рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Народное хозяйство Украины

реформирования на протяжении 1991 - 1994 гг. Осуществлялась по

гиперинфляционно разрушительной модели переходного периода, которая была

навязана постсоциалистическим странам извне и привела их экономику к

катастрофическому упадку, а большинство населения - к обнищанию. Это

требует немедленной коррекции реформ в созидательном направлении, с

активным использованием рыночных стимуляторов.

Существенно ухудшают экономическое положение в указанных странах факторы

неэквивалентного внешнеэкономического оборота, неограниченной долларизации

национального денежного обращения, вытеснение иностранными конкурентами

собственных товаропроизводителей со своих внутренних рынков и блокирования

их выхода на внешние. К тому же часто берут верх политические силы рыночной

анархии, которые не умеют и не знают, как эффективно реформировать

экономику и вступить в цивилизованные рыночные отношения. Игнорируя

фундаментальные научные разработки и рекомендации, положительный мировой

опыт, эти силы стремятся к слому действующих форм хозяйствования, даже не

задумываясь всерьез об их менее капиталоемкой модернизации, замене новыми,

более производительными, конкурентноспособными системами, которые могли бы

не только компенсировать потери от банкротства и выбытия устаревших

хозяйственных структур, но и давать прирост дополнительного эффекта.

В условиях современной, достаточно жесткой рыночной конкуренции эти

процессы происходят в экономически развитых странах под регулирующим

влиянием экономической политики государства, создания надлежащих экономико

- правовой и рыночной сред для активизации инвестиционной и инновационной

деятельности, развития настоящего предпринимательства, формирования все

более эффективного крупного среднего и малого бизнеса в сферах

товаропроизводства и услуг. Именно в ходе рыночной конкуренции зарождаются

и развиваются наиболее жизнеспособные и отмирают устаревшие структуры - по

принципу естественного воспроизводственного кругооборота. Ничего намеренно

разваливать и разрушать не нужно. Процессы обновления и развития нового

вызывают неизбежное отживание старого, что собственно и характеризует

эволюционный процесс. Опережающее же разрушение действующего, без создания

нового и более прогрессивного, большого ума и знаний не требуют. Почти

аналогично в свое время архиреволюционеры расхищали и крушили

"капиталистические" предприятия, помещичьи и кулацкие хозяйства и другие

системы жизнеобеспечения людей и государства. К сожалению, уроки истории не

идут нам на пользу.

Дезорганизация производства и хозяйственный хаос, отсутствие четкой

правовой защиты, расхищение товарных ресурсов, "прихватизация"

государственной собственности сопровождаются соответствующим экономическим

упадком. Наиболее ощутимо он проявился с 1992 г., когда государство по

требованиям архирадикалов по сути отказалось от функций по регулированию

процессов экономического реформирования, пустив их в русло рыночно -

либерального самотека. Темпы экономического спада из медленных довольно

быстро достигли катастрофического обвала. По подсчетам Европейского центра

макроэкономического анализа Украины, в 1992 году реальная величина ВВП в

оценках постоянных рублей 1990 года составила 137,4 млрд.руб., в 1993 г.-

100,5 млрд. ( то есть уменьшилась на 26,9% ), а в 1994 году - всего 60,3

млрд.руб. [2] (соответственно, в 2,3 раза).

В 1995 году разрушительный процесс, хотя и замедлился, благодаря

активизации стабилизационной политики нового правительства и существенному

сокращению глубины конечного падения (из исходной до нулевой отметки), но

не остановился. Особое беспокойство вызывает продолжение спада, да еще и

опережающими темпами, ряда тех товарных сфер, которые удовлетворяют

неотложные потребности в средствах обеспечения жизнеспособности человека

(продовольствие, энергетические ресурсы, потребительские товары, услуги).

Системный анализ свидетельствует: глубинные социально - экономические

преобразования, вышедшие из-под государственного регулирования и контроля,

брошенные в базарную стихию и бесправие, в условиях отсутствия жесткого

хозяйственного управления (менеджмента) лишь усиливают структурную

деформацию всей экономической модели переходного периода, углубляя

кризисные явления.

Второй Президент Украины Л.Кучма, чтобы ввести рыночные реформирования в

созидательное и управляемое русло, не случайно выдвинул в качестве

первоочередной проблемы обеспечение четкого разделения функций различных

ветвей государственной власти и ее общего укрепления. Он призвал всячески

содействовать своевременному решению назревших социально - экономических

проблем. В этом направлении должны активно действовать как законодательная,

так и исполнительная и судебная ветви власти.

Политизированнные и поляризированные силы общества на первых шагах

независимого существования государства сосредоточили свои усилия на борьбе

за власть и собственность, заботясь при этом о чисто личных интересах,

вообще дискредитировали государственную власть. Под влиянием

"демократической" эйфории была заблокирована и сорвана попытка, во-первых,

преодолеть дезорганизацию управления воспроизводственными макро- и

микропроцессами, без чего современная рыночная экономика ни в одной стране

мира не существует, да и существовать не может; во-вторых не допустить

расхищения, разбазаривания и подрыва действующих хозяйственных структур без

создания качественно новых; в третьих, остановить разрыв долгосрочных

экономических связей со странами СНГ и Восточной Европы.

Вследствие этого в большинстве постсоциалистических стран утрачена

ритмичная работа промышленного и аграрного товаропроизводства, транспорта,

всей инфраструктуры, да и самого рынка. Порожденная определенной

бездеятельностью предыдущих правительств экономическая аритмия ни в коей

мере не была связана с изменчивым платежеспособным спросом, то есть не

коррелировала с рыночной конъюнктурой. Наоборот, она лишь обостряла

общеэкономический кризис, с обратным воздействием на усиление самой

аритмии.

Молодое государство сначала даже и не определяло конкретной цели и средств

решения главной проблемы - недопущения экономического спада, - ограничив

его лишь необходимыми структурными изменениями, с последующими

стабилизацией и ростом. По бездумным заявлениям архиреформаторов -

романтиков и политических авантюристов, это и без государства автоматически

сделает либерализированный рынок со свободными ценами и невмешательством в

его стихийные действия каких бы то ни было регуляторов. Трезво мыслящие

ученые - экономисты и политики решительно отрицали такие безответственные

действия. Но им навешивали ярлыки консерваторов и антиреформаторов. По

предложениям иностранных экспертов и советников, механизм государственного

регулирования был направлен на катализ процесса хозяйственного развала, на

бурное подорожание по "цепной реакции" всего товарного производства, с

непрерывным подстегиванием разрушительной инфляции и платежного кризиса.

Тем самым были созданы самые благоприятные условия для зарождения и

финансового обогащения новых социальных структур с усилением расхождений в

уровнях жизни богатых и бедных.

Если говорить еще точнее, то вместе с правовым актом огромного

исторического значения - обретением Украиной государственной независимости

- она сознательно или не сознательно (скорее, правильным является первое)

оказалась в ситуации экономического и правового безвластия. Сформированная

под активным влиянием извне монетарная, банковско - финансовая, налоговая и

ценовая политика "гиперинфляционого шока", тормозя стабилизацию и развитие

товаропроизводства и даже стимулируя его спад, одновременно способствовала

обогащению господствующего меньшинства как экономической опоры нового

порядка. Причем процесс этот происходил не путем и не за счет активизации

здорового предпринимательства и стимулирования высокопроизводительного

созидательного труда, а за счет примитивного ограбления государства,

спекуляции его товарными ресурсами, использования эмиссионного и

инфляционного бума, долларизации денежного обращения для различных

банковско - финансовых махинаций, обнищания большинства населения, то есть

криминогенным путем.

И эта цель была быстро и успешно достигнута, минуя экономически здоровую

почву увеличения богатства за счет развития конкурентноспособного товарного

производства. Последнее требует высокого уровня управления и организации на

современных научных началах, необходимых капитала и инвестиций, новейших

технологий, открытия новых рабочих мест, знания рыночной конъюнктуры,

взаимодействия с финансово - кредитной и страховой системами, внешними

партнерами и т.д. К сожалению, именно этими атрибутами предпринимательства

большинство из наших обогатившихся лиц как следует не владеет. Такие знания

до настоящего времени не были им нужны.

Чтобы по поводу правомерности криминогенного обогащения не возникало

излишних сомнений и недоразумений среди других социальных прослоек

населения Украины, им через средства массовой информации было разъяснено,

что, вроде бы, все страны мира с рыночной экономикой прошли этап

аналогичного накопления капитала. Но, во-первых, далеко не все они прошли

этот позорный путь, во-вторых не в таких огромных масштабах, как это

проявилось у нас, когда общенародное богатство массово и безнаказанно

расхищалось ворами на глазах людей, что лишь подстегнуло волну воровства,

недоверия к власти, правового нигилизма и вседозволенности, и в-третьих, в

правовых государствах воры жестко наказываются - независимо от их

социального или служебного места в структуре общества.

На мой взгляд, начинать рыночную трансформацию с такой неудачной политики,

ведущей к экономическому хаосу, молодому независимому государству нельзя.

Это таит в себе большую опасность. Противоправно накопленный капитал не

случайно вывозится и прячется за границей или в собственных тайниках: его

владельцы понимают, что он может быть такими же путями и методами

насильственно разграблен или конфискован противоохранительными органами.

Однако ограбленному украинскому народу от этого не легче. Он оказался в

жалком положении.

Грубые ошибки и слабые знания при осуществлении эффективной социально -

экономической политики государства настолько раскрутили маховик разрушения,

что теперь остановить его инерционность трудно. Ожидать успехов в условиях,

когда большинство людей стали жить значительно хуже, чем до рыночных

реформ, не приходится. Это вызывает лишь понятное недовольство. Не случайно

страну охватила волна насилия. Обострение социально - экономических

трудностей, подрыв настоящей мотивации к созидательной трудовой

деятельности и несправедливость лежат в основе бурного всплеска

преступности, падения нравственности и духовности, нежелания честно и

высокопроизводительно работать, жить на свои собственные доходы. Речь идет

об утрате высших человеческих качеств, которые формируются в поколениях и

закладываются в генетический код нации.

Народы Украины испокон века уважали библейские заповеди. Всегда считалось

безнравственным и преступным разворовывать и разрушать то, что нужно

человеку, глубоко уважались честный труд, знания, высокая порядочность и

взаимопомощь в преодолении жизненных трудностей. И эти высокие национальные

свойства общества, идеалы человеческого бытия ни в коей мере нельзя

растерять в трудные и сложные сегодняшние времена. Наоборот, именно

опираясь на них, всячески поддерживая и развивая эти важнейшие человеческие

качества, государственная социально - экономическая политика должна

обеспечить достижение стратегической цели прогрессивного развития,

наращивания частного и общественного богатства. Безусловно, для этого нужны

соответствующие знания, а также умение каждого действовать активно и

результативно, нужны время и инвестиции.

При этом следует учитывать, что в настоящее время государственные

накопления для производственных инвестиций довольно ограничены. Приток

иностранного капитала ни в коей мере не адекватен масштабам украинской

экономики. Частный денежный капитал также не торопиться переливаться в

производственную сферу добровольно. Сегодня его владельцам значительно

проще и выгоднее конвертировать крайне обесценившиеся карбованцы в СКВ и

или держать их ( на всякий случай ) в иностранных банках, или

инвестировать с меньшим риском за границей, или направлять в быстрые и

высокоприбыльные торговые обороты, или вкладывать на депозитные счета

наиболее надежных украинских коммерческих банков, с которыми они постепенно

сращиваются в интересах приумножения общего богатства более простыми,

легкими и надежными путями.

Как ни парадоксально, действующее законодательство гарантирует богатую

палитру многообразных почти беспроигрышных и безопасных вариантов

противоправной наживы - и не только для коррумпированных чиновников разных

рангов ( их количество растет темпами, превышающими темпы экономического

спада), но и для новой прослойки так называемых "новых предпринимателей"

криминогенного происхождения (включая многообразные коммерческие структуры

под крышей пристойной деятельности, отдельные коммерческие банки, те

группировки, которые "примазались" к переделу имущества и земли и т.д.).

Более того: от ограбленного государства обогатившееся меньшинство требует

через своих лоббистов в парламенте и Правительстве все новых и новых

"наиболее благоприятных условий" для производственного инвестирования, хотя

оно очень хорошо знает, как уже подвело государство к грани финансового

банкротства, к унизительному поиску мелких кредитных подачек в

международных валютных кругах. В то же время теневой отток собственной

валюты за границу значительно превышает ее приток в Украину, превращая

последнюю в инвестиционного донора экономически наиболее развитых стран

Запада. Такая внешняя экономическая политика ни в коей мере не способствует

экономическому укреплению нашего государства.

Очень важной составляющей экономических реформ являются процессы

экономического разгосударствления и приватизации, формирования настоящего

хозяина, который бы имел собственный экономический интерес в развитии

активной хозяйственной деятельности, особенно - в сферах

товаропроизводства, в его технологическом и организационном обновлении,

создании гибких производственных систем, которые бы хорошо адаптировались к

изменчивой рыночной конъюнктуре. Не отвечают истине утверждения, что, вроде

бы, в Украине до последнего времени не происходило реформирования системы

собственности. Скорее, наоборот - на мой взгляд, оно протекало слишком

быстро и бессистемно, игнорируя даже законодательную базу - отсутствие

необходимых для этого правовых актов. Так называемая "прихватизация"

(бесплатно или за бесценок) государственной собственности руководящей

верхушкой и обогатившимся меньшинством приобрела огромные масштабы.

Кстати, как свидетельствует статистика, в начале 1995 года уже более

половины промышленности и около 70% строительных структур по стоимости

производственных фондов не являются государственной собственностью. В

сельском хозяйстве свыше 90% колхозов реформированы на принципах паевания

имущества, и развернулся процесс земельной реформы. Реформируются также

совхозы. Созданы 32 тыс. фермерских хозяйств. Торговля де-факто уже давно

является частной. Расхищена и распродана значительная часть государственных

транспортных средств. Приватизировано большинство обслуживающих

предприятий, покупается и продается государственный квартирный фонд, и т.д.

Но дело в том, что от такого бурного "приватизационного" процесса нет

прироста реального эффекта.

Поэтому теперь нет достаточно весомых оснований, чтобы в современных

условиях фетишизировать действие этого фактора как панацею от всех

экономических болезней. Приватизировать нужно не без исключения, чтобы

немедленно, одним правовым актом, превратить всех в "бумажных"

собственников, которые без инвестиционных возможностей дополнительно ничего

не создадут, а всесторонне обоснованно, по оценочному критерию конкретного

прироста эффекта. Сколько из приватизированных объектов - по своим

кадровым, инвестиционным и технологическим возможностям, по точно

разработанным бизнес-планам - могут быть быстро преобразованы в

высокопроизводительные, конкурентноспособные предприятия, которые дадут

более высокую ( по сравнению с неприватизированными ) эффективность,

столько и нужно приватизировать. По мере наращивания нужного потенциала (

кадрового, финансового и материального ) можно приватизировать очередные

объекты, обеспечивая тем самым планомерное наращивание конечной

результативности. Ее оценка по количеству и удельному весу

приватизированных объектов является экономической бессмыслицей. Так уже во

времена сталинщины оценивали темпы коллективизации. Последствия такой

практики достаточно известны, чтобы повторить их вновь.

Потеря мощных промышленного, аграрного, научно-технического и природного

потенциала страны таит в себе немалую опасность для ее будущего, для

национальной независимости. История не оправдывает тех политических и

государственных деятелей, которые ради собственного обогащения довели

большинство украинского народа до обнищания, с угрозой ускоренного

вымирания. Явные симптомы этого ужасного процесса уже прослеживаются в

обострении социально-демографического кризиса. Процессы депопуляции

охватили подавляющее большинство сельских и городских поселений. Если дела

и дальше пойдут так, то украинцам опять, как уже не раз случалось в разные

исторические эпохи, придется искать свою судьбу на чужбине. В последнее

время тенденции миграционных потоков населения нашей страны быстро тяготеют

к отрицательному сальдо.

Наиболее распространенными в мировой практике показателями оценки

экономического положения государств выступают производство ВНП, ВВП и НД в

целом и в расчете на душу населения. Они свидетельствуют о степени

использования собственных экономического, научно-технического и природного

потенциалов страны, а также об уровне жизни ее населения. Чем выше эти

показатели, тем результативнее система хозяйствования в государстве,

прочнее - его экономическое положение, шире - возможности социального и

духовного развития каждого человека и всего народа. Однако достоверная

сравнительная оценка показателей производства ВНП, ВВП и НД в расчете на

душу населения по отдельным странам и их группам, по регионам и

континентам, по всем странам мира - дело достаточно сложное с

методологической и методической точек зрения.

Как свидетельствует всемирная история, зарождение и расселение, развитие и

жизнь разных народов Земного шара складывались тысячелетиями, имеют

соответствующие, свойственные только им, национальные и духовные традиции,

а также приспособленные к конкретным природно-климатическим условиям

способы труда и существования. У каждого народа - свои представления и

убеждения в отношении критериальных оценок прогресса и регресса, добра и

зла, хорошего и плохого.

Находясь на разных ступенях общечеловеческого прогресса, народы по-разному

оценивают качество жизни, исходя при этом не только из уровня чисто

финансовой и материальной обеспеченности. Ее структура и качество, а также

ее идеалы в представлениях большинства людей ( например, Юга и Севера )

далеко не одинаковы - не говоря уже об идеалах духовных, о потребностях в

знаниях и умениях в отношении тех или иных действий. Ввиду этого, измерение

человеческого благополучия в разных странах лишь по объемам производства

ВВП и НД в расчете на душу населения является недостаточным и носит в

определенной степени условный характер.

Не случайно, что ныне данные об объемах производства в Украине ВВП ( или

ВНП ) в расчете на душу населения в долларовом выражении, по разным

подсчетам, далеко не одинаковы. Они очень существенно отличаются друг от

друга. Минстат Украины не публикует абсолютных величин ВВП в долларовом

выражении. Он ограничивает эту информацию фиксацией изменений в

относительных показателях. Но бурный рост стоимостных показателей в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.