рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Форма государства. Исторический опыт и современные проблемы

разветвленный полицейский аппарат, существовали различные представительные

органы. Они формировались из представителей духовенства, зажиточных слоев

городского населения, дворянства и обладали широкими полномочиями. В России

такими органами были земские соборы, в Англии — парламент, в Польше —

общегосударственный вольный сейм, во Франции — Генеральные штаты и т. д.

Сословно-представительные органы в известной степени ограничивали власть

монарха, который вынужден был считаться с мнением и решениями входящих в

них представителей духовенства и дворян.

В качестве одного из примеров подобного ограничения может служить

издание в 1357 г. дофином (наследником французского престола) Карлом под

давлением Генеральных штатов Франции "Великого мартовского ордонанса".

Издание его обусловливалось особыми, неблагоприятными для всего класса

феодалов Франции и особенно для французского короля обстоятельствами,

вызванных парижским восстанием (1356—1358 гг.), а также разгромом

французской армии в Столетней войне, и рассматривалось как значительная

уступка со стороны французского короля сословно-представительному органу —

Генеральным штатам.

В ордонансе, в частности, говорилось о том, что данный акт, "изданный

после собрания трех сословий королевства Франции", содержит в себе "многие

постановления по разным вопросам". Среди них "постановления" об

"исправлении и уничтожении" "таких больших недочетов, от которых страдает

государство"; об устранении от государственных дел тех лиц, которые "так

дурно управляли государством" и привлечении к решению этих дел "хороших

честных людей, сведущих, рачительных и верных"; о необходимости

установления такого порядка, при котором бы дофином Карлом "и другими

судьями и должностными лицами государства впредь отправлялся, поддерживался

и охранялся правый и справедливый суд, а всякие притеснения, вымогательства

и незаконные поборы, которые взыскивались в прежнее время с народа

всевозможными способами и путями, займами, правом захвата, соляным налогом

и другими обложениями, а также порчей монеты и иначе, впредь были

совершенно прекращены".

Абсолютная монархия образовалась и функционировала в период упадка и

разложения феодализма и возникновения в недрах феодального общества

зачатков капитализма. Она была последней формой существования феодальных

государств.

Существование абсолютной монархии соответствует периоду завершения

процесса формирования высокоцентрализованных феодальных государств. В

Англии, например, — этот период длился с начала XVI до первой половины XVII

в., во Франции — с начала XVI до конца XVIII в., в Германии — с начала XVII

до конца XVIII в., в России — это был период существования Российской

Империи при Петре I и Екатерине II.

Абсолютная монархия характеризуется чрезмерным усилением единоличной

власти монарха и значительным ослаблением или полной утратой прежней роли

сословно-представительных органов. Монарх сосредоточивает в своих руках всю

полноту законодательной, исполнительной и судебной власти. Он устанавливает

полный контроль над всей территорией страны, обладает правом наложения и

взыскания всякого рода пошлин, налогов, штрафов, содержания постоянной

армии и принудительного призыва на военную службу, правом произвольного

назначения на государственные должности и смещения, вынесения окончательных

судебных приговоров или помилования.

Сохраняющиеся некоторое время в условиях абсолютизма сословно-

представительные органы превращаются в сугубо формальные, оказывающие очень

слабое влияние на государственную жизнь учреждения. Таковым был, например,

сохранившийся в государственной структуре Франции после роспуска

Генеральных штатов Парижский парламент. Несмотря на свое претенциозное

название, данный орган не имел ни законодательных, ни управленческих, ни

даже совещательных полномочий. Он обладал лишь регистрационными функциями в

отношении указов короля, а также (согласно королевскому эдикту 1641 г.)

полномочиями наряду с учрежденными трибуналами "давать правосудие нашим

подданным". В специальном "Эдикте, запрещающем парламентам вмешиваться в

государственные дела и администрацию" (1641 г.), король строжайше запрещал

"нашему парижскому парламенту и прочим нашим трибуналам" брать в свое

ведение дела, "которые могут касаться государства, администрации и

правительства". "Эти дела, — указывал король в своем эдикте, -— мы

оставляем исключительно за нашими преемниками, если только мы не дадим им

нашими грамотами власти и специального поручения, сохраняя за собой право

спрашивать мнение нашего парламента относительно государственных дел в тех

случаях, когда мы сочтем это полезным для блага нашей службы".

Своеобразной формой феодального государства была аристократическая

республика. Она существовали лишь в отдельных странах и при этом

распространялась на небольшую, относительно замкнутую территорию. В

качестве примеров таких республик могут служить торгово-промышленные

республики, существовавшие в некоторых городах России (Великий Новгород и

Псков), Италии (Венеция, Флоренция и др.), Нидерландах, Германии и др.

Высшими органами власти и управления республик были городские советы,

в состав которых входили в основном представители городской знати.

Важнейшие рычаги власти и управления при республиканской форме правления

феодального государства находились в руках богатой верхушки городского

населения — духовенства, купцов, богатых ремесленников, помещиков-феодалов.

Советы ведали всеми делами городов-республик — военными, торговыми,

ремесленными и др.

Каждый город-республика имел все свое: войско, во главе которого

нередко стоял приглашенный князь; городские трибуналы, ведавшие судебными

делами; управленческий аппарат, обычаи и законы, территорию, суверенную

власть и денежную систему. В Новгороде и некоторых других городах-

республиках существовали также свои вече — собрания всех свободных горожан,

на которых обсуждались и решались многие вопросы организации внутренней

жизни и деятельности всего города-республики. Однако решающее слово в

управлении государственными делами неизменно принадлежало Советам

феодальной аристократии в лице духовенства, купечества, зажиточных

ремесленников и бояр.

4. Формы капиталистического государства

В зависимости от конкретно-исторических условий своего возникновения и

развития капиталистические государства облекаются в различные формы

правления и государственного устройства, а также имеют различный

политический, а точнее — государственный режим. Изменение форм

капиталистического государства и методов осуществления государственной

власти свидетельствуют о приспособлении господствующих кругов к

изменяющимся условиям жизни капиталистического общества, новому соотношению

социально-классовых сил, к изменяющейся экономической и социально-

политической среде.

Формы правления буржуазного государства выступают как система или

способ организации государственной власти, отличающиеся друг от друга

источником государственно-властных полномочий государственных органов,

порядком формирования и функционирования органов государственной власти,

характером их субординации, принципами их взаимоотношений между собой и с

населением.

Капиталистическому государству свойственны две основные формы

правления: конституционная монархия и буржуазная республика. Различие между

этими формами определяется в конечном счете тем, каково положение главы

государства — монарха и президента. В буржуазных монархиях глава

государства, как правило, наследственный и его власть в формально-

юридическом смысле считается независимой от любой иной власти, любого

государственного органа или населения. Напротив, в буржуазных республиках

глава государства избирается на определенный срок и его власть считается

юридически зависимой, производной от власти парламента или избирателей.

Конституционная монархия возникает в тех странах, где буржуазия, в

силу различных конкретно-исторических причин, не сразу приобретает

экономическое и социально-политическое господство, идет на компромисс с

дворянством, делит с ним государственную власть. Конституционная монархия

является результатом эволюции абсолютной монархии, при которой верховная

власть принадлежит всецело и неограниченно царю, результатом приспособления

данного феодального института к изменившимся условиям, к интересам нового

господствующего класса — буржуазии.

Проводя экономические и социально-политические преобразования

феодального общества на свой лад, возглавляя антифеодальную революцию,

буржуазия, однако, как новый, восходящий по сравнению с феодалами класс,

зачастую ограничивается осуществлением лишь половинчатых мер,

довольствуется лить частичными экономическими и социально-политическими

изменениями в обществе.

При этом она испытывает панический страх не только и даже не столько

перед частично сохраняющим свои позиции в экономической и социально-

политической структуре общества классом феодалов-крепостников, сколько

перед трудящимися слоями общества, перед пролетариатом. В этом заключается

одна из причин того, что буржуазия в ряде случаев, с учетом сложившегося в

обществе соотношения сил, предпочитает либеральную по своему характеру

конституционную монархию.

Конституционная монархия делится на два вида: парламентарную и

дуалистическую. В парламентарных монархиях, являющихся наиболее

распространенными формами монархии в настоящее время, правительство

формируется партией, получившей во время выборов большинство голосов в

парламенте, или партиями, располагающими вместе большинством голосов. Лидер

партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой

правительства. Власть монарха является весьма ограниченной во всех сферах

государственной жизни и деятельности и, прежде всего, в законодательной и

исполнительной. Причем ограничение это имеет не формально-юридический, а

фактический характер. Господствующие слои рассматривают конституционную

монархию как своего рода резервное средство воздействия на трудящиеся

массы, дополнительное средство защиты своих интересов в случае предельного

обострения социально-классовых конфликтов.

При конституционной монархии законы принимаются парламентом и

утверждаются монархом. Однако данная прерогатива монарха как и большинство

других его полномочий имеет формальный характер. В силу сложившейся

практики и конституционных обычаев монарх не отказывает в подписании

принятых парламентом законопроектов.

Правительство, согласно конституционным положениям, несет

ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Существование

парламентарной монархии является свидетельством полной победы буржуазии над

феодалами в данной стране. В настоящее время парламентарная монархия

существует в Великобритании, Бельгии, Голландии, Дании, Швеции и ряде

других высокоразвитых в промышленном отношении капиталистических стран.

В дуалистических монархиях правительство формируется независимо от

партийного состава в парламенте и не несет парламентской ответственности.

При данной форме правления власть носит двойственный (дуалистический)

характер. Она юридически и фактически разделена между правительством,

формируемым и ответственным перед монархом, и парламентом. Наследственный

монарх выражает интересы класса феодалов, тогда как парламент представляет

интересы класса буржуазии. Существование дуалистической монархии

свидетельствует о слабости буржуазии в данной стране, о ее вынужденном

делении государственной власти феодалами. Дуалистическая монархия

существовала в кайзеровской Германии (1871—1918 гг.), в Эфиопии, Иране и

других странах.

Высшей формой правления буржуазного государства считается республика.

Она выступает как законченная в формально-юридическом смысле, наиболее

прогрессивная и демократическая форма правления. Буржуазная республика

подразделяется на два основных вида: парламентарную и президентскую

республику.

Отличительными чертами парламентарной республики являются:

верховенство парламента; ответственность правительства за свою деятельность

перед парламентом, а не перед президентом; формирование правительства на

парламентской основе из числа лидеров политических партий, располагающих

большинством голосов в парламенте; избрание главы государства либо

непосредственно парламентом, либо специальной коллегией, образуемой

парламентом. В парламентарной республике глава государства не играет

сколько-нибудь существенной роли среди других государственных органов.

Правительство формируется и возглавляется премьер-министром. Парламентарные

республики в настоящее время существуют в Австрии, ФРГ, Италии, Швейцарии и

других странах.

Президентская республика характеризуется такими признаками, как

соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства,

отсутствие института парламентской ответственности правительства,

внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства,

ответственность правительства перед президентом, сосредоточение в руках

президента огромной политической, военной и социально-экономической власти;

отсутствие у парламента права на объявления вотума недоверия правительству.

Наиболее типичными примерами президентской республики могут служить США и

Франция. Президентскую республику иногда именуют дуалистической

республикой, подчеркивая тем самым факт сосредоточения сильной

исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках

парламента.

В отличие от форм правления формы государственного устройства

указывают на характер отношения государства как целого с его различными

составными частями, выступающими в виде субъектов федерации или

административно-территориальных единиц.

По форме государственного устройства капиталистические государства

подразделяются на унитарные и федеративные. Унитарное государство

представляет собой единое централизованное государство, состоящее из

различных административно-территориальных единиц (округов, кантонов,

дистриктов и т.п.) и не имеющее в своем составе других государств или

государственных образований. К унитарным государствам относятся Англия,

Франция, Италия, Швеция, Япония и другие.

Для унитарного государства характерно наличие единой системы

центральных органов власти и управления, единой конституции, построенной на

ее основе системы права, гражданства. Округа, кантоны и другие

административно-территориальные единицы не обладают даже относительной

политической самостоятельностью, а осуществляют лишь административные

функции.

Федеративное государство в отличие от унитарного выступает как союз

двух или более государственных образований (штатов, земель, провинций,

кантонов и т. п.), каждое из которых обладает определенной юридически

очерченной и закрепленной политической самостоятельностью, имеет, наряду с

федеральными органами, систему своих собственных законодательных,

исполнительно-распорядительных и судебных органов, свою конституцию,

соответствующую общефедеральной конституции, систему права и т.д.

Подавляющее большинство федераций строится не по национальному, а по

территориальному, национально-территориальному признакам, на основе

географических и иных особенностей.

Раздел II. Форма правления

Понятие формы правления и государственного режима. — Монархия. —

Республика.

1. Понятие формы правления и государственного режима

Определение формы правления

Под формой правления мы понимаем систему формирования и

взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и

исполнительной власти. Форма правления исторически складывается в процессе

борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего

общества.

Форма правления имеет основополагающее значение для изучения

конституционно-правового регулирования организации и функционирования

государства. Это не просто абстрактная теоретическая категория науки, как,

скажем, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого мы

только и можем разобраться в смысле той или иной системы органов

государственной власти, установленной конституцией соответствующего

государства.

При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к

определению того, каким образом замещается должность главы государства — в

порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и

перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти

монархов, появлением и укреплением народного (национального)

представительства, типология форм правления стала обогащаться: наибольшую

значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в

стране, а то, как организуются отношения между главой государства,

парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, —

словом, как устроено разделение властей. И сегодня при анализе формы

правления конкретного государства нас прежде всего интересует не то,

республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или

монархии здесь установлена.

Эти разновидности и будут ниже рассмотрены в данной работе.

Классификация форм правления

Как мы рассмотрели выше, определяются две основные формы правления —

монархия и республика. Разновидности же их определяются соотношением

полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между

главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и

вытекающим отсюда порядком их формирования. Вот что писал о классификации

форм правления В.М.Хвостов[v]:

"Наиболее правильной представляется нам следующая классификация.

Основное подразделение государств зависит от того, каковы свойства так

называемого высшего органа в государстве. При этом высшим органом именуется

тот из органов государства, который 1) приводит в движение государственный

механизм и поддерживает это движение и 2) которому принадлежит власть

окончательно санкционировать изменения правопорядка в государстве. С этой

точки зрения мы получаем два основных типа государства: монархию и

республику. Если воля высшего органа есть воля одного только лица, то мы

имеем монархию; если высшим органом является коллегия лиц, то мы получаем

республику. Этому делению не противоречит то обстоятельство, что и в

республике может быть единоличный орган в составе высшего правительства —

президент. Дело в том, что президент республики не есть высший орган

государства в указанном выше смысле, тогда как монарх имеет это свойство

высшего органа. Это проявляется в том, что президент отвечает за свои

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.