рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Курсовая работа: Расходы бюджета с точки зрения заявленных и фактических приоритетов

3.  Завершить обеспечение ветеранов и инвалидов-очередников специальным автомобильным транспортом;

4.  Предоставить ассигнования для обеспечения военнослужащих и ветеранов Вооруженных Сил постоянным жильем;

5.  Увеличить расходы на реализацию федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)";

6.  Начать реализацию федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения в РФ (2009 - 2015 годы)";

7.  Увеличить ассигнования на реализацию целевой программы "Глобальная навигационная система";

8.  Начать реализацию федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники";

9.  Начать реализацию федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы;

10.  Увеличить ассигнования на реализацию Федеральной космической программы;

11.  Принять новую подпрограмму "Развитие футбола в РФ на 2008 - 2015 годы";

12.  Увеличить ассигнования на федеральную целевую программу "Культура России (2006 - 2010 годы)";

13.  Реализовать федеральную целевую программу "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах РФ на 2009 - 2013 годы";

14.  Реализовать федеральную целевую программу "Пожарная безопасность в РФ на период до 2012 года";

15.  Начать реализацию программы "Национальная система химической и биологической безопасности РФ (2009 - 2013 годы)";

16.  Начать реализацию программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2013 годах";

17.  Начать реализацию федеральной целевой программы "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, а также плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, в 2009 - 2015 годах";

18.  Увеличить расходы на федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2011 годы";

19.  Учесть расходы на подготовку к проведению Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи;

20.  Предусмотреть средства на создание сети федеральных университетов и их развитие;

21.  Выделить ассигнования для реализации проектов использования возобновляемых источников энергии и экологически чистых производственных технологий и т.д.

Говоря о запланированных расходах бюджета, необходимо понимать, что данный вопрос не ограничивается только лишь бюджетным посланием президента, т.к. оно не может охватить все процессы, происходящие в государстве.

Наиболее полно запланированные расходы можно увидеть в проектах федеральных законов о бюджете и самом федеральном бюджете. Именно там они представлены в количественном выражении и согласно функциональной классификации.

Рассмотрим это на примере бюджета РФ на 2009 год.

Так как запланированные расходы, судя по определению должны быть известны еще до составления бюджета, логично подразумевать их отражение в законопроекте о бюджете на очередной финансовый год.

Общий объем расходов федерального бюджета в данном году, в соответствии с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" N 94777-5, был предусмотрен в сумме 9 024,7 млрд. руб., что на 2 002,8 млрд. руб., или на 28,5%, больше показателя 2008 года, законодательно утвержденного Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 122-ФЗ.[21] При этом доля расходов федерального бюджета в объеме ВВП в 2009 году возросла по сравнению с 2008 с 16,6% до 17,5%.

Расчет всего объема расходов федерального бюджета на 2009 год производился в соответствии с требованиями, установленными в Бюджетном кодексе РФ в отношении размера:

·  нефтегазового трансферта в размере, не превышающем 5,5% ВВП в 2009 году;

·  источников финансирования дефицита - не более 1% ВВП.

Сравнив расходы федерального бюджета за 2008 год и за 2009 год (на основании законопроекта № 94777-5), можно увидеть, что они увеличились как в целом, так и по каждому разделу (см. приложение № 1).

Проанализировав проект закона о бюджете, можно увидеть, что значительные объемы финансирования традиционно распределены по разделам "Межбюджетные трансферты", "Общегосударственные вопросы", "Национальная оборона", "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность", "Национальная экономика".

Важно отметить, что расходы на национальную экономику в 2009 году по сравнению с 2008 годом, согласно проекту, увеличились на 34,8%, на национальную оборону - на 25,7%, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - на 31,3%, на жилищно-коммунальное хозяйство - на 68,2%, здравоохранение - на 59,1%.[22]

Ощутимо были увеличены расходы по разделу "Общегосударственные расходы", в 2009 году они составят 1 317,4 млрд. руб. (увеличение по сравнению с 2008 годом на 447,1 млрд. руб.). При этом расходы на обслуживание государственного и муниципального долга планировались в размере 198,0 млрд. руб.

Бюджетные ассигнования по разделу "Национальная оборона" на 2009 год были запланированы в размере 1277,5 млрд. руб. Основное место в их структуре занимают ассигнования на содержание Вооруженных Сил РФ.

Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" планировались в размере 1085,9 млрд. руб. Основное место в их структуре занимали бюджетные ассигнования на: органы внутренних дел - 25,8 % (от ассигнований по всему разделу), органы безопасности - 17,1%, система исполнения наказаний - 13,6%. Расходы на реализацию федеральных целевых программ в рамках данного раздела должны были составить 20818,8 млн. руб.

Раздел "Национальная экономика" является единственным, в рамках которого более половины расходов в 2009 году составляли расходы на реализацию федеральных целевых программ. Так, например, на подпрограмму "Железнодорожный транспорт" в рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" с данного раздела выделялось 4,068 млрд. руб.; на подпрограмму "Исследование природы мирового океана" в рамках программы "Мировой океан" - 107,3 млн. руб. и т.д. В целом расходы на раздел "Национальная экономика" составляли 1039,4 млрд. руб.

Что касается раздела "Жилищно-коммунального хозяйства", то, согласно законопроекту о бюджете, на 2009 год предполагалось выделить 88,752 млрд. руб., среди которых на федеральные целевые программы (ФЦП) планировалось затратить 7704,115 млн. руб.

Расходы на охрану окружающей среды составляли 13,8 млрд. руб. Основное место в их структуре занимали бюджетные ассигнования на гидрометеорологию и мониторинг окружающей среды (в составе подраздела "Другие вопросы в области охраны окружающей среды).[23]

Так как за федеральными органами государственной власти в сфере образования закреплены полномочия по предоставлению профессионального образования, главным образом высшего и послевузовского профессионального образования, основное место в структуре расходов раздела "Образование" занимают бюджетные ассигнования на высшее профессиональное образование в 2009 году они планировались в размере 31,083 млрд. руб., что составляло 78% от расходов по данному разделу.

Бюджетные ассигнования по разделу "Культура, кинематография и средства массовой информации" предполагались в размере 113,9 млрд. руб. наибольший удельный вес среди них занимали расходы на культуру (66,937 млрд. руб.), а наименьший - подраздел "Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии, средств массовой информации" (0,529 млрд. руб.).

Основное место в структуре ассигнований на раздел "Здравоохранение, физическая культура и спорт" (365,8 млрд. руб.) занимают расходы на здравоохранение, в которых, в свою очередь, наибольшая доля приходится на оказание стационарной медицинской помощи (198,301 млрд. руб.). Важно, что объем ассигнований в 2009 году был увеличен, по сравнению с объемами, утвержденными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ. По данному разделу бюджетные ассигнования, направляемые на реализацию федеральных целевых программ, планировались в размере 21,11 млрд. руб. среди них можно отметить такие как подпрограмма "Здоровое поколение" ФЦП "Дети России" на 2007 - 2010 годы, ФЦП "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)", ФЦП "Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006 - 2015 годы" и т.д.

Расходы по разделу "Социальная политика", согласно проекту бюджета, предполагались в размере 297,7 млрд. руб. Основное место в их структуре занимали бюджетные ассигнования на пенсионное и социальное обеспечение. На федеральные целевые программы в рамках данного раздела планировалось выделить 41,298 млрд. руб. К таковым программам можно отнести: ФЦП "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", ФЦП "Дети России" на 2007 - 2010 годы, ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы и т.д.

Общий объем межбюджетных трансфертов в 2009 году был определен в сумме 2 982,0 млрд. руб. (см. приложение 2). Основное место в структуре межбюджетных трансфертов, согласно законопроекту, занимали бюджетные ассигнования на предоставление трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов и субсидий бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований. Общая сумма средств, планируемая к перечислению в региональные и местные бюджеты в 2009 году, составляла 1 223,7 млрд. руб.

Что же касается федеральных целевых программ в целом, то в 2009 году, согласно законопроекту, на них предполагалось затратить 1 125,187 млрд. руб., включая финансирование 9 новых ФЦП в объеме 65,7 млрд. руб. Увеличение объемов финансирования осуществляемых программ и разработка дополнительных подпрограмм потребовали в 2009 году увеличения финансирования на 312,5 млрд. руб.

Новые федеральные целевые программы начиная с 2009 года реализуются в целях решения проблем пожарной безопасности РФ, развития гражданской морской техники, рыбохозяйственного комплекса, организации воздушного движения, подготовки научно-педагогических кадров инновационной России, совершенствования системы комплектования военных должностей ВС РФ, повышения устойчивости жилых домов в районах Крайнего Севера, а также обеспечения химической и биологической безопасности РФ.[24]

Более чем в два раза, в соответствии с проектом закона № 94777-5, увеличилось финансирование следующих ФЦП: "Социальное развитие села до 2012 года" - до 18063,44 млн. руб., "Глобальная навигационная система" - 31 531,96 млн. руб., "Развитие Калининградской области на период до 2010 года" - 5300,99 млн. руб., "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" - 89582,2 млн. руб., "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года" - 18740,182 млн. руб. и т.д.

Обобщим вышесказанное.

Запланированными являются расходы, которые уже известны законодателю при составлении бюджета на очередной финансовый год. Своим бюджетным посланием Федеральному Собранию Президент выделяет основные приоритеты на следующий год, чем определяет направление расходов.

Наиболее полно запланированные расходы можно увидеть в проекте закона о федеральном бюджете и федеральном бюджете. Там они представлены в соответствии с функциональной классификацией, то есть по главным распорядителям, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов.

В проекте бюджета 2009 года значительные объемы финансирования распределены по разделам "Межбюджетные трансферты", "Общегосударственные вопросы", "Национальная оборона", "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность", "Национальная экономика".

Большая доля расходов связана с осуществлением федеральных целевых программ.

 

2.2 Анализ расходов федерального бюджета на 2009 год с точки зрения фактических приоритетов

Известно, что федеральный закон о бюджете в течение года претерпевает изменения. В том числе они касаются и расходов. Происходит это как в сторону их увеличения, так и в сторону уменьшения. При этом возникает новая категория расходов - фактические расходы.

Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годы" редактировался 7 раз. Во многих из них изменялись и расходы бюджета.

Важно отметить, что с появлением новых видов расходов бюджетов их финансирование может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в соответствующий бюджет.[25]

Редактирование федерального бюджета произошло из-за того, что цели и задачи бюджетной политики на 2009 год формировались в условиях увеличения неопределенности на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала, уменьшения темпов роста мировой экономики.

Внешние факторы обусловили необходимость повышения устойчивости национальной экономики, а конкретнее - совершенствования ее структуры, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере оказания государственных услуг, улучшения энергетической, транспортной и финансовой инфраструктуры, формирования благоприятного климата для предпринимательской деятельности, повышения эффективности бюджетных расходов.

Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных социально-экономических проблем, и, соответственно подкорректировал бюджетные приоритеты.

Как видно из вышеизложенного, изменения в бюджете страны происходили из-за объективных факторов. Но даже самая последняя редакция этого закона не даёт точного представления о фактических расходах, так как даже в ней объемы расходования представлены как план с учетом изменений всех показателей на данную дату. Так в редакции от 02.12.2009 общий объем расходов значился в размере 9 845,2 млрд. руб., а в федеральном законе № 255-ФЗ "Об исполнении бюджета за 2009 год" - 9 660,1 млрд. руб. Необходимо отметить, что в проекте закона о бюджете он равнялся 9024,7 млрд. руб.

Кассовое исполнение расходов федерального бюджета за 2009 год составило 9 660 061,0 млн. руб. (97,2% к уточненной росписи и 98,1% к законодательно утвержденному объему расходов).[26]

Законодательство не дает определения фактических расходов федерального бюджета. Правильно будет утверждать, что это расходы, которые были осуществлены федеральным бюджетом за определенный период времени (в данном случае им является 2009 год).

Так как утвержденный отчет о расходах в законе "Об исполнении федерального бюджета за 2009 год" равен объему исполненных кассовых расходов федерального бюджета, то можно утверждать, что информация о кассовых расходах есть информация о фактических расходах бюджета.

Исходя из экономического содержания наибольший удельный вес в расходах федерального бюджета 2009 года занимали расходы на безвозмездное перечисление бюджетам - 37,9%; контрактуемые расходы - 25,1% (поступление нефинансовых активов - 14,0%; оплата работ, услуг - 11,1%); расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда - 17,6 %.

Наибольший объем кассового исполнения расходов приходился на IV квартал. Это в основном вызвано осуществлением окончательных расчетов по контрактам и договорам, а также направлением средств на реализацию антикризисных мероприятий.

Так, например, Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" Правительству РФ было предоставлено право направлять бюджетные ассигнования, предусмотренные на повышение капитализации банковских кредитных организаций, на реализацию мер по поддержке финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики РФ, социальному обеспечению населения, а также других мер социальной политики. В результате этого в декабре 2009 года были произведены расходы на реализацию антикризисных мероприятий в сумме 86 895,3 млн. руб.

В общем объеме расходов федерального бюджета можно выделить расходы на обслуживание государственного долга РФ (процентные расходы), которые составили в 2009 году 176 155,2 млн. руб. (1,8%), и непроцентные расходы - 9 483 905,8 млн. руб. (98,2%).

В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" объем бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга РФ был утвержден в сумме 196 760,5 млн. руб. Кассовое же исполнение данных расходов составило 176 155,2 млн. руб., или 86,9% от уточненной бюджетной росписи (документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с Бюджетным Кодексом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета), при этом расходы на обслуживание государственного внутреннего долга РФ составили 90 175,6 млн. руб., на обслуживание внешнего долга - 85 979,6 млн. руб.

Исходя из федерального закона о бюджете, объем бюджетных ассигнований на непроцентные расходы в 2009 году составили 9 648 457,1 млн. руб., или 98,0% от общего объема бюджетных ассигнований на 2009 год. В соответствии с уточненной росписью - 9 734 824,1 млн. руб.

Фактически данные расходы составили 9 483 905,8 млн. руб. (97,4% от уточненной росписи по непроцентным расходам).

Среди фактических непроцентных расходов бюджета за 2009 год наибольший удельный вес имели межбюджетные трансферты (37,9%), расходы на национальную экономику (17,4%), национальную оборону (12,5%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (10,6%) (см. приложение 3).

Если рассматривать исполнение фактических расходов по разделам в 2009 году относительно ассигнований, запланированных в законопроекте о бюджете на 2009 год, то можно увидеть, что по некоторым разделам фактические расходы значительно превышают размер запланированных ассигнований, а по другим разделам все в точности наоборот. Так кассовые расходы оказались меньше запланированных ассигнований в таких разделах как: "Общегосударственные вопросы" (на 398915,6 млн. руб.), "Охрана окружающей среды" (на 764,2 млн. руб.), "Культура, кинематография, средства массовой информации" (на 2061,8 млн. руб.), "Здравоохранение, физическая культура и спорт" (1682,2 млн. руб.) (см. приложение 2). Данное явление может быть объяснено тем, что в течение года менялась как экономическая обстановка в стране и мире, так и отдельные показатели, влияющие на величину расходов бюджета.

Важно отметить, что доля кассового исполнения бюджета в некоторых разделах и подразделах также сложилась меньше, чем ассигнования, предусмотренные федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" с учетом последних редакций.

Так, например, низкое исполнение кассовых расходов по разделу "Национальная экономика" вызвано многими факторами, среди которых можно отметить такие как: низкий уровень кассового исполнения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию инвестиционных проектов за счет средств Инвестиционного фонда РФ, так как оплата проектных и строительно-монтажных работ произведена за фактически выполненные исполнителем работы на основании актов выполненных работ; неполное использование бюджетных средств по инвестициям в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы, в связи с длительностью проведения конкурсных процедур и заключения контрактов по подразделу "Лесное хозяйство"; по ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" связано с отсутствием заключений Главгосэкспертизы РФ на строительство объектов авиатранспортной инфраструктуры и т.д.

В федеральном законе "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" были предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию 51 Федеральной целевой программы на сумму 903 766,4 млн. руб. Важно отметить, что законодательно утвержденный объем бюджетных ассигнований на их реализацию по сравнению с первоначальным объемом уменьшен на 257 375,4 млн. руб., что составило 22,2 %.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.