рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Анализ конкуренции банков на российском рынке ипотечного кредитования

Курсовая работа: Анализ конкуренции банков на российском рынке ипотечного кредитования

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ"

Институт национальной и мировой экономики

Кафедра политической экономии

Курсовая работа

Анализ конкуренции банков на российском рынке ипотечного кредитования

Выполнил:

Студент: Родионова Г.А.

Проверил:

профессор, доктор эк. наук

Толкачев С.А.

Москва, 2007 г.


Содержание

Введение

1. Теоретические основы конкуренции банков на рынке ипотечного кредитования

1.1 Теоретические основы банковской конкуренции

1.2.Возникновение и развитие банковской конкуренции

1.3 Американская модель ипотечного кредитования

2. Анализ рынка ипотечного кредитования

2.1 Анализ банковского сектора 1990-2007 гг.

2.1.1 Основные характеристики конкурентной среды на рынке ипотеки

2.2 Анализ конкуренции банков на рынке ипотеки

2.2.1 Позиция Сбербанк России

2.2.2 Позиция ВТБ 24

2.2.3 Позиция Москоммерцбанка

2.3 Кризис в США и анализ его последствий на конкуренцию рынка ипотеки

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Рынок ипотечного кредитования уже хорошо развит практически во всех странах Европы, а в США он составляет 90% ВВП. По всему миру финансовый рынок является наиболее прибыльным и быстроразвивающимся. Не так давно в нашей стране ипотека была чем-то инородным, незнакомым, жизнь в долг - казалась несбыточными мечтами. Но всего за несколько лет ипотечное кредитование стало востребованным. У большинства москвичей нет возможности купить квартиру, комнату или дом, но вполне реально взять кредит. В связи с появившимся и постоянно растущим спросом, банки создают свои ипотечные программы и осваивают нишу ипотечного кредитования. У большинства это получается и они захватывают определенные сегменты. В связи с этим конкуренция из года в год все накаляется. Так, за последние пять лет ставки снизились с 18-21% в валюте до 10-12% и с 21-25% до 12-14% в рублях.

Рынок является молодым и только начал развиваться, у банков еще не выработано наиболее успешных стратегий. Именно поэтому данная тема является наиболее актуальной.

Предметом исследования данной работы является конкуренция, объектом - конкуренция банков на рынке ипотечного кредитования.

Для реализации поставленной задачи были выдвинуты следующие цели:

ü  выделить существующие национальные ипотечные программы

ü  сравнить 2 модели: американскую и российскую

ü  выделить преимущества и недостатки отечественной модели

ü  провести анализ рынка ипотечного кредитования

ü  охарактеризовать позиции лидеров российского рынка ипотеки и их конкурентные преимущества

ü  проанализировать влияние американского кризиса на конкурентоспособность отечественных банков

ü  сделать вывод о проделанной работе


1. Теоретические основы конкуренции банков на рынке ипотечного кредитования

1.1 Теоретические основы банковской конкуренции

Конкуренция - это соперничество рыночных субъектов, заинтересованных в достижении одной и той же цели; это "способ отбора наиболее эффективных вариантов организации труда и производства в широком смысле слова" [2].

Существуют условия, необходимые для возникновения конкуренции, такие как:

Ø  Наличие свободных капиталов

Ø  Наличие законодательной и иной правовой базы регулирования конкурентных отношений

Ø  Возможность свободного перемещения ресурсов, средств и рабочей силы

Ø  Наличие необходимой инфраструктуры рынка

Ø  Как можно более низкий уровень монополизации экономики и др.

Выделяют следующие признаки конкуренции:

·  Существование рынков с альтернативными возможностями выбора

·  Наличие субъектов, соревнующихся между собой

·  Чередование применяемых мер рыночной политики и ответных мер между конкурентами

Банковская конкуренция - "это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг" [1].

В финансовом секторе банковского рынка можно выделить 3 уровня конкурентной борьбы:

1) конкуренция между коммерческими банками, которые традиционно делятся на универсальные и специализированные;

2) конкуренция со стороны небанковских кредитно-финансовых институтов, а также нефинансовых организаций 3) конкуренция со стороны финансовых конгломератов. Также можно выделить такие уровни, как индивидуальная (конкурентами являются отдельные кредитные институты) и групповая конкуренции (когда в качестве конкурентов выступают группы родственных кредитных институтов - например, объединения сберегательных касс и кредитных товариществ в Германии, проводящие согласованную рыночную политику).

Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.

"Внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция между фирмами одной отрасли, производящими аналогичные товары, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту" [1].

"Межотраслевая конкуренция - конкуренция между предприятиями, основная деятельность которых связана с производством совсем разных видов продукции, но которые, диверсифицируя своя деятельность, в погоне за большей прибылью могут переключиться полностью или частично и на нетрадиционные для них виды продукции" [2].

Оба вида конкуренции могут происходить на разных масштабов рынках, причем более "мелкого вида конкуренции", чем внутривидовая, не существует.

При внутриотраслевой конкуренции, в процессе разработки стратегии, банки определяются со своим типом - универсальный или специализированный.

Универсальны банки демонстрируют большую степень диверсификации, их можно охарактеризовать не как многоотраслевые, а как всеотраслевые предприятия, конкурирующие со всеми участниками банковского рынка. В результате они испытывают максимальное давление внутриотраслевой конкуренции. Специализированные банки действуют в меньшем числе отраслей и конкурируют с универсальными банками, а также с банками и небанками, имеющими аналогичную специализацию.

Внутриотраслевая конкуренция бывает двух видов: предметная и видовая. Первая возникает между фирмами, выпускающими идентичные товары, которые различаются лишь качеством изготовления или даже могут вовсе не отличаться (например предоставление банками массового однородного ассортимента - различные виды вкладов). Видовая конкуренция осуществляется между предприятиями, выпускающие товары, предназначенные для одной и той же цели, но отличающиеся по каким-либо существенным параметрам.

С развитием банковского дела и экономики в целом услуги массового характера могут терять свою однородность. В глазах потребителей одни и те же услуги могут носить различные черты, что связано большей частью с репутацией, известностью, господдержкой банка и т.п. Таким образом, внутривидовая конкуренция в банковском секторе существует в большей части как видовая. Это означает, что разработка новых ассортиментных единиц в рамках существующего вида не обеспечит конкурентного преимущества, если она не подкрепляется мерами по формированию потребительских предпочтений.

Межотраслевая конкуренция в экономике осуществляется посредством перелива капитала или функциональной конкуренции.

Для банковского сектора более характерен перелив капитала, который происходит при появлении на банковском рынке новичков или при попытке банков освоения и завоевания доли на новых отраслях и нишах.

На практике для перелива капитала существуют препятствия - входные и выходные барьеры.

Барьер Признаки
Входной

Отсутствие патентной защиты новвоведений

Правовые ограничения банковской деятельности

Ограниченность доступа к источникам кредитных ресурсов

Дифференциация банковского продукта

Высокие издержки по переориентации потребителей

Выходной Проникновение кредитных институтов на новые рынки обычно не связано с их уходом со старых, а осуществляется в рамках диверсификации банковского ассортимента. В связи с этим выходные барьеры не имеют существенного значения для банковского сектора

Ценовая и неценовая конкуренция.

Особенность ценовой конкуренции на банковском рынке является "отсутствие четкой взаимосвязи потребительной стоимости товара (банковской услуги) и его цены" [1].

Существуют "внешние силы, сужающие возможности ценовой конкуренции:

1.  процентные ставки могут подвергаться государственному воздействию

2.  существует предел процента, ниже которого банк уже не будет получать прибыль, что могут себе позволить не все. В связи с этим конкуренция все более принимает неценовой характер

Неценовая конкуренция прежде всего связана с изменениями качества услуг.


Критерии качества


Для потребителей  Для самого банка

Скорость обслуживания,

срочность осуществления операций, наличие ошибок, часы работы банка, качество консультирования и др.

Скорость внутренних рабочих процессов, уровень издержек на исправление ошибок, эффективность рабочих процессов, уровень мотивации работников, производительность труда и др.

1.2.Возникновение и развитие банковской конкуренции

Реальная банковская конкуренция появилась во второй половине XIX века. До этого времени конкуренции как таковой не было из-за относительно малого количества банков, не насыщенности рынка, что способствовало возможности расширения рыночной ниши без вступления в конкурентную борьбу; считалось нечестным отбивать друг у друга клиентов.

На рубеже XIX века ситуация изменилась и началась жесткая охота на клиентов (банки начали предлагать услуги прямо на дому, соревнуясь выгодностью предложений).

"В ХХ веке европейское банковское дело пережило две глубокие структурные перестройки, отразившиеся и на конкурентной ситуации. Перед первой мировой войной основу операций крупных частных банков Западной Европы составляли кредитование промышленности и сделки с ценными бумагами….у каждой группы кредитных институтов была приоритетная сфера влияния, а вмешательство в чужую сферу встречалось относительно редко. И если крупные банки конкурировали друг с другом, то, например, сберкассы ими в качестве конкурентов не рассматривались.

Эта конкурентная ситуация в корне изменилась после первой мировой войны в связи с волной рационализации в банковском деле, вызванной чрезвычайно сильным расширением безналичного оборота. Благодаря внедрению вычислительных машин банки охватывали все новые круги клиентуры, что явилось одной из причин усиления концентрации в банковском секторе экономики……произошел ряд слияний.

Вторая крупная структурная перестройка банковского дела Западной Европы началась в 60-х годах, когда на роль первостепенного источника ресурсов всех кредитных институтов выдвинулись сберегательные вклады населения. До этого крупные коммерческие банки обслуживали только предприятия и частных лиц с высоким уровнем доходов. Широким же массам населения были доступны по существу только сберкассы. Положение резко изменилось в связи с ростом доходов широких масс населения, чему способствовало и введение безналичной выплаты зарплаты. Расширение массовых операций всех кредитных институтов повлекло за собой стирание различий между банковскими группами, универсализацию банковской деятельности, а как следствие - усиление банковской конкуренции. В 60-х годах также началась либерализация государственного регулирования деятельность коммерческих банков, оказавшая значительное влияние на обострение конкурентной ситуации.

80-н годы характеризуются дальнейшим обострением конкуренции. Западные банки начали проявлять интерес к новым рынкам сбыта, представленными прежде всего странами Восточной Европы" [1].

Современные особенности банковской конкуренции.

Банковская конкуренция обладает рядом специфических особенностей, отличающих ее от конкуренций на других рынках, среди которых:

ü  возникла позже, но не уступает разновидностью форм и высокой интенсивностью

ü  конкурентами могут быть как другие банки, так и небанковские институты

ü  на различных рынках банки могут выступать как продавцы, а на других как потребители

ü  внутриотраслевая конкуренция носит преимущественно видовой характер, что связано с дифференциацией банковского продукта

ü  банковские услуги могут заменять друг друга, но не имеют конкурентоспособных внешних заменителей

ü  существуют проблемы управления качеством и рекламы

ü  банковские рынки являются рынками дифференцированной олигополии

Среди основных закономерностей банковской конкуренции можно выделить следующие:

универсализация деятельности

либерализация государственного регулирования

расширение сферы деятельности

важное значение неценовой конкуренции

усиление интенсивности конкуренции и концентрации

Особенности отечественной ипотеки:

малоразвитый рынок

низкие доходы заемщиков, что обусловливает трепетное отношения заемщиков к будущему дому (единственной крыше над головой)

стремление заемщика расплатиться в кратчайшие сроки

политическая подоплека: ипотека - способ достижения результатов в решении национальной программы "Доступное жилье"

1.3 Американская модель ипотечного кредитования

Российская ипотечная система изначально основывалась на базе именно американской модели, поэтому все основные принципы взяты оттуда. Нет ничего удивительного в том, что ипотечные программы в РФ и США похожи, как братья-близнецы. Очевидно, что по своему развитию ипотека в России сильно отстает от американской, имеющей более долгую историю. Это справедливо в отношении и объемов кредитов, и масштабов рефинансирования, и доступности ипотеки.

Объем ипотечного жилищного кредитования может достигать половины ВВП, например как в США, в то время как в России объем ипотеки не превышает 2,4%.

Для лучшего сравнения американской и отечественной ситуаций на рынке ипотеки была составлена следующая таблица:

Модель

Критерий

Российская

Американская

1. Доля покупаемых по ипотеке квартир в общем количестве сделок. % 10

90

2. Ставка Плавающая, фиксированная

Плавающая, фиксированная

3. Средний размер процента 12

6

4. Сроки, в которые заемщики погашают кредит В кратчайшие сроки

Максимально растягивают выплаты во времени

5. Предпочитаемый рынок для покупки жилья Первичный (экономия 30%)

Вторичный

6. На какой срок выдаются кредиты От года до 30 лет

От года до 30 лет

7. Подход к неплательщикам Требование предоставить альтернативное жилье зафиксировано законодательно, но квартир для этих целей нет.

Законодательство позволяет выселить на улицу, но эти случаи редки, и обычно решается путем предоставления муниципального жилья

8. Возможность досрочного погашения кредита

Через полгода-год

Через 3 года

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.