рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Современная роль государства в реализации финансовой политики (Республика Беларусь)

От проведения денежно-кредитной политики во многом зависит поведение валютного курса: жесткая денежно-кредитная политика государства ограничивает рост денежной массы, что ведет к относительному сокращению предложения национальной валюты и соответственно к повышению ее курса; смягчение денежно-кредитной политики создает предпосылки для снижения курса национальной валюты.

В прежней экономике государство активно вмешивалось во все функции денег, в том числе определяло меру стоимости путем назначения цен. В рыночной экономике государство косвенно регулирует цены, не устанавливая, как правило, их номинального уровня; другие функции деньги выполняют под регулирующим воздействием государства. Отсутствие государственного регулирования денежного обращения дезорганизует экономику, усиливает хозяйственные диспропорции, обесценивает доходы, ведет к стагнации производства. Сложность разработки оптимальной денежно-кредитной политики состоит в том, что достижение хороших результатов по одним параметрам вызывает, как правило, ухудшение по другим. В частности, стимулирование инвестиций усиливает инфляцию, а рост деловой активности за счет увеличения доходов обычно сопровождается ростом цен. В то же время меры, направленные на борьбу с инфляцией и на улучшение платежного баланса, дестимулируют экономический рост, ухудшают показатель занятости населения.

Современная денежно-кредитная политика ведет начало с распада единого рублевого пространства. Либерализация экономики в 1992 г. вызвала одномоментный рост цен, который продолжался и в дальнейшем. С середины лета 1992 г. была прекращена выдача Банком России кредитов банкам бывших республик СССР. В 1993 г. обмен банкнот решил судьбу рублевой зоны.

Сколько-нибудь серьезные попытки использовать рыночные рычаги управления экономическими процессами впервые были предприняты Национальным банком Республики Беларусь в 1994 г. Анализируя сложившуюся в Республике Беларусь в 1995 г. ситуацию, можно отметить, что усилиями Правительства и Национального банка в республике была достигнута определенная финансовая стабильность. Однако монетарные средства укрощения инфляции имеют объективные пределы, к которым Республика Беларусь приблизилась в начале 1996 г.

В 1997–1998 гг. государство столкнулось с ростом неплатежей, вынужденным государственным финансированием убыточных предприятий, увеличивало денежную массу. Снижение темпов инфляции в 1995–1996 гг. не способствовало положительным изменениям, так как основывалось не на развитии экспорта, а на жестком валютном регулировании.

В последние годы в Республике Беларусь проявляется тенденция экономического роста. Однако эффективность производства низка. Инвестирование невыгодно белорусским банкам из-за низкой эффективности производственной сферы. Поэтому, разрабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, Национальный банк и правительство республики должны повысить привлекательность производственного сектора, преимущественно государственного, либо заменить его более эффективным — частным.

Сегодня в Республике Беларусь практически отсутствует специализация коммерческих банков. Российский опыт показал, что нужны банки двух типов: расчетные центры, обеспечивающие прозрачность перечислений средств клиентов, налоговые платежи и т.д., и инвестиционные, содействующие эффективному размещению вкладов, отбору максимально выгодных проектов. В частности, такую функцию может выполнять Белорусский банк развития, питаемый капиталами на инвестиционные цели по специальным каналам. Нужны и государственные банки с льготными условиями кредитования для выполнения специальных функций (обслуживание госдолга и т.д.).

Национальному банку следует однозначно заявить о таких приоритетах денежно-кредитной политики, как восстановление оборотных средств в производственной сфере, поддержка занятости населения, жесткий контроль за оттоком капитала, вытеснение денежных суррогатов из оборота, дедолларизация экономики, страхование вкладов, построение адекватной банковской системы.

Важно, чтобы названные атрибуты не только присутствовали в денежно-кредитной политике, но и обеспечивали реальный эффект.

В декабре 2005 г. создана Комиссия по оценке финансовой устойчивости банковской системы Республики Беларусь. Комиссия состоит из 9 человек, включая председателя Комиссии.

Комиссия осуществляет рассмотрение ключевых тенденций в экономике и денежно–кредитной сфере и их значимости для обеспечения финансовой устойчивости банков, а также разрабатывает меры по недопущению дестабилизации банковской системы и поддержанию ее устойчивого функционирования.

Кроме того, Комиссия осуществляет координацию действий структурных подразделений центрального аппарата Национального банка Республики Беларусь по накоплению и обработке информации, характеризующей состояние и перспективы развития банковской системы.

Глобализация экономики порождает тенденцию интернационализации денежной политики, валютной консолидации. Международной валютой уже стал евро. Не исключено, что в XXI веке получат хождение в основном три валюты: для Европы — евро, Америки — доллар, Азии — иена. Для многих стран своя валюта стала дорогим удовольствием, вызывая инфляцию, девальвацию, финансовые кризисы. Присоединение к международной валюте снимает с государства ряд сложных проблем, но, с другой стороны, лишает государство экономической самостоятельности. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь определяется внешними факторами, зависит от международных финансовых организаций, перспектив рефинансирования и реструктуризации внешнего долга. Однако здесь еще достаточно широкое поле для проведения собственной денежно-кредитной политики в интересах развития национальной экономики.


3. Основные направления совершенствования финансовой политики Республики Беларусь

Для обеспечения устойчивого роста экономики предусматривается дальнейшее усовершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства.

Так, в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. бюджетно-налоговая политика в предстоящем пятилетии будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.

В области налоговой политики в 2006 – 2010 годах будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики.

Одним из важнейших направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.

В целях совершенствования налоговой системы будут реализованы следующие мероприятия:

- улучшение налоговой структуры за счет повышения доли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;

- снижение нагрузки на фонд заработной платы;

- оптимизация ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный фонд содействия занятости;

- повышение стимулирующей роли таможенной политики;

- выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем оптимизации налоговых ставок;

- совершенствование системы налогового администрирования, которое должно обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для плательщиков;

- оптимизация соотношения республиканских и местных налогов и сборов с ориентацией на повышение роли и расширение самостоятельности местных бюджетов за счет увеличения удельного веса имущественных налогов и экологических платежей.

При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в 2006 – 2010 годах будет направлена на:

- создание условий для полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрацию ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;

- обеспечение эффективной работы системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса, включая формирование новых систем финансовой поддержки регионов;

- принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок, устранению нарушений в данной сфере.

Стратегические цели денежно-кредитной политики в 2006 – 2010 годах – обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений.

Денежно-кредитная политика будет направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики. Предусматривается также обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам.

Основные задачи развития банковской системы страны:

- повышение устойчивости банков, увеличение их капитала и ресурсной базы;

- оптимизация структуры активов и пассивов банков для увеличения объемов долгосрочного кредитования реального сектора экономики и населения;

- расширение состава и улучшение качества банковских услуг, развитие информационных и новых банковских технологий.

Темпы наращивания денежного предложения в национальной валюте будут выдерживаться в соответствии со спросом экономики на деньги и с целевым параметром инфляции, допустимый уровень которого к 2010 году не должен превысить 5 процентов. При этом валовые кредиты банков увеличатся в 2,7 раза.

Продолжится процесс взаимовыгодного сближения денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и других стран СНГ, прежде всего Российской Федерации, в рамках функционирования Союзного государства и других интеграционных образований.

Важнейшими направлениями ценовой политики определены формирование механизма, стимулирующего структурную перестройку экономики, создание условий для повышения эффективности функционирования и конкурентоспособности отраслей экономики, стабильный рост жизненного уровня населения страны. Для достижения этих целей предусматривается проведение взвешенной ценовой политики, базирующейся на гибком сочетании свободных и регулируемых цен.

Основные задачи в области ценообразования:

- сокращение ценовых диспропорций;

- совершенствование механизмов ценового регулирования, направленных на создание барьеров для неоправданного роста издержек и установления завышенных цен, в том числе и для субъектов естественных монополий;

- регулирование внутреннего уровня цен с учетом цен в сопредельных странах для защиты экономических интересов Республики Беларусь.

Антимонопольная политика будет направлена на создание условий для равной, добросовестной конкуренции производителей на национальном рынке посредством:

- предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и государственных органов управления;

- пресечения недобросовестной конкуренции;

- обеспечения правовой защищенности добросовестной конкуренции;

- содействия развитию конкуренции на товарных рынках страны;

- контроля за экономической концентрацией;

- совершенствования регулирования деятельности естественных монополий;

- приведения антимонопольного регулирования с учетом открытости национальной экономики в соответствие с международными нормами.

Важнейшей задачей в институциональной области будет развитие системы институтов, необходимых для мобилизации финансовых ресурсов на модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе внедрения и распространения новых технологий.

Для этого предусматриваются:

- активизация рынка корпоративных бумаг;

- расширение спектра инструментов фондового рынка;

- совершенствовование финансовых услуг, оказываемых небанковскими институциональными инвесторами (инвестиционные фонды, финансовые, лизинговые, трастовые, страховые компании);

- развитие специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, способствующих накоплению и перераспределению капиталов (институт кредитной кооперации);

- активизация развития системы финансовых рынков и институтов, включая банковский сектор и сеть небанковских финансовых организаций (портфельные фонды, фонды венчурного (рискового) капитала, лизинговые и факторинговые компании, страховые компании);

- формирование эффективной системы финансового посредничества в экономике, что потребует развития доверия к институтам финансового посредничества.

Для дальнейшего развития страховой деятельности необходимо:

- развивать добровольные виды страхования, включая виды страхования, относящиеся к страхованию жизни;

- совершенствовать порядок формирования страховых резервов;

- ввести обязательные виды страхования в сферах, связанных с наибольшими рисками, в том числе обязательное страхование жилых помещений при ипотечном жилищном кредитном страховании;

- повысить капиталоемкость страховых организаций;

- сформировать национальную систему экспортных кредитов.

Государственная политика поддержки малого и среднего предпринимательства будет направлена на создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому развитию данного сектора экономики, формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, стимулированию развития предпринимательства в малых городских поселениях и сельской местности.

Для этого предусматриваются:

- комплексное совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства;

- обеспечение координации деятельности государственных органов и общественных организаций по оказанию поддержки малому и среднему предпринимательству;

- создание благоприятных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, внедрение механизмов гарантирования возврата микрокредитов, а также к материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам, новым и высоким технологиям;

- дальнейшее расширение и совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательства;

- активизация производственной, инновационной, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности и наращивание экспортного потенциала субъектов малого предпринимательства на основе повышения уровня конкурентоспособности производимой ими продукции;

- организация взаимодействия малых производственных предприятий с крупными путем развития кооперативных связей.

Прогнозируется, что к 2010 году доля валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме ВВП достигнет 20 - 22 процентов.

Планирование, прогнозирование и программирование – важный элемент управления экономики и социальных процессов. Они используются для предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений за конкретный период темпов роста отдельных отношений, звеньев хозяйств. [11, c. 87]

Для финансового планирования это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность – это оптимальные соотношения между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках государственных субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налогов и после уплаты по предприятиям, отраслям и регионам.

Финансовое планирование – составная часть народнохозяйственного планирования, которая базируется на показателях плана социально-экономического развития страны. Система финансовых планов отражает особенности форм и методов образования и использования денежных средств. Главный объект финансового планирования – это звенья финансов, получающие в плане количественное выражение.

Движение средств денежного фонда выражается и закрепляется в финансовых планах, которые являются единой системой. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, где отражается движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов. Движение внебюджетных фондов отражается в сметах доходов и расходов. Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансированности общественного воспроизводства и регулирования денежного обращения занимает сводный государственный баланс государства, то есть баланс финансовых ресурсов, а также баланс доходов и расходов каждого субъекта Республики Беларусь. Эти документы разрабатываются Министерством экономики при участии Министерства финансов. В балансе отражаются формирование и использование ресурсов. планируемых в составе бюджетного и внебюджетного фонда, фонда страхования, кредитных фондов предприятий и организаций и денежных средств граждан.

Финансовое прогнозирование – предвидение возможного финансового положения государства и обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть на 5-10 и более лет. Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов и вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества.

Цель финансового прогнозирования – определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использование в прогнозном периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, форм и методов реализации финансовой политики.

Финансовое программирование – метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены и четко сформированы цели и средства их достижения. Финансовое программирование предполагает установление приоритетов государственных расходов по направлениям; повышение эффективности расходов негосударственных средств; прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта. Финансовые программы используются в развитых странах с 60-ых гг. Их суть – составление пятилетних "скользящих" плановых расходов. Каждый год план корректируется на основе ожидаемого исполнения показателей плана текущего года. При этом показатели передвигаются, скользят по 5-летней шкале на год. Планируемые показатели первого года являются директивными, остальные – ориентировочными. В Республике Беларусь используются целевые комплексные программы, представляющиеся в систему научно-исследовательских организационно-хозяйственных и других мероприятий, направленных на достижение производственных целей, сбалансированности по ресурсам и исполнителям.


Заключение

Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной и экономической системы государства.

История экономического развития и финансов показывает, что в периоды относительного благополучия и устойчивого развития государства для оживления деловой активности используют либеральный подход, а в периоды кризисов и возрастания социальной напряженности усиливается роль государства, государственных финансов в социальных и экономических преобразованиях.

Действующий финансово-кредитный механизм не в полной мере способствует становлению и развитию производств, эффективному использованию финансовых ресурсов. Кризис финансовой системы РБ, дефицит госбюджета обусловили снижение объемов финансовых ресурсов, направленных на развитие предприятий. Многие предприятия ощущают нехватку средств на финансирование производственной деятельности и инвестиций. Финансовые возможности предприятий сузились, достигнув критического уровня.

Программа оздоровления экономики и финансов предприятий, снижение их платежеспособности может быть решена только совместными усилиями предприятия и государства. Многое зависит от эффективности работы самих предприятий, т.е. наращивание объема производства дешевой и качественной продукции для завоевания рынка, применения интенсивных технологий. Внедрение высокоэффективных технологий позволяет повысить производительность труда, снизить затраты на единицу продукции, экономить материальные и энергетические ресурсы. Интенсификация производства должна обеспечит опережающий рост окупаемости инвестиций и затрат выхода продукции, т.к. при несоблюдении данного условия теряется ее смысл. В условиях рынка организация производственной деятельности субъектов хозяйствования осуществляется методом финансирования, т.е. за счет выручки от реализации продукции вносятся платежи в бюджет, возмещаются производственные затраты, погашаются ссуды, финансируется прирост оборотных средств и т.д., т.е. обеспечивается расширенное воспроизводство предприятия.

Можно назвать следующие основные направления использования финансов в оздоровлении экономики:

1) принята антикризисная программа в РБ – финансирование некоторых отраслей начинается на приоритетных началах. В РБ сформированы основные направления использования финансирования в оздоровлении экономики. Они базируются на комплексном взаимодействии ценообразования с прямым бюджетом финансирования, налоговой и таможенной политикой, кредитованием и др. финансовыми рычагами;

2) возрастает значение цены как основы осуществления предприятием хозрасчетной деятельности, поскольку большая часть финансовых ресурсов формируется за счет выручки;

3) реальное распределение средств централизованного финансирования в условиях их дефицита по направлениям использования осуществляется с учетом приоритетного развития отраслей производства;

4) важный финансовый регулятор рыночной экономики – налоговый механизм.

В заключение следует отметить, что Республика Беларусь переживает сложный период формирования правовых, экономических, социальных основ демократического общества. Государственная власть — это направляющая и организующая сила, способная принимать решения и претворять их в жизнь. От того, какие критерии и приоритеты будут положены в основу оценки эффективности функционирования созданной системы, зависит будущий успех.


Список использованных источников

1.  Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме от 24.11.1996г., в редакции Решения Республиканского референдума от 17.11.2004г.)

2.  Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (с изм. и доп.)

3.  Указ Президента Республики Беларусь № 282 от 3 июня 2002 г. «О некоторых вопросах совершенствования системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь».

4.  Положение о Министерстве финансов Республики Беларусь», утвержденного Постановлением Совета Министров РБ от 31.10.2001 №1585 в редакции от 28.02.2007 №252

5.  Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – М.: ДИС, 2006

6.  Антоненко Ю.А. Банковская система: Надежность в крепкой и открытой структуре // Банковский вестник. – 2008. - №8, - С. 6-11

7.  Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. В 2-х частях. – Мн.: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 1999

8.  Атаманчук Г.В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы. – М.: ПРИОР, 2000

9.  Актуальные проблемы государственного строительства и управления: Сб. науч. трудов / Под ред. Н.И.Глазуновой. – Мн., 2007

10.  Бирюкова О. Н. Дневник успеваемости белорусской экономики // Белорусский рынок. 2008. №2. С. 12-13

11.  Бондарь Н.Н. Отношения личного потребления в трансформационной экономике РБ. // Весник БДЭУ. - 2008. - №8. – с. 23-25

12.  Бурносенко И.В. Нестандартная социальная ориентация. // Белорусский рынок. 2008. - № 41. С. 11-17

13.  Василевич Г.А. Органы государственной власти РБ. Конституционно-правовой статус. – Мн.: Амалфея, 2006

14.  Глазунова Н.И. Система государственного управления. Учебник. – М.: Инфра-М, 2006

15.  Гуторова А.Л. Система государственного управления: В 5 кн. Кн. 2. Государство и политика. – М.: ДИС, 2007

16.  Заико Л.Ф. Макроэкономические парадоксы Беларуси. // Бел. экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2008. №7. С. 17-22

17.  Корбут Н.И. Финансовая система жива, специалисты реально оценивают проблемы и имеют программы последовательных действий. // Финансы. Учет. Аудит. 2008. - № 9. С. 4-9.

18.  Никитенко П.Г., Комков В.Н. Долгосрочное прогнозирование экономического развития в условиях переходной экономики. // Белорус. экон. журнал. – 2008. – № 3. - С. 13-21

19.  Образкова Т.В. Особенности прогнозирования бюджетно-налоговой сферы. // Белорусский экономический журнал. 2008. - № 9. С. 26-29.

20.  Осмоловский В.В. Основы управленческой деятельности государственного аппарата. Ч. 1-2. – Мн.: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 2006

21.  Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. – Мн.: Амалфея, 2001

22.  Тенденции в денежно-кредитной сфере РБ. // Банковский вестник. – 2008, - №7, С.27-32

23.  Теория национальной экономики: Учебное пособие. В 3-х частях. / Под ред. И.М. Лемешевского – Мн.: «Амалфея», 2004

24.  Формирование экономических и социальных основ белорусской государственности: Материалы науч.-практ. конф. – Мн.: Право и экономика, 2006


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.