рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Реферат: Особенности банкротства в России

От даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.[7]

5.2.Внешнее управление.

 

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения  собрания кредиторов на срок не более 18 месяцев. Срок внешнего управления продлевается по решению общего собрания кредиторов .

По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен.

Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать 2-х лет, в случае если со дня введения финансового оздоровления прошло уже 18 месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.

 Одновременно с введением внешнего управления арбитражным судом утверждается внешний управляющий.

До его утверждения исполнение обязанностей и осуществление прав внешнего управляющего возлагается арбитражным судом на лицо, исполнявшее обязанности временного управляющего или административного управляющего должника.

 Об утверждении внешнего управляющего  арбитражный суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению. Оно может быть обжаловано и не влечет за собой приостановление его исполнения.

С момента введения внешнего управления:

·          прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;

·          внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;

·          прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий, предусмотренных п.2 ст.94 Федерального закона от 26.10.02г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Согласно указанной норме органы управления должника в пределах компетенции в праве:

v   вносить изменения и дополнения в устав общества в части увеличения уставного капитала;

v   определять количество и номинальную стоимость объявленных акций;

v   размещать дополнительные, обыкновенные акции;

v   обращаться с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций;

v   определить порядок введения общего собрания акционеров;

v   обращаться с ходатайством о продаже организации должника;

v   принимать решение о замещении активов должника и об избрании представителя учредителей (участников) должника;

v   заключать соглашения между третьими лицами и органами управления должника уполномоченными принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств, для исполнения обязательств должника;

v   принимать иные необходимые для размещения дополнительных, обыкновенных акций должника решения.

Органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий после утверждения внешнего управляющего обязаны в течение трех дней обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему.

Отменяются также принятые ранее меры по обеспечению требований кредиторов; аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключение случаев, предусмотренных Законом о банкротстве.

Внешний управляющий по своему заявлению может быть освобожден арбитражным судом от исполнения обязанностей внешнего управляющего.

При этом он обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, и штампов, материальных и иных ценностей в течение трех дней вновь утвержденному внешнему управляющему.

Внешний управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей внешнего управляющего.

Права и обязанности внешнего управляющего аналогичны правам и обязанностям, установленным ст. 24 Закона о банкротстве для арбитражных управляющих:

Внешний управляющий имеет право:

-    распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями , предусмотренными Законом о банкротстве;

-    заключать от имени должника мировое соглашение;

-    заявлять отказ от исполнения договоров должника в соответствии со ст.102 Закона о банкротстве;

-    предъявлять в арбитражный суд от имени требования о признании недействительными сделок и решений , а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок. Заключенных или исполненных должником с нарушением требований Закона о банкротстве;

-    осуществлять иные предусмотренные законом о банкротстве действия.

Внешний управляющий обязан:

-   применять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;

-   разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;

-   вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;

-   заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов;

-   принимать меры по взысканию задолженности перед должником;

-   вести реестр требований кредиторов;

-   реализовывать мероприятия , предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях ,которые установлены Законом о банкротстве;

-   информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий , предусмотренных планом внешнего управления;

-   осуществлять иные предусмотренные законом о банкротстве полномочия.[8]

5.2.1.Мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

После того как в организации введено внешнее управление, на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления, объявляется мораторий.

Мораторий – это приостановление должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.

 В течение срока действия моратория приостанавливается действие исполнительных документов по имущественным взысканиям и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном порядке. Однако организации должнику придется выплачивать долги по исполнительным документам, которые выданы на основании решения суда до введения внешнего управления:

ü   о взыскании задолженности по заработной плате;

ü   выплате вознаграждений по авторским договорам;

ü   истреблении имущества из чужого незаконного владения;

ü   возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;

ü   возмещении морального вреда;

ü   взыскании задолженности по текущим платежам.

Пени и штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств начисляются только по текущим денежным, обязательным платежам, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом.

На требования кредиторов, которые были установлены на момент введения внешнего управления, пени начислять не нужно.

 В ходе внешнего управления кредиторы вправе предъявить свои требования должнику. Для этого им следует обратиться в арбитражный суд, который выносит определение о включении задолженности в реестр требований кредиторов и о размере включаемой задолженности либо об отказе в таком включении.[9]

5.2.2.План внешнего управления.

Не позднее чем через месяц после своего утверждения  внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и предоставить его собранию кредиторов для утверждения, а также принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию.

 План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

Внешний управляющий по требованию собрания или комитета кредиторов отчитывается перед ними о ходе внешнего управления и реализации плана внешнего управления.

 Если в течение 4-х месяцев после введения внешнего управляющего в арбитражный суд не представлен план внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов, арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

ü   перепрофилирование производства;

ü   закрытие нерентабельных производств;

ü   взыскание дебиторской задолженности;

ü   продажа части имущества должника;

ü   уступка прав требования должника;

ü   исполнение обязательств должника–унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом;

ü   увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

ü   размещение дополнительных, обыкновенных акций должника;

ü   продажа организации должника;

ü   замещение активов должника;

ü   иные меры по восстановлению платежеспособности должника.[10]

5.2.3.Отчет внешнего управляющего.

Внешний управляющий обязан предоставить на рассмотрение собрания кредиторов отчет:

v по результатам проведения внешнего управления;

v при наличии оснований для досрочного прекращения внешнего управления;

v по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания кредиторов;

v в случае накопления денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

Отчет внешнего управляющего должен содержать:

-   баланс должника на последнюю отчетную дату;

-   отчет о движении денежных средств;

-   отчет о прибылях и убытках должника;

-   сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, и об уплате обязательных платежей должника;

-   расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника;

-   сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;

-   иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника.

К отчету внешнего управляющего прилагается реестр требований кредиторов.

В отчете должно содержаться одно из предложений:

o  о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

o  продление установленного срока внешнего управления;

o  прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;

o  прекращении внешнего управления и об обращении  в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

5.2.4.Расчеты с кредиторами.

Расчеты с кредиторами производятся внешним управляющим в соответствии с реестром требований кредиторов, начиная со дня вынесения арбитражным судом определения о переходе к расчетам с кредиторами или о начале расчетов с кредиторами определенной очереди.

Порядок расчетов с кредиторами предусмотрен ст.134-138 Закона о банкротстве.

После удовлетворения требований кредитора, включенного в реестр требований кредиторов, внешний управляющий или реестродержатель исключает из него такое требование.

5.2.5.Порядок прекращения полномочий внешнего управляющего.

Прекращение производства по делу о банкротстве или принятие решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет за собой прекращение полномочий внешнего управляющего.

В случае если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания нового руководителя должника.

Внешний управляющий обязан созвать орган управления должника, к полномочиям которого в соответствии с Законом о банкротстве и учредительными документами должника относится рассмотрение вопроса об избрании руководителя должника, для рассмотрения данного вопроса.

Полномочия иных органов управления должника и собственника имущества должника –унитарного предприятия восстанавливаются.

В случае если арбитражный суд принял решение о признании должника банкротом  и об открытии конкурсного производства и утвердил конкурсным управляющим другое лицо или если невозможно утвердить конкурсного управляющего одновременно с принятием такого решения, до даты утверждения конкурсного управляющего внешний управляющий исполняет его обязанности.

Внешний управляющий обязан передать дела конкурсному управляющему не позднее чем через 3 рабочих дня после утверждения последнего.[9]

5.3 Конкурсное производство.

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях удовлетворения требований кредиторов.

Начальным моментом открытия конкурсного производства является принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Данное решение может быть вынесено только при условии установления признаков банкротства, предусмотренных Законом о банкротстве.

Одним из важных моментов  Закона о банкротстве является законодательное закрепление продолжительности срока проведения конкурсного производства: основного - 1 год и дополнительного - 6 месяцев, но в случае необходимости и при наличии веских оснований арбитражный суд вправе продлить указанные сроки. Ранее действующий закон не содержал подобных ограничительных сроков, что позволяло конкурсным управляющим растягивать ликвидационную процедуру на долгие годы, получая при этом довольно высокое вознаграждение.

Решение арбитражного суда должно содержать информацию о назначении конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий является одной из ключевых фигур, действующих с момента назначения до завершения конкурсного производства.

Требования, предъявляемые к кандидатуре конкурсного управляющего и порядок его назначения аналогичные требованиям, установленным законом к кандидатуре внешнего управляющего.

Характер осуществляемых функций и возложенных задач определяет и полномочия конкурсного управляющего.

С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все права и обязанности руководителя должника.

Так, к конкурсному управляющему переходят все права по распоряжению имуществом должника. Но при этом в соответствии с Законом о банкротстве конкурсный управляющий обязан получить одобрение собрания или комитета кредиторов по порядку и срокам отчуждения имущества.

Функции конкурсного управляющего в ликвидационном производстве:

1. Проведение инвентаризации и оценки имущества должника. «Анализ финансового состояния необходим для формирования конкурсной массы, что в свою очередь решает в значительной мере судьбу имущественных интересов кредиторов». Для осуществления указанной деятельности конкурсный управляющий вправе привлекать оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника.

2. Анализ финансового состояния должника.

3. Предъявление к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требований о ее взыскании. С этой целью конкурсный управляющий предъявляет иски в судебные органы. Также конкурсному управляющему предоставлено право предъявлять, требования к третьим лицам, которые в соответствии с законодательством РФ несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства.

4. Направление уведомления работникам должника о предстоящем увольнении в соответствии с требованиями Кодекса законов о труде.

5. Заявление в установленном порядке возражения по предъявляемым к должнику требованиям кредиторов.

6. Заявление отказа от исполнения договоров должника, но не позднее чем в трехмесячный срок с момента своего назначения.

7. Принятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.

8. Передача на хранение в уполномоченные органы документов должника, подлежащих обязательному хранению.

При осуществлении своих прав и обязанностей конкурсный управляющий должен действовать разумно и добросовестно с учетом интересов должника и его кредиторов. Для пресечения возможных злоупотреблений со стороны конкурсного управляющего, контроль за его деятельностью возложен на собрание или комитет кредиторов. Новый закон, учитывая опыт применения предыдущего закона о банкротстве, вводит норму, устанавливающую механизм контроля. Не реже одного раза в месяц управляющий представляет органу контроля отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе, а также иную информацию. Стоит также отметить, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей арбитражный суд по ходатайству собрания или комитета кредиторов может отстранить управляющего от исполнения им своих обязанностей и назначить нового.

Открытие конкурсного производства в отношении должника – банкрота означает, что:

- срок исполнения всех денежных обязательств, а также отсроченных обязательных платежей считается наступившим;

- прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности;

- сведения о финансовом состоянии должника прекращаются относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной;

- снимаются ранее наложенные аресты имущества должника, введение новых арестов и иных ограничений по распоряжению имуществом не допускается;

- совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника допускается с ограничениями предусмотренными главой 6 закона о банкротстве;

- все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

Необходимо помнить, что после опубликования конкурсным управляющим сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства  в любом  официальном издании органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, требования кредиторов могут быть предъявлены только путем обращения в установленный срок к конкурсному управляющему, но никак не путем обращения в суд. «Надо иметь в виду, что под предъявленными требованиями кредиторов понимаются требования всех кредиторов, предъявленные к должнику в деле о банкротстве с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, в том числе и на стадии внешнего управления и конкурсного производства. При этом требования, предъявленные в процедурах наблюдения или внешнего управления, не должны повторно предъявляться во внешнем управлении или в конкурсном производстве. Видимо, предъявленными можно признать также требования граждан, по которым арбитражным судам направлены судебными приставами-исполнителями исполнительные листы».

Введение каких-либо иных последствий, связанных с открытием конкурсного производства, для должника законом не допускается.

Сведения о принятии арбитражным судом решения об объявлении должника банкротом и об открытии конкурсного производства, должны быть направлены конкурсным управляющим  в официальное издание государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Публикация производится за счет средств должника. Публикация имеет целью известить всех кредиторов о ликвидации предприятия для предъявления должнику имеющихся у них претензий и поэтому должна содержать: наименование арбитражного суда, рассматривающего дело о несостоятельности предприятия-должника, наименование и место нахождения предприятия-должника, дату принятия решения арбитражным судом, обращение к кредиторам с предложением предъявить имеющиеся у них претензии, срок предъявления претензий (два месяца со дня публикации), сведения о конкурсном управляющем.

В практике возникал вопрос, с какого момента начинается течение двухмесячного срока. исчисления идет  с даты, указанной в официальном издании  перед подборкой объявлений о несостоятельности.

Одним из важных моментов в процессе осуществления ликвидационных процедур является формирование конкурсной массы. Закон определяет указанное понятие, как все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, на которое может быть обращено взыскание. Следует обратить внимание, что из имущества должника, составляющего конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности. в конкурсную массу не включаются объекты социальной и коммунальной сферы, жизненно необходимые для региона: жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфрастуктуры. Они должны быть приняты на баланс соответствующего муниципального образования, в лице уполномоченных органов местного самоуправления.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.