| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Дипломная работа: Совершенствование жилищно-коммунального комплекса на уровне местного самоуправления (на примере г. Черемхово Иркутской области)Другим следствием сложившейся ситуации стало замедление экономических преобразований в данном секторе экономики. «Запрограммированное» недофинансирование вынуждало сохранять административные рычаги воздействия на него. В результате ресурсные ограничения, которые по идее должны были стимулировать процессы энергоресурсосбережения и повышения эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса в целом, привели к фактическому замораживанию этих процессов. В 2002 году начал проявляться эффект «отложенной инфляции». Темпы роста цен на жилищно-коммунальные услуги превысили инфляцию на 20%. 12% от этой разницы составляет рост собственных расходов ЖКХ, за исключением газа и электроэнергии. За период с 1998 по 2001год инфляция росла в 2,86 раза быстрее, чем цены на жилищно-коммунальные услуги. Другими словами, суммарное отставание темпов роста цен на ЖКУ от темпов роста инфляции составило 186%. В 2002году выросшие цены на ЖКУ смогли компенсировать только 20% «отложенной инфляции». Проведенный анализ стоимости жилищно-коммунальных услуг доказывает несостоятельность тезиса об опережающих темпах стоимости жилищно-коммунальных услуг и в значительной степени объясняет причины тяжелого финансового и технического состояния отрасли. С экономической точки зрения в такой ситуации опережающий рост цен на услуги жилищно-коммунального комплекса с целью ликвидации «отложенной инфляции» мог бы существенно улучшить финансовую ситуацию. В процессе исследования практики регулирования тарифов в муниципальных образованиях Российской Федерации были сформулированы четыре гипотезы: 1. Любые события, связанные с изъявлением общественного мнения, оказывают влияние на дату пересмотра тарифов. 2. Муниципальные образования, в которых решения о пересмотре тарифов принимаются представительными органами власти, менее охотно идут на пересмотр тарифов. 3. Местные органы власти используют тарифную политику как инструмент для решения социальных проблем, "амортизатор" в случае скачков инфляции. 4. Действия регулирующих органов на разных уровнях власти не согласованы друг с другом. Проверка этих гипотез позволила выявить типичные проблемы, касающиеся процедуры формирования тарифов на товары и услуги коммунальных предприятий-монополистов: 1. В настоящее время отсутствует эффективная нормативная и методологическая база регулирования деятельности предприятий монополистов в коммунальном секторе, из-за чего регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги является политизированным процессом. В большинстве случаев сам факт выборов парализует всякую деятельность по пересмотру тарифов, в особенности тарифов для населения, как минимум за шесть месяцев до выборов. Факт утверждения тарифов представительным органом власти муниципального образования также негативно влияет на темпы роста тарифов. Члены представительного органа местного самоуправления менее охотно идут на пересмотр тарифов, чем представители органов исполнительной власти; 2. Прямым следствием политизированности процесса регулирования тарифов на ЖКУ являются: тяжелое финансовое положение жилищно-коммунальных предприятий, рост кредиторской задолженности предприятий ЖКХ перед поставщиками, снижение инвестиционной привлекательности сектора, высокие риски частного бизнеса; 3. Действия регулирующих органов не скоординированы между собой; 4. Низкие темпы реформирования системы регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги обусловлены в первую очередь тем, что у муниципальных образований отсутствуют стимулы для проведения данных мероприятий, а уже потом сказывается отсутствие методологической базы и специалистов необходимой квалификации; 5. Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев образование тарифа происходит путем прибавления к расчетной себестоимости определенного процента рентабельности. Очевидно, что такая формула определения тарифов (“издержки +”) не стимулирует предприятия к снижению затрат, т.к. прибыль, включаемая в тариф, прямо пропорциональна затратам предприятия и в такой ситуации предприятие заинтересовано в росте себестоимости; 6. Нередка ситуация, когда в тариф не включаются все составляющие, связанные с предоставлением коммунальных услуг. Например, зачастую в структуру тарифов не включаются средства, необходимые для обслуживания приборов и узлов учета, потребления коммунальных услуг; 7. Тарифы устанавливаются на нефиксированный срок, что создает ситуацию экономической неопределенности как для предприятия, так и для потребителей. На практике тарифы могут не пересматриваться по 3 и более года, невзирая на очевидные скачки инфляции. Все это приводит к тому, что коммунальные предприятия оказываются в ситуации хронического недофинансирования как своей текущей деятельности, так и программ обновления основных фондов [17]. Жилищно-коммунальные услуги, играя важнейшую роль в жизнеобеспечении населения, занимают особое место на потребительском рынке услуг. Их оплата является составной частью неизбежных платежей населения. В структуре расходов населения на оплату услуг прослеживается четкая тенденция ежегодного увеличения удельного веса жилищно-коммунальных платежей: 19,0% в 2000г., затем последовательно – 20,6; 23,1; 26,2% - 2003г [13]. По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, расходы населения на оплату жилищно-коммунальных услуг в 2003 г. составили 196 рублей в месяц на одного члена домохозяйства и увеличились по сравнению с предыдущим годом в 1,6 раза. На эти цели затрачивается 6,9% потребительских расходов (таблица 2.7). Таблица 2.7 Доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в потребительских расходах домашних хозяйств, (в %) (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств)
Группы населения с различными доходами значительно различаются по данному показателю. У 10% населения с самым низким уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов оплата жилищно-коммунальных услуг (с учетом предоставленных субсидий) поглощает 6,7% потребительских расходов, у следующих по уровню благосостояния групп, мало - и среднеобеспеченных – 8 - 10%, а у 10% наиболее состоятельных жителей – 4,4%. За год населению области оказано оплаченных жилищных услуг на сумму 1289,9 млн. рублей (на 5,8% ниже, чем в предыдущем году), коммунальных - на 3929,0 млн. рублей (на 4,4% ниже, при росте платных услуг в целом на 3,8%). В дореформенный период тарифы на жилищно-коммунальные услуги долгое время были низменными. Задача перехода к полной оплате населением стоимости этих услуг обусловила ускоренный рост тарифов, опережающий общее увеличение цен на потребительском рынке. Ежегодно (с 2000 г.) цены на жилищно-коммунальные услуги возрастают в 1,5 - 1,7 раза (таблица 2.8). Таблица 2.8 Индексы потребительских цен на жилищно-коммунальные услуги, (декабрь в % к декабрю прошедшего года)
Но если в 2000 году рост среднедушевых доходов не отставал от повышения тарифов, что обеспечивало увеличение покупательной способности в отношении большинства жилищно-коммунальных услуг, то в 2001 г. финансовые возможности населения резко сократились и продолжали снижаться в последующие два года. В 2003 г. тарифы в этой сфере увеличились в среднем на 47,1%, жилищные услуги подорожали на 40,1%, коммунальные — на 53,8%. В отдельные периоды максимальное подорожание отмечается на разные услуги, в 2003 г. опережающими темпами дорожали электроэнергия, отопление и горячее водоснабжение (в 1,5 - 1,7 раза) В связи с разными темпами проведения реформы сохраняется значительная дифференциация в уровне тарифов на услуги, разрыв в разных городах области составляет от 3 до 6 раз. Минимальные тарифы на жилищные услуги действуют в п. Усть-Орда (2,2 рубля за кв.м. общей плошали), а самый высокий размер кварплаты - в Усть-Илимске (9 руб.). Жители северного Усть-Илимска больше всех платят и за водоснабжение и канализацию – 79,27 рубля в месяц с человека против 28,54 рубля в Ангарске. Тайшет, как и прежде, лидирует по оплате зa горячее водоснабжение -111,05 рубля в месяц с человека (п. Усть-Орда – 41,45) и отопление - 16,47 рубля (Усть-Илимск -5,18). В г. Черемхово в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 г. № 1099 «Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», с решениями Правления РЭК от 28.10.2003 «Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО «Иркутскэнерго» с 01.01.2004 года» и от 24.11.2003 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ОАО «Иркутскэнерго» с 01.01.2004 года, по группам потребителей», Думой Черемховского муниципального образования утверждены с 01.01.2004 года экономически обоснованные тарифы за оплату жилья (Приложение Б) и коммунальные услуги: плата за отопление и горячее водоснабжение для населения, проживающего в домах муниципального жилищного фонда г. Черемхово (Приложение В). Тарифы на отопление установлены ежемесячные, с учетом внесения платежей населения равными долями в течение года. Экономическое обоснование тарифа за отопление представлено в решении тарифной комиссии от 18.12.2003 № 121 (Приложение Г). Установленный уровень платежей граждан за предоставленные жилищно-коммунальные услуги по Черемховскому муниципальному образованию составил 90% от их фактической стоимости. При этом, по моему мнению, внесение изменений в данное Решение явилось важным шагом на пути последовательного проведения мероприятий жилищно-коммунальной реформы, одним из направлений которой является дифференциация платежей населения в зависимости от качества и количества услуг, месторасположения жилья и пр. Так, пункт 4 Решения Думы Черемховского городского муниципального образования от 23.01.2003 № 37/1-ДГ «Об утверждении тарифов на оплату за жилье и коммунальные услуги» учитывает действие утвержденных тарифов в пределах социальной нормы. Полная оплата жилья и коммунальных услуг, используемых сверх социальной нормы, обеспечит дополнительное поступление средств в бюджет города, в основном от наиболее обеспеченных слоев населения, имеющих сверхнормативное, второе жилье. В целом по муниципальному образованию по предприятиям ЖКХ фактическая величина затрат на производство ЖКУ в 2003 году составила 21,13 рублей на 1 кв. м общей площади жилья. Отклонение от федерального стандарта в сторону увеличения абсолютной величины составило 0,07 рублей на 1 кв. м. Большой удельный вес в затратах на 1 кв. м составили затраты на капитальный ремонт инженерных сетей (65%). Следует заметить, что в связи с ростом тарифов возросла и сумма задолженности населения по жилищно-коммунальным платежам, к концу 2003 года по области она составила 2134,4 млн. рублей. Уровень задолженности повысился до 15% от начисленных сумм против 12% в 2002 году (2001 г. - 7%). Неплатежи населения составляют дебиторскую задолженность предприятий. На 1 января 2004 г. по крупным и средним предприятиям жилищно-коммунального хозяйства области она составила 3267,3 млн. рублей, из нее просроченная – 1994,7 млн. рублей (61,1%). За год просроченная дебиторская задолженность увеличилась на 12,9% (по экономике уменьшилась на 14,5%). Высокая задолженность населения по жилищно-коммунальным платежам сложилась в г. Черемхово. На начало 2004 года дебиторская задолженность в целом по ЖКХ составила 405, 6 млн. рублей (из нее просроченная – 385, 8 млн. рублей или 95,1%), в том числе в жилищном хозяйстве – 103,8 млн. рублей (96,2%), коммунальном – 301, 8 млн. рублей (94,7). Доля предприятий, имеющих простроченную дебиторскую задолженность, составила в жилищном хозяйстве – 100%, коммунальном - 50%. Сведения по оплате жилищно-коммунальных услуг преприятияж этой сферы по г. Черемхово представлены в Приложении Д. Наибольшую задолженность имеют реорганизованное предприятие МУП УЖКХ и «Энергосбыт». Своевременную оплату затрудняют высокие тарифы за жилищно-коммунальные услуги при низком уровне и задержках заработной платы, высок уровень безработных и малоимущих граждан. На территории города зарплата в 2003 году была в 3,6 раза ниже среднеобластной. К тому же Черемхово отличается хроническим характером задержек заработной платы, в среднем - на 4,4 месяца (по области – 2,4 месяца). Кредиторская задолженность достигла 5628,7 млн. рублей, из нее просроченная - 3613,6 млн. рублей, или 71,9% обшей суммы (в целом по экономике – 37,2%). За год просроченная кредиторская задолженность уменьшилась на 9,4%, при снижении по экономике на 9,0%. Просроченная кредиторская задолженность превысила дебиторскую на 1618,9 млн. рублей или на 81,2% (по области - на 86,5%). На протяжении многих лет напряженное финансовое положение жилищно-коммунального хозяйства проявляется в невозможности своевременного возврата полученных банковских кредитов и займов. В целом по экономике просрочено лишь 2,4% общей суммы этой задолженности, а по жилищно-коммунальной отрасли - 87,4% (439,3 млн. рублей из 502,5 млн. рублей общей задолженности). В г. Черемхово уровень кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства в 2003 году по отношению к предыдущему снизился на 12,2% и составил на 01.01.2004 года 648, 7 млн. рублей (просроченной – 603,9 млн. рублей или 93,1%), в том числе в жилищном хозяйстве – 341,5 млн. рублей, коммунальном – 307,2 млн. рублей Отрасль является традиционно убыточной, для ее нормального функционирования необходимы государственные дотации. В жилищно-коммунальной сфере, как и в целом по экономике, доля убыточных предприятий постепенно снижается, но она по-прежнему значительно выше - 65,7% против 44,2% (2002 г. - 74,1% и 44,6%). Сальдированным финансовым результатом деятельности крупных и средних предприятий жилищно-коммунального хозяйства стал убыток в сумме 449,1 млн. рублей, его сумма за год увеличилась на 9,7% (таблица 2.9). Таблица 2.9 Финансовые результаты деятельности предприятий на 01.01.2004г, (млн. руб)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|