рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Теория реформирования системы налогообложения и практика ее применения в Республике Беларусь

Подытоживая главу, следует отметить, что налоговый кодекс упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меру его обязанности, а государственному налоговому органу – меру дозволенного поведения. Налоговый кодекс можно рассматривать как средство защиты частной собственности от незаконных притязаний налоговых органов. Он является единственным закон­ным основанием для отчуждения собственности юридических и фи­зических лиц в виде налогов и сборов на началах обязательности и безвозвратности в интересах общества. Равенство налогоплатель­щиков перед законом выступает как экономическое равенство, ког­да за основу размеров налоговых изъятий принимается фактичес­кая способность к уплате платежей путем сравнения базовых показателей. Уплата налогов с учетом платежеспособности юридических и физических лиц оставляет им свободу действий за пределами налогового обязательства, побуждает зарабатывать больше доходов для себя и для государства в обусловленной законом доле.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая система Республики Беларусь на начальной стадии своего становления приобрела преимущественно фискальный характер, выразившийся в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в неэффективных способах его осуществления. Это привело увеличению налоговой нагрузки на приоритетные для республики трудоемкие отрасли национальной экономики.

Главные недостатки белорусской налоговой системы можно свести к следующим позициям:

·  налоговая система Беларуси перегружена большим количество налогов и платежей;

·  многократное обложение разными налогами одной  и той же базы, в     частности, оборотов по реализации, фонда заработной платы, что приводит к неравномерности налоговой нагрузки на предприятия и отрасли национальной экономики; законодательно закреплено неправильное формирование издержек производства, в которые включено более десяти видов налогов платежей, составляющих почти 10% их объема;

·  использование системы целевых бюджетных фондов стабилизации экономики производителей с/х продукции и продовольствия, местные бюджетные целевые жилищно-инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда;

·  налоговая система имеет многочисленные несистематизированные и малоэффективные налоговые льготы;

·  существует доминирование косвенных налогов по сравнению с прямыми;

·  регулирование налогов осуществляется с помощью многочисленных нормативных актов, инструктивных и методических материалов, принимаемых органами исполнительной власти; роль налоговой инспекции сужена до наложения штрафных санкций вместо активной профилактики налоговых нарушений.

Проведенный анализ показывает, что налоговая система Рес­публики Беларусь пока имеет в своей основе малоэффективный налоговый механизм, который, опираясь на преобладание кос­венной формы налогообложения, высокие налоговые ставки и уро­вень изъятий доходов, неравномерность распределения налогово­го бремени, сужающуюся налоговую базу, с одной стороны, недо­статочно обеспечивает, требуемую доходность бюджета, а с дру­гой – отрицательно воздействует на инвестиционную активность налогоплательщиков.

Совершенствование налогов в разных государствах является непрерывным процессом, обусловленным изменениями экономи­ческих условий. Стабильными остаются лишь налоговые тради­ции. Корректировке периодически подвергаются налогооблагаемая база, ставки налогов, льготы. Иными словами, налоговые системы являются отражением налоговой политики государств, которая проводится в реальных экономических условиях и должна быть максимально эффективной.

Трансформация налоговой системы в Республике Беларусь осу­ществ­ляется на стадии расширения рыночных отношений. Это и должно стать от­правным пунктом при проведении налоговой политики.

Разгосударствление собственности, снятие с государства обя­зательств по финансовому обеспечению отраслей национального хозяйства позволит освободить государственный бюджет от зна­чительной доли расходов и уменьшить уровень централизации денежных средств. Поэтому первый этап реконструкции налого­вой системы связывается с преобразованием собственности, развитием малого и среднего предпринимательства, воздействием на платежеспособный спрос и цены. Задача, в принципе, состоит в том, чтобы, во-первых, сформировать контингент реальных на­логоплательщиков, получающих доход от предпринимательской деятельности и отдающих часть его на государственные нужды, во-вторых, создать условия расширения налоговой базы, в-тре­тьих, усовершенствовать налоговый механизм таким образом, что­бы он обеспечивал полноту и своевременность перечислений пла­тежей в бюджет, делал невыгодным уклонение от налогов Основ­ной целью на этом этапе является воздействие налогового меха­низма на стабилизацию экономики.

Одновременно должны закладываться основы налогового сти­мулиро­вания структурной перестройки экономики с привлечени­ем отечественного и иностранного капитала для технического и технологического переоснащения производства.

Задачи подъема и развития приоритетных отраслей экономи­ки на базе научно-технического прогресса, увеличения экспорт­ного потенциала респуб­лики требуют переориентации на их ре­шение всего хозяйственного меха­низма, и прежде всего налого­вой системы. Налоги по своей сущности должны выполнять не только фискальную функцию, но и оказывать регулирующее воз­действие на отраслевые пропорции, инвестиционную активность, расши­рение малого и среднего бизнеса, оживление предприни­мательской инициа­тивы. В этой связи назрела необходимость ре­формирования налоговой сис­темы в рамках Налогового кодекса Республики Беларусь.

Помимо фискальных целей в Налоговом кодексе заклады­ваются функции, регулирующие и стимулирующие развитие при­оритетных для государства отраслей экономики и отдельных про­изводств. Таким образом, Налоговый кодекс выполняет роль важ­нейшего механизма непрямого государственного воздействия на товаропроизводителей в интересах всего общества. Он является выразителем налоговой политики правительства, от обоснованно­сти, которой во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния населения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Закон Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 1997  год” //Национальная экономическая газета (Информбанк) №10, 1997, с.4-12.

2.  Закон Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 1998  год” //Национальная экономическая газета (Информбанк) №3, 1998 с.2-8.

3.  Закон Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 1999 год” //Национальная экономическая газета (Информбанк) №10, 1999, с.2-10.

4.  Закон Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2000 год” // Национальная экономическая газета (Информбанк), №8, 2000, с. 2-8.

5.  Закон Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2001 год” // Национальная экономическая газета (Информбанк), №4, 2001, с. 4-15

6.  Закон Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2002 год” // Национальная экономическая газета (Информбанк), №4, 2002, с. 1-9

7.  Василевская Т. И., Стасенко В. А. Налоги Беларуси: теория, методика и практика. – Мн.: Белпринт, 1999.

8.  Государственный бюджет / Под общ. ред. М. И. Ткачук. – Мн.: Выш. шк., 1995.

9.  Доходы – за квадрильон // Белорусский рынок, №6, 2000, с. 20.

10.  Доходы и расходы // Белорусский рынок, №35, 1999, с. 10.

11.  Жук А. В новый год с новым НДС // Белорусский рынок, № 49, 1999,     с. 9.

12.  Каникулы по бедности // Белорусский рынок, №13, 2000, с. 3.

13.  Концепция реформирования налоговой системы республики в 1997-1998 г.г. // Национальная экономическая газета №24, 1996, с.13.

14.  Лобкович Э. И. «Основы экономическое теории». Мн.: 1995.

15.  Налоги / Под ред. Н. Е. Заяц, Т. И. Василевской. – Мн.: БГЭУ, 2000.

16.  Налоги в Республике Беларусь: теория и практика в цифрах и комментариях./Под общ. Ред. В. А. Гюрджан.- Мн.: ПЧУП «Светоч», 2002.

17.  Национальная экономическая газета, № 4, 18.01.2002.

18.  Национальная экономическая газета, № 16, 01.03.2002.

19.  НДС аукнулся // Белорусский рынок, №13, 2000, с. 1.

20.  Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы // Национальная экономическая газета, № 44, 1996, с. 5-12.

21.  Планов громадье // Белорусский рынок, №8, 2000, с. 9.

22.  Проблемы маркетинга и менеджмента в условиях трансформации экономики. – Мн.: БГЭУ, 1998.

23.  Пушкарева В. Н. История финансовой мысли и политики налогов – Инфа. - М, 1996.

24.  Радомский В. Бюджетные страдания // Национальная экономическая газета, №8, 1998, с. 4-6.

25.  Разумов А. Фонды заявлены, но вряд ли будут созданы в нынешнем году // Белорусский рынок, №15, с. 25.

26.  Сорокина Т. В. Концептуальные подходы к формированию межбюджетных отношений // Вестник экономического университета,  №2, 1998, с. 17-32.

27.  Сорокина Т. В. Расходы бюджета: проблемы обоснования и эффективности // Финансы, учет, аудит,  №2, 2000, с. 18-25.

28.  Статистический сборник.

29.  Тележников В. Местные налоги: чего ожидать завтра? // Национальная экономическая газета №12, 1997, с.2-3.

30.  Теория финансов / Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко, Т. Е. Бондарь и др. – Мн.: Выш. шк., 1997.

31.  Уточнения для “изыскателей” // Белорусский рынок, №39, 1999, с. 7.

32.  Финансы. Под.ред. В.М.Радионовой. М.: Финансы и статистика,1994

33.  Ханкевич Л. А. Налоги и налоговое право Республики Беларусь. – Мн.: МИЦ РИВШ БГУ, 1999.

34.  Цели могут оказаться недостижимыми // Белорусский рынок, №6, 2000, с. 12.

35.  Шмарловская Г. А. Теория налогов: закономерности формирования и государственного регулирования. – Мн.: БГЭУ, 1996.

36.  Экономическая политика: анализ и альтернатива: сборник докладов / Под ред. Л. К. Злотникова, В. М. Шлындикова. – Мн.: Бестпринт, 1999.


Приложение 1


Приложение 2

Консолидированный бюджет Республики Беларусь

на 2002 год (тыс. рублей)

(Составлена на основании законодательных актов Республики Беларусь)

Доходы 2000 год отчет 2001 2002 год
В соответствии с Законом РБ «О бюджете РБ на 2001 год» Уточненный план на 2001 год
Текущие доходы 2545401547,3 4714872935,0 4828732998,4 5979802575,4
Текущие налоговые доходы 2433567614,0 4518386892,1 4616185521,9 5643187477,4
Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи 111833933,3 196486042,9 212547476,5 336615098,0
Капитальные неналоговые доходы и обязательные платежи 33461339,2 108673426,9 109534333,3 149176136,0
Доходы свободных экономических зон 12293859,3 3185000,0 3185000,0 18075000,0
Итого доходов 2591156745,8 4826731361,9 4941452331,7 6147053711,4
Доходы государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов 589874266,6 971455159,1 1027101030,0 1389932931,8
Всего доходов 3181031012,4 5798186521,0 5968553361,7 7536986643,2

Приложение 3


Диаграмма доходных статей бюджета в 1997-2001 гг.

(Составлена на основании законодательных актов Республики Беларусь)


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.