рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Республиканский бюджет Республики Татарстан

Макроэкономические показатели, на основе которых сформирован проект бюджета Республики Татарстан на 2008 год

Снижение деловой активности в экономике республики привело к росту безработицы. На конец 2008 года в государственных учреждениях службы занятости состояло на учете 25,5 тыс. безработных граждан или 1,33% экономически активного населения республики[10].

В декабре 2008 года коэффициент напряженности на рынке труда (отношение численности незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, к заявленной предприятиями и организациями потребности в работниках) составил 2,4 человека на одну заявленную вакансию (в ноябре 2008 года – 1,1 человека, в декабре 2007 года – 1,1 человека).

Среднемесячная начисленная заработная плата в республике в 2008 году составила 14 839,9 рублей и увеличилась к уровню 2007 года на 3 371,3 рублей или на 29,4%. Стоимость минимального потребительского бюджета за январь-декабрь 2008 года составила 7 148 рублей.

Информация о среднемесячной начисленной заработной плате по видам экономической деятельности представлена на диаграмме 6.


Диаграмма 6, Среднемесячная начисленная заработная плата в Республике Татарстан в 2008 году (по видам экономической деятельности)

Наибольший уровень начисленной заработной платы сложился в добывающих отраслях и в финансовой сфере, наименьший уровень – в сельском хозяйстве. По итогам 2008 года средняя заработная плата в сельском хозяйстве на 50 рублей или 0,7% превысила значение минимального потребительского бюджета, представляющего собой научно обоснованный сбалансированный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, и являющегося нижним уровнем благосостояния.

Согласно республиканской целевой программе «Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008–2012 годы» средняя заработная плата в отрасли в 2008 году прогнозировалась на уровне 6 500 рублей или 50,6% к уровню среднереспубликанской заработной платы. Фактическая заработная плата в сельском хозяйстве сложилась на уровне 7 198 рублей, превысив прогнозный показатель, вместе с тем от среднереспубликанского показателя она составила 48,5%.

К уровню 2007 года реальные денежные доходы населения выросли на 10,6%. Рост реальных денежных доходов населения республики в 2008 году опережал темпы роста валового регионального продукта.

В 2008 году возросла дифференциация населения по доходам. Соотношение доходов 10-ти процентов наиболее и наименее обеспеченного населения составило 15,9 раза (в 2007 году данный показатель составлял 15,3 раза).

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 325 тыс. человек или 8,6% к общей численности населения и сократилась по сравнению с 2007 годом на 2 тыс. человек.

Индекс потребительских цен в среднем за год составил 113%. Индекс потребительских цен на продовольственные товары в декабре 2008 года к декабрю 2007 года составил 115,7%, на непродовольственные товары – 105,8%, платные услуги населению – 115,5%.

Наиболее быстрыми темпами в 2008 году дорожали продукты питания. В частности, за год цены на макаронные изделия выросли на 37,5%, крупу – на 26,1%, подсолнечное масло – на 23,4%, хлеб и хлебобулочные изделия – на 20,9%.

Доходы бюджета Республики Татарстан в 2008 году составили 114 млрд. 805 млн. рублей [5].

По сравнению с 2007 годом доходы бюджета Республики Татарстан в 2008 году увеличились на 27 млрд. 515 млн. рублей или на 31,5%.

Структура доходов бюджета в 2007, 2008 годах представлена на диаграмме 7.


По сравнению с 2007 годом налоговые доходы бюджета в 2008 году увеличились на 16 млрд. 946 млн. рублей или на 26,5%, при этом в общей структуре доходов их доля снизилась на 2,7%, неналоговые доходы увеличились на 24 млн. рублей или на 0,3%, в общей структуре доходов их доля снизилась на 8,7%. Доля безвозмездных поступлений увеличилась по сравнению с 2007 годом на 11,5%, общий объем поступлений – на 10 млрд. 545 млн. рублей или в 1,7 раза

Налоговые доходы бюджета республики за 2008 год составили 80 млрд. 797 млн. рублей, что на 1 млрд. 325 млн. рублей или на 1,7% превышает прогнозный показатель на 2008 год.

Основной объем поступлений налоговых доходов в 2008 году администрировали Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (94,67%), Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан (5,32%).

Структура налоговых доходов бюджета Республики Татарстан в 2008 году представлена на диаграмме 8.

Диаграмма 8, Структура налоговых доходов бюджета Республики Татарстан в 2008 году

В 2008 году поступления в бюджет республики по налогу на прибыль организаций составили 39 млрд. 560 млн. рублей или 100,6% от прогнозного показателя. Наибольший объем поступлений по налогу на прибыль обеспечили предприятия отрасли добычи полезных ископаемых (42,6% от общего объема поступлений налога на прибыль).

Поступления по налогу на доходы физических лиц – 19 млрд. 631 млн. рублей или 103,7%. Исполнение сверх прогнозного показателя обусловлено превышением фактической налогооблагаемой базы в 2008 году над прогнозным объемом, примененным при планировании НДФЛ. Структура поступлений НДФЛ в бюджет Республики Татарстан в 2008 году характеризуется высокой долей (96,4%) поступлений от доходов, облагаемых по налоговой ставке 13%.

Поступления по НДФЛ от доходов, полученных в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций, составили 523 млн. рублей или 2,7% в структуре поступлений НДФЛ.

Поступления по НДФЛ от доходов, полученных в виде выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, процентных доходов по вкладам в банках, в виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, составили 106 млн. рублей или 0,5% в структуре поступлений НДФЛ.

Поступления по налогам на имущество составили 8 млрд. 839 млн. рублей или 101,2%, в том числе:

– по налогу на имущество организаций – 7 млрд. 360 млн. рублей;

– по транспортному налогу – 1 млрд. 433 млн. рублей;

– по налогу на игорный бизнес – 45 млн. рублей.

Поступления по налогам на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (акцизы), составили 6 млрд. рублей или 103,3%. Превышение прогнозного показателя обусловлено увеличением производства пива на 61,4% по сравнению с плановыми показателями, а также увеличением поступлений акцизов на нефтепродукты с единого счета Российской Федераций в связи с ростом объемов производства нефтепродуктов.

Неналоговые доходы бюджета республики за 2008 год составили 9 млрд. 19 млн. рублей, что на 260 млн. рублей или на 3% превышает прогнозный показатель, утвержденный Законом о бюджете на 2008 год.

Основной объем поступлений по неналоговым доходам администрировали Министерство финансов Республики Татарстан (74,5%) и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (18%). Прочие администраторы доходов обеспечили 7,5% поступлений неналоговых доходов.

Структура неналоговых доходов представлена на диаграмме 9.

Диаграмма 9, Структура неналоговых доходов бюджета Республики Татарстан в 2008 году

Прочие неналоговые доходы составили 6 млрд. 18 млн. рублей или 103,6% от прогнозного показателя на 2008 год, из них наибольший объем составляют:

– прочие неналоговые доходы, предназначенные для жилищного строительства – 5 млрд. 277 млн. рублей или 87,7%;

– прочие неналоговые доходы, направляемые на обеспечение безопасности дорожного движения – 434 млн. рублей или 7,2%.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, составили 1 млрд. 908 млн. рублей или 101%. Прогнозный показатель превышен на 18 млн. рублей, в том числе превышены показатели поступлений по следующим видам доходов:

– доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – на 14 млн. рублей или 4,9%;

– дивиденды по акциям и доходы от прочих форм участия в капитале, находящихся в собственности Республики Татарстан – на 3 млн тыс. рублей или 0,3%;

Из общего объема дивидендов 78% (737 000 тыс. рублей) составили поступления от ОАО «Связьинвестнефтехим» (дивиденды по итогам 1 полугодия 2008 года). От иных обществ поступило 203 млн. рублей, в том числе 3 млн. рублей – погашение задолженности по дивидендам за 2005–2006 годы.

– платежи от государственных унитарных предприятий – на 955,8 тыс. рублей или 5,7%.

Часть чистой прибыли по итогам работы в 2007 году перечислили 15 ГУП на сумму 9 млн. рублей.

Также в отчетном году погашена задолженность за прошлые годы в объеме 9 млн. рублей, в том числе 6 млн. рублей задолженность, погашенная ГУП «БТИ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан».

Динамика поступлений части прибыли ГУП в сравнении с предыдущим годом представлена на диаграмме 10.


Объем поступлений в отчетном году в бюджет республики части прибыли ГУП сократился на 50,8%, что в основном обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий. Так, если в 2007 году часть прибыли выплатило 22 унитарных предприятия (совокупный объем прибыли – 83 млн. рублей), в 2008 году их число сократилось до 15 (совокупный объем прибыли – 27 млн. рублей).

По данным Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан за 2008 год число ГУП сократилось на 86 единиц и по состоянию на 01.01.2009 года составило 214 ГУП, из них 194 – в режиме реформирования.

Поступления в бюджет Республики Татарстан в 2008 году по группе «Безвозмездные поступления» составили 24 млрд. 988 млн. рублей, что на 3 млрд. 225 млн. рублей или на 14,8% выше показателя, утвержденного в Законе о бюджете на 2008 год.

Структура безвозмездных поступлений представлена на диаграмме 11.

Диаграмма 11, Структура безвозмездных поступлений в бюджет Республики Татарстан в 2008 году

Безвозмездные поступления из федерального бюджета составили 21 млрд. 691 млн. рублей, что на 3 млрд. 359 млн. рублей или на 18,3% превышает показатель, утвержденный Законом о бюджете на 2008 год.

В отчетном году средства на исполнение переданных республике государственных полномочий в форме субвенций поступили в объеме 2 млрд. 911 млн. рублей, превысив утвержденный показатель на 258 млн. рублей или на 9,7%.

Ниже утвержденного показателя на 15,2% поступили субвенции на финансовое обеспечение переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований полномочий по составлению (изменению и дополнению) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации, что обусловлено заявительным характером предоставления субвенций.

Субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходов поступили в объеме 16 млрд. 418 млн. рублей, превысив утвержденный показатель на 2 млрд. 465 млн. рублей или на 17,7%.

В объемах, значительно превышающих показатели, утвержденные Законом о бюджете на 2008 год, поступили:

– субсидии для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства – на 1 млрд. 102 млн. рублей или в 13,3 раза;

– субсидии на государственную поддержку сельского хозяйства – на 886 млн. рублей или на 13,1%;

– субсидии на подготовку рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств – на 241 млн. рублей или в 2,3 раза;

– субсидии на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства – на 190 млн. рублей или в 2,1 раза;

– субсидии на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности – на 164 млн. рублей или на 31,4%;

– субсидии на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов – на 132 млн. рублей или на 40,2%.

Объем безвозмездных поступлений, не предусмотренных Законом о бюджете на 2008 год, составил 261 млн. рублей, в том числе:

– дотации на поощрение достижения наилучших показателей деятельности органов исполнительной власти – 114 млн. рублей;

– субсидии на реформирование региональных финансов – 75 млн. рублей;

– субсидии на реформирование муниципальных финансов – 40 млн. рублей;

– межбюджетные трансферты на премирование победителей Всероссийского конкурса на звание «Самый благоустроенный город России» – 17 млн. рублей;

– субсидии на развитие консультационной помощи – 13 млн. рублей.

Безвозмездные поступления от государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на проведение капитального ремонта многоквартирных домов поступили в полном объеме и составили 1 млрд. 938 млн. рублей.

Социально-экономические условия исполнения бюджета Республики Татарстан в январе-сентябре 2009 года характеризовались следующей динамикой основных показателей развития экономики республики[1]:

– индекс промышленного производства в республике к аналогичному периоду прошлого года составил 87,4% (в целом по РФ – 86,5%), в том числе наибольшее снижение приходится по виду деятельности «Обрабатывающие производства» (индекс – 78,9%).

Динамика показателя «Индекс промышленного производства» за 2006–2009 годы представлена на диаграмме 12.


В январе-сентябре 2009 года по сравнению с январем-сентябрем 2008 года уменьшились объемы добычи нефти на 0,4%, сократилось производство машин и оборудования – на 50,5%, автомобильного бензина – на 13,1%, шин для грузовых автомобилей – на 29,6%, шин для легковых автомобилей – на 20,1%, бетонной смеси – на 32,7%, строительного кирпича – на 36,1%, асфальта – на 49,9%, грузовых автомобилей – на 61,5%, легковых автомобилей – на 83,2%.

В то же время отмечается увеличение добычи газа природного на 0,6%, гипса – на 6,8%, производства дизельного топлива – на 3,8%, бензина прямогонного – на 31,5%, полиэтилена – на 31,6%, минеральных удобрений – на 23,2%, мяса – на 18,7%, круп – на 21,5%, комбикормов – на 19,1%;

– предприятиями республики за 9 месяцев текущего года отгружено продукции, выполнено работ и услуг собственными силами на 611 млрд. рублей или 82,1% к аналогичному показателю 2008 года;

– продукции сельского хозяйства в январе-сентябре 2009 года произведено в объеме 93,4 млрд. рублей или 97,9% к аналогичному периоду 2008 года; [25]

– объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в январе-сентябре 2009 года составил 126,1 млрд. рублей или 100,4% к уровню января-сентября 2008 года.

В январе-сентябре 2009 года в Республике Татарстан предприятиями и организациями, а также населением за счет собственных средств введено 1,5 млн. кв. метров общей площади жилья, что на 5,6% ниже уровня января-сентября 2008 года;

– оборот розничной торговли в январе-сентябре 2009 года составил 284,8 млрд. рублей или 97,9% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2008 года, оборот оптовой торговли сложился ниже аналогичного показателя за 2008 год на 15,2% и составил 321,5 млрд. рублей;

– в январе-августе 2009 года сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) предприятий и организаций всех видов деятельности (кроме организаций, занимающихся сельскохозяйственным производством) составил 79 234,3 млн. рублей и по сравнению с аналогичным показателем прошлого года сократился на 27 338 млн. рублей или на 34,5%.

Доля убыточных организаций в январе-августе 2009 года возросла по сравнению с тем же периодом 2008 года на 7% и составила 30% от общего числа организаций;

– индекс потребительских цен за январь-сентябрь 2009 года составил 110,6% к соответствующему периоду прошлого года. С начала года цены на товары и услуги (в% к декабрю предыдущего года) повысились на 6,9% (в среднем по Российской Федерации – на 8,1%), в том числе на услуги – на 9,1% (по Российской Федерации – на 11%), на продовольственные товары – на 4,2% (по Российской Федерации – на 5,8%), на непродовольственные товары – на 7,9% (по Российской Федерации – на 8,3%).

На ситуацию в экономике республики оказывали влияние внешнеэкономические факторы, в частности, ситуация на рынках продукции экспорта Республики Татарстан. Так, согласно данным Минэкономразвития Российской Федерации средняя цена за баррель нефти марки «Urals» в январе-сентябре 2009 года сложилась на уровне 56,7 долларов США, что в 1,9 раза ниже аналогичного показателя за 9 месяцев 2008 года (108 долларов за баррель) [11]

Денежные доходы на душу населения в январе-сентябре 2009 года составили 14 926,8 рублей и увеличились в номинальном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 8%. Реальные денежные доходы населения уменьшились на 2,2% по сравнению с январем-сентябрем 2008 года.

Среднемесячная заработная плата работающих на предприятиях и в организациях республики, включая малое предпринимательство, за январь-август 2009 года составила 14 732,5 рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2008 года на 1,8%. Реальная заработная плата за январь-август 2009 года снизилась и составила 92% к уровню соответствующего периода 2008 года.

Суммарная просроченная задолженность по заработной плате в целом по кругу наблюдаемых Татарстанстатом видов экономической деятельности на 1 октября 2009 года составила 75,5 млн. рублей и уменьшилась по сравнению с 1 сентября 2009 года на 8,5%.

Величина минимального потребительского бюджета на члена типовой семьи в сентябре 2009 года составила 7 738 рублей и повысилась по отношению к декабрю 2008 года на 6,3%, к соответствующему месяцу прошлого года – на 9,1%.

На конец сентября 2009 года в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете 52,1 тыс. безработных граждан или 2,6% экономически активного населения республики (в целом по Российской Федерации показатель составил 2,7%), что в 2,7 раза превышает аналогичный показатель за 2008 год. Назначено пособие 45,7 тыс. безработным гражданам.

За 9 месяцев 2009 года доходы бюджета Республики Татарстан составили 80 млрд. 713 млн. рублей или 122,5% от прогнозных показателей, утвержденных законом о бюджете на 2009 год. Утвержденный показатель на год по группе «Налоговые и неналоговые доходы» исполнен на 91,2%, по группе «Безвозмездные поступления» превышен в 2,3 раза.

По группе «Налоговые и неналоговые доходы» в отчетном периоде поступило 46 млрд. 829 млн. рублей.

Структура поступлений в бюджет Республики Татарстан по группе «Налоговые и неналоговые доходы» представлена на диаграмме 13.

Диаграмма 13, Структура налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики Татарстан за 9 месяцев 2009 года

Наибольший удельный вес в структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета республики занимают поступления налога на прибыль и налога на доходы физических лиц.

Сравнительная информация о поступлении основных налоговых доходов в бюджет Республики Татарстан за 9 месяцев 2008 и 2009 гг. представлена на диаграмме 14.


Диаграмма 14, Поступление основных налоговых доходов в бюджет Республики Татарстан за 9 месяцев 2008 и 2009 гг.

В отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается снижение поступлений по основным налоговым доходам. Рост поступлений отмечается по налогам на имущество и акцизам.

Всего на территории республики за 9 месяцев 2009 года в бюджеты разных уровней мобилизовано налоговых доходов в объеме 113 млрд. 696 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет – 54 млрд. 400 млн. рублей, в консолидированный бюджет республики – 59 млрд. 296 млн. рублей (диаграмма 15)

Диаграмма 15, Структура мобилизованных на территории Республики Татарстан налоговых доходов за 9 месяцев 2009 года

Снижение объема мобилизованных на территории республики налоговых доходов к уровню аналогичного периода прошлого года составило 45,8%.


В отчетном периоде в бюджет республики поступили неналоговые доходы в объеме 1 млрд. 765 млн. рублей или 111,3% от утвержденных показателей на год.

Доходы от использования имущества составили 1 млрд. 27 млн. рублей или 97,5% от утвержденных показателей на год, из них:

– доходы от размещения средств бюджетов – 398 млн. рублей или 146,9% от утвержденных показателей на год;

– доходы от аренды земельных участков – 125 млн. рублей или 72,6%;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.