рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Пенсионные фонды в развитии финансовой системы Республики Казахстан

Банк-кастодиан, который несет ответственность за хранение средств. Все взносы переводятся из Государственного центра по выплате пенсий непосредственно кастодиану. Он размещает их в инвестиции по совету управляющей компании. Пенсионные активы накопительных пенсионных фондов хранятся и учитываются на счетах в банках-кастодианах в соответствии с кастодиальным договором. Кастодиальный договор заключается между банком-кастодианом, накопительным пенсионным фондом и организацией, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами. В случае если инвестиционное управление пенсионными активами осуществляется накопительным пенсионным фондом самостоятельно, то кастодиальный договор заключается между банком-кастодианом и накопительным пенсионным фондом.

Банк-кастодиан ведет учет всех операций по аккумулированию пенсионных активов, их размещению, по получению инвестиционного дохода и ежемесячно информирует накопительный пенсионный фонд о состоянии его счетов и деятельности организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами. У накопительного пенсионного фонда должен быть один банк-кастодиан.

Кастодиальный договор может быть расторгнут на основании соответствующего решения исполнительного органа накопительного пенсионного фонда в одностороннем порядке по требованию накопительного пенсионного фонда с уведомлением банка-кастодиана и организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, и завершением процедуры передачи пенсионных активов новым банку-кастодиану и (или) организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами, в двадцатидневный срок до намеченной даты расторжения.

Каждая из этих сторон должна быть независима одна от другой. Это условие разработано для обеспечения сохранности денег вкладчиков.

Пенсионная компания несет ответственность за функционирование накопительной системы в целом:

найм управляющей компании и кастодиана: пенсионная компания должна заключить контракт с управляющей компанией и кастодианом;

маркетинг и расширение контингента вкладчиков: пенсионная компания отвечает за заключение контрактов с отдельными работниками;

осуществление индивидуального учета: пенсионная компания должна получать информацию от работодателей, кастодиана и управляющей компании и начислять инвестиционный доход по индивидуальным пенсионным счетам. Она также несет ответственность за предоставление вкладчикам ежегодного отчета о балансах на их индивидуальных счетах;

отчет перед государством: существуют отдельные виды отчетов, которые необходимо предоставлять в Национальное пенсионное агентство. На пенсионной компании лежит ответственность за составление этих отчетов;

полная ответственность: пенсионная компания отвечает за проверку работы управляющей компании и кастодиана, а также их замену в случае, если они недостаточно хорошо выполняют свои функции [4].

Компания по управлению пенсионными активами (управляющая компания) несет ответственность за инвестирование средств с индивидуальных счетов. В ее задачи входит:

-  проведение исследований: управляющая компания отвечает за все исследования по изучению возможностей инвестирования активов пенсионного фонда;

-  инвестиционная политика: управляющая компания, вместе с пенсионной компанией, разрабатывает инвестиционную политику;

-  принятие инвестиционных решений: управляющая компания принимает решение о приобретении активов в пределах, разрешенных Национальной комиссией по ценным бумагам (ныне Агентство финансового надзора);

-  оценка активов: управляющая компания отвечает за определение правильной рыночной стоимости активов в конце каждого рабочего дня.

Банк-кастодиан несет ответственность за фактическое хранение активов, а именно за:

-  получение взносов и выплату пенсий: все взносы поступают непосредственно в кастодиан, а не в пенсионную компанию и не в управляющую компанию;

-  безопасность активов: кастодиан фактически хранит все активы пенсионного фонда;

-  проведение торгов: кастодиан осуществляет все торги в соответствии с инструкциями управляющей компании. Кастодиан также отвечает за то, чтобы все торги соответствовали требованиям законодательства;

Агентством по финансовому надзору приняты инструкции о том, каким образом могут быть инвестированы активы пенсионного фонда. Они различны для Государственного пенсионного фонда и негосударственных накопительных пенсионных фондов.

Для того, чтобы новая система успешно заработала, очень важно, чтобы работники осознали свои права и обязанности. Предприятие может помочь в разъяснении механизмов новой накопительной пенсионной системы рядовым работникам. Каждый работник наделен следующими правами:

-  выбор фонда - в настоящий момент существует 14 пенсионных фондов, получивших лицензию, из числа которых можно выбрать свой;

-  перевод накоплений - каждый работник имеет право по желанию менять пенсионный фонд дважды в год;

-  информация - каждый работник должен получать информацию от своего пенсионного фонда о состоянии своих взносов и инвестиционного дохода по крайней мере раз в год.

Добровольные взносы - каждый работник имеет право вносить часть своего заработка в пенсионный фонд в виде добровольных взносов. Добровольные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды вносятся вкладчиками - физическими лицами в свою пользу за счет своего дохода при заключении ими договора о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов. Вкладчиками добровольных пенсионных взносов в пользу получателя могут быть физические и юридические лица. Ставка добровольных пенсионных взносов, порядок их уплаты, а также порядок пенсионных выплат устанавливаются по соглашению сторон договора о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов.

-  Обжалование в суде - каждый работник имеет право обратиться в суд в случае, если он считает действия своего пенсионного фонда неправомерными.

-  Наследование - каждый работник имеет право передать по наследству баланс своего пенсионного счета.

-  Изъятие - если работник переезжает из Казахстана в другую страну на постоянное место жительства, он имеет право забрать с собой весь баланс своего пенсионного счета [4].

1.3 Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы

Проблема материального обеспечения достойной старости актуальна для всех стран мира, в том числе и для экономических благополучных стран. Это обусловлено естественным увеличением доли престарелых граждан в общей численности населения, а так же эволюцией социальных и экономических отношений государства и гражданина, работодателей и работников, родителей и детей. Например, в Великобритании в 1995 году коэффициент зависимости, то есть отношение числа людей в возрасте от пятнадцати до шестидесяти лет (экономически активное население) составил 24,0 % по сравнению с 20,7 % в 1970 году. Для Европы в целом эксперты ожидают, что этот показатель возрастет с 21,5 % в 1990 году до 29,9 % в 2010 году. В таблице 1 приведены коэффициенты зависимости некоторых развитых европейских стран за 1995 год и прогноз этого показателя на 2010 год [5, c.28-37].

Таблица 1

Коэффициенты зависимости и уровень государственных расходов на социальное обеспечение населения в структуре ВВП

Страны Коэффициент зависимости, % Уровень расходов на соцобеспечение к ВВП
1995 год (факт) 2010 год (прогноз)
Великобритания 24,0 38,7 14,5
Германия 21,7 49,2 11,1
Испания 19,8 41,0 10,0
Италия 21,6 48,3 13,3
Франция 20,8 39,1 10,6
В среднем по ЕЭС 21,7 43,3 11,9
Примечание - Составлено автором на основе статистических данных [5].

Как видно из таблицы 1, за пятнадцатилетний период данный показатель во всех европейских странах предполагает увеличиться, что означает пропорциональный рост нагрузки на государственную систему социального обеспечения.

Безусловно, проблемы старения населения и его пенсионного обеспечения актуальны и для нашего государства. Поэтому Казахстан, как и многие страны мира, в конце 20 столетия перешел на качественно новую систему пенсионного обеспечения - накопительную систему частного и обязательного характера.

Итак, пенсионное обеспечение - одна из серьезнейших проблем, которые постоянно находятся в поле зрения правительства любой из развитых стран.

В центре дискуссий о реформировании систем пенсионного обеспечения, развернувшихся в научных и политических кругах западных стран и стран с переходной экономикой, поиск новых, более эффективных страховых методов и механизмов; создание многоуровневых, взаимодополняющих и взаимоувязанных пенсионных систем; активное привлечение частного сектора и самих застрахованных к финансированию пенсионных затрат; методы вовлечения в процесс коллективного и личного страхования пенсий лиц, занятых в теневом рынке труда; создание комплексных, взаимоувязанных институтов социальной защиты престарелых слоев населения.

Реформы пенсионных систем уже состоялись в Германии, США, Италии, Франции, Японии, Венгрии, Польше, Чехии.

Они сводятся к различным комбинациям следующих мер: плавное повышение пенсионного возраста, снижение размеров отдельных видов пенсий, увеличение размеров страховых взносов и периодов страхования, обособление институтов социального страхования и социальной помощи, ограничение практики долгосрочного выхода на пенсию, стимулирование создания частных пенсионных фондов.

Как правило, государство реформирует пенсионную систему, при изменении доли иждивенцев пенсионного возраста. Есть страны с молодым населением, находящиеся на первом этапе жизненного цикла. В этих странах на одного человека пожилого возраста приходится более 15 работающих, и число лиц, делающих взносы в пенсионные фонды превышает число получателей пенсий.

В формировании системы пенсионного обеспечения на базе негосударственных накопительных пенсионных фондов наше правительство не являлось первооткрывателем, а использовало положительный опыт в формировании пенсионных систем в таким странах, как Перу, Аргентина, Чили и некоторые Европейские страны, в которых накопительная пенсионная система действует более десяти лет, а пенсионные фонды зарекомендовали себя как самые серьезные финансовые институты.

Считается, что проводимая в Казахстане пенсионная реформа аналогична реформе, проводимой в Чили в начале 80-х годов ХХ столетия. Формирование чилийской пенсионной системы состояло в переходе от распределительной системы с оговоренными выплатами к накопительной системе с оговоренными взносами. Казахстан и Чили имеют много общего. Эти страны почти с одинаковой численностью населения имеют богатые запасы природных ресурсов, особенно руд цветных металлов. Основу экономики этих стран составляет горнодобывающая промышленность, которая ориентирована в основном на экспорт.

Фундамент новой пенсионной системы в Чили составляют личные капитализированные счета чилийский граждан, объединенные в пенсионные фонды.

Рассмотрим более подробно механизм функционирования пенсионной системы в Чили.

Все служащие и лица, работающие по найму, за исключением тех, кто выбрал для себя страхование по государственной системе, обязаны уплачивать страховые взносы в один из частных пенсионных фондов (по выбору). Норма взносов на персонифицированные счета снижена с 19 % до 10 % заработной платы. Размер обязательных пенсионных взносов в настоящее время в Казахстане также составляет 10 % от заработной платы. При поступлении взносов в фонды, после удержания комиссионных за административные расходы (3 % к заработной плате), они зачисляются на личные счета и инвестируются. Этот процесс повторяется при каждом поступлении взносов. Полученный инвестиционный доход также зачисляется на личные счета. До достижения пенсионного возраста вернуть взносы полностью или заимствовать их невозможно.

Обязательные взносы в пенсионный фонд и пенсионные накопления освобождены от налогообложения. Дополнительные (добровольные) взносы также освобождаются от налогов, если они не превышают 20 % налогооблагаемого дохода. Пенсионные выплаты включаются в облагаемый доход.

В тех случаях, когда средств на персональном счете застрахованного не хватает для обеспечения ему установленного законом минимума, разницу между фактическим уровнем пенсии и минимумом доплачивает государство, но при условии, что имеется 20-летний стаж уплаты страховых взносов и будет достигнут пенсионный возраст.

Установлены следующие соотношения: минимальная заработная плата - 35 % от средней заработной платы; минимальная пенсия - 25 % от средней заработной платы.

Срок выхода на пенсию в Чили на два года больше, чем в Казахстане, и составляет 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин, что ближе к мировым стандартам. Чилийская система имеет двойственную основу. Чилийские пенсионные фонды управляются частными организациями, известными как администрациями пенсионных фондов. АПФ являются аналогами наших КУПА, но с более широким кругом полномочий. Кроме инвестиционного управления пенсионными фондами они выполняют все технические функции пенсионных фондов по сбору и учету пенсионных взносов.

Государство играет важную роль в функционировании частной системы. Строгое регулирование, надзора и аудит осуществляется специальными органами - суперинтендантством. Компания по управлению активами должны обеспечивать определенный инвестиционный доход.

В Чили портфель инвестиционных инструментов для вложения пенсионных активов менялся со временем с целью предоставления АПФ новых возможностей для инвестирования, сочетающих должным образом надежность и доходность, позволяющих осуществлять эффективное и надежное инвестирование значительного, растущего объема сбережений на нужды социального обеспечения. На первом этапе размещалось инвестирование средств пенсионных фондов только в инструменты с фиксированной доходностью, то есть государственные ценные бумаги, инструменты финансовых учреждений и корпоративные облигации.

В начале 1985 года произошли существенные изменения, касающиеся выбора инструментов и соответствующих ограничений по инструментам: впервые АПФ разрешалось инвестировать до 30 % своих средств в акции предприятий, находящихся в процессе приватизации. А в 1990 году было разрешено пенсионным фондам инвестировать средства в акции обществ с концентрированной собственностью, в иностранные инструменты и паи инвестированных фондов.

Средства чилийских негосударственных пенсионных фондов являются важным источником роста национального рынка капиталов т.к. их ресурсы являются источником ресурсов для финансового рынка страны, а также вкладываются в реальные инвестиционные проекты как внутри страны, так и за границей.

Структура инвестиционного портфеля пенсионной системы Чили приведена в таблице 2. Значительная часть активов вложена в Чили в бумаги с твердыми и переменными доходами, но сейчас наблюдается начало инвестирования в мировые финансовые центры. За счет активов накопительных пенсионных фондов, составляющих более 25 % от объема национального ВВП, решена жилищная проблема, построены новые производства, автодороги, порты, созданы компании, альтернативные государственным монополистам, например телекоммуникационные. Результаты чилийской модели пенсионной системы доказывают значимость пенсионного капитала. Кризис, через который проходят традиционные системы, способствовал тому, что многие страны принимают как модель схему, функционирующей в Чили [5, c.28-37].

Таблица 2

Структура агрегированного инвестиционного портфеля пенсионной системы Чили, в % (по состоянию на 30 июня 2009 года)

Вид финансового инструмента Ограничение и фактическое размещение активов, в %
норматив инвестировано
Государственные ценные бумаги 50 40,8
Срочный депозит 50 12,9
Бонны 20 4,9
Ипотечные векселя 20 16,5
Акции 30 18,2
Зарубежные инвестиции 10 3,5
другое 3,2
Примечание - Составлено автором на основе отчета по состоянию на 30 июня 2009 года [5].

Высокое благосостояние населения в странах Латинской Америки, где едва ли не главной движущей силой стала пенсионная реформа, является убедительным аргументом в пользу накопительной системы. Общий капитал системы индивидуальных накоплений и капитализации в странах Латинской Америки еще в середине 2008 года составил более 129 млрд. долларов США. По прогнозам в 2010 году общий капитал пенсионных накоплений фондов Латинской Америки превысит 600 млрд. долларов США. Проанализируем также пример Польши, в которой проводится пенсионная реформа аналогичная чилийской модели. Несмотря на то, что пенсионные системы в Польше и у нас в Казахстане строились по чилийской модели, и имеют принципиальное сходство в общих чертах, несомненно, имеются и различия. С января 2005 года в Польше проводится реформа пенсионной системы. Как и в старой системе пенсионного обеспечения Казахстана, основными причинами реформирования прежней солидарной системы Польши явились: естественный процесс старения населения и задолженность государства перед пенсионерами по пенсионным выплатам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.