рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Проблемы налогообложения малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Гораздо более реальным шагом на пути к уменьшению «серой» части доходов граждан представляется другая норма закона, а именно изменение шкалы социального налога. Правда, вводится он в отличие от ставки индивидуального подоходного налога лишь с 1 января 2008 года. При этом действующая методика расчета социального налога не изменяется, изменяются лишь ставки. От 13−процентной максимальной (действующая – 20%) до 5%. Общее снижение социального налога правительство оценивает в среднем в 30%. Это, безусловно, может стать стимулом для работодателей к повышению заработной платы работников.

С 1 января вводится также новый порядок налогообложения дивидендов, с целью избежания двойного налогообложения. Дивиденды, получаемые гражданами Казахстана от иностранных компаний, будут облагаться согласно законам тех стран, в которых они зарегистрированы. Дивиденды, уплачиваемые казахстанскими компаниями, будут облагаться по ставке 15% для иностранных корпоративных клиентов, 0% – для казахстанских юридических и 5% – для физических лиц. Принятие вышеупомянутых поправок в Налоговый кодекс практически подводит черту под проводимую государством с 2000 года кампанию по снижению налоговых ставок. Налоги не должны быть низкими или высокими, налоги должны соответствовать функциям, которые на себя берет государство.

Таким образом, введение в 2007 году плоской шкалы индивидуального подоходного налога на уровне 10% и снижению социального налога будут содействовать легализации зарплат, выплачиваемых в конвертах. В свою очередь, рост доли белой зарплаты приведет к большему притоку средств в пенсионные фонды. Прямые потери бюджета в результате снижения ставки НДС на 1%, подоходного и социального налога оцениваются в десятки миллиардов тенге, но общий эффект обещает быть положительным за счет роста белых зарплат.


Заключение

Дипломная работа посвящена исследованию проблем налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.

В первой главе дипломной работы проведено исследование теоретических основ налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса.

Под предпринимательством в Республике Казахстан понимается инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия.

Пристальное внимание государства к малому и среднему предпринимательству объясняется желанием достичь позитивных экономических, политических и социальных результатов для общества. Значимость развития малого и среднего бизнеса для нашей страны определяется тем, что оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

К субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и юридические лица со среднегодовой численностью работник не более 50 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников свыше 50 человек и юридические лица со среднегодовой численностью работников свыше 50, но не более 250 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше трехсотдвадцатипятитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Для современной экономики Казахстана малый и средний бизнес являются приоритетными сферами. Поэтому создание эффективной, простой и целеполагающей системы налогообложения их хозяйствующих субъектов является первоочередной финансовой задачей.

Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на принципах обязательности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, определенности, справедливости налогообложения, единства налоговой системы и гласности налогового законодательства.

Согласно Кодексу Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» субъекты малого бизнеса вправе самостоятельно выбрать только один из нижеперечисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним: общеустановленный порядок и специальный налоговый режим.

Налоговый кодекс Республики Казахстан предусматривает несколько видов специального налогового режима (на основе разового талона, патента или упрощенной декларации), которые применяются в зависимости от величины получаемых доходов и организационно-правовой формы субъекта малого бизнеса.

Специальный налоговый режим устанавливает для субъектов малого бизнеса упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога и корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты. При этом объектом налогообложения является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, полученных на территории Республики Казахстан и за ее пределами, за исключением доходов, ранее обложенных налогом, при наличии документов, подтверждающих удержание налога у источника выплаты, и (или) разового талона. Исчисление, уплата и представление налоговой отчетности по другим налогам и другим обязательным платежам в бюджет производятся в общеустановленном порядке.

Во второй главе дипломной работы был проанализирован порядок налогообложения предприятий ТОО «ПодшипникСервис» и ТОО «Absolute Kazakhstan Neon», которые являются субъектами малого предпринимательства, со среднегодовой численностью работник не более 50 человек и среднегодовой стоимостью активов за год не выше 65520000 тенге (6000 х 1092 тенге).

Получив свидетельство налогоплательщика, РНН, свидетельство плательщика НДС или зарегистрировавшись как неплательщик НДС, предприятие должно выбрать налоговый режим, т.е. порядок расчета с бюджетом по корпоративному и социальному налогам.

Предприятием ТОО «ПодшипникСервис» был выбран упрощенный режим налогообложения, при котором исчисление, уплата и предоставление налоговой отчетности по корпоративному подоходному и социальному налогам производится в упрощенном порядке. Исчисление корпоративного подоходного и социального налогов на основе упрощенной декларации производится ТОО «ПодшипникСервис» самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3%.

Субъекты малого и среднего бизнеса, применяющие упрощенный порядок налогообложения представляют налоговую отчетность по форме 910.00 «Упрощенная декларация для субъектов малого бизнеса» до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

ТОО «Absolute Kazakhstan Neon» осуществляет расчеты с бюджетом по корпоративному и социальному налогам в общеустановленном режиме.

Исчисление корпоративного подоходного налога производится путем применения ставки 30% к налогооблагаемому доходу, который определяется как разница между совокупным годовым доходом и вычетами, предусмотренными соответствующими статьями Налогового кодекса с учетом их корректировок. Исчисленная сумма корпоративного подоходного налога отражается в форме налоговой отчетности 100.00 «Декларация по корпоративному подоходному налогу».

Таким образом, налогообложение субъектов малого и среднего бизнеса, применяющих общеустановленный режим и упрощенный режим принципиально отличаются по следующим признакам: объекты обложения, ставки налогов, состав и сроки представления отчетности.

Хотя в Налоговом кодексе заложены механизмы работы по упрощенной декларации, предназначенные для облегчения работы предприятий малого и среднего бизнеса, данный механизм не пользуется особой популярностью, поскольку общеустановленный режим, пусть даже и сопряженный со сложной бухгалтерией, обеспечивает меньшую сумму налога, чем предлагаемые режимом упрощенного декларирования 3% от выручки.

Далее рассмотрены основные проблемы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса, основными из которых являются трудность оспаривания неправомерных действий налоговых органов по отношению к предпринимателям, высокие налоговые ставки, жесткие штрафы за малейшие нарушения Налогового кодекса, которые очень легко допустить при сложной многоступенчатой системе отчетности.

В настоящее время происходит постепенная трансформация налоговой системы, в области налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса также происходят серьезные изменения, депутатами лоббируются оптимальные решений, устраивающие как субъектов малого и среднего предпринимательства, так и фискальные органы. Инициативы, изложенные в Послании президента – снижение налогового бремени, упрощение отчетности, амнистия выведенных из-под налогообложения капиталов, создают возможность формирования нового взаимовыгодного для государства и предпринимателей формата налоговых отношений.

Введение в 2007 году плоской шкалы индивидуального подоходного налога на уровне 10% и снижению социального налога будут содействовать легализации зарплат, выплачиваемых в конвертах. В свою очередь, рост доли белой зарплаты приведет к большему притоку средств в пенсионные фонды. Прямые потери бюджета в результате снижения ставки НДС на 1%, подоходного и социального налога оцениваются в десятки миллиардов тенге, но общий эффект обещает быть положительным за счет роста белых зарплат.

Таким образом, вводимая в Казахстане с 1.01.2007 года первая часть поправок в Налоговый кодекс формально, за счет уменьшения налоговых ставок, снизит налоговое бремя для бизнеса. Однако реальное улучшение налогового климата для субъектов малого и среднего бизнеса может произойти только в случае снижения уровня коррупции и административного давления, а также изменения самой концепции налоговой реформы, которая должна изменить налоговую политику в отношении малого бизнеса:

1.  Создать благоприятный налоговый климат для малого бизнеса;

2.  Пересмотреть формы и сроки предоставления налоговой отчетности. Эти обязанности не должны превышать барьера в 25 - 30% рабочего времени;

3.  Опубликовать все нормативно-правовые акты по вопросам налогообложения, обеспечить бесплатное распространение бланков налоговой отчетности;

4.  Разработать эффективную систему налоговых льгот. Налоговые льготы должны предоставляться субъектам малого бизнеса, расположенным в депрессивных, экологически неблагополучных регионах, а также занимающимся инновационной деятельностью в виде освобождения от корпоративного налога на срок от 3 до 5 лет;

5.  Ввести норму определяющую, что изменения и дополнения в налоговую отчетность могут быть приняты не позднее 1 декабря текущего года и введены в действие не ранее 1 января, следующего года;

6.  Максимально упростить налоговый учет и налоговую отчетность для субъектов малого бизнеса.


Список использованных источников

1.  Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире».

2.  Конституция Республики Казахстан, Алматы; Казахстан, 1998г.-25с.

3.  Мамыров Н.К. Основы предпринимательства. - Алматы: Экономика, 1997 – 458с.

4.  Горфинкель В.Я. Предпринимательство. - Москва: Банки и биржи, 1999. – 300с.

5.  О частном предпринимательстве Закон Республики Казахстан от 30.01.2006 г. № 124-III

6.  Сейдахметова Ф.С. Современный бухгалтерский учет. - Алматы; «Издательство LEM», 2005 г-548с.

7.  Гражданский кодекс Республики Казахстан. - Алматы: Казахстан, 1994.-512с.

8.  Черемицына М. Государственное регулирование бухгалтерского учета// Бюллетень бухгалтера №11, март 2007г.

9.   Сводная аналитическая информация о ходе выполнения программы правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы// Сборник Агентства по статистике Республики Казахстан, №1 от 06.01.2007г.

10.  Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане, Алматы; LEM-2002г. – 160с.

11.  Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) от 31 января 2006 года, №125-III.-Алматы: ТОО «Издательство Норма-К», 2007. - 320с.

12.  Скала В.И., Скала Б.В. Индивидуальный бизнес в Республике Казахстан: Издание третье, переработанное. – Алматы: ТОО «Издательство LEM», 2005. – 236с.

13.  Меньшова Н.И. Самоучитель по бухучету и налогообложению, 4: Корпоративный подоходный налог. – Алматы: Издательский дом БИКО, 2006. - 272с.

14.  Малый и средний бизнес: проверки и требования государственных органов. – Алматы: Издательский дом: БИКО, 2006. – 64с.

15.  Байдунсенов А.Д. Налоговая система Казахстана // Каржы-Каражат. Финансы Казахстана – 2001. № 4, с. 23-31

16.  Бобоев М.Р., Мамбеталиев Н.Т., Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран, содружество независимых государств, Алматы: Қаржы-каражат, 2003г. - 183с.

17.   Дасанов Д. Малый бизнес: мировой опыт и казахстанская реальность// Саясат, 2003.-№12, с.32.

18.   Калижанов Б. Администрирование налогообложения физических лиц// Вестник предпринимателя, 2001.-№5, с.19.

19.  Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. – Алматы // Каржа-каражат-Финансы Казахстана, 2004

20.  Мнение предпринимателей: социологический опрос// Малый и средний бизнес Казахстана, 2004.-№3, с.34.

21.  Налоги и сборы в Казахстане// Библиотека бухгалтера и предпринимателя - 2005. № 2, с.5-7

22.  Рахимжанова М.Т. К вопросу построения эффективной системы налогообложения// Вестник КазНУ. Серия экономическая, 2003.-№5, с.38.

23.  Худяков А. И. Налоговое право Республики Казахстан. – Алматы: ЖЕТI ЖАРFЫ, 1998.

24.  Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы, Москва; ЮНИТИ, 1998 – 128с.

25.  Шаповалова А.В. О перспективах развития налогообложения в Республике Казахстан //Индустриальная Караганда №71 от 06.04.2006г.

26.  Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение, Москва; ИНФРА-М, 1999-250с.


Приложение 1

Виды налогов и других обязательных платежей в бюджет Республики Казахстан

 

Приложение 2


Приложение 3

Механизм действия и особенности корпоративного подоходного налога

Корпоративный

подоходный налог

 

Плательщики

 

Объект обложения

 

Юридические лица-резиденты, получающие доходы из источников в РК

 

Налогооблагаемый доход

 


 

Юридические лица-нерезиденты, получающие доход из источников в РК

 

Доход, облагаемый у источника выплаты

 

Юридические лица, применяющие специальный налоговый режим

 

Чистый доход юридического лица-нерезидента осуществляющего деятельность в РК

 

Не платят:

1)Национальный банк РК;

2) Государственные учреждения

 



Приложение 4

Наименование показателей

Сумма, тенге
1 2

Доход от реализации продукции и оказания

услуг

20 623 375
Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг 6825262
Валовая прибыль 13798113
Доходы от финансирования 8 000
Прочие доходы 6 192
Расходы на реализацию продукции и оказание услуг 484 356
Административные расходы 3 733 605
Расходы на финансирование 5 290 278
Прочие расходы 669 410

Доля прибыли/убытка организаций,

учитываемых по методу долевого участия

Прибыль (убыток) за период от продолжаемой деятельности 3 634 656
Прибыль (убыток) за период от прекращенной деятельности
Прибыль (убыток) до налогообложения 3 634 656

Расходы по корпоративному подоходному

налогу

1 178 642
Итоговая прибыль (убыток) за период до вычета доли меньшинства 2 456 014
Доля меньшинства
Итоговая прибыль (убыток) за период 2 456 014
Прибыль на акцию

Приложение 5


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.