рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Народное хозяйство Украины

Гонконга с США на Японию, КНР, НИС и страны Западной Европы. Намечается

активизация внешнеэкономических связей Гонконга с Вьетнамом и со странами

Восточной Европы.

Тайвань- достаточно быстро переходит от производства текстиля, игрушек и

обуви к выпуску товаров, требующих более высокого уровня технологии, таких,

как автомобили. В эту отрасль уже вложили деньги “Форд”, “Ниссан” и

“Мицубиси моторс”. В перспективе Тайвань ставит целью переход к

производству наукоемкой продукции. Он является одной из наиболее быстро

развивающихся и наиболее ориентированных на экспорт стран в мире.

Экспортная ориентация экономики во многом определяет и хозяйственную

стратегию. Большую роль в успехе “экспортного наступления” Тайваня сыграли

усилия по улучшению структуры экспорта, направленные на освоение все новых

этажей специализации. За короткий срок из сырьевого придатка Японии остров

превратился в производителя широкой номенклатуры товаров широкой и легкой

промышленности, здесь создан мощный научно-информационный потенциал.

Начиная с 60-х годов все более весомую роль в промышленном производстве и

соответственно в экспорте острова стали играть электроника и

электротехника. В настоящее время ориентация на эти наиболее

высокотехнологичные направления производства продолжает сохраняться и даже

усиливаться. Высокое качество, современный технологический уровень и

конкурентноспособные цены экспортной продукции, а также гибкость и высокий

уровень организации внешней торговли обеспечили Тайваню прочные позиции на

ведущих мировых рынках. Значительно расширилась инвестиционная деятельность

Тайваня как по объему, так и по направлениям. В последние годы она включает

целый ряд новых сфер- финансирование научно- исследовательских работ,

производство одежды и обуви, отдельных компонентов электроники. В связи с

этим складывается благоприятная ситуация в развитии внешнеэкономических

связей со странами ЮВА, Индокитая, с КНР.

Южная Корея занимает второе место в мире по судостроению, четвертое по

производству телевизоров, восьмое по впуску стали, десятое по производству

электронной продукции, одиннадцатое по суммарной мощности атомных

реакторов, двенадцатое по объему экспорта. Две южнокорейские компании

“Хюндай” и “Самсунг” в 1989 г. Входили в число ста крупнейших компаний

мира. Фирмы Южной Кореи не только выпускают товары под своими товарными

знаками, которые становятся известными во всем мире- “Лаки Голд Стар”,

“Хюндай”, “Самсунг”, “Даеву” и др., но и производят товары под марками

других стран. Ключевую роль в хозяйственном развитии Южной Кореи играют

высокие темпы развития ее внешнеэкономических связей. Важные качественные

изменения произошли в структуре вывозимых товаров- впервые продукция

электронной промышленности стала главной статьей экспорта, оттеснив

текстиль на второе место. Южная Корея настойчиво пытается расширить доступ

к нетрадиционным и найти новые рынки сбыта, источники сырья,

полуфабрикатов, техники и технологий. В этом плане примечательным

представляется увеличение зкспорта к соседним “драконам”: в Сингапур- на

46%, в Гонконг- на 61%, на Тайвань- почти на 70%. В 90-х курс на

децентрализацию управления экономикой, ее приватизацию, всемерное

стимулирование НТП продолжается. Возрастающую роль в экономическом развитии

страны приобретает внутренний спрос. Фирмы Южной Кореи увеличили реализацию

автомобилей на внутреннем рынке на 45%. Все большее число персональных ЭВМ

находят применение в учреждениях, в системе образования и в быту.

Экспортоориентированная экономика азиатских НИС функционирует на основе

всемерного привлечения иностранного капитала и технологий, на использование

зарубежных знаний и опыта в организации и управлении производством.

Основными источниками заимствования и внедрения иностранной техники и

технологий является импорт производственного оборудования (сопровождаемый,

как правило, приобретением прав на использование производственных

процессов) и наукоемких товаров на обычных коммерческих условиях, закупка

патентов и лицензий, получение технической помощи со стороны иностранных

государств, прямые частные иностранные инвестиции в виде участия в

совместных предприятиях, филиалов иностранных фирм, ТНК. Каждый из

источников имеет свои преимущества. Если технология является принципиально

новой, революционной для данной страны, то наиболее эффективной основой для

ее внедрения обычно оказываются филиалы зарубежных фирм. Создание филиалов,

а также закупка предприятий “под ключ” позволяет снять препятствия на пути

внедрения новых технологий, связанные с неподготовленностью национальных

кадров, решить проблему их обучения, при этом также возрастает значение

собственных технологических решений капитала имитационного характера.

Наиболее крупным импортером зарубежной техники и технологии среди НИС

является Южная Корея.

В 1983 г. ставка на привлечение самой совершенной технологии практически

была возведен в в ранг государственной политики. В соответствии с

правительственной программой передовую технологию получили право

заимствовать и использовать на совместных началах группы из 5-10

родственных по профилю фирм. Ранее владельцы мелких и средних предприятий

прибегали к закупкам зарубежной технологии лишь в единичных случаях,

поскольку не имели для сделок такого рода необходимых средств. В результате

небольшие по размеру предприятия составили самый отсталый сектор

южнокорейской промышленности, а их низкокачественная продукция не имела

выхода на внешние рынки. Для исправления положения власти изъявили

готовность предоставить мелким и средним фирмам определенные льготы с тем,

чтобы они могли сократить свои производственные расходы. Новая система

вступила в силу с 1984 г. и в первую очередь распространилась на фирмы,

занятые выпуском электронных изделий. Для оказания финансовой и технической

помощи 500 отобранным предприятиям, разворачивающим деятельность в новых

направлениях, был создан специальный фонд. Его величина к 1988 г.

составляла приблизительно 400 млн.долл., часть из которых была направлен в

на ссуды предпринимателям, внедряющим новые технологические процессы,

другая часть- на разработку важных технологических процессов и на развитие

фундаментальных научных исследований. Для содействия предпринимателям в

налаживании техноемкого производства Министерство торговли и промышленности

брало на себя обязанности передавать им новейшие технологии, разработанные

правительственными или университетскими научно- исследовательскими

организациями, посылать за границу научных работников для ознакомления с

современной технологией. Если на первых этапах индустриализации

развивающиеся страны, в том числе и Южная Корея, были вынуждены

руководствоваться такими критериями, как обеспечение занятости; достижение

максимальной капиталоотдачи; низкие эксплуатационные расходы; повышение

объемов производства, вовлечение в хозяйственный оборот местного сырья и

материалов, ресурсов, ранее считавшихся непригодными для производственных

целей и другими подобными, то в настоящее время приоритеты( и

соответственно меры фискального и кредитного характера) в стимулировании

заимствования технологий отнесены к следующим категориям контрактов на

передачу технологий:

- преследующих “узконациональные” цели- освоение с помощью зарубежной

технологии выпуска каких-либо видов продукции, не изготовлявшихся ранее на

отечественных предприятиях, и в какой-то степени монополизацию их

производства и сбыта на внутреннем рынке;

-связанных с разрешением экспорта- освоении выпуска новых

высококачественных изделий и выхода на внешние рынки, где они пользуются

повышенным спросом;

- связанных с переходом отдельных отраслей промышленности на качественно

новую ступень развития.

Новая, последняя стадия индустриализации характеризуется поиском ноу-хау в

западных странах и постепенным сокращением заимствований “вторичных” или

устаревших технологий у Японии, которая, не желая иметь опасного

конкурента, предоставляла технологию достаточно простую( средний размер

оплаты составлял 170 тыс.долл.), в то время как США- более сложную( средняя

стоимость составляла от 500 до 800 тыс.долл.).

важной функцией государственной научно-технической политики является

создание развитой научно- технической инфраструктуры, включающей помимо

собственной научно- исследовательской базы, подготовку национальных кадров,

создание широкой сети профессионально-технического обучения, проведение

мероприятий по информированию о существующих видах технологий и

оборудования, оказания помощи в адаптации технологий.

Опираясь на опыт развитых стран, развивающиеся страны выдвинули задачу

обеспечения всеобщего начального образования в кратчайшие сроки,

форсировали расширение среднего и особенно высшего образования. Наиболее

высокие показатели общеобразовательного уровня трудовых ресурсов достигнуты

в Тайване, в Гонконге и Южной Корее. Фундаментальным условием

экономического успеха в НИС явилось обеспечение динамичной

сбалансированности спроса на квалифицированную рабочую силу со стороны

систем образования и подготовки на основе их государственного

регулирования, создания институтов, способных реализовать комплексный

подход к использованию человеческих ресурсов, выявления приоритетных

направлений подготовки специалистов и квалифицированных рабочих мест.

Наличие высококвалифицированных кадров представляет собой один из факторов

высокого уровня производительности труда в азиатских странах НИС.

В азиатских НИС практически нет отраслей хозяйства, в которых в той или

иной форме не присутствовал иностранный капитал. Притягательность стран или

региона для иностранных инвестиций обусловлена многими факторами. В первую

очередь обычно выделяют политическую ситуацию, тенденции экономического

развития, динамику таких показателей, как валовый национальный продукт,

индекс цен, бюджетную политику правительства ( налоги и расходы и их

влияние на сбережения и инвестиции), кредитно- денежную политику с точки

зрения стабилизации цен и валютных курсов. Немаловажным фактором являются

такие, как сложившаяся производственная инфраструктура, уровень

квалификации необходимой рабочей силы, а также уголовное законодательство,

способствующее снижению уровня преступности. Притягательность азиатско-

тихоокеанского региона для иностранного капитала обусловлена тем, что

страны АСЕАН образовали интегрированную группировку, которая снизила

ограничительные барьеры между странами и позволила иностранному капиталу

беспрепятственно действовать на широком пространстве, пользуясь

преимуществами емкого рынка. Экспорт капитала в азиатские НИС

осуществляется в различных формах- в виде ссудного капитала, прямых

инвестиций, передачи технологий. Важную роль в привлечении иностранных

инвестиций, различных их форм играет политика и соответствующее

законодательство принимающих государств. При этом можно выделить два

подхода, практикуемые в НИС. Первый заключается в создании общего

благоприятного инвестиционного климата независимо от принадлежности

капитала. Второй - в принятии специального законодательства, системы мер,

содержащих как ряд ограничений на определенные виды деятельности, формы,

сферы и объемы приложения капитала, так и набор налоговых, таможенных и

других льгот. Во всех рассматриваемых странах, за исключением Сингапура,

иностранный капитал допускается в форме смешанных предприятий с

обязательным участием местных партнеров в тех или иных пропорциях. Во всех

стратегически важных отраслях ( горнодобыча, производство сырья,

инфраструктура и др.) местными партнерами выступают в основном только

государственные учреждения и предприятия.

Одной из тенденций современного этапа структурной перестройки является

ломка сложившихся форм собственности, традиционных представлений о трудовых

отношениях, отказ от ставших привычными систем найма. Эта тенденция

проявляется в установлении нового организационно- технологического способа

производства, основанном на широком использовании такой ранее архаичной

формы организации труда как надомный труд. Наиболее широко он используется

в производстве бытовой электроники, тканей, одежды, игрушек и других

потребительских товаров, приводит к резкому снижению издержек производства

и повышению конкурентоспособности товаров. По предварительным расчетам,

число надомников в странах Южной Азии, Юго- Восточной Азии и Дальнего

Востока, занятых в производстве потребительских товаров, составляет в

настоящее время не менее 1 млн.чел. одним из главных преимуществ азиатских

НИС в конкурентной борьбе является рабочая сила, отвечающая требованиям

рыночной конъюнктуры: дешевая, образованная и высокопроизводительная.

Опираясь на огромные ресурсы такой рабочей силы и проводя соответствующую

политику, страны Азии в 70-80-е г. создали еще одну мощную отрасль

экономики, ориентированную на рынки более богатых стран, а именно- экспорт

рабочей силы. Спрос в зарубежных странах на азиатских рабочих неизменно

высок и устойчив.

Выводы

Рынок как естественный способ формирования равновесия между спросом и

предложением представляет собой необходимое условие эффективного

функционирования любой экономики. Другой составляющей является рыночный

механизм на основе правового государственного регулирования, опирающегося

на исторические, культурные, национальные традиции, политическое искусство.

Опыт азиатских НИС показывает, что сохранение исторических, этнокультурных,

философских корней общества, обеспечение преемственности играют важнейшую

роль в создании благоприятных социально- экономических условий для

проведения структурных изменений, перестройки общества.

Основным условием успеха является изначальная свобода в выборе форм и

средств развития, что особенно отчетливо проявилось в вопросе о роли

государственного сектора, роль которого является многоплановой, но в основе

его функционирования лежит принцип экономической целесообразности.

Наиболее характерной чертой рыночного механизма является устанавливаемые

государством правила распределения ресурсов и принципы регулирования цен,

ставок процента и валютных курсов, налогов. Государство берет на себя

функции посредника между субъектами экономических отношений, осуществляющих

сбережения и инвестиции, экспортерами и импортерами. Результативность

выполнения этих функций нашла отражение в переходе от импортозамещения к

экспортной ориентации, высоким технологиям и наукоемкому производству.

Важным результатом индустриализации является создание значительных по своим

масштабам и возможностям технологических центров. Их отличает в первую

очередь, наличие большого отряда квалифицированной рабочей силы,

исторически новой для региона Азии, обладающей высокой производительностью,

возможностью работы в режиме, гибкость которого определяется колебаниями

международных рынков. Государство формирует такие качества не только

созданием условий для достижения высокого базового уровня образования, но

и путем использования новых форм и методов непрерывного обучения и

переподготовки. Но в это же время они монопольно, но достаточно эффективно

распоряжаются своим капиталом- национальной рабочее силой.

Технологические центры также отличает активно функционирующая разветвленная

научно- техническая инфраструктура, состоящая из государственных и частных

научно- исследовательских организаций и учебных заведений, имеющих широкие

связи с международными научно- исследовательскими организациями.

Принципиально важная особенность рыночного механизма состоит в большой

взаимной ответственности фирм и государства, основанной на специальных

методах облегчения дисциплины экономических отношений, через наказание

плохих исполнителей и вознаграждения хороших, путем использования набора

рычагов экономического контроля.

Принцип экономической целесообразности является основой и для отношений с

иностранным капиталом. Степень экономической самостоятельности определяется

в первую очередь не масштабами присутствия иностранного капитала, а

способностью государства точно регулировать его деятельность и одновременно

обеспечивать гибкость экономического механизма, его приспособляемость к

изменениям конъюнктуры мирового рынка, а значит и независимость от

негативных последствий этих колебаний.

1.6 Свободные экономические зоны

Стремительное увеличение числа свободных экономических зон- одно из

наиболее характерных явлений, получивших интенсивное развитие в мировой

экономике за истекшую четверть века.

Все свободные экономические зоны ( беспошлинные таможенные территории,

промышленно- торговые и технико- внедренческие зоны) объединяют

беспошлинный и льготный режим ввоза и вывоза товаров, определенная

обособленность в хозяйственном, торговом, валютно- финансовом отношениях от

остальной территории принимающей страны, активное взаимодействие с

иностранным капиталом, а также тесная связь с мировым рынком.

Наиболее распространенные свободные экономические зоны получили в

развивающихся странах. Если к 1981г. в указанных государствах было создано

96 таких зон, то к началу 1990г.- уже около 300. Еще несколько десятков СЭЗ

находится в стадии формирования.

Общая занятость в СЭЗ, созданных в развивающихся странах, достигает 2

млн.человек. Ожидается, что к концу 90-х годов этот показатель превысил 3,5

млн.человек.

Выручка от экспорта из свободных экономических зон в настоящее время

составляет 13-15 млрд.долл., а к 1997г., она может достигнуть 28

млрд.долларов.

Свободные экономические зоны существуют также и во всех промышленно

развитых странах. Причем в Соединенных Штатах Америки их численность самая

большая- около 200. Помимо старейшей и крупнейшей свободной экономической

зоны в Нью- Йорке, они организованы в Бостоне, Чикаго, Кливленде, Сан-

Франциско, Сиэтле и др. Общий объем ежегодно поступающих в американские СЭЗ

товаров увеличился со 100 млн.долл. в 70-е годы до 2 млрд. к концу 80-х

годов.

Первоначально СЭЗ считалась особая территория крупного морского порта,

железнодорожного узла, аэропорта, выделенная из таможенной территории

страны для свободного и беспошлинного ввоза и вывоза иностранных товаров.

Такие зоны сохранились и до настоящего времени. В них товары хранятся на

складах неограниченный или ограниченный срок, расфасовываются,

пересортировываются и перерабатываются, а затем поставляются на внутренний

рынок данной страны с уплатой пошлины или вывозятся беспошлинно за границу.

Использование подобных экономических зон позволяет поставщикам отложить

реализацию товаров до повышения на них спроса и соответственно цен,

демонстрировать продукцию потенциальным оптовым покупателям, дорабатывать

ее в целях уплаты в дальнейшем меньшей пошлины.

Исторически таким зонам предшествовало создание “свободных портов”, иными

словами, территорий беспошлинного складирования товаров на период поиска

покупателей. Первоначально “свободные порты” создавались для развития

местного рынка, а затем и для содействия расширению международной торговли.

Статус “свободных портов” имели Генуя ( с 1595г.), Венеция ( с 1661г.),

Марсель ( с 1669г.), а в России- Одесса ( с 1817г.), Владивосток ( с

1862г.) и Батуми ( с 1878г.).

По мере монополизации рынка и усиления протекционистской политики

государств “свободные порты” стали упраздняться, а на их территории и в

других торговых центрах начали создаваться свободные экономические зоны,

где все большее значение приобретала переработка товара.

Основателями такого типа свободных экономических зон были англичане П.Калл

и С.Хоув, а также американец Бутлер, которые пришли к выводу, что

государственное вмешательство при различного рода кризисных ситуациях не в

состоянии предотвратить экономический упадок крупных промышленных центров.

По их мнению, не спасали положения и традиционные меры экономического и

политического воздействия на хозяйственную деятельность этих территорий.

Предпринимателям, желающим заняться бизнесом в районах, находящихся в

тяжелом экономическом положении, предоставлялся ряд льгот по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.