать

самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются

правительством и контрассигнуются (скрепляются) его главой или

соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Тем самым

глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный

акт монарха, ибо сам монарх неответственен (в Великобритании это выражается

принципом "Король не может быть не прав").

Главный отличительный признак парламентарной монархии — политическая

ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою

деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству

недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо

должно быть уволено в отставку монархом. Однако обычно это полномочие

парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху

распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы, с тем чтобы

конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ:

если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте

образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с

правительством не согласны то и состав парламента окажется соответствующим,

а правительство будет сменено.

Изложенная система отношений между монархом, парламентом и

правительством характеризует парламентарный режим, или парламентаризм.

Однако этот государственный режим действует только при условии, что в

парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и

не может сформировать однопартийное правительство. Такая ситуация

традиционно существует, например, в Дании, Нидерландах, а в 1993 году

сложилась и в Японии. Чем шире партийная коалиция, сформировавшая

правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее

достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных

политических вопросов. Стоит какой-либо партии отозвать своих

представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство

в парламенте (нижней палате) и вынуждено уйти в отставку.

Напротив, в странах, где существует двухпартийная система

(Великобритания, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с

одной доминирующей партией (Япония в 1955-95 гг.) и правительства в

принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и

правительством практически превращается в свою противоположность.

Юридически парламент осуществляет контроль над правительством, однако на

деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в

парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту

партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой

государственный режим получил название системы кабинета, или

министериализма.

Следовательно, при одной и той же форме правления — парламентарной

монархии — возможны два государственных режима: парламентаризм и

министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.

Из развивающихся стран к числу парламентарных монархий можно отнести

Малайзию, Таиланд, Непал, однако, учитывая реальное влияние монарха, здесь

приходится констатировать наличие элементов дуалистического

государственного режима.

3. Республика

Понятие

Республика (от лат. res publica — общественное дело) — это такая форма

правления, которая характеризуется выборностью главы государства,

именуемого обычно президентом.

Так чем же республика в корне отличается от монархии, каковы главные

признаки республики? Довольно четко это определил проф. Н.М.Коркунов[ix].

Он писал:

"По форме устройства все государства могут быть разделены, как это и

признается издавна, на монархии и республики, но различие их не в числе

правящих лиц, а в их юридическом положении. В республике все лица,

участвующие в распоряжении властью ответственны от последнего избирателя до

президента, стоящего во главе республики и призванного действовать от ее

имени.

В монархии, напротив, имеется и безответственный орган власти —

монарх. Именно в этом различии ответственности и безответственности

заключается различие президента республики и монарха, а не в объеме или

характере их функций. Президент Северо-Американских Соединенных Штатов

пользуется большею властью, нежели английская королева; но президент

ответствен пред конгрессом и потому не монарх; английская королева,

напротив, безответственна и потому, несмотря на всю ограниченность своей

власти, остается все же монархиней.

Уже один факт осуществления хотя некоторых функций государственного

властвования безответственным субъектом, властвующим по собственному праву,

а не по поручению, не может не придать всему государственному быту монархии

своеобразный склад. Юридическое отношение государственного властвования не

может не меняться существенно, смотря потому, какими субъектами

осуществляются функции власти, ответственными или безответственными? При

существовании в государстве безответственного субъекта властвования

некоторые юридические нормы, определяющие государственный порядок, по

необходимости получают характер норм, лишенных санкции (leges imperfectae),

опирающихся в своем действии лишь на религиозные, нравственные, бытовые

основания, но не юридические. Поэтому в республике юридическая природа

государственного властвования находит более полное и последовательное

осуществление, чем в монархии. Республика представляется более чистым

юридическим отношением. В монархии имеют относительно большее значение

бытовые факторы. Но, с другой стороны, как бы олицетворение государственной

власти в независимо поставленном монархе, как справедливо указал Штейн,

более обеспечивает неподчинение государственной власти исключительным

интересам господствующих общественных классов. Уже в силу этих двух условий

различие монархии и республики нельзя не признать основным различием форм

государственного устройства. А к нему присоединяется еще то, что глава

государства, призванный представлять государство во вне и внутри, участвует

более или менее во всех актах, совершаемых от имени государства, и в

издании законов, и в отправлении правосудия, и в управлении. Поэтому

самостоятельность власти монарха и его безответственность оказывают

некоторое влияние на все проявления государственного властвования.

Монархический принцип требует, чтобы в государстве ничего не совершалось

против и даже помимо воли монарха. От его имени отправляется правосудие, он

назначает всех высших должностных лиц суда и управления; в отношении к

законам ему принадлежит обыкновенно право абсолютного вето и всегда право

их обнародования и обращения к исполнению. Все эти функции могут

принадлежать и президенту республики, но, конечно, огромная разница,

осуществляются ли они безответственным монархом, или ответственным перед

народом должностным лицом.

Республике, напротив, более соответствует коллегиальная организация

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.