рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Проблемы налогообложения малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Преимущества и недостатки налогообложения в режиме упрощенной декларации и общеустановленного порядка представлены в таблице 6.


Таблица 6

Преимущества и недостатки налогообложения в режиме упрощенной декларации и общеустановленного порядка [14; c.53]

Упрошенная декларация Общеустановленный порядок
преимущества недостатки преимущества недостатки
1 2 3 4
Упрощенный режим (УД) предусматривает исчисление КПН, социального налога и социальных отчислений одной суммой Налог уплачивается от суммы дохода без учета понесенных расходов КПН уплачивается с налогооблагаемого дохода, то есть с учетом понесенных затрат Декларация по общеустановленному режиму предусматривает исчисление и уплату только КПН (ИПН)
Ставка налога 3 % для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Ограничения по численности работников и предельному доходу Ограничений по численности работников и доходу нет Ставка налога установлена фиксированная в размере 30% от налогооблагаемого дохода
Нет необходимости исчисления и уплаты авансовых платежей по КПН УД не вправе применять ЮЛ, имеющие филиалы, представительства, дочерние организации ЮЛ, налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения в разных населенных пунктах При работе по ОП таких ограничений нет Предоставляется налоговая отчетность и уплачиваются авансовые платежи по КПН

 

Есть возможность корректировки налога в сторону уменьшения в зависимости от средней заработной платы наемных работников

Налоговый

период - квартал

Налоговый

период - календарный год

По ОП такая корректировка не предусмотрена

 

С УД на ОН переход предусмотрен только при превышении установленной среднесписочной численности работников и предельного дохода УД сдается ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом Декларация сдается один раз в год до 31 марта года, следующего за отчетным С ОП на УД можно перейти только после 2-х лет применения ОП

 

Таким образом, в данном разделе был исследован порядок налогообложения юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего бизнеса, применяющих общеустановленный и упрощенный режимы налогообложения.

Казалось бы, в Налоговом кодексе уже заложены механизмы работы по упрощенной декларации, предназначенные для облегчения работы предприятий малого и среднего бизнеса. Однако данный механизм не пользуется особой популярностью. Так, из 40 тыс. предприятий, имеющих ежеквартальный доход до 25 млн тенге, в 2006 году упрощенной декларацией воспользовалось всего 8 тыс. юридических лиц. Предприятия малого и среднего бизнеса, проведя сравнение двух режимов – общеустановленного и упрощенного, выбирают обычный режим, пусть даже и сопряженный со сложной бухгалтерией, так как при этом они платят меньший процент от выручки, чем предлагаемые режимом упрощенного декларирования 3% от выручки.

В настоящее время для предприятий малого и среднего бизнеса основными проблемами налоговой системы являются трудность оспаривания неправомерных действий налоговых органов по отношению к предпринимателям, высокие налоговые ставки, жесткие штрафы за малейшие нарушения Налогового кодекса, которые очень легко допустить при сложной многоступенчатой системе отчетности. Таким образом, малый и средний бизнес в Казахстане и официальные налоговые органы все еще живут в разных измерениях, пересекаясь только отчасти. Далее рассмотрим основные проблемы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса.


2.2 Основные проблемы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса в Казахстане

Недостатки налоговой системы на протяжении ряда лет занимают лидирующее положение среди проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства в Казахстане. Это свидетельствует либо о недостаточном внимании к указанной проблеме со стороны соответствующих государственных структур, либо об отсутствии возможности изменить положение дел в силу существовавших социально-экономических условий. Однако в течение 2000-2007 гг. был принят ряд законодательных актов, предусматривающих существенные изменения в уплате налогов предприятиями малого и среднего бизнеса.

Проранжируем ряд основных проблем налогообложения, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства. Распределение недостатков налоговой системы, препятствующих работе предпринимателей, отличается для различных видов деятельности (таблица 7).

Таблица 7

Распределение недостатков налоговой системы, препятствующих деятельности СМП, по отраслям, в %.

Недостатки налоговой системы, препятствующие деятельности СМП Отрасль
Обрабатывающая промышленность с/х торговля Услуги

1

2 3 4 5

Частые изменения нормативно-законодательных актов

18,1 22,3 19,7 18,9

Завышенные ставки налогов и сборов

17,3 20,8 21,8 20,7
Большое количество налогов и сборов 15,1 15,3 16,2 14,3
Трудности оспорить действия налоговой службы 22,1 19,4 19,7 18,6
Недоступность внутренних инструкций 9,1 12,5 9,9 11,0
Двусмысленность инструкций 18,3 9,7 12,7 16,5

Согласно приведенным в таблице 7 данным два первых места занимают такие проблемы, как трудность оспорить действия налоговой службы и двусмысленность инструкций. Существуют две основные причины создавшегося положения.

Во-первых, общий низкий уровень знания налогового законодательства бизнесменами, что приводит не только к нарушениям, но и формирует у предпринимателей мнение о невозможности выполнения всех требований налогового законодательства.

Во-вторых, наличие относительно большого количества подзаконных актов, зачастую регулирующих одну сферу деятельности и действующих одновременно, а иногда и просто взаимоисключающих друг друга. Некоторые работники налоговой службы пользуются этим и трактуют положения подзаконных актов в зависимости от ситуации.

Для сельскохозяйственных предприятий на первом месте стоят частые изменения нормативно-законодательных актов. В сельской местности по сравнению с городом затруднен доступ к информации, в связи с чем изменения в налоговое законодательство поступают с опозданием, особенно в отдаленные районы. К тому же в селах практически отсутствуют информационно-консалтинговые объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в том числе предоставление консультаций в области налогообложения. Все эти факторы, безусловно, затрудняют деятельность сельских предпринимателей, а в ряде случаев становятся серьезным препятствием для открытия или успешного развития своего бизнеса на селе.

Для сферы торговли и услуг основная проблема заключается в завышенных ставках налогов и сборов, что связано со спецификой налогообложения. Однако произошедшее некоторое снижение ставок отдельных налогов будет способствовать изменению ситуации в лучшую сторону.

Также проблемой для предприятий малого и среднего бизнеса является то, что основная часть предпринимателей не имеет достаточно возможностей, знаний и опыта, чтобы оспаривать действия налоговой службы. В большинстве случаев, выходом из этой ситуации для бизнесменов является договоренность с сотрудниками налоговой службы на определенных условиях. Таким образом, острота этой проблемы несколько снижалась и при оценке недостатков налоговой системы, препятствующих деятельности малых предприятий, поэтому такой пункт, как трудность оспорить действия налоговой службы, лидирующего положения не занимал.

Основными причинами возникновения рассматриваемой проблемы являются:

-  недостаточно высокий уровень образования предпринимателей в области налогового законодательства, а иногда и практически его отсутствие у начинающих бизнесменов. Этот факт подвигает определенную часть руководителей малых предприятий заниматься не изучением действующего законодательства, своих прав, обязанностей и полномочий налоговых органов, что было бы естественно. А напротив, искать пути обхода налоговых положений, создавать себе «крышу» в фискальных органах, «разводить» конфликтные ситуации за определенную плату и т.п.;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.