рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Народное хозяйство Украины

есть сдвиги в строну повышения были довольно незначительны. И это отвечает

процессу общеэкономических изменений. Достижение весомого и стабильного

роста реальных доходов населения в условиях продолжения производственного

спада (особенно - в промышленности) не реально, ибо пока отсутствуют

конкретные источники для стабильного прироста доходов на здравых

экономических началах. А это означало бы рост и ритмичность собственного

товарного производства, повышение его качества, снижение себестоимости и

цен на конечные изделия под рыночный спрос.

Модернизация действующих и создание новых, конкурентоспособных производств

осуществляеся на базе и по мере реальных накоплений и инвестиций, что

требует введения жесткого менеджмента и режима экономии, роста

производительности труда, повышения качества и снижения себестоимости

продукции, ее своевременного сбыта потребителям по ценам рыночной

конъюнктуры. Настоящий хозяин только так и действует. Он четко управляет

процессами приобретении необходимых ресурсов по принципу "как можно

дешевле", превращая их как можно быстрее (эффективнее - в непрерывном

потоке) в готовые высококачественные товары с минимумом затрат, и продажи

этих товаров по принципу "как можно дороже" (но точно учитывая спрос и

платежеспособность покупателей). Как правило, экономического выигрыша в

конкуренции товаропроизводителей добивается тот, кто стремиться иметь

больший объем прибыли за счет не искусственного подъема цен выше их

реального стоимостного уровня, с соответствующим ограничением круга

покупателей, а наоборот - выпуска массы более дешевых и более качественных

товаров и продаже их самому широкому кругу потребителей. Прибыль от

"больших объема и многообразия товаров" почти всегда больше и стабильнее по

сравнению с прибылью, которая получена за счет дороговизны единичных или

мелких партий товаров. Овладеть товарным рынком - значит удовлетворить

спрос и получить деньги от наибольшей массы покупателей.

Ввиду критического кризисного состояния экономики Украины, когда

подавляющее большинство промышленных и аграрных предприятий, да и само

государство, оказались на грани банкротства, для обеспечения выхода из него

необходимо создать экономические условия для мощного импульса к действию

мотивационного фактора развития предпринимательства и труда, усилить

рыночную платежеспособность за счет упорядочения систем оплаты труда,

налогообложения, кредитования, валютно-финансового регулирования и т.д.

Таким образом фундаментом новой экономической стратегии Украины являются:

-экономический интерес человека к свободному предпринимательству, развитию

товарного производства и рынка, которое обеспечивают конкретные

собственники-хозяева, выпускающие товары и услуги в структуре, в качестве и

стоимости под потребительский спрос;

-введение в оборот твердой конвертируемой денежной единицы вместо

обесцененного рубля;

-научно-технический прогресс с применением активной инновационной,

инвестиционной и структурной политики;

-переход на принципиально новую модель экономики макро- и

микроэкономического уровней, равноправное функционирование разных форм

собственности и хозяйствования, крупных, средних и мелких его систем,

конкурентноспособных на внутреннем рынке;

-знание и умение осуществлять современный бизнес на здоровой экономической

основе, управлять этим сложным процессом, пользуясь законами

воспроизводства и рынка, рыночной конкуренции;

-высокая культура, организованность и дисциплина во всех сферах

человеческой деятельности.

Радикальная экономическая реформа имеет два решающих направления.

Первое ее направление - реформа валютно-финансовой и кредитной систем:

Она включает в себя введение конвертируемой валюты, активное осуществление

комплекса антиинфляционных мер - преодоление бюджетного дефицита,

бесконтрольной эмиссии денег, экономически неоправданной внутренней и

внешней задолженности в целях обеспечения устойчивого курса гривны.

Для этого нужно:

а) нарастить производство конкурентноспособной продукции (товаров и услуг)

как для внутреннего, так и для внешнего рынков, имея ввиду соответствующее

увеличение экспорта и импорта, обеспечение сбалансированного

внешнеторгового оборота, без чего превратить Украину в равноправного

партнера мирохозяйственных связей невозможно;

б) создать резервный валютный фонд в иностранной валюте, который бы

страховал стабильность денежной единицы в условиях довольно изменчивой

конъюнктуры рынка.(Для создания такого фонда наряду с наращиванием

внешнеторгового оборота, увеличением валютных поступлений от экспорта и

туризма можно, даже как исключение, использовать часть внешних кредитов,

хотя это неэффективное их применение, так как они "замораживаются" и не

дают прямых прибылей.

В) создать собственный золотой и алмазный фонд, включая в них и другие

высокоценные товары с наиболее стабильными ценами на внешнем рынке. (Это

тоже станет своеобразным резервным фондом конвертируемой валюты. Для этого

Украине необходимо иметь свою часть золотого и алмазного фондов бывшего

СССР и наладить добычу золота из собственных месторождений. Имея запас

драгоценностей, государство может выпускать "Золотой заем" для продажи за

валюту или же заложить его в гарантию стабильной стоимости денежной

единицы).

Но, исходя из того очевидного факта, что Украина сегодня не имеет ни

необходимого объема конкурентноспособных товаров, ни фонда конвертируемой

валюты, ни золотого и алмазного запасов, государство вынуждено будет

начинать или с договоренности об общей монетарной единице, или с выпуска

собственных бумаг, денег, которые на первом этапе не будут иметь внешней

конвертируемости.

Но выпуск собственных национальных денег, является действительно

эффективной мерой тогда, когда будут гарантироваться стабильность и

скорость их обращения, а также возможность покупать за них любой товар или

любую услугу без всяких ограничений. Это определяет их высокий авторитет

как среди производителей, так и сред потребителей. Такие деньги способны

будут выполнять огромную стимулирующую функцию в деле повышения

производительности труда, развертывания массовой предпринимательской

деятельности и накопление товарного рынка. Если же с момента появления

новые деньги начнут входить в инфляционный "Штопор", то они не оправдают

своего главного назначения и даже валютных расходов на выпуск и введение.

Одновременно необходимо изменить валютно-финансовую и кредитную политику,

подчинив ее стимулированию предпринимательства, обеспечению равновесия

спроса и предложения на товарных рынках, ускоренного развития рыночной

экономики.

Второе направление реформы - осуществление коренного изменения

экономической и отраслевой структуры народного хозяйства, форм и методов

хозяйствования с ориентацией на потребности изменчивого рынка.

Экономика, в которой 70% приходится на отрасли так называемой группы "А" и

лишь 30% на отрасли группы "Б" искусственно деформирована.

Структурная перестройка не возможна без соответствующего первоначального

капитала, мощных экономических стимулов, инвестиций и новейших технологий

четкой системы хозяйственного управления на микро- и макоэкономическом

уровне.

Структурная перестройка народного хозяйства выдвигает ряд требований.

Во-первых: необходимо ускорить конверсию оборонных отраслей, их

переориентацию на создание современных технологий для переоснащения

производства продукции под запросы внутренних и внешних потребителей, а

также на непосредственный выпуск товаров, особенно когда он технологически

возможен без коренной капиталоемкой модернизации.

Именно эти предприятия и объединения призваны поднять общий технологический

уровень нашего производственного потенциала и производства товара,

конкурентноспособного на наших рынках.

Во-вторых: нужно провести деверсификацию капитала в крупных промышленных

объединениях и на предприятиях, превратить их в комплексные хозяйственные

системы, которые кроме основного (профильного) продукта, будет производить

многообразие товаров непосредственно на потребительский рынок.

В-третьих: следует разумно осуществить разгосударствление и приватизацию,

создав настоящую предпринимательскую среду и рыночную конкуренцию на

современных цивилизованных началах.

В-четвертых: государство создает все условия для либерализации рыночных

отношений и цен, для развития торговли и возможностей свободного перелива

не только готовых товаров, но и инвестиций, трудовых и материальных

ресурсов, то есть совокупного капитала, в те сферы, где наибольший дефицит

и самая высокая норма прибыли.

В-пятых: функционируя в условиях рыночного регулирования хозяйственные

системы, независимо от размеров и форм собственности могут стать

восприимчивыми к новейшим научно-техническим разработкам, постоянно следить

за технологическим и организационным обновлением хозяйства, ибо без такого

невозможно выжить в конкурентной борьбе.

В-шестых: приоритет в стратегическом курсе развития экономики Украины

следует отдать прежде всего, обеспечению энергетической, продовольственной

и экологической безопасности народа.

В связи с мизерными запасами нефти на собственной территории, особенно

остро стоит проблема с жидким топливом и смазочными материалами.

С переходом на расчеты в конвертируемой валюте за сырье, импортируемое из

России, нефть придется закупать в объемах из расчета на весьма

расточительную энергоемкость хозяйства и необходимость загрузки мощностей

нефтеперерабатывающей промышленности на сумму 7,4 миллиардов, а газ - 7

миллиардов долларов.

На покрытие только этих затрат предстоит существенно увеличить экспорт

своих товаров на внешние рынки в расчетах по мировым ценам. К тому же

остродефицитными для экономики Украины являются древесина, хлопок и многие

известные металлы. Что осложняет экономическую ситуацию на Украине. Выйти

из нее могут помочь:

-применение жесткой политики энерго и ресурсосбережения.

-постепенный переход от экспорта сырья на производство и экспорт более

дорогих покупаемых товаров конечного потребления.

- широкое использование (там, где это возможно) возобновляемых местных

энергоисточников ( энергии солнца, воды, ветра, термальных вод, малых рек,

а также биоэнергетики).

- поиски и введение в хозяйственный оборот принципиально новых,

экологически чистых энергоносителей (в частности газовой энергетики,

источников водородной энергии), а также гарантий безопасности атомной

энергетики.

В-седьмых: Украина имеет наибольшие возможности выйти в ближайшее время из

продовольственного кризиса и экспортировать сахар, растительное масло,

льняные ткани и готовые изделия из них, пшеницу, алкогольные напитки

(водку, вина высших сортов), табачные изделия и т.д.

Если умело выделить зоны производства экологически чистых продуктов

питания, наладить их глубокую переработку и надлежащую товарную упаковку с

помощью современных технологий мирового уровня, то наши продукты будут

конкурентноспособными даже на высоко насыщенном Европейском рынке.

Для этого необходимо выработать и ввести разумную аграрную и

агропроизводственную политику, исходя из экономических интересов

крестьянства, его собственного выбора относительно форм и методов

хозяйствования. Крестьянин должен стать свободным хозяином земли, других

средств производства, продуктов и доходов, то есть настоящим

предпринимателем в рыночной экономики. Система его взаимоотношений с

поставщиками машин, удобрений и других промышленных товаров и услуг, а

также с покупателями сельскохозяйственной продукции и в том числе с

государством, должна строиться на принципах перепродажи по паритетным

ценам, которые обеспечивали бы высокую, стабильную доходность и рост

накоплений крестьянских хозяйств, кооперативных и государственных систем.

Но экономика Украины достигнет современного мирового уровня лишь тогда,

когда все ее звенья возглавят специалисты-профессионалы с глубоким знанием

проблем воспроизводства и рынка не только внутреннего, но и внешнего;

когда они будут разговаривать со своими зарубежными коллегами на одном

профессиональном языке, находить с ними общие экономические интересы,

смогут быть конкурентноспособны в своих экономических и организационно-

управленческий действий. В современных трудных условиях в определении

экономической стратегии нужно быть особенно внимательными, не попасть на

влияние на сегодня модных, но настолько же и легковесных идей как

экономического романтизма, так и экономического авантюризма.

Рыночная экономика - это эффективная в тоже время жесткая система реализма

и выживания. Она основывается исключительно на высоком уровне экономических

интересов, знаний и умения на точных расчетах эффективно вести хозяйство,

организовать беспрерывный процесс совершенствования технологий, купли

необходимых ресурсов, продажи готовых товаров и управлять им, на

объективных законах рыночной экономики на теории функционирования в ней

валютно-финансовой системы, различных форм собственности в условиях

конкуренции и меняющейся конъюнктуры рынка.

4.2. Проблемы хозяйственного взаимодействи

Украины с государствами СНГ.

Распад СССР породил в бывших союзных республиках две противоположные

тенденции. С одной стороны, бывшие союзные республики стремились закрепить

свой национальный суверенитет изоляционистскими мерами в экономике. За

этим, главным образом, стояло расхождение реальных экономических интересов,

обусловленное различиями в развитии производительных сил и предшествовавший

период, и желание мексимальнео использовать национальные ресурсы для

удовлетворения потребностей внутреннего рынка в условиях ухудшающейся

экономической ситуации. С другой стороны, все более настойчивыми

становились требования сохранить ранее существовавшие производственно-

технологические связи с другими бывшими союзными республиками, и в первую

очередь, с Россией. Это обосновывалось наличием единой сети транспортных

коммуникаций и информационных систем с высокой степенью интеграции научно-

технического потенциала, общностью технических условий поизводства,

единством использования стандартов и прочими условиями.

Итог 1995 года, завершившего четвертый год самостоятельной экономической

политики, большинству новых независимых государств дал немало для

экономического анализа ситуации, сложившейся в противоречивой обстановке, а

также дла выработки возможных путей восстановления нарушенных связей. В

1995 году, как и в предыдущие несколько лет, в бывших союзных республиках

отмечалось постоянное ухудшение функционирование экономики. Так, в странах

СНГ в 1994-1995 годах продолжалось падение объема валового национального

продукта (ВНП), которое в среднем составило 19% и 16% соответственно. В

1995 году объем ВНП в этих станах продолжал падать, уровень падения

составил от 7,5% в Узбекистване до 35,6% в Грузии.

В то же время лишь в Туркменистане омечался рост ВНП, в первую очередь за

счет роста сельскохозяйственного производства, где важнейшей экспортной

культурой был хлопок, а также за счет развития нефтедобычи и переработки

нефтепродуктов. Спад промышленного производства был еще более глубоким. В

целом за период 1990-1994 гг.сокращение ощего объема призводства в странах

СНГ достигло почти 50% для России и 60% для Латвии, Литвы, Молдовы и

некоторых других бывших республик СССР.

В целом основные экономические показатели стран СНГ в 1994 году в

сопоставимых ценах к 1991 году указана в таблице.

Основные экономические показатели стран СНГ в 1994 году к 1991 году ( по

данным Статкомитета СНГ )

(%, в сопоставимых ценах)

| |Валовой |Общий | |Капита|Индекс |

| |внутренн|объем |Валова|льные |потреби|

| |ий |промышл|я |вложен|тельски|

| |продукт |енной |продук|ия |х цен |

| | |продукц|ция | |(раз) |

| | |ии |сельск| | |

| | | |ого | | |

| | | |хозяйс| | |

| | | |тва | | |

|Азербайджан |46 |53 |56 |113 |2369 |

|Армения |40 |50 |4 |20 |12,2 |

|Беларусь |65 |68 |82 |47 |3207 |

|Грузия |25 |24 |46 |3 |- |

|Казахстан |57 |52 |79 |29 |5615 |

|Киргизия |52 |42 |73 |23 |582 |

|Молдова |48 |51 |66 |15 |909 |

|Россия |51 |56 |79 |39 |742 |

|Таджикистан |51 |48 |52 |33 |764 |

|Туркменистан |149,4 |66 |108 |- |4236 |

|Узбекистан |83 |98 |94 |52 |1129 |

|Украина |60 |62 |77 |43 |10790 |

|Всреднем по содружеству |61 |56 |78 |41 |1604 |

Глубокий кризис в 90-е годы также вызвал резкое падение производства в

Украине. Начиная с 1990 года происходило постоянное нарастание кризисных

явлений. Пик кризиса пришелся на период с октября 1993 года по январь 1994

года, когда отметка максимаьного падения ВНП достигла 45%.

В какой-то мере 1994 год можно назвать обнадеживающим, поскольку именно в

этом году наметилась определенная производственная и финансовая

стабилизация.

К сожалению, эта тенденция была прервана очередным падением производства в

декабре 1994 года на 7,3% и в январе 1995 года на 16,7%. Выпуск

промышленной продукции в феврале и марте 1995 года практически

стабилизировался, что дает некоторые надежды на дальнейшую экономическую

стабилизацию в Украине. Однако слабые признаки стабилизации все же не дают

ясной перспективы для большинства отраслей экономики Украины. В первую

очередь тревогу вызывают низкие темпы проводимых реформ. Таким образом,

впервые возникшие в экономике положительные тенденции пока еще не являются

следствием долго ожидаемого перелома в экономическом развитии и не

приобрели устойчивого характера. В то же время в экономике продолжают

сохраняться и углубляться кризисные явления, особенно в машиностроительном

и некоторых других секторах. Эти процессы вызвала значительное обострение

социально-экономической обстановки, рост скрытой безработицы.

Из материалов Минстата Украины следует, что на конец 1995 года уровень

безработицы по стране составил 0,49% населения трудоспособного возраста.

Одовременно Министерство статистики сообщило, что в условия неполной

занятости на протяжении года в промышленности работал почти каждый третий

работник. Приведенные цифры свидетельствуют о довольно медленном развитии

рыночных отношений в Украине.

В ряде стран СНГ, в том числе в России, Молдове и др., процессы рыночных

преобразований набрали значительно большие обороты. Намного больше создано

рыночных структур и значительно шире ведется процесс разгосударствления

имущества предприятий. Однако эти процессы несут с собой и большие лишения,

трудности, а в ряде отраслей распад производственных структур.

К примеру, в 1995 году безработица в такой сравнительно небольшой стране,

как Молдова, достигла 23%, практически остановились все крупные предприятия

машиностроительного профиля, зависящие от поставок сырья и комплектующих из

других стран СНГ. Можно смело утверждать, что одной из главных причин

падения объемов ВНП в странах СНГ было постепенное прекращение

межреспубликанской торговли. Действительно, уже в 1992 году торговля между

странами бывшего СССР сократилась на треть. В 1993 году она упала еще на

одну треть, а в 1994 году падение было более одной трети.

Объм экспортно-импортных операций Украины со странами СНГ в 1995 году

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.