рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Проблемы налогообложения малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Дипломная работа: Проблемы налогообложения малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Министиерство образования и науки республики Казахстан Университет имени Д.А.кунаева (Карагандинский Филиал) Дипломная работа Проблемы налогообложения малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан Специальность 050509 «Финансы» Етеревская Наталья Александровна Караганда 2007
введение


Осуществляемые в нашей стране экономические реформы явились условием становления и развития предпринимательства. Предпринимательство играет большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем. Эти свойства делают развитие предпринимательства существенным фактором и составной частью реформирования экономики Казахстана, а также существенным фактором снижения безработицы.

Бурное развитие малых и средних предприятий в нашей экономике связано с тем, что они не только способны гибко приспосабливаться к рынку, активно формировать рыночную среду, а еще имеют и определенные экономические преимущества. Они могут более быстро обновлять производство, реагируют на изменяющуюся конъюнктуру рынка, способствуют расширению занятости населения.

В Послании Президента Казахстана народу Казахстана «Стратегия “Казахстан-2030” на Новом этапе развития Казахстана» в качестве главных приоритетов нового этапа всесторонней модернизации Казахстана определены 30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики.

Одним из направлений является обеспечение последовательных действий по поддержке малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан. В данном направлении Президентом отмечена необходимость совершенствования налогового законодательства, чтобы оно в полной мере стимулировало развитие предпринимательства, а также способствовало выходу бизнеса “из тени” [1].

Таким образом, для современной экономики Казахстана малый и средний бизнес являются приоритетными сферами. Поэтому создание эффективной, простой и целеполагающей системы налогообложения их хозяйствующих субъектов является первоочередной финансовой задачей. Этим определяется актуальность темы дипломной работы.

Цель дипломной работы – изучить теоретические основы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса, их реализацию в практической деятельности, а также основные проблемы налогообложения.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

-  исследовать сущность, особенности функционирования и теоретические основы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса;

-  проанализировать на примере ТОО «ПодшипникСервис» и ТОО «Absolute Kazakhstan Neon» порядок налогообложения в общеустановленном режиме и режиме упрощенного декларирования;

-  изучить основные проблемы налогообложения малого и среднего бизнеса;

-  наметить пути совершенствования системы налогообложения для субъектов малого и среднего бизнеса.

Объектом исследования является деятельность предприятий малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан.

Теоретическую и методологическую основу составляют нормативные и законодательные акты Республики Казахстан: Конституция Республики Казахстан, Гражданский кодекс Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан от 30.01.2006 г. № 124-III «О частном предпринимательстве», Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» № 125-III от 31 января 2006 года.


1 Теоретические основы упрощенной системы налогообложения малого и среднего бизнеса

 

1.1 Экономическое содержание, функции налогов и принципы налогообложения

 

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Налог- это установленный государством в лице уполномоченного органа в одностороннем порядке и в надлежаще правовой форме обязательный денежный или натуральный платеж в доход государства, производимый субъектом налога в определенный сроки и в определенных размерах, носящий безвозвратный, безэквивалентный и стабильный характер, уплата которого обеспечивается мерами государственного принуждения.

В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Государственные доходы разделяются на две основные группы. Одну группу составляют доходы частно-правового характера. Такие доходы государство получает, во-первых, на тех же основаниях, что и частные лица, путем заключения определенных сделок, во-вторых, такие доходы доставляются государству землями, лесами, торговыми, промышленными, транспортными и иными предприятиями. В другую группу входят доходы публично – правового характера, которые государство извлекает, в силу своей власти, принудительным путем. Сюда относятся пошлины, налоги и обязательные сборы. Налоги взимаются независимо от тех или иных услуг, оказываемых государством, и предназначены на общие нужды государства. Важной «кровеносной артерией» бюджетно-финансовой системы государства являются – налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства» - справедливо подчеркивал К. Маркс.

Первоначально налоги взимались в виде различных податей, дани. По мере развития товарно – денежных отношений налог приобретает денежную форму. В частности, одним из первых денежных налогов был подушный налог на всех граждан в Древнем Рима во II веке н.э. – трибут.

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые органами власти с физических и юридических лиц в государственный бюджет. То есть изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса составляет суть налогов.

Такие взносы осуществляют основные участники производства ВВП: работники, создающие своим трудом материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход; субъекты рынка, владельцы капитала. При этом сам платеж определенной суммы денежных средств в виде налога – есть внешнее проявление экономических связей участников воспроизводственного процесса и государства. А в их основе лежат экономические отношения. Таким образом, экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть экономических отношений по изъятию определенной доли национального дохода и юридических лиц и граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.

Как известно, созданная стоимость ВВП подвергается распределению, в результате которого каждый участник общественного производства получает свою долю. Последняя составляет их доход. Распределительные процессы в стоимостной форме, в результате которого каждый участник общественного производства получает свою долю, осуществляется, прежде всего, с помощью финансов.

Государство, в силу своей власти вправе изымать часть дохода юридических и физических лиц на основании определенных норм. Такое изъятие осуществляется с помощью налогов. Термин «налог» в переводе с английского означает «Tax», т.е. такса, доля государства, подлежащая обязательному взносу. Таким образом, если финансы участвуют в распределительном процессе в целом, то налоги, выражают более ограниченную сферу распределительных отношений, являются перераспределительными.

Часть национального дохода, мобилизованная принудительно в форме налогов направляется в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения имеет одностороннее безэквивалетное движение стоимости (от налогоплательщика к государству), то есть здесь отсутствует купля – продажа. Итак, среди экономических категорий налоги характеризуются наличием специфических черт финансов: денежный характер, распределительный характер, являются разновидностью финансовых ресурсов, имеют одностороннее движение стоимости.

Таким образом, налоги относятся к системе финансовых отношений, этим определяется их общее содержание. Вместе с тем, налоги имеют материальную основу, т.е. они являются частью денежных доходов юридических и физических лиц, присвоенной властным образом государством.

Этим определяется двойственный характер налогов: с одной стороны, налоги – есть специфическая форма производственных отношений, с другой стороны, налоги являются частью стоимости национального дохода в денежной форме.

Налоги в их сущности и содержании на практике предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговые системы различных стран. По набору налогов, их структуре, способом взимания, ставкам, фискальным полномочием различных уровней власти, налоговой базе, сфере действия, льготам эти системы существенно отличаются друг от друга и кажутся на первый взгляд несравнимыми. Однако при более тщательном анализе можно выявить две главные общие черты:

1) постоянный конкретный поиск путей увеличения налоговых доходов государства;

2) построение налоговых систем на базе общепринятых принципов экономической теории о равенстве, справедливости и эффективности налогообложения.

Первая из этих черт реализуется в форме широкомасштабных или налоговых реформ, введением новых налогов, изменением налоговой базы, соотношением различных видов налогов, манипуляциями с прогрессивным и пропорциональным обложением, перераспределением налогового бремени.

Что касается второй черты, то принципы построения налоговых систем в целом не однозначны и во многом зависят от приверженности правительства той или иной экономической теории. Тем не менее, эти принципы носят всеобщий характер, хотя и имеют в разных странах отличные черты, связанные с различной трактовкой некоторых понятий и положений.

Рассмотрим функции налогов. Вообще понятие «функция» широко применяется в научной и практической деятельности. Дословно, в переводе с латинского языка «функция» означает «исполнение» или «совершение».

Основной функцией налогов является фискальная, с ее помощью происходит формирование государственных денежных фондов, то есть создаются материальные условия для функционирования государства. Фискальная функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев населения. Фискальная функция создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения. Это означает, что фискальная функция обуславливает действие регулирующей функции.

Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывает воздействие на производство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Эта функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи.

Распределительная функция налогов проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентами. Налоги выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Налогообложение в любом цивилизованном государстве должно базироваться на определенных принципах - основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так, как от них во многом зависело социально- экономическое благополучие населения и спокойствие граждан. Совокупность принципов налогообложения казахстанской налоговой системы рассмотрена в таблице 1.

Таблица 1

Принципы налогообложения казахстанской налоговой системы

1) классические принципы

- справедливость

-равномерность

- удобство

- дешевизна

2) экономико-функциональные принципы

- стабильность

-устойчивость

- однократность взимания налогов

- дискретность налогообложения

( объект, ставки)

3) организационно-правовые принципы

- децентрализация

- единство налоговой системы


Не ограничиваясь данным перечнем принципов, добавим принцип исключения двойного налогообложения и принцип стабильности налогового законодательства. Исходя их вышесказанного, национальная налоговая система, построенная в соответствии с требованиями общенаучных принципов, правилами построения налоговыми системами, принципов, отражающих специфику развития экономики республики, станет двигателем развития рыночных отношений.

В соответствии с этим, в любом государстве разрабатываются так называемые современные принципы налогообложения. Так в Республике Казахстан таковыми можно определить:

1. Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на принципах обязательности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, определенности, справедливости налогообложения, единства налоговой системы и гласности налогового законодательства.

2. Положения налогового законодательства Республики Казахстан не могут противоречить принципам налогообложения, установленным настоящим Кодексом.

Принцип обязательности налогообложения. Налогоплательщик обязан исполнять налоговые обязательства в соответствии с налоговым законодательством в полном объеме и в установленные сроки.

Принцип определенности налогообложения. Налоги и другие обязательные платежи в бюджет Республики Казахстан должны быть определенными. Определенность налогообложения означает возможность установления в налоговом законодательстве всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налоговых обязательств налогоплательщика.

Налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995 года объявила обязанность уплачивать законно установленные налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет уже долгом и обязанностью каждого [2; с.14].

Налоговая система Республики Казахстан включает в себя определенные виды налогов, сборов и пошлин, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения и органы налоговой службы (Министерство государственных доходов Республики Казахстан и его местные органы).

Налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством. Налоговое законодательство Республики Казахстан состоит из Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (далее Налоговый кодекс), а также других нормативных правовых актов. Ни на кого не может быть возложена обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, не предусмотренных Налоговым кодексом, все налоги и другие обязательные платежи в бюджет устанавливаются, вводятся, изменяются или отменяются в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом.

1.2 Развитие и экономические особенности функционирования малого и среднего бизнеса в Казахстане

Начало перехода к рыночной экономике (1991 год) в Казахстане проходило в условиях кризиса, обусловленного массовым разрывом торгово-экономических связей, отсутствием координации в проведении единой финансово-кредитной политики, ускоренным демонтажем старой системы производственных отношений. Экономика Казахстана в основном сориентированная на производство сырьевой продукции, имела высокую степень интегрирования в рамках единой экономической системы бывшего советского государства, что послужило дополнительному усилению проблем. Поэтому динамика социально-экономического развития страны в середине 90-х годов производила тяжелое впечатление. Падал уровень жизни людей. Производство потребительских товаров сокращалось в среднем на 20% в год. Росла безработица – около 40% в год. Происходило вымывание валютных средств из государства. Шло разрушение старой экономической системы. Новый же рыночный механизм еще только формировался.

До перехода к рыночным отношениям базовую основу экономики Казахстана составляли крупные промышленные гиганты; малый бизнес не входил в сферу государственных интересов. Однако в период трансформации плановой экономики развитие предпринимательства явилось одним из главных инструментов реализации стратегического курса государства.

Предпринимательство является одной из наиболее существенных черт рыночной системы. Предприниматели постоянно генерируют новые идеи в производстве, обслуживании населения, создают новые товары, т.е. концентрируют энергию других и направляют ее на реализацию общей цели [3; с. 12].

Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:

- собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т. д.);

- наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т. д.);

- индивидуального производителя ("свободный" художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.);

- государственного или муниципального служащего;

- менеджера (управляющий чужим предприятием);

- пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности);

- учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);

- безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве);

- занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность);

- вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.) [4; с.30].

Под предпринимательством в Республике Казахстан понимается инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары, работы, услуги), основанная на частной собственности, либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя [5; с.2].

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам (таблица 2) [6; с.211].


Таблица 2

Классификация предпринимательской деятельности

Признаки Виды и характерные особенности
По видам деятельности или назначению - производственная, коммерческая, финансовая, консультативная и другие виды, которые могут функционировать раздельно или вместе. Эта классификация связана с типовыми фазами воспроизводственного цикла (производство - обмен - распределение - потребление)
По формам собственности - частное; - государственное; - собственность общественных объединений
По количеству собственников

- индивидуальное, т.е. собственность принадлежит одному физическому лицу.

- коллективное - это собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них или без определения долей. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляются по соглашению их собственников

По формам объединения товарищество, общество, кооперативы
По организационно-экономическим формам концерны, ассоциации, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы (ФПГ)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.