рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Теория реформирования системы налогообложения и практика ее применения в Республике Беларусь

Отметим нововведение 2001 года: с целью упрощения налогообложения малого предпринимательства был принят Декрет Президента РБ от 17.05.2001г. №12 «О введении единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг), и о некоторых вопросах, связанных с указанной деятельностью».

В системе налогов республики с момента ее создания и до настоящего времени значительную роль играют косвенные налоги. Большой удельный вес данной категории налогов в формировании доходов бюджета (более 50%) обусловлен необходимостью решения объективно возникающих задач по государственной поддержке отдельных отраслей и финансированию инфрастуктуры, которые в переходный период не могут быть решены иными средствами, кроме как за счет централизованных в рамках бюджета финансовых ресурсов.

Крупнейшим из категории косвенных - является налог на добавленную стоимость (НДС). Он введен с января 1992г. и количественно заменил (вместе с акцизами) ранее действовавшие налог с оборота и налог с продаж. Доля НДС в доходах бюджета в течение 1998-2001гг. сохранялась практически на неизменном высоком уровне – в пределах ¼ всех доходов бюджета.

По данным (табл. 2.2.3) прослеживается тенденция к постоянному увеличению доли оборотных платежей (платежей из выручки без НДС) в доходах консолидированного бюджета с 12,1% в 1988 году до 20,6% в 2001 году.

Одновременно с НДС в системе косвенного обложения используются также акцизы, устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров. Их введение с 1992г. обусловлено отменой налога с оборота. Доля акцизов в формировании доходов бюджета снизилась с 11,1% в 1998 году до 7,6% в 2001 году.

Таблица 2.2.3.

Структура косвенных налогов в РБ (1998-2001гг.) /16, с. 92/

1998 1999 2000 2001
% в доходах бюджета % в доходах бюджета % в доходах бюджета % в доходах бюджета
1. Акцизы (налог с производителя) 11,1 9,5 8,0 7,6
2. Налоги с розничного товарооборота 0,9 0,9 1,6 2,2
3. Налоги с продаж 0,7 0,7 0,8 1,3
4. Налоги на отдельные виды услуг 0,1 0,1 0,1 0,6
5. Отчисления в республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции и продовольствия 4,5 4,6 5,7 -
6. Отчисления в фонд стабилизации экономики производителей с/х продукции и продовольствия - 4,2 3,8 -
7. Целевые сборы на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда 1,8 3,8 3,4 -
8. Целевые сборы на содержание детских дошкольных учреждений - - 2,2 -
9. Отчисления в дорожный фонд 5,8 6,7 5,6 2,6
10. Отчисления в местный целевой бюджетный жилищно-инвестиционный фонд - - 2,2 -
11. Отчисления в республиканский ф-д поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления пользователями автомобильных дорог в дорожные ф-ы - - - 8,3
12. Отчисления в местные целевые бюджетные ф-ды стабилизации экономики производителей с/х продукции и продовольствия, местные бюджетные целевые жил-инвестиц. ф-ды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного ф-да - - - 9,7
13. Налог на добавленную стоимость 25,8 25,1 26,2 25,3
14. Прочие 0,1 0,1 0,7 0,3

ВСЕГО:

49,9

54,8

58,7

55,7

Проанализировав данные таблицы, можно отметить, что в 2001г. ряд платежей был объединен (вместо 6 отчислений и сборов в различные фонды в 2000г. – 3 платежа в 2001г.). Это несколько упростило порядок расчетов, а также уменьшило налоговую нагрузку на 2,3%.

Платежи и налоги, включаемые в себестоимость  и имеющие признаки как прямых, так и косвенных налогов некоторые авторы выделяют в группу смешанных налогов.(табл. 2.2.4)

Таблица 2.2.4.

Структура смешанных налогов в РБ (1998-2001гг.) /16. с. 95/

1998 1999 2000 2001
% в доходах бюджета % в доходах бюджета % в доходах бюджета % в доходах бюджета

Социальные платежи

5,5

5,3

3,1

3,3

Чрезвычайный налог 2,6 2,3 2,3 -
Отчисления в государственный фонд содействия занятости 1,0 0,8 0,8 -
Единый платеж от ФЗП в размере 5% - - - 3,3
Отчисления в местный ф-д на содержание детских дошкольных учреждений 1,9 2,2 - -

Прочие налоги и сборы

2,5

1,9

1,6

1,9

Земельный налог 1,1 0,7 0,6 0,8
Налог на добываемые из природной среды ресурсы 0,2 0,1 0,1 0,1
Отчисления в фонд охраны природы 0,7 0,4 0,4 0,5
Отчисления в другие целевые бюджетные фонды 0,0 0,0 0,0 0,0
Экологический налог за переработку нефти 0,3 0,3 0,2 0,3
Налоги за пользование лесными фондами 0,2 0,4 0,3 0,2

ВСЕГО:

8,0

7,2

4,7

5,2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.