рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Форма государства. Исторический опыт и современные проблемы

Форма государства. Исторический опыт и современные проблемы

Оглавление

Оглавление 1

Раздел I. Понятие формы государства 2

1. Понятие формы государства 2

Форма правления 4

Форма государственного устройства 5

2. Формы рабовладельческого государства 8

3. Формы феодального государства 11

4. Формы капиталистического государства 14

Раздел II. Форма правления 16

1. Понятие формы правления и государственного режима 16

Определение формы правления 16

Классификация форм правления 17

Государственный режим 18

2. Монархия 19

Понятие 19

Абсолютная монархия 19

Дуалистическая монархия 20

Парламентарная монархия 21

3. Республика 22

Понятие 22

Дуалистическая (президентская) республика 24

Парламентарная республика 25

Смешанная (полупрезидентская) республика 26

Советская республика 27

Раздел III. Государственное устройство 29

1. Понятие 29

2. Территориальная автономия 31

3. Формы политико-территориального устройства 32

4. Унитарное устройство (унитаризм) 34

5. Федеративное устройство (федерализм) 38

Список литературы 43

Примечания 44

Раздел I. Понятие формы государства

Понятие формы государства — Формы рабовладельческого государства — Формы

феодального государства — Формы капиталистического государства

1. Понятие формы государства

Форма государства является непосредственным выразителем его сущности

и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в

конечном счете, будет и его форма.

Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить,

волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь

выражает и защищает. Рассматривать государство под углом зрения содержания

означает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует.

Изучать же государство с точки зрения его формы, — это значит, в первую

очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру,

основные методы установления и осуществления государственной власти.

Формы государства, также, как его сущность и содержание, никогда не

оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под

влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и

иных факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и

представление о них. Справедливым является утверждение Л.Гумпловича о том,

что "учение о различии государств или о государственных формах" является

"столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия

государства"[i].

Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что за всю историю

развития государства и права были высказаны десятки, если не сотни

различных мыслей и суждений по вопросу о формах государства. Предлагались

самые различные подходы и варианты решения данной проблемы. Еще в Древней

Греции и Риме философы и юристы высказывали разнообразные, порою весьма

противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под

формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются

друг от друга.

Один из величайших мыслителей античности Платон исходил, например, из

того, что идеальной формой правления "идеального государства" как

государства "лучших и благородных" является "законная власть немногих" —

аристократия. Кроме того, им выделялась и рассматривалась "законная

монархия" — царская власть и "незаконная" — олигархия.

Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в

силу испорченности человеческой натуры, ее форм. Идеальное государство и

его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство

может деградировать и, соответственно, в этом же направлении изменять свои

формы.

Аристократия, приводящая к появлению частной собственности на землю и

превращению свободных людей в рабов, может вырождаться в так называемую

тимократию. Последняя, представляющая собой критско-спартанский тип

государства, господство наиболее сильных воинов, может постепенно

превращаться в олигархию. Олигархия же, как строй, основанный на

имущественном цензе и власти немногих богатых, — в демократию. Наконец,

демократия, как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего

свободой сверх меры, в "неразбавленном виде" может вырождаться в свою

противоположность — тиранию. Это — самая худшая форма государства, при

которой безраздельно господствуют произвол, насилие, бесправие широких

масс. Глава государства — тиран, захватывает власть от имени народа и как

"ставленник народа".

О многообразии форм государства развивал свои взгляды и Аристотель —

ученик Платона и вместе с тем его критик. Рассматривая форму государства

как систему, олицетворяемую верховной властью в государстве, Аристотель

определял ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или

большинство), как монархию, аристократию или политию-демократию. Эти формы

государства считались им "правильными", ибо в них просматривалась общая

польза правителей. Каждая из данных "правильных" форм могла легко

искажаться и превращаться в соответствующие "неправильные" формы — тиранию,

олигархию или охлократию. "Неправильные" формы использовались правителями,

по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.

Традиции древнегреческой мысли в исследовании форм государства

развивались и в Древнем Риме. Цицерон (106-43 гг. до н. э.), например,

выделял, в зависимости от числа правителей, три простые формы государства

(царскую власть — монархию, власть оптиматов — аристократию, а также

народную власть — демократию) и смешанную форму.

Когда верховная власть находится в руках одного человека, писал он, мы

называем такую форму государства "царской властью". Когда она находится в

руках у выборных лиц, то говорят, что "эта гражданская община управляется

волей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют) является такая

община, в которой все находится в руках народа".

Для того, чтобы предотвратить ту или иную простую форму государства от

искажения и вырождения, великий римский оратор и государствовед предлагал

использовать смешанную форму, складывающуюся в результате выделения и

смешения положительных черт всех вышеназванных простых форм.

Учения и отдельные идеи, касающиеся форм государственного устройства и

правления, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в других

странах. Причем не только на ранних и средних стадиях существования и

развития человеческой цивилизации, но и во все последующие столетия и годы.

Значительное внимание исследованию форм государства уделяется в

современной отечественной и зарубежной литературе. Разумеется, среди

авторов-современников, также как и среди их древних предшественников, нет

единого взгляда и представления о понятии, видах и содержании форм

государства. Высказываются разные точки зрения, различные подходы к

определению понятия и содержания формы государства.

Традиционным, например, для отечественного государствоведения и

правоведения 1960-70 гг., было представление о форме государства как

институте, складывающемся из формы правления и формы государственного

устройства. В более поздний период, вплоть до настоящего времени, в научной

литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит

из формы правления, формы государственного устройства и государственного

режима. Данное мнение является преобладающим не только в отечественной, но

и в зарубежной литературе.

Что собой представляет каждая из составных частей формы государства?

Форма правления

Форма правления рассматривается как организация государства,

включающая в себя порядок образования высших и местных государственных

органов и порядок взаимоотношений между ними. Формы правления в

значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли

власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В

первом случае имеет место монархическая форма правления. Во втором —

республиканская.

При монархической форме правления источником государственной власти,

согласно действующим законам, является монарх. При республиканской —

выборный государственный орган.

Вот как определил основные различия между монархией и республикой

проф. П.А.Сорокин[ii]:

"В чем же главная разница между монархией и республикой. Она

заключается в следующем: монархическая форма государства означает, что

власть в государстве принадлежит высшему носителю государственной власти на

основе его собственного права.

В монархии монарху предоставлено окончательное решение по всем

важнейшим государственным актам. Народ здесь не обладает никакой властью,

или обладает ею в весьма малой степени. Народ в монархии или вовсе устранен

от управления, или участвует в нем лишь в ограниченном объеме. Иначе

обстоит дело в республике. Под республикой разумеется такая форма

государства, где власть принадлежит самому народу и только ему.

Здесь сам народ прямо или через посредство избранных им представителей

и управляет государством и решает все важнейшие государственные дела.

Таково главное различие между монархическим и республиканским

государствами. Из этого различия вытекает и ряд других.

Раз в монархии монарх обладает властью на основе собственного права,

то это означает, что он царствует "Божьей милостью" и может стоять даже

выше закона. Сам закон здесь прежде всего — лишь просто выражение воли

монарха. Иначе в республике. Здесь власть принадлежит народу. Поэтому закон

в республике может и должен быть выражением воли народа. Всякий закон, не

утвержденный самим народом (или его представителями), ничтожен; это — вовсе

не закон. Поэтому же и глава республиканского государства управляет

государством не на основе собственного права, не "Божьей милостью", а

только "волею народа". В монархии власть (престол) — наследственна; она от

одного государя переходит к его потомкам, помимо воли народа, в силу

простого факта наследования. В республике власть от избранного народом

главы государства (президента) к другому переходит не по воле президента и

не в силу наследования, а в силу народного избрания. На место одного главы

государства в республике становится лишь тот, кого выберет народ.

В монархии короли обладают властью пожизненно; в республике президент

выбирается лишь на определенный срок или на определенное количество лет. Во

Франции, напр., президент выбирается на семь лет, в Северо-Американских

Штатах — на четыре года. По истечении этого срока президент должен уступить

место другому лицу, тому, кого выберет народ.

Раз в монархии король управляет государством на основании своего

права, "Божьей милостью", то он и не ответственен перед народом за свои

действия. Какие бы преступления он ни совершил, его нельзя предать суду и

приговорить к наказанию. Во всех монархиях особа монарха считается

"священной", неприкосновенной и безответственной. Не то в республике.

Если здесь президент управляет лишь волею народа, то он перед народом

несет и ответственность за свои действия. За тяжелые преступления, вроде

измены, он может быть предан суду и приговорен к наказанию.

Таковы основные различия между монархическим и республиканским образом

правления. Едва ли нужно говорить, какая из этих форм государственного

устройства лучше и более соответствует интересам народа. Ответ ясен сам по

себе и гласит: для народа более лучшей формой правления является

республика"[iii].

История и современность знают различные виды монархий и республик. Они

в значительной степени зависят от типов государств, а также от условий их

возникновения и функционирования.

На современном этапе развития общества и государства монархии бывают

двух видов — дуалистические и парламентарные. Характерной особенностью

дуалистической монархии является формально-юридическое разделение

государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть

находится непосредственно в руках монарха. Законодательная — у парламента.

Последний, однако, фактически подчиняется монарху.

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и

фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти.

Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная —

правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед

парламентом. Участие монарха в формировании правительства чисто символично.

Примерами парламентарной монархии могут служить Англия, Голландия, Швеция и

др.

Современные республики бывают двух видов: президентские, характерной

особенностью которых является соединение в руках президента полномочий

главы правительства и государства, и парламентарные. Особенностью последних

является довольно слабая власть президента. Характерным для парламентарной

республики является также наличие должности премьер-министра, который

выполняет одновременно функции главы правительства и лидера правящей партии

или партийной коалиции.

Примером президентской республики могут служить Аргентина, Бразилия,

Россия, США и др. Парламентарной — Греция, Италия, Германия и др.

В России президентская республика отличается чрезвычайно сильной

властью президента. Согласно Конституции 1993 года президент как глава

государства определяет основные направления внутренней и внешней политики

страны, решает узловые кадровые проблемы, представляет Российскую Федерацию

внутри страны и в международных отношениях, назначает выборы в

Государственную Думу, распускает ее в случаях и порядке, предусмотренных

Конституцией, назначает референдум, обладает правом законодательной

инициативы. Президент также подписывает и обнародует федеральные законы,

издает указы и распоряжения, ведет переговоры и подписывает международные

договоры Российской Федерации, подписывает ратификационные грамоты, решает

вопросы гражданства и многие другие жизненно важные для всего общества,

государства и отдельных граждан вопросы.

Форма государственного устройства

Форма государственного устройства представляет собой внутреннее

строение государства, его деление на составные части — административно-

территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные

государства. Она отражает также характер соотношения государства в целом и

отдельных его частей.

Существуют две основных разновидности форм государственного

устройства. Наиболее простая из них — унитарное государство. Это — единое

государственное образование. Государство при этом делится лишь на

административно-территориальные части. Для такого государства характерно

существование общих для всей страны высших органов государственной власти и

управления, единой судебной системы и конституции. Унитарными государствами

являются Англия, Франция, Италия, Венгрия, Монголия и др.

Более сложной формой государственного устройства является федерация.

Федеративное государство состоит из ряда других государств или

государственных образований — членов федерации (штатов, кантонов, союзных

или автономных республик и др.). Каждое из них имеет свое административно-

территориальное деление. Наряду с существованием и деятельностью общих для

всей федерации высших органов государственной власти и управления на

территории каждого из них действуют также свои собственные высшие и местные

органы государственной власти и управления. Аналогично обстоит дело с

конституцией и другими федеральными законами, с судебными, прокурорскими и

иными органами.

Одной из важнейших, хотя и менее распространенных по сравнению с

другими формами государственного устройства, является конфедерация. Она

представляет собой объединение или союз государств, при котором

государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою

самостоятельность, имеют свои собственные органы власти, управления и

правосудия. Для координации совместных действий государства - члены

конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в

строго определенных сферах и преследуют строго определенные —

экономические, политические, военные или иные цели.

Конфедерация нередко рассматривается как промежуточное звено на пути

движения государств к образованию федерации. В настоящее время

конфедерацией в формально-юридическом плане считается Швейцария. Хотя

фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются и в

Содружестве Независимы Государств (СНГ).

Помимо принадлежности к тому или иному типу, а также наличия

определенных форм правления и государственного устройства, государства

отличаются друг от друга своими режимами. Под государственным режимом

понимается совокупность используемых стоящими у власти группами, классами

или слоями методов и способов осуществления государственной власти.

Государственный режим является наиболее динамичной составной частью

формы государства, чутко реагирующим на наиболее важные процессы и

изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической

среде, в соотношении социально-классовых сил. Государственный режим в

значительной мере индивидуализирует форму государства. Он выступает в

качестве важнейшей составной части политического режима, охватывающего

собой не только государство, но и все другие элементы политической системы

общества.

О характере режима, существующего в той или иной стране, могут

свидетельствовать разнообразные факторы. Однако наиболее важными из них

являются следующие: способы и порядок формирования органов государственной

власти, управления и правосудия; порядок распределения между различными

госорганами компетенции и характер их взаимоотношений; степень реальности

прав и свобод граждан; роль права в жизни общества и в решении

государственных дел; место и роль в государственном механизме армии,

полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур; степень

реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-

политической жизни, в управлении государством; основные способы разрешения

возникающих в обществе социальных и политических конфликтов и др.

Политическая практика полностью подтвердила справедливость тезиса о

том, что стоящий у власти слой или класс, в частности, буржуазия "во всех

странах неизменно вырабатывает две системы управления, два метода борьбы за

свои интересы и отстаивания своего господства, причем эти два метода то

сменяют друг друга, то переплетаются вместе в различных сочетаниях. Это, во-

первых, метод насилия, метод отказа от всяких уступок рабочему движению,

метод поддержки всех старых и отживших учреждений, метод непримиримого

отрицания реформ... Второй метод — метод "либерализма", шагов в сторону

развития политических прав, в сторону реформ, уступок и т. д."[iv]. В

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.