рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Банковская система Республики Казахстан: проблемы и перспективы её развития

11 декабря 2007 г. рейтинговая служба Standard & Poor's изменило прогноз по кредитному рейтингу контрагента со «Стабильного» на «Негативный» по восьми казахстанским банкам: АО «Казкоммерцбанк» (ККБ), АО «Банк ТуранАлем» (БТА), Народный банк Казахстана (Халык Банк), АО «Альянс Банк», АО «Teмiрбанк», АО «Ипотечная организация БТА Ипотека» (БТАИ), АО «Нурбанк» и АО «Евразийский банк». Одновременно Standard & Poor's понизило долгосрочный кредитный рейтинг контрагента ККБ с «ВВ+» до «ВВ», а также рейтинг по национальной шкале «Teмiрбанка» с «kzBBB+» до «kzBBB» и рейтинг по национальной шкале Евразийского банка с «kzBBB–» до «kzBB». Все прочие рейтинги были подтверждены [33].

Рейтинговые действия отражают опасения Standard & Poor's в связи с растущим негативным воздействием сложной ситуации на рынке на качество активов и ликвидность казахстанских банков, несмотря на то, что они смогли преодолеть трудности, возникшие в самом начале глобального кризиса ликвидности, благодаря грамотному управлению активами и пассивами. По всей вероятности, банковский сектор будет испытывать глубокую трансформацию – как отраслевую, так и бизнес-моделей и практик, что только добавит неопределенности относительно способности отдельных банков приспособиться к условиям новой реальности.

Быстрый рост банков сектора в условиях повышенных рисков, характерных для экономики и банковского сектора Республики Казахстан (рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: ВВВ-/Стабильный /А-3; рейтинг по обязательствам в национальной валюте: ВВВ / Стабильный /А-3), финансировавшийся с помощью все увеличивающегося внешнего долга, уже давно вызывал серьезную обеспокоенность Standard & Poor's. Глобальный кризис ликвидности, начавшийся в августе, только усилил эти опасения.

В частности, проблема осложняется значительными потребностями в рефинансировании внешнего долга, давлением со стороны нестабильных сектора недвижимости и строительного сектора, а также других проблемных секторов, а кроме того тем, что небольшие банки не обязательно могут рассчитывать на поддержку государства.

Таблица 11 – Рейтинг-лист на 11 декабря 2007 г. рейтинговой службы Standard & Poor's

До С
АО «Казкоммерцбанк»
Кредитный рейтинг контрагента ВВ / Негативный/В ВВ+/Стабильный/В
АО «Банк ТуранАлем»
Кредитный рейтинг контрагента ВВ / Негативный/В ВВ / Стабильный/В
Народный банк Казахстана (Халык Банк)
Кредитный рейтинг контрагента ВВ+/Негативный/В ВВ+/Стабильный/В
АО «Альянс Банк»
Кредитный рейтинг контрагента В+/Негативный/В В+/Стабильный/В
АО «Teмiрбанк»
Кредитный рейтинг контрагента В+/Негативный/В В+/Стабильный/В
Рейтинг по национальной шкале kzBBB kzBBB+
АО «Ипотечная организация БТА Ипотека»
Кредитный рейтинг контрагента ВВ-/Негативный/В ВВ-/Стабильный/В
Рейтинг по национальной шкале kzBBB+ kzBBB+
АО «Нурбанк»
Кредитный рейтинг контрагента В / Негативный/С В / Стабильный/С
АО «Евразийский банк»
Кредитный рейтинг контрагента В / Негативный/В В / Стабильный/В
Рейтинг по национальной шкале kzBB kzBBB-

Резкое снижение роста кредитования должно выявить реальную глубину проблемы качества активов. Высокий рост кредитования в последние годы скрывал реальное качество кредитных портфелей. Большая часть кредитов не была проверена временем и не прошла через все этапы экономического цикла. Кредиты, даже проблемные, могли быть легко рефинансированы в условиях стабильности. Возможность дальнейшей девальвации тенге – как это и происходило в прошедшие несколько месяцев – также угрожает способности заемщиков выполнять их обязательства (на 31 октября 2007 г. кредиты в иностранной валюте составляли 43% всей ссудной задолженности). Поддержка государства ликвидностью, устойчивый приток денежных средств, обусловленный благоприятной ценовой конъюнктурой на рынке сырьевых товаров (а именно нефти и газа), – равно как и уверенный рост личного потребления в Казахстане, только частично снижают эти опасения. В начале октября президент Нурсултан Назарбаев распорядился выделить 4 млрд. долл. из Национального Фонда Республики Казахстан для поддержания сектора недвижимости, МСБ и банковской системы. Из этой суммы 1 млрд. долл. должен быть выделен до конца 2007 г., а остальное – в течение 2008 г. Банки уже получили первые транши этих средств.

Прямыми получателями средств являются государственные агентства развития, а именно Фонд устойчивого развития «Казына», именно они осуществляют распределение денег между банками. В рамках разработанной программы банки обращаются в фонд «Казына» с заявками на предоставление кредитных средств, прилагая к ним документацию по конкретным проектам своих клиентов, которые необходимо профинансировать. Приняв решение об удовлетворении заявки, «Казына» размещает на счетах в уполномоченных банках денежные средства (в размере 70% от общей утвержденной стоимости проекта). Кредит выдается под 9% годовых, срок депозита составляет три года, но «Казына» имеет право на досрочное снятие средств (это – обычная практика управления вкладами клиентов в Казахстане). Цель программы состоит именно в обеспечении банковской системы ликвидностью, а не в поддержании реально проблемных активов.

На 10 ноября 2007 г. НБК, правительство и Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организации (АФН) подписали Меморандум по вопросам финансовой стабильности, определяющий задачи и роль каждой из сторон по обеспечению финансовой стабильности в стране и в банковском секторе. Однако этот документ не является законодательным актом. Примечательно, что в нем говорится о плане правительства учредить специальную компанию по управлению активами в целях «улучшения структуры балансов и качества активов банков посредством передачи и (или) приобретения проблемных активов и дальнейшего управления этими активами», однако никаких соответствующих процедур и правил еще не установлено.

Регулирующие органы стараются использовать сложившуюся ситуацию для сдерживания чрезвычайно высокого роста банковских активов, отмечавшегося в предыдущие периоды, а также для ограничения внешних заимствований, но пока их усилия не особенно эффективны.

Недавно НБК и АФН обратились к банкам с просьбой подписать меморандумы, обязывающие их не увеличивать свои активы и внешние заимствования выше уровня, существовавшего на 1 ноября 2007 г., в обмен на дальнейшую помощь НБК по экстренному поддержанию ликвидности. Однако лишь очень немногие банки подписали этот документ (срок его действия – один год). Большинство банков пока не очень заинтересованы в использовании этого краткосрочного источника пополнения запасов ликвидности и предпочли не связывать себя ограничениями, содержащимися в меморандуме. Впрочем, этот документ не имеет ограничений по времени и может быть подписан позднее.

Казахстанские банки вступили в критический период своего развития. В секторе все чаще отмечаются случаи пересмотра стратегий развития и реструктуризации бизнеса, некоторые банки, возможно, будут проданы.

Лишь немногие банки считают, что в более или менее обозримом будущем им удастся восстановить прежние темпы роста. В настоящее время они вносят значительные и незначительные изменения в свои стратегии и составляют планы реструктуризации бизнеса, одновременно занимаясь укреплением внутренних процедур и систем риск-менеджмента. К ним относятся, например, Банк ТуранАлем, который, по всей видимости, будет усиливать свои банковские операции в других странах СНГ в целях реализации новых возможностей развития бизнеса, а также Альянс Банк, который свернул программу экспресс-кредитования, сделав акцент на расширении менее рискованных традиционных операций розничного кредитования (обеспеченные потребительские кредиты, кредитование заемщиков с положительной кредитной историей с помощью кредитных карт). В целях дальнейшего развития банковского сектора, а также, учитывая предстоящее вступление Казахстана в ВТО, принята Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007–2011 годы. Основными приоритетами дальнейшего развития законодательной и регуляторной базы согласно данному документу является: совершенствование банковского законодательства с учетом международных стандартов, развитие конкуренции и либерализации доступа иностранных банков на отечественный финансовый рынок, принятие мер по совершенствованию консолидированного надзора на основе оценки рисков (с учетом действующих конгломератов в Республике Казахстан и возникающих в связи с этим рисков), снижение банковских рисков, связанных с экспансией банков на внешние рынки, потребительским кредитованием и кредитованием малого бизнеса, а также совершенствование финансовой статистики [33].

Согласно Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007–2011 годы основными целями и задачами развития банковского сектора в среднесрочной перспективе являются:

-  расширение доступа населения к банковским продуктам и повышение уровня защиты потребителей финансовых услуг;

-  повышение уровня прозрачности деятельности отечественных банков второго уровня в целях повышения доверия населения к банковскому сектору;

-  развитие конкуренции и либерализация доступа иностранных банков на отечественный финансовый рынок;

-  совершенствование банковского надзора на основе наилучшей международной практики и повышение эффективности управления внешним заимствованием банковского сектора страны.

Ключевую роль на пути более тесной интеграции в мировую экономику играет дальнейшее совершенствование отечественной банковской системы. Либерализация банковского сектора способствует внедрению прогрессивного зарубежного опыта в управлении капиталом, повышению качества менеджмента и, соответственно, уровня развития банковской системы.

Вопрос либерализации банковского сектора рассматривается в рамках переговорного процесса по вступлению Казахстана в ВТО. В этой связи исключен ряд ограничений по доступу нерезидентов Республики Казахстан на казахстанский банковский рынок в целях дальнейшей либерализации, а также создания равных условий их деятельности на территории Республики Казахстан.

В целях повышения прозрачности деятельности банковской системы разработан и предложен банкам на подписание Меморандум о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам повышения прозрачности деятельности банка, который предусматривает раскрытие банками информации о реальных собственниках банка, о перечне контролируемых банком организаций, об аффилированных лицах банка и совершаемых с ними сделках, о стратегии развития бизнеса банка на ближайшие пять лет.

Непрерывный рост экономики, благоприятный инвестиционный климат в стране, устойчивое развитие банковского сектора в последние годы способствовали укреплению доверия со стороны международных кредиторов и, как следствие, активному притоку внешних заимствований, что, в свою очередь, может привести к усилению зависимости банковского сектора от заимствований из-за рубежа.

Следует отметить, что рост внешних заимствований приводит к повышению степени подверженности банковского сектора значительному валютному риску, негативное влияние которого может быть вызвано переоценкой валютных обязательств банков, а также рискам рефинансирования, процентному риску и риску ликвидности.

Крайне важно отметить, что казахстанскими банками внешние заимствования привлекаются, в основном, по плавающей процентной ставке. В свою очередь, в случае резкого изменения ситуации на мировом рынке и условий кредитных соглашений, банки могут быть неспособны, ответить своевременно по своим обязательствам, что может негативно отразиться как на рейтинге отдельного банка, так и всей банковской системы республики.

В целях дальнейшего развития банковского сектора, а также, учитывая предстоящее вступление Казахстана в ВТО, предполагается провести работу по дальнейшему совершенствованию банковского законодательства с учетом международных стандартов, развитию конкуренции и либерализации доступа иностранных банков на отечественный финансовый рынок, принятию мер по совершенствованию консолидированного надзора на основе оценки рисков (с учетом действующих конгломератов в Республике Казахстан и возникающих в связи с этим рисков), снижению банковских рисков связанных с экспансией банков на внешние рынки, потребительским кредитованием и кредитованием малого бизнеса, совершенствованию финансовой статистики.


Заключение

Проведённый анализ развития банковской системы в Республике Казахстан, позволил сделать следующие выводы.

Банковская система – наиболее динамично развивающийся сектор экономики Казахстана. Уровень проникновения в экономику (около 90% ВВП) сопоставим с показателями стран Евросоюза.

Банковская система Казахстана прошла три этапа становления, в результате которых были реорганизованы государственные отраслевые банки, созданы институциональные основы банковского дела, появились первые коммерческие банки, все действующие банки Казахстана перешли на международные стандарты в части достаточности капитала ликвидности, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, введения и передачи информации.

По состоянию на 1 февраля 2008 года в Казахстане работают 35 банков второго уровня. По сравнению с началом 2007 года в 2008 году почти по всем показателям очевиден явный прогресс, увеличилось количество банков второго уровня с 33 до 35, количество филиалов банков второго уровня увеличилось на 28 единиц, а количество расчётно-кассовых отделов на 539 единиц. Увеличилось также количество представительств банков-нерезидентов – их стало на 3 больше.

Анализ качественных показателей деятельности коммерческих банков позволил определить следующее:

– с начала года собственный капитал по балансу банков второго уровня увеличился с 1 января 2007 года на 556,3 млрд. тенге (63,9%) и составил на отчетную дату 426,7 млрд. тенге.

– за прошедший год размер совокупных активов банков увеличился на 2 811,4 млрд. тенге (31,7%) и составил на отчетную дату 11 683,4 млрд. тенге.

– в структуре активов банков большую долю занимают займы (требования к клиентам), они увеличились по сравнению с 2007 годом на 2 876,5 млрд. тенге (48,0%).

В целом по банковской системе растут основные качественные показатели (достаточность капитала и ликвидность). Банковский сектор Казахстана по динамике своего развития намного опережает как темпы роста ВВП, так и наиболее успешные несырьевые отрасли страны. Привлекая внешнее финансирование, банки наряду с нефтяными компаниями являются основными поставщиками валютных средств в республику, оказывая существенное влияние на курсообразование национальной валюты. Банки являются также основными игроками на фондовом рынке республики, они обеспечивают основной оборот средств и служат основными поставщиками финансовых инструментов.

Сегодня в банковской сфере шестерка наиболее крупных банков (АО «Казкоммерцбанк», АО «Банк ТуранАлем», АО «Народный сберегательный банк Казахстана», АО «Альянс Банк», АО «АТФ Банк, АО «Банк Центр Кредит») занимает доминирующее положение в банковской системе. На долю этих банков приходится более 80% совокупных активов банковской системы.

Рассматривая динамику капитала крупнейших банков Казахстана, представленную в ходе исследования было отмечено, что к тройке лидеров по капиталу можно отнести Казкоммерцбанк, Банк ТуранАлем и Народный сберегательный банк Казахстана. Позиции АО «Казкоммерцбанк» и АО «Банк ТуранАлем» сильны прежде всего за счет крупного и среднего бизнеса. Значение стратегических направлений развития четверки крупных банков существенно влияет на общую стратегию развития банковского сектора. Кроме того, существенная доля рынка в сегменте розничного банкинга и обслуживания малого и среднего бизнеса позволяет им быть во многом лидерами в данном секторе.

Казахстанские банки активно расширяют масштабы деятельности в России, Кыргызстане, Узбекистане, Украине и других странах СНГ, проводя транснациональные операции из головных офисов в Казахстане, а также используя приобретаемые банки и свои представительства. По состоянию на начало 2008 года, суммарный объем прямого кредитования и инвестирования казахстанских банков в странах СНГ за пределами Казахстана составлял примерно 12% совокупных активов национальной банковской системы, но у крупных банков (а именно БТА и ККБ), наиболее агрессивно расширяющих бизнес в других странах СНГ, удельный вес внешних кредитов и инвестирования в активах выше.

В условиях глобализации и усиления роли коммерческих банков в развитии экономики обозначены тенденции развития банковской системы. Одной из важных проблем современности является обеспечение долгосрочными инвестициями предприятий реального сектора экономики. Принятие Программы инновационно-индустриального развития страны до 2015 года усилило актуальность решения данного вопроса.

В целях дальнейшего развития банковского сектора, а также, учитывая предстоящее вступление Казахстана в ВТО, предполагается провести работу по дальнейшему совершенствованию банковского законодательства с учетом международных стандартов, развитию конкуренции и либерализации доступа иностранных банков на отечественный финансовый рынок, принятию мер по совершенствованию консолидированного надзора на основе оценки рисков (с учетом действующих конгломератов в Республике Казахстан и возникающих в связи с этим рисков), снижению банковских рисков связанных с экспансией банков на внешние рынки, потребительским кредитованием и кредитованием малого бизнеса, совершенствованию финансовой статистики.


Список использованных источников

1.  Назарбаев Н.А. Послание народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики» февраль 2008 г.

2.  Балабанов И.Т., Банки и банковское дело. – Питер, 2000

3.  Дробозина Л.Т., Деньги, Кредит, Банки. – М., Инфра-М., 1997 г.

4.  Жукова Е.Ф., Банки и банковские операции. – М.: Банки и биржи – Юнити, 1997 г.

5.  Колесников В.И., Банковское дело. – М: Финансы и статистика, 2000 г.

6.  Крымова В., «Экономическая теория». Алматы 2002 г.

7.  Лаврушин О.Н., Банковское дело. – М: Финансы и статистика, 2000 г.

8.  Лаврушина О.И., «Деньги, кредит, банки». Издание второе, Москва 2000 г.

9.  Маркова О.М., Сахаров В.И., Коммерческие банки и их операции. – М., Банки и биржи – Юнити, 1995 г.

10.  Миркин Я.М., Банковские операции. – М., Инфра-М., 1996 г.

11.  Поляков В.П., Москвина Л.А. Основы денежного обращения и кредита. – М., Инфра-М, 1995 г.

12.  Ильясов А.А., Гилимов А.К., Журнал «Вестник КазНУ». Серия экономическая. №4 (26). 2006 г.

13.  Калиева Г.Т., Коммерческие банки в Казахстане и проблемы обеспечения их устойчивости: Автореферат. – Алматы: 2004

14.  Сейткасимов Г.С., Банковское дело. – Алматы: Каржы-Каражат, 2002

15.  Закон «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 24.12.1996 г. №15–1 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.02.2007 года №235-III)

16.  Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», от 31.08.1995 г. №2444 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.02.2007 года №235-III)


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.