рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Деятельность национального банка Украины в сфере валютного регулирования и валютного контроля

3) ограничение участия национальных банков в предоставлении международных займов в иностранной валюте;

4) принудительное изъятие иностранных ценных бумаг, принадлежащих резидентам, и продажа их за валюту;

5) полное или частичное прекращения погашения внешней задолженности или разрешение оплаты его национальной валютой без права перевода за границу.

По активному платежному балансу с целью сдерживания как притока капиталов в страну, так повышения курса национальной валюты применяются такие формы валютных ограничений по финансовым операциям:

1) депонирование на беспроцентном счете в Национальном банке новых иностранных обязательств банков;

2) запрет на продажу национальных ценных бумаг иностранцам:

3) обязательная конвертация займов в иностранной валюте в Национальном банке;

4) запрет на выплату процентов по срочным вкладам иностранцев в национальной валюте:

5) введение отрицательной процентной ставки по взносам нерезидентов в национальной валюте. При таких условиях проценты платит или вкладчик банка, или банк, заинтересованный в привлечении взносов в иностранной валюте, платит сам государственным валютным учреждениям.

6) ограничение ввоза валюты в страну;

7) ограничение на форвардную продажу национальной валюты иностранцам;

8) режим принудительных депозитов.

Влияние валютных ограничений на развитие международных валютных отношений неоднозначное. Применение их может сдержать отлив капиталов или нежелательный приток капиталов из вне. Тем не менее, долго действующее применение валютных ограничений может привести к отрицательным последствиям, например, сдерживание экспорта или формирование двойного и даже тройного (официального, свободного и "черного") валютных рынков с разными валютными курсами.

При таких условиях экспортеры стараются избежать перечисления валютных средств уполномоченным банкам по невыгодным для них обменным курсам. Наиболее часто для этого применяются такие действия:

— занижение в контракте официальной цены сравнительно с реальной выручкой ("двойные" контракты) с зачислением разности на подставное лицо или в иностранный банк;

— продажа товара в третьи страны, валюты которых не подлежат обязательной продаже;

— предоставление писем в адрес соответствующих государственных органов с аргументированной просьбой относительно освобождения от обязательной продажи выручки в иностранной валюте;

— предоставление взяток [36; с. 51].

Задачей органов валютного контроля при таких условиях является контроль за выполнением валютного законодательства, ценами, счетами, применять штрафы и прочие санкции в случае нарушений.

С целью остановки отлива капитала Украина вынуждена использовать такие валютные ограничения, как, например, запрет проведения расчетов в иностранной валюте на территории страны, законодательное установление сроков возвращения в страну валютной выручки от экспортных операций, а также товаров (работ, услуг) по импорту на условии предшествующей оплаты (90 дней), обязательной продажа части валютной выручки (50%), ограничения относительно вывоза валютных ценностей гражданами, которые выезжают во временные путешествия за границу.

Действенным валютным ограничением, которое широко применяется на практике, является установление полной или частичной обязательной продажи экспортерами валютной выручки Национальному банку. Такой ход применяется с целью пополнения валютных резервов страны, а также увеличения предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. В настоящее время такой механизм используется в 90 странах мира, в т.ч. в Украине и России.

Впервые в Украине такой механизм был внедрен Декретами Кабинета Министров Украины от 19.02.1993г. №15-93 и от 19.02.1993 г. № 16-93, которыми устанавливались как обязательная продажа поступлений в иностранной валюте (50%), так и ответственность за невыполнение уполномоченными банками этих требований. Этот механизм, хотя и не в полной мере, все же давал возможность контролировать ситуацию на внутреннем валютном рынке.

Но Законом Украины от 03.06.1997 г. "О внесении изменений в некоторые декреты Кабинета Министров Украины по вопросам валютного регулирования" признан таким, что утратил действие декрет Кабинета Министров Украины от 19.02.1993 г. № 16-93 и исключены пункты 1, 2, 3 статьи 4 декрета Кабинета Министров Украины от 19.02.1993г. №15-93, которым была внедрена обязательная продажа валютных поступлений на межбанковскому валютному рынку, и в статьи 16 этого Декрета исключен именно тот пункт, которым была внедрена ответственность за невыполнение уполномоченными банками требований относительно обязательной продажи средств в иностранной валюте.

Таким образом, режим обязательной продажи средств в иностранной валюте был упразднен, и внедрение его в случае спешной необходимости правовым путем, то есть, опираясь на Закон, стало невозможно. В то же время развитие ситуации на внутреннем валютном рынке Украины приобрело неконтролируемый характер. Объемы продажи иностранной валюты на межбанковском валютном рынке существенно сократились, что сразу же сказалось на валютном (обменном) курсе. Все это свидетельствует о несвоевременности принятия решение относительно отмены режима обязательной продажи валютных поступлений, поскольку соответствующих экономических условий к тому времени не было создано.

С целью прекращения неконтролируемого развития ситуации на финансовом рынке Украины Кабинетом Министров Украины вместе с Национальным банком Украины было принято постановление № 1413 от 10.09.1998 г., пунктом 9 которого была внедрена 75% продажа валютных поступлений от осуществления экспортных операций. Поскольку же установленный размер обязательной продажи поступлений в иностранной валюте был очевидно высоковат, через четыре дня он был уменьшен до 50% (постановление КМУ и НБУ от 14.09.1998 г. № 1425 "О внесении изменений в постановление КМУ и НБУ от 10.09.1998г. № 1413") [36; с. 52].

Размер обязательной продажи валютной выручки в Росси также неоднократно изменялся. Так, в частности, порядок продажи 30% валютной выручки в Валютный резерв Центрального банка России, внедренный раньше, с 01.07.1993г. был заменен другим, который предусматривал 50%-ую обязательную продажу валютной выручки на внутреннем рынке России [36; с. 53].

Таким образом, установленный размер обязательной продажи валютной выручки не является постоянной величиной: определенные изменения ситуации на внутреннем валютном рынке страны требуют соответствующих взвешенных изменений в режиме.

Создание для украинских субъектов внешнеэкономической деятельности на внутреннем рынке страны экономических условий, более выгодных, чем вне ее границ, есть наилучшим стимулом для возвращения в страну незаконно вывезенных валютных ценностей. К таким условиям, в частности, относятся стабильность экономической и политической ситуации, законодательная определенность по вопросам внешнеэкономической деятельности, уровень процентных ставок в банковско-кредитной сфере, система налогообложения, свободный доступ к валютному рынку и др.

Таким образом, необходимость применения в Украине валютных ограничений, связанных с необходимостью остановки отлива капитала, есть требование переходного периода. По мере того как будут создаваться другие экономические регуляторы этих процессов, валютные ограничения могут быть упразднены.


Глава 2 Валютное регулирование и валютный контроль НБУ на современном этапе

2.1. Курсовая политика НБУ

2.1.1. Валютный курс как элемент валютной системы

Важным элементом валютной системы является валютный курс, т.к. развитие международных экономических отношений требует измерения стоимости соотношения валют разных стран. Валютный курс необходим для следующих целей:

а) взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капитала и кредитов (экспортер обменивает вырученную иностранную валюту на национальную т.к. валюты других стран не могут обращаться в качестве покупательного и платежи средства на территории данного государства. Импортер обменивает национальную валюту на иностранную для оплаты товаров, купленных за рубежом. Должник приобретает иностранную валюту на национальную для погашения задолженности и выплаты процентов по внешним займам;

б) сравнения цен мировых и национальных рынков, а также стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальных или иностранных валютах;

в) периодической переоценке счетов в иностранной валюте фирм и банков [23; с. 92].

Валютный курс представляется участникам обмена как "цена" денежной единицы одной страны, выраженная в иностранных денежных единицах, коэффициент пересчета одной валюты в другую, определяемый соотношением спроса и предложения на валютном рынке. Валютный курс - это соотношение между национальной и иностранной валютами, определяемое их покупательной способностью и рядом других факторов.

Валютный курс устанавливается также по отношению к международным счетным единицам (СДР, ЕВРО). Эта экономическая (стоимостная) категория присуща товарному производству и выражает производственное отношение между товаропроизводителями и мировым рынком.

Валютный курс служит инструментом стоимостных сопоставлений издержек производства данного предприятия с ценами мирового рынка, дает возможность выявить результат внешнеэкономических операций.

При понижении курса национальной валюты экспортеры получают экспортную прибавку при обмене вырученной подорожавшей иностранной валюты на подешевевшую национальную и имеют возможность продавать товары по ценам ниже среднемировых.

Но одновременно снижение курса национальной валюты удорожает импорт, что стимулирует рост цен в стране, сокращение ввоза товаров или развитие национального производства товаров взамен импортных. Снижение валютного курса сокращает реальную задолженность в национальной валюте, увеличивает тяжесть валютных долгов, выраженных в иностранной валюте. Невыгодным становится вывоз прибыли, процентов, дивидендов, получаемых иностранными инвесторами в валюте страны пребывания.

При повышении курса валюты внутренние цены становятся менее конкурентоспособными, эффективность экспорта падает, что может привести к сокращению экспортных отраслей и национального производства в целом. Импорт, наоборот расширяется. Стимулируется приток в страну иностранных и национальных капиталов, увеличивается вывоз прибылей по иностранным капиталовложениям. Уменьшается реальная сумма внешнего долга, выраженного в обесценившейся иностранной валюте.

Разрыв внешнего и внутреннего обесценения валюты, т.е. динамики его курса и покупательной способности имеет важное значение для международных экономических отношений. Если внутреннее инфляционное обесценение денег опережает снижение курса валюты, то поощряется импорт товаров. Если внешнее обесценение валюты обгоняет внутреннее, вызываемое инфляцией, то возникают условия для валютного демпинга - массового экспорта товаров по ценам ниже среднемировых, связанного с отставанием падения покупательной способности денег от понижения их валютного курса в целях вытеснения конкурентов на внешних рынках [23; с. 94].

Методы регулирования валютных курсов

 Современная валютная система предусматривает возможность выбора режима валютного курса среди следующих вариантов:

1. Фиксация курса национальной валюты: а) по отношению к одной валюте (чаще всего к доллару); б) по отношению к "корзине валют" (СДР).

2. Ограничение колебаний курса относительно: а) одной валюты; б) группы валют.

 3. Более гибкий режим: а) плавание в соответствии с определенным индексом (автоматическое изменение курса в зависимости от изменения экономических индикаторов); б) "управляемое" плавание, когда Центральный банк осуществляет постоянные изменения валютного курса в зависимости от состояния платежного баланса, уровня инфляции или валютных резервов, но без обязательности или автоматизации таких изменений, как в случае с применением индексов; в) "независимое" плавание, при котором курс определяется соотношением спроса и предложения на рынке без вмешательства государства даже с помощью экономических рычагов (свободное плавание позволяют себе лишь промышленно развитые страны).

Выбор валютного режима зависит от экономических целей правительства, структуры экономики и т.д. ни один из крайних вариантов (жесткое финансирование или свободное плавание) не являются оптимальными с точки зрения обеспечения макроэкономической стабильности.

Фиксированный курс при более открытой национальной экономике (когда большая часть национального дохода создается во внешнеэкономической сфере), т.к. от него зависит стоимость экспортно-импортных контрактов. Плавающий курс, наоборот, позволяет нивелировать внешнее влияние и быстро достичь равновесия платежного баланса, обеспечить автономность монетарной политики. Правительство может выбрать валютный режим с учетом конкретной ситуации. По правилам МВФ, единственным ограничением является отсутствие административного воздействия, которые могут привести к ситуации искусственного валютного курса.

Центральный банк может воздействовать на валютный курс путем монетарной политики или за счет интервенций на валютном рынке.

Валютная интервенция - это операция по купле или продаже иностранной валюты на уровне желательном для властей, с точки зрения проводимой или экономической политики. Центральный банк продает иностранную валюту из своих резервов, если считает необходимым поддержать курс национальной валюты на высоком уровне и, наоборот, скупает ее, если полагает, что курс национальной валюты на рынке слишком завышен и не стимулирует развитие экспорта.

Правила установления официального курса гривны к иностранным валютам и курса банковских металлов

 Национальный банк Украины (далее - Национальный банк) устанавливает официальный курс гривны к иностранным валютам, международных расчетных и временных денежных единиц, а также официальный (учетный) курс банковских металлов (далее - официальный курс гривны к иностранным валютам и банковских металлов) [10; с. 1].

1. Официальный курс гривны к иностранным валютам и банковских металлов устанавливается:

-ежедневно - для свободно конвертируемых валют (1-ая группа Классификатора иностранных валют и банковских металлов, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 04.02.98 N , для иностранных валют других стран, которые являются главными внешнеэкономическими партнерами Украины (приложение А), и для банковских металлов (приложение В);

-один раз в месяц - для других иностранных валют (приложение Б);

-один раз в месяц повторно - для специальных прав заимствования (далее - СПЗ).

2. Официальный курс гривны к иностранным валютам и банковских металлов, указанных пункта 2 этого, рассчитывается:

а) к доллару США - на основании котировки валюты на межбанковском валютном рынке, а также с учетом информации про действующий официальный курс Национального банка и про проведенные им операции по купле-продаже иностранных валют 1-й группы Классификатора;

б) к другим свободно конвертируемым валютам, которые широко используются для осуществления платежей по международным операциями и продаются на главных валютных рынках мира, - на основании информации про:

-курс гривны к доллару США, установленный в соответствии с подпунктом "а" этого пункта;

-ежедневный фиксинг Европейского центрального банка текущих кросс-курсов к евро;

-курс СПЗ к доллару США, установленный Казначейским управлением Международного валютного фонда (далее - МВФ);

в) к свободно конвертируемым валютам, которые ограниченно используются для осуществления платежей по международным операциями и не продаются на главных валютных рынках мира, а также к неконвертируемым иностранным валютам - на основании информации о кроссах-курсах, которые рассчитаны соответственно курсу гривны к доллару США, установленного в соответствии с подпунктом "а" этого пункта, и курсы национальных валют к доллару США, установленные центральными (национальными) банками государств СНГ и Балтии.

3. Официальный курс гривны к иностранным валютам, указанных в пункте 1, устанавливается в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 2 и на основании информации о кроссах-курсах, которые рассчитаны соответственно курсу гривны к доллару США, установленного в соответствии с подпунктом "а" пункта 2, и текущие кроссы-курсы соответствующих валют к доллару США на международных валютных рынках.

4. К банковским металлам: золота (959, ХАU), серебра (961, ХАG), платины (962, ХРТ) и палладия (964, ХРD) - на основании информации о ценах на драгоценные металлы, определенные (зафиксированные) участниками Лондонской ассоциации рынка драгоценных металлов и участниками Лондонского рынка платины и палладия и официального обменного курса гривны к доллару США.

5. Если нет текущих котировок банковских металлов на Лондонском рынке драгоценных металлов и рынка платины и палладия для определения официальных (учетных) курсов банковских металлов, то используется их значение за предшествующий день.

6. Информация про фиксинг золота, серебра, платины и палладия для определения официальных (учетных) курсов этих банковских металлов передается по международной информационной сети Reuters и Интернет.

7. Официальный курс гривны к СПЗ повторно, как указан в абзаце четвертом пункта 1, устанавливается второго рабочего дня месяца, следующего за отчетным, по состоянию на последний рабочий день предшествующего месяца с использованием информации о курсе СПЗ к гривне (или к доллару США), что установлен Казначейским управлением МВФ на последний рабочий день предшествующего месяца.

8. Официальный курс гривны к иностранным валютам и банковских металлов, указанных в абзаце втором пункта 1, начинает действовать следующего дня после дня утверждения.

Официальный курс гривны к иностранным валютам и банковских металлов, установленный на последний рабочий день недели или на предпраздничный день, действует на протяжении следующих исходных или праздничных дней.

Официальный курс гривны к иностранным валютам и банковских металлов, установленный в последний рабочий день недели или в предпраздничный день, начинает действовать в первый рабочий день на будущей неделе или в первый послепраздничный рабочий день.

Официальный курс гривны к иностранным валютам, указанных в абзаце третьем пункта 1, устанавливается в предпоследний рабочий день месяца со сроком действия этого курса от первого числа следующего календарного месяца и к его концу.

9. Официальный курс гривны к иностранным валютам и банковских металлов рассчитывается Департаментом валютного регулирования и утверждается первым заместителем Председателя Национального банка.

10. Национальный банк в границах своих полномочий относительно обеспечения стабильности гривны может влиять на формирование официального валютного курса в результате купли-продажи иностранной валюты на межбанковском валютном рынке Украины.

2.1.2. Понятие стабильности национальной денежной единицы

В 2003 году, четвертый год подряд, Национальный банк Украины придерживается политики номинальной курсовой стабильности гривны. Речь идет о соотношении гривны с основной курсообразующей валютой — долларом США, который имеет наибольший удельный вес в международных расчетах (73,4% за первое полугодие 2003 г.), на безналичном (82.8% за 10 месяцев 2003 г.) и наличном (81.3% за 10 месяцев 2003 г.) валютном рынках Украины, а также активнее сравнительно с другими валютами используется населением как средство накопления. Именно поэтому основным ориентиром в обществе при оценке внешней стабильности национальной денежной единицы есть курс гривны относительно доллара США, а не относительно других, даже таких важных в внешней торговле Украины валют, как евро, российский рубль и т.п.[30; с. 10].

Прежде всего, следует определиться с содержанием понятия стабильности денежной единицы. Разумеется, она является относительной (динамической) величиной. Ведь абсолютной стабильности не существует. Учитывая это, можно дать такое определение понятию стабильность денежной единицы — относительная неизменность стоимости, которую представляет денежная единица в обороте и которая выражается в покупательной способности денег. Учитывая, что за деньги можно купить: 1) товары и услуги; 2) деньги (взять деньги в кредит); 3) иностранную валюту, — стабильность денежной единицы предусматривает:

• стабильность цен на товары и услуги;

• стабильность цен на кредитные ресурсы;

• стабильность обменного курса национальной валюты.

Стабильность цен на товары и услуги - это такой уровень инфляции, который обеспечивает прогнозные темпы экономического возрастания, повышение реальных доходов населения и есть скоординированным с динамикой валового внутреннего продукта и обменным курсом национальной валюты.

Стабильность цен на кредитные ресурсы — это неизменность ставки по кредитам или такая ее динамика, которая кореллируется с уровнем инфляции, обменным курсом и учетной ставкой Национального банка Украины.

Стабильность обменного курса национальной валюты — это его неизменность или такая динамика, которая скорректирована с уровнем внутренней инфляции и обеспечивает равновесие платежного баланса [26; с. 20].

 В условиях, которые ныне сложились в Украине, важно регулировать обменный курс, не допуская его значительной ревальвации, поддерживая конкурентоспособность национальных производителей и вместе с тем контролируя инфляцию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.