рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Оптимизация налогового бремени

- НДС за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров в РФ (для организаций и предпринимателей);

- налог на имущество организаций (для организаций).

Таким образом, с переходом на упрощенную систему налогообложения существенно снизилась налоговая нагрузка ООО «Сфинкс» в денежном выражении. Кроме того, рассчитывать налог при упрощенной системе проще, чем налог на прибыль или НДФЛ.

2. Выбор объекта налогообложения.

С переходом на «упрощенку» организация получила возможность самостоятельно выбрать объект налогообложении - «Доходы», когда налог платится с полученных доходов от реализации и внереализационных доходов. Положительные стороны этого режима состоят в том, что:

- во-первых, учитывать нужно только полученные доходы, подтверждать понесенные расходы не надо;

- во-вторых, ставка налога невелика - 6%;

- а в-третьих, уплачиваемый в бюджет налог при УСНО уменьшается (но не более чем на 50%) на сумму исчисленных и уплаченных за тот же период страховых взносов в ПФР и выплаченных пособий по временной нетрудоспособности.

3. Не нужно платить НДС.

Выгода очевидная. Находясь на общем режиме, предприятию начисляли НДС по ставке 18 или 10% на стоимость всех реализованных товаров (работ, услуг) и в некоторых других случаях, указанных в ст. 146 НК РФ. Так что на его уплату уходили немалые суммы. Да, в соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ налог можно снизить на вычеты, но претендовать на них без счетов-фактур бесполезно, а получить документы от поставщиков и подрядчиков не всегда легко. Не радовало и то, что НДС взимался со всех авансов, полученных от покупателей (пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ). Если же аванс уплачивался поставщику (исполнителю), то пока он не отгрузил товар (не предоставил материалы, работы или услуги), вычет не осуществлялся.

Одновременно отпала необходимость оформления счетов-фактур, которые согласно п. 3 ст. 169 НК РФ сопровождали операции, являющиеся объектом налогообложения НДС. А это экономит и бумагу, и рабочее время, причем затрачиваемое не только на сами счета-фактуры. Кроме них плательщики НДС заполняют журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур, книги продаж и покупок. В штат крупных организаций даже вводится бухгалтер, который занимается исключительно документооборотом по НДС.

4. Упрощение налогового учета и сокращение объема сдаваемой отчетности.

ООО «Сфинкс » сдает следующую отчетность:

- по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, - декларацию по итогам каждого квартала;

- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам;

- по взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве - расчетную ведомость по форме 4-ФСС РФ по итогам каждого квартала.

А с 2009 г. по единому «упрощенному» налогу понадобится сдавать только годовую декларацию. По пенсионным взносам по-прежнему будут представляться три расчета по авансовым платежам за квартал, полгода и девять месяцев и одна декларация за год, по страховым взносам на случай травматизма - четыре квартальных отчета в ФСС и по НДФЛ - в зависимости от числа лиц, получивших доходы (все формы 2-НДФЛ посчитаем за одну единицу). Общее количество документов составит 10 штук (1 + 4 + 4 + 1).

Таким образом, обществом не сдаются:

- декларация по НДС (при исчислении налога в качестве налогоплательщика);

- декларация по налогу на прибыль организаций;

- декларация по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам (для организаций и предпринимателей);

- декларация по налогу на имущество организаций.

Кроме того, заполнение декларации по УСНО вызывает гораздо меньше вопросов, чем, например, заполнение декларации по налогу на прибыль.

Так же с переходом на упрощенную систему налогообложения ООО «Сфинкс»ведет только один регистр налогового учета - Книга учета доходов и расходов. С ее помощью легко заполняются декларации по налогу при упрощенной системе.[42]. Освобождение предприятия от ведения бухгалтерского учета.

ООО «Сфинкс», при УСНО, может не вести бухгалтерский учет, кроме учета основных средств и нематериальных активов.

Упрощенная система налогообложения, как показывает практика, имеет не только положительные стороны, но и отрицательные.

Несомненно, все вышеперечисленные преимущества делают упрощенную систему налогообложения весьма привлекательной для налогоплательщика. Однако для оценки целесообразности ее применения необходимо остановиться и на недостатках:

К недостаткам упрощенной системы налогообложения можно отнести:

1. отсутствие права добровольно уплачивать НДС и, как следствие возможная уплата клиентского списка или потеря бизнеса в целом.

Главное негативное последствие освобождения от уплаты НДС заключается в том, что одновременно с исчезновением обязанностей составления счетов-фактур, ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж налогоплательщик, перешедший на упрощенную систему налогообложения, лишается возможности выделять в своих документах НДС, предъявляемый покупателям, который он мог бы предъявить к вычету.

Следовательно, это отразится на цене реализации: если раньше контрагент готов был уплатить более высокую цену с учетом НДС (рассчитывая на последующий вычет), то в настоящее время, скорее всего, цену придется снизить именно на применявшуюся до 2003 г. ставку НДС. Это ведет к так называемой упущенной выгоде, которая выражается в недополученном организацией доходе от реализации.

2. необходимость отслеживать все нововведения в налоговом законодательстве;

3. необходимость отслеживать соблюдения показателей по критериям, дающим право применять упрощенный режим;

4. возможность утраты права работать по упрощенной системе налогообложения и, как следствие, возможная обязанность доплаты налога на прибыль, уплата штрафных санкций, восстановление данных бухгалтерского учета за весь период применения упрощенной системы налогообложения, возможная дополнительная сдача налоговой и статистической отчетности;

5. увеличение затрат на ведение учета, если налогоплательщик решит дублировать учет хозяйственных операций по правилам бухгалтерского учета. Возможное появление обязанностей перехода на уплату ЕНВД по одному или некоторым видам деятельности и, как следствие, переход на ведение раздельного учета доходов и расходов;

6. не возможность открывать филиалы и представительства, осуществлять деятельность и торговлю товарами, запрещенными плательщикам упрощенной системы налогообложения.

Как мы видим, недостатков у упрощенной системы ООО «Сфинкс» не меньше, чем достоинств. Но выгода применения УСН в ООО «Сфинкс» очевидно, та как:

-        ООО «Сфинкс» небольшим компания, работающая с покупателями, которым неважно, указан в стоимости покупки НДС или нет (например, при розничной торговле);

-        ООО «Сфинкс» с небольшими расходами, включенными в перечень принимаемых для расчета налоговой базы единого налога.

Несмотря на выявленные недостатки, упрощенная система налогообложения ООО «Сфинкс» является льготным режимом налогообложения, который значительно упрощает работу предприятия, одновременно уменьшая налоговое бремя, что способствует развитию среднего и малого бизнеса, уровень развития которого определяет уровень развития экономики страны в целом.

3.2 Рекомендации по совершенствованию налогового бремени ООО «Сфинкс»

Наиболее дискуссионным на сегодняшний момент является вопрос о тяжести налогового бремени. Конечно, налоговое бремя достаточно тяжело, но проблема состоит не столько в величине налоговых ставок, сколько в системе распределения налогов между категориями плательщиков. К сожалению, сегодня налицо явно неравномерное распределение налогов между отдельными группами налогоплательщиков. Налоговая система построена так, что перед нею все равны.

За последние годы налоговые органы достигли существенных результатов в разработке самостоятельных правил, регистров и форм деклараций налогового учета.

Однако при явном внимании к мерам контроля и снижения налогового бремени затраты на организацию налогообложения имеют четкую тенденцию роста. Увеличиваются объемы отчетности, бесконечно меняются формы бланков. Как обычное явление воспринимается сдача и подготовка промежуточной отчетности до окончания финансового года и налогового периода (с текущего года надо подавать в налоговые органы сведения о стоимости основных средств и недвижимости уже не на начало квартала, а на начало каждого месяца)[43].

На основании вышесказанного, в целях дальнейшего совершенствования налогового бремени нами, предлагаются следующие рекомендации:

1. С 1 января 2010г. этого года региональные власти вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки (от 5 до 15%) для отдельных категорий «упрощенцев», выбравших в качестве объекта налогообложения доходы за вычетом расходов (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). При этом признаки, по которым "упрощенцев" можно отнести к той или иной категории, должны быть сформулированы максимально четко, чтобы не допустить их произвольного толкования и налоговики имели возможность проверять налогоплательщиков на соответствие данным признакам. К признакам категорий налогоплательщиков, по мнению финансового ведомства, относятся виды экономической деятельности, продукции, услуг, категории субъектов малого (включая микропредприятия) и среднего предпринимательства, осуществление деятельности на удаленных, малозаселенных, депрессивных в экономическом развитии территориях.

Если прибыль составляет более 40% выручки, то фирме выгоднее выбирать упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы» и платить единый налог по ставке 6%. Как правило, такой вариант подходит организациям, оказывающим услуги (аренда, юридические и консалтинговые услуги), поскольку расходы при таких видах деятельности незначительны. При этом реальная величина единого налога будет даже ниже 6% дохода, так как его сумма уменьшается на суммы страховых взносов в Пенсионный фонд и выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. Выбор упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы – расходы» выгоднее предприятиям со значительной долей материальных и других затрат.

В ходе налогового планирования необходимо оценить уровень налоговой нагрузки в организации. В настоящей дипломной работе предлагается применять для этого систему показателей.

Общий коэффициент налоговой нагрузки может быть рассчитан как за год, так и за каждый месяц. При расчете коэффициента помесячно следует иметь в виду, что в марте, июне, сентябре, декабре должен иметь место относительный скачок значения коэффициента. Это связано с начислением налогов, отчетным периодом по которым является квартал, полугодие, 9 месяцев или год (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог).

Сравнительная характеристика вариантов упрощенной системы налогообложения представлена в таблице 15.


Таблица 15[44]

Признак

Упрощенная система налогообложения

Объект налогообложения Доходы Доходы, уменьшенные на величину расходов
Ставка налога 6% 15%

Страховые взносы в
Пенсионный фонд

Уменьшают сумму единого налога, но не более чем на 50% -
Минимальный налог - Уплачивается в размере 1% доходов, в случае если эта величина составит больше чем сумма единого налога
Состав расходов - Определен гл. 26.2 НК РФ <*> (перечень закрытый)

На рассмотрении находится проект закона, который предлагает разрешить переход на «упрощенку» при доходе за девять месяцев в 42 млн. руб. (сейчас - 20 млн. 100 тыс. руб. с учетом коэффициента-дефлятора). А ограничение годового дохода компании составит 56 млн. руб. (сейчас - 26 млн. 800 тыс. руб.).

2. Считаем обоснованной целесообразность создания в ООО «Сфинкс» налогового отдела, занимающегося управлением налоговым бременем в рамках формирования и реализации налоговой политики организации, В результате чего, определен круг совместных его действий с другими отделами, разработана типовая схема организации такого подразделения.

В Приложении 2 представлена рекомендуемая типовая схема работы налогового подразделения ООО «Сфинкс».

3. В ходе исследования влияния величины налогового бремени на процесс формирования налоговой политики организации доказана приоритетность выбора режима налогообложения (при наличии такой возможности) в качестве основного инструмента налоговой политики для ООО «Сфинкс».

В связи с этим в работе разработан алгоритм выбора объекта налогообложения при переходе на уплату налогов по упрощенной системе, отличающийся от ранее предложенных алгоритмов целостностью и завершенностью, при этом он учитывает изменения, касающиеся нормирования величины пособий по временной нетрудоспособности (см. таблицу 16).

Данный алгоритм основан на учете таких параметров, как предполагаемый уровень рентабельности, структура затрат и доходов ООО «Сфинкс», нормирование пособий по временной нетрудоспособности. Предложенный алгоритм позволит облегчить процесс осуществления выбора в пользу одного из двух возможных при упрощенной системе вариантов налогообложения.

Таблица 16

Алгоритм анализа выбора объекта налогообложения при переходе на упрощенную систему налогообложения[45]

Этапы выбора объекта налогообложения

Налогооблагаемая база

Доходы (Д)

Доходы - Расходы (Д-Р)

Исчисление предполагаемого уровня рентабельности

((Д-Р)/Р)

более 67 % менее 25 %
Если значение предполагаемого уровня рентабельности находится в промежутке от 25% до 67 %, то необходимо обратить внимание на величину предполагаемых отчислений в пенсионный фонд и пособий по временной нетрудоспособности
Сравнение предполагаемых расходов, связанных с отчислением в пенсионный фонд (ОПФ) и выплатой пособий по временной нетрудоспособности (ПВНТ), с величиной планируемых доходов (ОПФ + ПВНТ)/Д > 0,03 -
Если (ОПФ + ПВНТ)/Д < 0,03, тогда необходимо сравнить уровень расходов, связанных с отчислением в пенсионный фонд и выплатой пособий по временной нетрудоспособности, с уровнем расходов, принимаемых для целей налогообложения
Сравнение уровня предполагаемых расходов, связанных с отчислением в пенсионный фонд и выплатой пособий по временной нетрудоспособности, с уровнем расходов, принимаемых для целей налогообложения

(ОПФ  ПВНТ) /Д <

0,15  Р /Д  0,09

(ОПФ  ПВНТ) /Д >

0,15  Р /Д  0,09

4. Предлагаем следующие направления реформирования упрощенной системы налогообложения:

1) дифференцировать критерии оборота, позволяющего применять УСНО по видам деятельности (промышленность, строительство);

2) производить индексацию предельных размеров доходов с учетом индексации предыдущих лет, тогда не возникнет вопроса об увеличении предельных размеров доходов (см. таблицу 17).

Таблица 17

Методики индексации предельных размеров доходов

Календарный год

Значение ограничения по методике Минфина, руб.

Значение ограничения по методике, установленной гл. 26.2 НК РФ, руб.

Разница (гр. 3 - гр. 2), руб.

1

2

3

4

2006 22 640 000 22 640 000 0
2007 24 820 000 28 096 240 3 276 240
2008 26 800 000 37 648 962 10 848 962

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.