| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Курсовая работа: Анализ конкуренции банков на российском рынке ипотечного кредитованияКурсовая работа: Анализ конкуренции банков на российском рынке ипотечного кредитованияФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ" Институт национальной и мировой экономики Кафедра политической экономии Курсовая работа Анализ конкуренции банков на российском рынке ипотечного кредитования Выполнил: Студент: Родионова Г.А. Проверил: профессор, доктор эк. наук Толкачев С.А. Москва, 2007 г. Содержание Введение 1. Теоретические основы конкуренции банков на рынке ипотечного кредитования 1.1 Теоретические основы банковской конкуренции 1.2.Возникновение и развитие банковской конкуренции 1.3 Американская модель ипотечного кредитования 2. Анализ рынка ипотечного кредитования 2.1 Анализ банковского сектора 1990-2007 гг. 2.1.1 Основные характеристики конкурентной среды на рынке ипотеки 2.2 Анализ конкуренции банков на рынке ипотеки 2.2.1 Позиция Сбербанк России 2.2.2 Позиция ВТБ 24 2.2.3 Позиция Москоммерцбанка 2.3 Кризис в США и анализ его последствий на конкуренцию рынка ипотеки Заключение Список использованной литературы ВведениеРынок ипотечного кредитования уже хорошо развит практически во всех странах Европы, а в США он составляет 90% ВВП. По всему миру финансовый рынок является наиболее прибыльным и быстроразвивающимся. Не так давно в нашей стране ипотека была чем-то инородным, незнакомым, жизнь в долг - казалась несбыточными мечтами. Но всего за несколько лет ипотечное кредитование стало востребованным. У большинства москвичей нет возможности купить квартиру, комнату или дом, но вполне реально взять кредит. В связи с появившимся и постоянно растущим спросом, банки создают свои ипотечные программы и осваивают нишу ипотечного кредитования. У большинства это получается и они захватывают определенные сегменты. В связи с этим конкуренция из года в год все накаляется. Так, за последние пять лет ставки снизились с 18-21% в валюте до 10-12% и с 21-25% до 12-14% в рублях. Рынок является молодым и только начал развиваться, у банков еще не выработано наиболее успешных стратегий. Именно поэтому данная тема является наиболее актуальной. Предметом исследования данной работы является конкуренция, объектом - конкуренция банков на рынке ипотечного кредитования. Для реализации поставленной задачи были выдвинуты следующие цели: ü выделить существующие национальные ипотечные программы ü сравнить 2 модели: американскую и российскую ü выделить преимущества и недостатки отечественной модели ü провести анализ рынка ипотечного кредитования ü охарактеризовать позиции лидеров российского рынка ипотеки и их конкурентные преимущества ü проанализировать влияние американского кризиса на конкурентоспособность отечественных банков ü сделать вывод о проделанной работе 1. Теоретические основы конкуренции банков на рынке ипотечного кредитования1.1 Теоретические основы банковской конкуренцииКонкуренция - это соперничество рыночных субъектов, заинтересованных в достижении одной и той же цели; это "способ отбора наиболее эффективных вариантов организации труда и производства в широком смысле слова" [2]. Существуют условия, необходимые для возникновения конкуренции, такие как: Ø Наличие свободных капиталов Ø Наличие законодательной и иной правовой базы регулирования конкурентных отношений Ø Возможность свободного перемещения ресурсов, средств и рабочей силы Ø Наличие необходимой инфраструктуры рынка Ø Как можно более низкий уровень монополизации экономики и др. Выделяют следующие признаки конкуренции: · Существование рынков с альтернативными возможностями выбора · Наличие субъектов, соревнующихся между собой · Чередование применяемых мер рыночной политики и ответных мер между конкурентами Банковская конкуренция - "это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг" [1]. В финансовом секторе банковского рынка можно выделить 3 уровня конкурентной борьбы: 1) конкуренция между коммерческими банками, которые традиционно делятся на универсальные и специализированные; 2) конкуренция со стороны небанковских кредитно-финансовых институтов, а также нефинансовых организаций 3) конкуренция со стороны финансовых конгломератов. Также можно выделить такие уровни, как индивидуальная (конкурентами являются отдельные кредитные институты) и групповая конкуренции (когда в качестве конкурентов выступают группы родственных кредитных институтов - например, объединения сберегательных касс и кредитных товариществ в Германии, проводящие согласованную рыночную политику). Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. "Внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция между фирмами одной отрасли, производящими аналогичные товары, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту" [1]. "Межотраслевая конкуренция - конкуренция между предприятиями, основная деятельность которых связана с производством совсем разных видов продукции, но которые, диверсифицируя своя деятельность, в погоне за большей прибылью могут переключиться полностью или частично и на нетрадиционные для них виды продукции" [2]. Оба вида конкуренции могут происходить на разных масштабов рынках, причем более "мелкого вида конкуренции", чем внутривидовая, не существует. При внутриотраслевой конкуренции, в процессе разработки стратегии, банки определяются со своим типом - универсальный или специализированный. Универсальны банки демонстрируют большую степень диверсификации, их можно охарактеризовать не как многоотраслевые, а как всеотраслевые предприятия, конкурирующие со всеми участниками банковского рынка. В результате они испытывают максимальное давление внутриотраслевой конкуренции. Специализированные банки действуют в меньшем числе отраслей и конкурируют с универсальными банками, а также с банками и небанками, имеющими аналогичную специализацию. Внутриотраслевая конкуренция бывает двух видов: предметная и видовая. Первая возникает между фирмами, выпускающими идентичные товары, которые различаются лишь качеством изготовления или даже могут вовсе не отличаться (например предоставление банками массового однородного ассортимента - различные виды вкладов). Видовая конкуренция осуществляется между предприятиями, выпускающие товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличающиеся по каким-либо существенным параметрам. С развитием банковского дела и экономики в целом услуги массового характера могут терять свою однородность. В глазах потребителей одни и те же услуги могут носить различные черты, что связано большей частью с репутацией, известностью, господдержкой банка и т.п. Таким образом, внутривидовая конкуренция в банковском секторе существует в большей части как видовая. Это означает, что разработка новых ассортиментных единиц в рамках существующего вида не обеспечит конкурентного преимущества, если она не подкрепляется мерами по формированию потребительских предпочтений. Межотраслевая конкуренция в экономике осуществляется посредством перелива капитала или функциональной конкуренции. Для банковского сектора более характерен перелив капитала, который происходит при появлении на банковском рынке новичков или при попытке банков освоения и завоевания доли на новых отраслях и нишах. На практике для перелива капитала существуют препятствия - входные и выходные барьеры.
Ценовая и неценовая конкуренция. Особенность ценовой конкуренции на банковском рынке является "отсутствие четкой взаимосвязи потребительной стоимости товара (банковской услуги) и его цены" [1]. Существуют "внешние силы, сужающие возможности ценовой конкуренции: 1. процентные ставки могут подвергаться государственному воздействию 2. существует предел процента, ниже которого банк уже не будет получать прибыль, что могут себе позволить не все. В связи с этим конкуренция все более принимает неценовой характер Неценовая конкуренция прежде всего связана с изменениями качества услуг.
1.2.Возникновение и развитие банковской конкуренцииРеальная банковская конкуренция появилась во второй половине XIX века. До этого времени конкуренции как таковой не было из-за относительно малого количества банков, не насыщенности рынка, что способствовало возможности расширения рыночной ниши без вступления в конкурентную борьбу; считалось нечестным отбивать друг у друга клиентов. На рубеже XIX века ситуация изменилась и началась жесткая охота на клиентов (банки начали предлагать услуги прямо на дому, соревнуясь выгодностью предложений). "В ХХ веке европейское банковское дело пережило две глубокие структурные перестройки, отразившиеся и на конкурентной ситуации. Перед первой мировой войной основу операций крупных частных банков Западной Европы составляли кредитование промышленности и сделки с ценными бумагами….у каждой группы кредитных институтов была приоритетная сфера влияния, а вмешательство в чужую сферу встречалось относительно редко. И если крупные банки конкурировали друг с другом, то, например, сберкассы ими в качестве конкурентов не рассматривались. Эта конкурентная ситуация в корне изменилась после первой мировой войны в связи с волной рационализации в банковском деле, вызванной чрезвычайно сильным расширением безналичного оборота. Благодаря внедрению вычислительных машин банки охватывали все новые круги клиентуры, что явилось одной из причин усиления концентрации в банковском секторе экономики……произошел ряд слияний. Вторая крупная структурная перестройка банковского дела Западной Европы началась в 60-х годах, когда на роль первостепенного источника ресурсов всех кредитных институтов выдвинулись сберегательные вклады населения. До этого крупные коммерческие банки обслуживали только предприятия и частных лиц с высоким уровнем доходов. Широким же массам населения были доступны по существу только сберкассы. Положение резко изменилось в связи с ростом доходов широких масс населения, чему способствовало и введение безналичной выплаты зарплаты. Расширение массовых операций всех кредитных институтов повлекло за собой стирание различий между банковскими группами, универсализацию банковской деятельности, а как следствие - усиление банковской конкуренции. В 60-х годах также началась либерализация государственного регулирования деятельность коммерческих банков, оказавшая значительное влияние на обострение конкурентной ситуации. 80-н годы характеризуются дальнейшим обострением конкуренции. Западные банки начали проявлять интерес к новым рынкам сбыта, представленными прежде всего странами Восточной Европы" [1]. Современные особенности банковской конкуренции. Банковская конкуренция обладает рядом специфических особенностей, отличающих ее от конкуренций на других рынках, среди которых: ü возникла позже, но не уступает разновидностью форм и высокой интенсивностью ü конкурентами могут быть как другие банки, так и небанковские институты ü на различных рынках банки могут выступать как продавцы, а на других как потребители ü внутриотраслевая конкуренция носит преимущественно видовой характер, что связано с дифференциацией банковского продукта ü банковские услуги могут заменять друг друга, но не имеют конкурентоспособных внешних заменителей ü существуют проблемы управления качеством и рекламы ü банковские рынки являются рынками дифференцированной олигополии Среди основных закономерностей банковской конкуренции можно выделить следующие: универсализация деятельности либерализация государственного регулирования расширение сферы деятельности важное значение неценовой конкуренции усиление интенсивности конкуренции и концентрации Особенности отечественной ипотеки: малоразвитый рынок низкие доходы заемщиков, что обусловливает трепетное отношения заемщиков к будущему дому (единственной крыше над головой) стремление заемщика расплатиться в кратчайшие сроки политическая подоплека: ипотека - способ достижения результатов в решении национальной программы "Доступное жилье" 1.3 Американская модель ипотечного кредитованияРоссийская ипотечная система изначально основывалась на базе именно американской модели, поэтому все основные принципы взяты оттуда. Нет ничего удивительного в том, что ипотечные программы в РФ и США похожи, как братья-близнецы. Очевидно, что по своему развитию ипотека в России сильно отстает от американской, имеющей более долгую историю. Это справедливо в отношении и объемов кредитов, и масштабов рефинансирования, и доступности ипотеки. Объем ипотечного жилищного кредитования может достигать половины ВВП, например как в США, в то время как в России объем ипотеки не превышает 2,4%. Для лучшего сравнения американской и отечественной ситуаций на рынке ипотеки была составлена следующая таблица:
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|