рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Налоговая система России

                          г==================¬

                          ¦ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ¦

                          L========T=========-

        -----------------------¬   ¦   -------------------------¬

        ¦ Налог на добавленную +---+---+ Федеральные платежи за ¦

        ¦ стоимость            ¦   ¦   ¦ пользование природными ¦

        L-----------------------   ¦   ¦ ресурсами              ¦

                                   ¦   L-------------------------

        -----------------------¬   ¦   -------------------------¬

        ¦ Акцизы на отдельные  ¦   ¦   ¦ Подоходный  налог      ¦

        ¦ группы и виды товаров+---+---+ (налог на прибыль) с   ¦

        L-----------------------   ¦   ¦ предприятий            ¦

                                   ¦   L-------------------------

        -----------------------¬   ¦   -------------------------¬

        ¦ Налог на доходы      ¦   ¦   ¦ Подоходный налог с     ¦

        ¦ банков               +---+---+ физических лиц         ¦

        L-----------------------   ¦   L-------------------------

        -----------------------¬   ¦   -------------------------¬

        ¦ Налог на доходы от   ¦   ¦   ¦ Налоги - источники об- ¦

        ¦страховой деятельности+---+---+ разования дорожных     ¦

        L-----------------------   ¦   ¦ фондов                 ¦

                                   ¦   L-------------------------

        -----------------------¬   ¦   -------------------------¬

        ¦ Налог на операции с  +---+---+    Гербовый сбор       ¦

        ¦ ценными бумагами     ¦   ¦   L-------------------------

        L-----------------------   ¦

        -----------------------¬   ¦   -------------------------¬

        ¦ Таможенная пошлина   +---+---+ Государственная пошлина¦

        L-----------------------   ¦   L-------------------------

        -----------------------¬   ¦   -------------------------¬

        ¦ Отчисления на вос-   ¦   ¦   ¦ Налог с имущества,     ¦

        ¦ производство мине-   +---+---+ переходящего в порядке ¦

        ¦ рально-сырьевой базы ¦   ¦   ¦ наследования и дарения ¦

        L-----------------------   ¦   L-------------------------

        -----------------------¬   ¦

        ¦ Налог с 2  0биржевой дея-+----

        ¦ тельности            ¦

        L-----------------------


                                   - 11 -

                                                       СХЕМА 2

                         г========================¬

                         ¦РЕСПУБЛИКАНСКИЕ НАЛОГИ И¦

                         ¦ НАЛОГИ КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ,¦

                         ¦ АВТОНОМНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ¦

                         L===========T============-

         ------------------------¬   ¦   ------------------------¬

         ¦Республиканские платежи¦   +---+     Лесной  налог     ¦

         ¦ за пользование        +---+   L------------------------

         ¦ природными ресурсами  ¦   ¦

         L------------------------   ¦   ------------------------¬

                                     ¦   ¦ Плата за воду, забира-¦

         ------------------------¬   ¦   ¦ емую промышленными    ¦

         ¦ Налог  на  имущество  +---+---+ предприятиями из водо-¦

         ¦ предприятий           ¦       ¦ хозяйственных систем  ¦

         L------------------------       L------------------------

                                                  СХЕМА 3

                            г===============¬

                            ¦МЕСТНЫЕ  НАЛОГИ¦

                            L=======T=======-

         -----------------------¬   ¦   -------------------------¬

         ¦  Земельный налог     +---+   ¦ Регистрационный сбор с ¦

         L-----------------------   ¦   ¦ физических лиц, занима-¦

         -----------------------¬   +---+ ющихся предприниматель-¦

         ¦ Налог на имущество   +---+   ¦ ской деятельностью     ¦

         ¦ физических лиц       ¦   ¦   L-------------------------

         L-----------------------   ¦   -------------------------¬

         -----------------------¬   +---+ Другие  виды  местных  ¦

         ¦Сбор за право торговли+---+   ¦ налогов                ¦

         L-----------------------   ¦   L-------------------------

         -----------------------¬   ¦   -------------------------¬

         ¦Налог на строительство¦   ¦   ¦ Целевые сборы с населе-¦

         ¦ объектов производст- +---+   ¦ ния и предприятий всех ¦

         ¦ венного назначения в ¦   ¦   ¦ организационно-правовых¦

         ¦ в курортной зоне     ¦   ¦   ¦ форм на содержание ми- ¦

         L-----------------------   L---+лиции, на благоустройст-¦

                                        ¦  во и другие цели      ¦

                                        L-------------------------


                                   - 12 -

                                              СХЕМА 3

                                           (продолжение)

         -----------------------¬       -------------------------¬

         ¦   Курортный сбор     +---¬   ¦ Налог на перепродажу   ¦

         L-----------------------   +---+ автомобилей и ЭВМ      ¦

         -----------------------¬   ¦   L-------------------------

         ¦ Налог на рекламу     +---+   -------------------------¬

         L-----------------------   ¦   ¦ Лицензионный сбор за   ¦

         -----------------------¬   +---+ право торговли вино-   ¦

         ¦ Сбор с владельцев    +---+   ¦ водочными изделиями    ¦

         ¦ собак                ¦   ¦   L-------------------------

         L-----------------------   ¦   -------------------------¬

         -----------------------¬   +---+ Сбор за выдачу ордера  ¦

         ¦ Лицензионный сбор за ¦   ¦   ¦ на квартиру            ¦

         ¦право проведения мест-+---+   L-------------------------

         ¦ ных аукционов и      ¦   ¦   -------------------------¬

         ¦ лотерей              ¦   +---+ Сбор за право использо-¦

         L-----------------------   ¦   ¦ вания местной символики¦

         -----------------------¬   ¦   L-------------------------

         ¦ Сбор за парковку     +---+   -------------------------¬

         ¦ автотранспорта       ¦   +---+Сбор за выйгрыш на бегах¦

         L-----------------------   ¦   L-------------------------

         -----------------------¬   ¦   -------------------------¬

         ¦ Сбор за участие в бе-+---+   ¦Сбор со сделок, соверша-¦

         ¦ гах на ипподромах    ¦   ¦   ¦ емых на биржах,  за    ¦

         L-----------------------   ¦   ¦исключением сделок, пре-¦

         -----------------------¬   +---+ дусмотренными законода-¦

         ¦ Сбор с лиц, учавству-¦   ¦   ¦ тельными актами о нало-¦

         ¦ ющих в игре на тота- +---+   ¦ гообложении операций с ¦

         ¦ лизаторе на ипподроме¦   ¦   ¦ ценными бумагами       ¦

         L-----------------------   ¦   L-------------------------

         -----------------------¬   ¦   -------------------------¬

         ¦ Сбор за право прове- ¦   +---+ Сбор за уборку террито-¦

         ¦ дения кино- и теле-  +----   ¦ рий населенных пунктов ¦

         ¦ съемок               ¦       L-------------------------

         L-----------------------

.

                                   - 13 -

                21.2.3. 0  2Основные налоги, собираемые на территории

                             2Российской Федерации

              1.  1Индивидуальный подоходный налог   0(налог  на  личные

         доходы) является  вычетом из доходов (обычно годовых) нало-

         гоплательщика - физического лица.

              Ниже приведены высшие ставки подоходного налога в эко-

         номически развитых странах в 1993 году (%):

               Канада .......................... 29

               США ............................. 31

               Великобритания .................. 40

               Австралия ....................... 47

               Япония .......................... 50

               Италия .......................... 51

               Германия ........................ 53

               Франция ......................... 57

               Швеция .......................... 72

              В России ставка этого налога соствляла 40%.

              Из приведенных данных видно,  что в большем количестве

         стран этот налог довольно высок, что говорит о том, что на-

         логовый пресс в этих странах давит на производителя в мень-

         шей степени нежели у нас.

              В последние  два десятилетия заметна тенденция пониже-

         ния ставок подоходного налога.  Многие экономисты полагают,

         что для  "справедливой"  налоговой системы нужны ярко выра-

         женные прогрессивные ставки подоходного налога, т. е. бога-

         тые должны платить больший налог, чем бедные.

              2.  1Налог на  прибыль  корпораций  (фирм,  предприятий)

         взимается в случае, если корпорация (фирма) признается юри-

         дическим лицом.  Однако для некоторых корпораций  в  мелком

         бизнесе делается  исключение:  они  признаются юридическими

         лицами, но налоги платят не они а их владельцы через  инди-

         видуальный подоходный налог.

              Обложению налогом подлежит чистая прибыль фирмы (вало-

         вая выручка за вычетом всех расходов и убытков).

              3.  1Социальные взносы   0(социальные  налоги)  охватывают

         взносы предприятий  на  социальное  обеспечение и налоги на

         заработную плату и рабочую  силу.  Они  представляют  собой

         выплаты, которые  частично осуществляются самими работающи-

         ми, частично их работодателями.

              4.  1Поимущественные налоги 0, прежде всего налоги на иму-


                                   - 14 -

         щество, дарения и наследство. Размер этих налогов определя-

         ется задачей перераспределения богатства. В некоторых стра-

         нах налоги на имущество,  дарения и наследство включаются в

         акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.

              5.  1Налоги на товары и услуги 0,  прежде всего таможенные

         пошлины, акцизы,  и  налог  на добавленную стоимость (НДС).

              Налог на добавленную стоимость взимается в России и во

         всех странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничест-

         ва и развития),  кроме Австралии, США, Швеции. Налог на до-

         бавленную стоимость  взимается  с  фирм-продавцов товаров и

         услуг в размере от 5 до 38% стоимости их товара и распрост-

         раняется на наиболее "ходовые" товары и услуги.

              Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют

         стоимость  к поступившим в их распоряжение предметам труда,

         облагаются налогом с этой добавленной стоимости.  Но каждый

         налогоплательщик  включает  эту сумму в цену своего товара,

         который приобретает потребитель.  Таким образом всю тяжесть

         этого налога несет конечный потребитель.

.

                                   - 15 -

                    2II. Противоречия действующей налоговой

                              системы  России

              Действующая в  течение последних трех лет в России на-

         логовая система создавалась практически  заново.  Отечест-

         венный опыт функционирования такой системы в условиях, ког-

         да дается простор рыночным отношениям,  очень невелик. Поэ-

         тому в ходе реализации налоговых законов возникает множест-

         во острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогопла-

         тельщиков и государства, ответсвенности физических и юриди-

         ческих лиц за выполнение налогового законодательства,  прав

         и обязанностей налоговых органов.

              Характерной особенностью  созданной в нашей стране на-

         логовой системы является то,  что в  отношении  иностранных

         инвесторов принят  практически национальный режим налогооб-

         ложения.

              К серьезным недостаткам налогового режима,  ухудшающим

         инвестиционный климат в России,  следует отнести его неста-

         бильность. В 1992 году в законодательство по налогу на при-

         быль серьезные изменения вносились дважды,  а в порядок уп-

         латы налога  на добавленную стоимость - трижды.

              Нестабильность налоговой системы  является  существен-

         ным, если не основным, экономическим фактором, сдерживающим

         привлечение иностранного капитала в  российскую  экономику.

              Не удивительно,  что к существующей налоговой  системе

         ныне предъявляется  масса претензий.  По мнению большинства

         специалистов, она недопустимо жестка по числу и  "качеству"

         налогов и слишком сложна для налогоплательщика. Несмотря на

         свою жесткость для товаропроизводителей,  она  допускает  и

         сверхдоходы, и  сильную  имущественную дифференциацию.  Все

         эти замечания справедливы.

                         22.1. Основные группы проблем

                       2правовой базы налоговой системы

              Сегодня по сути у нас сложилась едва ли  не  тупиковая

         ситуация. С  одной стороны,  мало кто знает,  как правильно

         платить налоги. С другой - мало кто понимает, как эти нало-

         ги взимать. Усилия Государственной налоговой службы по раз-

         витию налогового законодательства и по его пропаганде среди

         налоговых инспекторов и налогоплательщиков,  видимо,  можно

         признать героическими. Между тем, налоговый механизм весьма


                                   - 16 -

         непрост, даже  если  отвлечся от специфических особенностей

         переживаемых нашей страной реформ.  Об этом свидетельствует

         и мировой опыт.

               1Первая группа проблем - это совершенствование понятий-

          1ного аппарата.   0Известно, насколько некорректны определения

         понятий, данные  в действующем Законе "Об основах налоговой

         системы Российской Федерации".  В статье 2 этого закона та-

         ким разным понятиям как налог, сбор, пошлина, другой платеж

         (какой платеж?) дается одно общее определение, что противо-

         речит  правилам  элементарной  логики.  Определение понятия

         "плательщик налога" неполно и сделано по  принципу  "круга"

         ("плательщики  налога ...  есть другие категории плательщи-

         ков"), а определение объекта налогообложения дано путем пе-

         речисления  возможных  объектов без выделения общих призна-

         ков, присущих этому явлению. Следует подчеркнуть, что в не-

         обходимости определения этих понятий, нет никакой схоласти-

         ки, она диктуется сугубо практическими целями.

              Определить понятия "налог" и "сбор", адекватно отразив

         в определении их существенные признаки,  -  значит  выявить

         категории обязательных   платежей,   входящих  в  налоговую

         систему, уяснить компетенцию государственных органов и  ор-

         ганов местного самоуправления в области установления и взи-

         мания такого рода платежей,  отграничить налоги и сборы  от

         других обязательных  взносов в доход государства,  например

         некоторых видов имущественных санкций.

               1Вторая группа  проблем  -  это  проблема разграничения

          1компетенции властных структур различного уровня  в  области

          1налогообложения и сборов 0. Основы такого разграничения изло-

         жены в конституционных положениях.  Ясно, что налоги должны

         подразделяться на  три  вида:  федеральные,  региональные и

         местные. Но какие  налоги  относятся  к  каждому  из  видов

         Конституция не  определяет.  Положения в Конституции одноз-

         начно указывают,  что:  1) перечень федеральных  налогов  и

         сборов есть  прерогатива законодательного органа Российсуой

         Федерации; 2) федеральные налоги должны взиматься  в  феде-

         ральный бюджет.

              И так,  во-первых,  можно допустить,  что установление

         всех  остальных налогов и сборов (региональных и местных) к

         ведению Российской Федерации не относятся ни в  коей  мере.

         Однако  негативные  последствия подобного подхода очевидны.

         Нельзя в одной стране  иметь  множество  налоговых  систем.

         Это, конечно же, не означает, что в системе налогов, взима-


                                   - 17 -

         емых в регионах,  не может быть никаких  различий.  Но  эти

         различия  должны базироваться на неких общих исходных поло-

         жениях, установленных федеральным законом.

              Во-вторых, если правительство определяет налогооблага-

         емую базу по налогу на прибыль банков и страховых организа-

         ций,  т.  е.  по существу определяет размер налога, то этим

         нарушается один из  основных  принципов  налогового  права:

         установление  налогов суть прерогатива законодательного ор-

         гана. И уже  совершенно  недопустимым  является  положение,

         когда противоречия,  пробелы и неточности в налоговом зако-

         нодательстве "устраняются" разъяснениями  Госналогслужбы  и

         Минфина России.  Налицо подмена закона правовыми суррогата-

         ми, ведущая к беззаконию,  нестабильности,  необозримости и

         размытости информативно-правовой базы налогообложения.  Это

         явление, к сожалению, неотъемлемая часть экономической жиз-

         ни нашей страны сегодня.

              Вместе с тем следует отдавать себе отчет  в  том,  что

         необходимость  издания авторитетных правоприменительных ак-

         тов по налогам существует. Она объективно обусловелена тем,

         что налогообложение в России еще находится в стадии станов-

         ления,  а сами налоговые законы  носят  рамочный  характер,

         подчас представляют собой каркас дома с возведенными стена-

         ми, но без отделочных работ и установки оборудования.

              Подведем итог: никакой другой государственный орган не

         обладает такой подробной информацией о недостатках  налого-

         вого законодательства, его спорных положениях и неясностях,

         как налоговая служба.  Поэтому ни она,  ни Минфин, ни Тамо-

         женный комитет не могут быть отстранены от участия в разра-

         ботке и издании правоприменительных актов по налогам.

               1Третья группа  проблем,  которые  необходимо разрешить

          1при разработке проектов новых налоговых  законов,  касается

          1взаимоотношений  налоговых  органов  с налогоплательщиками.

         Налоговые органы - это властные органы.  Их властные полно-

         мочия  должны осуществляться в рамках строгих правовых про-

         цедур, детально регламентированных. Отсутствие таких проце-

         дур  - один из самых крупных недостатков налогового законо-

         дательства,  которое в этом отношении  чревато  откровенным

         произволом.  Наблюдается  явная  несбалансированность между

         властными полномочиями налоговых органов и правами налогоп-

         лательщиков. Да, можно обратиться в суд, но ведь и наша су-

         дебная система далека от совершенства,  особенно  по  своим

         материально-техническим возможностям.


                                   - 18 -

              Необходимо, чтобы права и обязанности обеих сторон на-

         логовых правоотношений  были не просто продекларированы,  а

         имели четкие механизмы их реализации и были снабжены указа-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.