рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Особенности и перспективы развития налоговой системы Республики Казахстан

В соответствии с мировой практикой применения НДС дано определение места реализации товаров, работ или услуг, отсутствовавшее в действовавшем законодательстве. Работы и услуги, местом реализации которых не является Республика Казахстан, не подлежат обложению НДС в Республике Казахстан. Одновременно с этим сохраняются положения об уплате НДС за нерезидента.

По зачету НДС в целом сохранены действовавшие положения, в то же время есть некоторые новые моменты. Помимо счета-фактуры, основанием для отнесения в зачет также являются проездные билеты, выданные на железнодорожном или авиационном транспорте, а по коммунальным услугам – документы, применяемые поставщиками коммунальных услуг.

Согласно Налоговому кодексу при приобретении зданий производственного назначения и их ремонту разрешается относить в зачет НДС в полном объеме.

Пересмотрен перечень льгот по налогу на добавленную стоимость. Исключены льготы, которые носят индивидуальный характер или предоставляют какие-либо преференции отдельным отраслям экономики (льготы для организаций инвалидов, для предприятий системы МВД и МО РК и другие). Сохранились действовавшие льготы для некоммерческих организаций. Некоторые из действовавших льгот конкретизированы с целью их однозначного понимания и невозможностью расширения их применения (финансовые, образовательные, медицинские услуги). Из числа исключенных льгот можно назвать льготу по газетам и журналам и по учебной продукции. В то же время действие льгот, не включенных в Налоговый кодекс из действовавшего законодательства, сохраняется на переходный период.

Исключена нулевая ставка при реализации продукции легкой промышленности, а также реализации аффинированных золота, серебра и платины.

Исключена обязанность налогоплательщика по уплате текущих платежей по НДС.

Акцизы

Методика исчисления акциза и порядок его уплаты не претерпел каких-либо существенных изменений.

Пересмотрен перечень подакцизных товаров, из которого исключен хрусталь и хрустальные изделия, осетровые и лососевые рыбы и деликатесы из них, а также электроэнергия.

Пересмотрен объект обложения по игорному бизнесу. По действовавшему законодательству объектом обложения является выручка за минусом выигрышей, которую на практике практически невозможно проконтролировать. Поэтому в целях упрощения администрирования в Налоговом кодексе установлено, что объектом обложения акцизом по игорному бизнесу является игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерских контор.

В целях определения порядка администрирования розничной и оптовой торговли нефтепродуктами, в Налоговом кодексе установлены критерии отнесения реализации к категории оптовой или розничной.

Социальный налог

По социальному налогу по действовавшему законодательству объектом обложения является фонд оплаты труда. В Налоговом кодексе установлено, что объектом обложения являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам в денежной или натуральной форме.

Уплата социального налога за иностранных специалистов административно-управленческого, инженерно-технического персонала производится по ставке 11 процентов.

Сохранена ставка социального налога в размере 6,5 процента для специализированных организаций, в которых работают инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения.

Земельный налог

В целом, нормы действовавшего налогового законодательства по земельному налогу не изменились, но вместе с тем имеют место особенности исчисления налога. Так, в Налоговом кодексе базовые ставки земельного налога зафиксированы на уровне 2001 года и не будут ежегодно корректироваться на коэффициент инфляции.

Вместе с тем, в Налоговом кодексе приняты меры для снижения налоговой нагрузки по земельному налогу. В частности, снижены ставки земельного налога:

а) на придомовые земельные участки в городах областного значения;

б) на земли аэродромов в аэропортах, расположенных в черте населенных пунктов;

в) на земли, занятые защитными лесными насаждениями вдоль магистральных железных дорог.

Местным представительным органам предоставлено право повышать или понижать базовые ставки земельного налога в пределах 50 %.

Для некоммерческих организаций и организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, ставка налога на имущество установлена в размере 0,1 процента к среднегодовой стоимости объекта, а к ставкам земельного налога применяется коэффициент 0,1.

Налог на транспортные средства

По налогу на транспортные средства также снижены ставки налога на легковые автомобили с объемом двигателя от 2000 по 3000 кубических сантиметров. В 2 раза снижена ставка налога на транспортные средства по летательным аппаратам, понижены ставки на грузовые автомобили грузоподъемностью до 1 тонны. Кроме того, для грузовых автомобилей введены понижающие поправочные коэффициенты в зависимости от срока эксплуатации.

Реформы последнего времени

Основной целью Закона Республики Казахстан от 23 ноября 2002 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения" явилось снижение налоговой нагрузки, развитие малого бизнеса и дальнейшее совершенствование налогового администрирования. Внесение изменений и дополнений в целом не изменяет концепцию налогообложения, заложенную в Налоговом кодексе.

Изменения и дополнения, внесенные в Налоговый кодекс в 2002 году, были направлены прежде всего на улучшение налогового климата для предприятий малого бизнеса, создание более благоприятных условий для развития лизинговых отношений в Республике Казахстан, улучшение администрирования сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Ряд поправок носит уточняющий и редакционный характер и способствует достижению однозначности в толковании норм налогового законодательства и их прозрачности.

По корпоративному подоходному налогу

Для стимулирования внутреннего заимствования в национальной валюте увеличен предельный размер относимой на вычеты суммы вознаграждения по кредитам, выданным в тенге, с 1,5-кратной до 2-кратной ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан.

Порядок налогообложения агентских ценных бумаг приравнен к порядку, применяемому в отношении государственных ценных бумаг.

Предусмотрено отнесение на вычеты арендатором расходов на ремонт по арендуемым основным средствам.

Внесены изменения и дополнения в отдельные положения по налогообложению страховых (перестраховочных) организаций. Согласно рассматриваемым изменениям и дополнениям:

-  более четко определен объект обложения корпоративным подоходным налогом страховых (перестраховочных) организаций;

-  определен перечень доходов страховых (перестраховочных) организаций, не являющихся объектом обложения корпоративным подоходным налогом;

-  установлен пропорциональный метод определения суммы расходов, подлежащих отнесению на вычет.

Облегчаются условия применения специального порядка по освобождению от корпоративного подоходного налога организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере (медицина, образование, наука, культура, спорт). В частности, для них допускается получение доходов от неосновной деятельности в размере не более 10 % от общей величины всех доходов.

По индивидуальному подоходному налогу

Для малообеспеченных слоев населения предусмотрено освобождение от обложения индивидуальным подоходным налогом доходов работников, не превышающих за год 12-кратной МЗП.

В целях установления единого порядка налогообложения для сбалансированного подхода к налогообложению обязательных и добровольных пенсионных взносов, а также пенсионных выплат из накоплений, сформированных этими взносами, освобождены от налогообложения добровольные пенсионные взносы не более суммы 10-кратного МРП в момент их перечисления в накопительные пенсионные фонды.

При этом исключена льгота по пенсионным и страховым выплатам, осуществляемым за счет добровольных пенсионных взносов.

По налогу на добавленную стоимость

Увеличение "порога" регистрации по НДС с 10 000 МРП (8,2 млн.тенге) до 12 000 МРП (10,5 млн.тенге) было направлено на снижение налоговой нагрузки для субъектов малого бизнеса.

Ряд поправок затронули вопросы дальнейшего совершенствования налогообложения финансового лизинга, международного налогообложения.

По земельному налогу

Освобождаются от обложения земельным налогом придомовые земельные участки, земельные участки для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства, участка под гаражи участников Великой Отечественной войны, инвалидов, а также одного из родителей инвалида с детства.

По налогу на транспортные средства

По легковым автомобилям и мотоциклам производства стран СНГ, у которых срок эксплуатации превышает двадцать лет, для физических лиц поправочный коэффициент снижен с 0,2 и 0,1 до 0.

Мотоциклы, мотороллеры, мотосани, маломерные суда мощностью двигателя не менее 55 кВт облагались по ставке 1,0 МРП, то теперь данные транспортные средства мощностью не более 55 кВт облагаются по ставке 1,0 МРП, а мотоциклы мощностью двигателя более 55 кВт облагаются по ставке 10,0 МРП.

По налогу на имущество

По объектам налогообложения, выбывшим в течение налогового периода, текущие платежи уменьшаются на сумму налога, определяемую путем применения налоговой ставки к налоговой базе выбывших объектов обложения на момент выбытия. Сумма налога, подлежащая уменьшению, распределяется равными долями на оставшиеся сроки уплаты налога.

Расчет текущих платежей по объектам налогообложения, приобретенным и (или) выбывшим в течение налогового периода, представляется не позднее 20 числа месяца, следующего за кварталом приобретения и (или) выбытия объектов налогообложения, тогда как действовало ежемесячное представление расчета.

По специальным налоговым режимам

Снижение максимальных ставок налогов, применяемых в специальном налоговом режиме на основе упрощенной декларации, предусмотрено:

-  для индивидуальных предпринимателей – с 11 до 7 %;

-  для юридических лиц – с 13 до 9 %.

При этом снижена минимальная ставка для индивидуальных предпринимателей с 4 до 3 %.

Расширены границы применения патентной системы налогообложения для субъектов малого бизнеса: увеличен максимальный размер дохода с 1,0 до 1,5 млн.тенге.

Расширен список лицензируемых видов деятельности, при осуществлении которых, налогоплательщики имеют право применять специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.

По налоговому администрированию

С целью повышения дисциплины налогоплательщиков по своевременному исполнению ими налоговых обязательств увеличен размер пени за несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет с 1,5-кратной до 2-кратной ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан.

Значительным изменениям и дополнениям подверглась глава 100 Налогового кодекса, регламентирующая порядок обжалования результатов налоговой проверки. Внесенные изменения и дополнения позволяют наиболее точно разграничить двухуровневую систему обжалования результатов налоговой проверки, установить приемлемые сроки и порядок проведения дополнительных проверок, рассмотрения жалоб налогоплательщиков и т.д.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы развития налогообложения и проанализировав развитие налоговой системы Казахстана, мы пришли к выводу, что налоговая система РК развивается в соответствии с экономическими законами и действующий налоговый кодекс разработан на основании опыта международного налогообложения и уровня развития отечественной экономики. Все имеющиеся рычаги налогового регулирования используются.


3. Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан в современных условиях

3.1 Совершенствование налогового законодательства Республики Казахстан

Внесение изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) обусловлено целью снижения налоговой нагрузки, дальнейшего совершенствования налогового администрирования.

Если, говорить о корпоративном подоходном налоге, то в его основу заложены те же принципы, которые используются в международной практике применения подоходных налогов.

При определении налогооблагаемого дохода налогоплательщик вправе отнести на вычеты все свои расходы, связанные с получением совокупного годового дохода, подтвержденные документально. Имеются некоторые ограничения по вычетам, однако они сведены до минимума и выражены они не в виде запретов, а в виде установления норм (нормы амортизации по фиксированным активам) и пределов (представительские, командировочные расходы, расходы по ремонту основных средств).

Для некоммерческих организаций и организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере (здравоохранение, образование, деятельность в сфере науки, спорта, культуры) установлено полное освобождение от корпоративного подоходного налога, при соблюдении ими условий, определенных Налоговым кодексом.

Вместо действующего дополнительного ограничения вычетов по вознаграждениям, с 1 января 2004 года вводится так называемое "правило достаточной капитализации", суть которого заключается в ограничении относимых на вычеты при определении совокупного годового дохода сумм вознаграждений в зависимости от соотношения заемных и собственных средств налогоплательщика (для нефинансовых организаций – 4, для финансовых – 7). При этом предлагается данное ограничение применять только по вознаграждениям, выплачиваемым нерезидентам.

Данные изменения в Налоговый кодекс позволят относить на вычеты в полном объеме расходы налогоплательщиков на выплату вознаграждений по кредитам, депозитам и долговым ценным бумагам, выплачиваемым резидентам, и способствовать стимулированию внутреннего заимствования.

Для создания условий для обновления основных средств налогоплательщика, налоговое законодательство предусматривает применение двойной нормы амортизации по вновь введенным основным средствам на территории Республики Казахстан в первый год их эксплуатации.

Также с целью создания новых, расширения и обновления действующих производств предусмотрено использование механизма инвестиционных налоговых преференций, получив которые, налогоплательщик имеет право относить на вычеты стоимость вводимых в эксплуатацию фиксированных активов равными долями в зависимости от срока действия преференций. Данный механизм также предусматривает одновременное освобождение от уплаты налога на имущество по вновь введенным в эксплуатацию фиксированным активам в рамках инвестиционного проекта и освобождение от уплаты земельного налога по земельным участкам, приобретенным и используемым для реализации инвестиционного проекта.

В целях предоставления возможности для более полного отнесения на вычет из совокупного годового дохода расходов на ремонт с учетом функциональных особенностей отдельных основных средств предусматривается при сохранении действующего метода амортизации с 2005 года увеличение нормы амортизационных отчислений по отдельным подгруппам фиксированных активов с 7% до 10%, с 8% до 10-15%, с 10% до 15%, с 20% до 25%, с 25% до 30%.

Для предоставления возможности для более полного отнесения на вычет из совокупного годового дохода расходов на ремонт с учетом функциональных особенностей отдельных основных средств, предусматривается увеличение нормы предельного уровня отнесения на вычеты таких расходов с 15 процентов до 20, 25 процентов по отдельным группам фиксированных активов с дифференциацией в разрезе групп.

Также, увеличена величина стоимостного баланса подгруппы, единовременно относимой налогоплательщиком на вычеты в конце налогового периода со 100 до 300 месячных расчетных показателей, что ускорит списание налогоплательщиком оставшейся неамортизированной остаточной стоимости фиксированных активов.

С целью создания благоприятных условий для развития научного потенциала страны установлен отдельный специальный налоговый режим для организаций, осуществляющих на территории технопарков деятельность в области научных разработок, информационных технологий и их внедрение, в соответствии с которым с 1 января 2004 года предусматривается уменьшение корпоративного подоходного налога на 50 процентов, а также освобождение от налога на добавленную стоимость, налога на имущество и земельного налога.

В целях стимулирования вложения инвестиций на территорию специальной экономической зоны "Морпорт Актау", введен особый налоговый режим, предусматривающий уменьшение исчисленной к уплате суммы корпоративного подоходного налога на 100 процентов, освобождение от налога на имущество и земельного налога для налогоплательщиков, осуществляющих на данной территории деятельность по производству товаров собственного производства.

С целью создания условий для потенциальных инвесторов в создании перерабатывающих комплексов для организаций, осуществляющих деятельность в нефтехимической промышленности, предоставляются налоговые преференции.

Предоставление налоговых преференций новым нефтехимическим предприятиям – это механизм государственного регулирования процесса создания нефтехимической отрасли Казахстана и создание благоприятного климата для привлечения инвестиций в строительство перерабатывающих углеводородное сырье мощностей.

Недропользователю – победителю конкурса на получение права недропользования на условиях раздела продукции созданы особые условия налогообложения при эксплуатации объектов нефтехимической промышленности на условиях внедрения высоких технологий.

Поощрение инвестиций в развитие отраслей по углубленной переработке продукции и сырья, добываемых из недр Республики Казахстан, осуществляется в виде освобождения от уплаты корпоративного подоходного налога.

Данная льгота подлежит применению в течение пяти лет с момента ввода в эксплуатацию объекта нефтехимической промышленности.

По индивидуальному подоходному и социальному налогам существенно снижена налоговая нагрузка на заработную плату.

Так, с 1 января 2004 года предусмотрено снижение налоговой нагрузки на заработную плату путем снижения ставок по индивидуальному подоходному налогу: от 15-кратного до 40 кратного годового расчетного показателя (ГРП) с 10 % до 8 %, от 40-кратного до 200-кратного ГРП с 20 % до 13 %, от 200-кратного до 600-кратного ГРП с 20 % до 15 %, верхняя шкала - с 30 % до 20 %, а также по социальному налогу путем введения регрессивной шкалы ставок от 20 % до 7 %, т.е. по мере роста расходов на оплату труда работодателя уменьшится ставка социального налога.

Основными целями введения регрессивной шкалы ставок по социальному налогу являются снижение налоговой нагрузки на работодателей по мере роста расходов на оплату труда, что приведет в итоге к легализации расходов на выплату заработной платы.

Для достижения этих целей установлена пятиступенчатая регрессивная шкала ставок. При этом, предлагается для первой ступени шкалы доходов установить ставку социального налога в размере 20 процентов. Далее в каждой последующей ступени ставка налога будет снижаться. Это позволит создать благоприятные условия для вывода из тени заработной платы.

Весьма значительную роль в формировании доходной части бюджета играет налог на добавленную стоимость, в основу которого заложена модель, используемая в Европейских странах.

Порядок исчисления НДС в Казахстане строится на двух основополагающих принципах, первый из которых предусматривает использование механизма зачета сумм налога, уплачиваемого поставщикам товаров и услуг на основе счетов-фактур. Необходимо особо отметить, что зачет разрешается по всем приобретаемым товарам и услугам, в том числе и по группе инвестиционных товаров (основные средства, производственные здания и помещения).

Второй принцип – это принцип "страны назначения", используемый при обслуживании внешней торговли товарами и услугами. В настоящее время данный принцип используется в отношении всех торговых государств-партнеров Республики Казахстан. Однако в торговле с Россией существует изъятие из данного принципа, включающее нефть и газ.

Существует две ставки НДС:

стандартная - первоначальная ставка НДС с 20% снижена до 16%, а с 1 января 2004 года снижена до 15%, применяемая как в отношении внутренней реализации товаров, работ и услуг, так и в отношении импорта товаров;

нулевая ставка, установленная в отношении экспорта товаров и международных перевозок. Механизм использования нулевой ставки предусматривает возврат НДС, уплаченного поставщикам товаров и услуг.

При этом, увеличен минимум оборота по реализации по постановке на учет по НДС с 10000 до 12000-кратной величины месячного расчетного показателя.

Существует еще одна группа налогов – имущественные налоги, к которым относятся земельный налог, налог на имущество, налог на транспортные средства. Данные налоги составляют доходную часть местных бюджетов. Однако несмотря на это местная представительная власть не имеет право на установление отдельных порядков исчисления и взимания данных видов налогов.

Международное налогообложение

Порядок налогообложения доходов нерезидентов, установленный Налоговым кодексом, предусматривает наиболее благоприятные условия для развития торговли и инвестирования капитала между странами.

В целях совершенствования и упрощения порядка администрирования международных договоров об избежании двойного налогообложения, заключенных Республикой Казахстан с иностранными государствами (далее – международные договоры), в Налоговом кодексе предусмотрена специальная глава, в которой предусмотрен упрощенный порядок их применения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.