рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Налогообложение малого бизнеса

Дипломная работа: Налогообложение малого бизнеса


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Налогообложение»

по теме: «Налогообложение малого бизнеса»


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

1.1 Количественные показатели развития малого бизнеса в РФ

1.2 Система налогообложения малого бизнеса в РФ

1.3 Специальные налоговые режимы для малого бизнеса в РФ

1.4 Налогообложение малого бизнеса в развитых странах

2. НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2 Налоги и сборы, выплачиваемые предприятием малого бизнеса

3. ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства.

Тема дипломной работы интересна своей актуальностью: опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Актуальность темы работы определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малый бизнес выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего населения. Малый бизнес содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый «средний класс» – важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.

До начала 50-х годов малые предприятия не привлекали к себе специального внимания в экономической науке и рассматривались в качестве одной из многочисленных форм предпринимательской деятельности. В трудах классиков экономической теории А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, Д. Кейнса и др. можно найти упоминания о некоторых особенностях малого предпринимательства, но не специально посвященные ему исследования. В зарубежной науке положение изменилось в послевоенный период. Мотивом послужило появление специальных государственных программ поддержки малого бизнеса. Это обусловило активизацию научных исследований в рассматриваемой области, в которые включились специалисты в области экономики, менеджмента, маркетинга и права. В их число вошли Г. Берл, П. Вэйл, Д. Гэммон, М. Мескон, Я. Мэйтланд, П. Уилсон, Л. Роджерс, Д. Стэнворт, В. Хойер и др.

До начала рыночных преобразований отечественная наука, отражая приоритеты государственной экономической политики, уделяла основное внимание деятельности крупных хозяйствующих субъектов. Незначительное внимание привлекала к себе потребительская кооперация, а в конце 80-х годов – кооперативы нового типа. В 90-х годах малое предпринимательство стало объектом постоянных исследований со стороны ученых и специалистов – практиков. В работах Т. Алимовой, А. Блинова, А. Виленского, А. Игнатьева, А. Крутика, А. Муравьева, П. Мягкова, М. Лапусты, А. Орлова, В. Радаева, С. Савельева и других нашли отражение многие организационные, экономические, социальные и юридические аспекты процесса зарождения и развития малых предприятий.

С развитием малого и среднего бизнеса в Российской Федерации связывается решение целого комплекса социально-экономических задач, а именно:

·  реализация конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности;

·  обеспечение устойчивого социально-экономического развития и увеличения доходов бюджета;

·  увеличение занятости и повышение качества и уровня жизни населения.

Уровень развития малого предпринимательства в России сохраняется без существенных изменений с середины 1990-х годов. Вследствие этого не используются значительные потенциальные возможности для роста производства товаров и услуг, занятости и доходов населения, не вовлекаются в экономический оборот имеющиеся значительные ресурсы.

Основные проблемы, тормозящие развитие малого и среднего бизнеса в России, это:

·  недостаточное финансирование;

·  административные барьеры;

·  низкая квалификация предпринимателей с точки зрения организации и управления бизнесом;

·  недостаточно эффективная инфраструктура для поддержки и развития малого и среднего бизнеса;

·  нехватка информации;

·  проблемы, связанные с несовершенством законодательства.

Но наиболее важной проблемой, сдерживающей развитие малого бизнеса, является несовершенство налогового законодательства.

В данной работе поставлены следующие цели:

·  изучить критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса;

·  проанализировать различные системы налогообложения малого бизнеса;

·  изучить налоги, применяемые при налогообложении малого бизнеса;

·  проанализировать опыт налогообложения предприятий малого бизнеса в развитых стран;

·  изучить налоги конкретного предприятия – субъекта малого бизнеса и выявить пути их оптимизации.

Объектом анализа является данной работы является налогообложение малого бизнеса. Предмет анализа – налоги конкретного субъекта малого бизнеса.

Методологической и теоретической основой исследования служат труды отечественных и зарубежных экономистов, нормативно-правовые акты, инструктивные материалы.

Фактологическую базу данного исследования составляют материалы Госкомстата России, периодические экономические издания, формы сводной и первичной статистической отчетности предприятия.

В дипломной работе использовались методы экономического анализа и синтеза, а также методы статистической обработки информации.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

1.1 Количественные показатели развития малого бизнеса в РФ

Приступая к рассмотрению системы налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации необходимо, прежде всего, четко представлять его место, роль и отличительные особенности, как в национальной, так и в мировой экономиках.

Малый бизнес представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые, в силу своей массовости, определяют социально-экономический, а также, в некоторой степени, и политический климат в стране. Малое предпринимательство принадлежит к самым широким социальным слоям общества и является одновременно как одним из самых больших производителей, так и одним из самых больших потребителей разнообразных товаров и услуг, образуя при этом самую большую сеть предприятий, непосредственно связанную с массовым потребителем, которая в силу небольших размеров составляющих ее единиц и их управленческой гибкостью позволяет быстро и эффективно реагировать на постоянно изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Как свидетельствует мировой опыт, эффективность функционирования этой экономической системы может быть достигнута только в том случае, если на всех основных рынках товаров и услуг экспансия крупных производителей уравновешивается необходимым количеством мелких и средних производителей, которые в решающей степени обеспечивают формирование и сохранение конкуренции и препятствуют тенденциям монополизации рынков. Но в то же самое время одной из немаловажных причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой является то, что крупный бизнес не только не противопоставляется мелкому, а напротив, культивируется принцип сочетания крупных и малых предприятий: крупные и малые предприятия не противостоят, а взаимодополняют друг друга.

Можно выделить количественный, качественный и комбинированный подходы к определению групп малого бизнеса.

Количественные критерии, как правило, используются там, где требуется формальное четкое определение границ сектора малых предприятий, в частности в законодательстве; для организации статистического наблюдения за сектором; при разработке программ развития.

В большинстве стран, выделяющих сектор малого предпринимательства, используются преимущественно три показателя:

численность работников;

годовой оборот (объем продаж);

валюта баланса[1].

Первые «Рекомендации Еврокомиссии об определении микро-, малых и средних предприятий» были приняты в 1996 году. С учетом изменений социально-экономической и политической ситуации предусматривалось регулярное уточнение критериев. Последний пересмотр правил отнесения субъектов хозяйствования к категории малого и среднего бизнеса происходил в период с 2001 по 2003 годы. На основании проводимых в этот период обсуждений в 2003 году были установлены новые критерии выделения сектора, которые вступили в силу с 1 января 2005 года.

Введена общая категория микро-, малых и средних предприятий, к которой относятся предприятия, имеющие менее 250 занятых, и годовой оборот до 50 млн. евро или итоговую сумму годового баланса до 43 млн. евро. В рамках сектора МСП отдельно устанавливаются критерии для выделения малых- и микропредприятий[2]:

малое предприятие определяется как предприятие, имеющее не более 50 занятых, и годовой оборот или годовой баланс которого не превышает 10 млн. евро;

микро-предприятие определяется как предприятие, имеющее менее 10 занятых, и годовой оборот или годовой баланс которого не превышает 2 млн. евро.

При этом самостоятельным предприятием считается предприятие, порог участия в уставном капитале которого других субъектов хозяйствования не превышает 25%.

Большинство стран Евразии, в первую очередь страны с переходной экономикой, ориентируются на критерии, принятые Европейским Союзом.

В конечном итоге в налоговом законодательстве большинства развитых стран при определении понятия «малое предприятие» в качестве базовых используются количественные показатели, но они почти всегда дополняются качественными характеристиками (см. табл. 1.1).

Таблица 1.1

Критерии отнесения предприятий к категории малых

Страна

Предельная численность занятых

Прибыль в национальной валюте

Выручка

Учредители

Особые условия

кол-во человек

отрасль

сумма

отрасль

США 250 — 1500 производство 3,5—14,5 млн долл. услуги независимый владелец самостоятельное управление; не доминирует в своем секторе
Критерий АМБ 500 оптовая торговля 3,5—13,5 млн долл.
S-корпорация 35 ограничений нет доля выручки от производственной деятельности в общей выручке не менее 75% только частные лица; только резиденты независимый владелец и управляющий
Канада 100 все отрасли народного хозяйства 200 долл. 2,0—20,0 млн долл.

Англия
Общие критерии

250 все отрасли народного хозяйства 11,2 млн. фунтов стерлингов стоимость активов менее 5,6 млн фунтов стерлингов
Льготные критерии 200 все отрасли народного хозяйства 300 фунтов стерлингов
Франция 50 все отрасли народного хозяйства 500 млн франков промышленность не менее 50% капитала принадлежит частным лицам
100 млн франков другие отрасли

В некоторых странах помимо общих критериев отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса существуют также особые критерии, переводящие малое предприятие в льготную категорию, как, например, в США и Великобритании.

Федеральным законом от 14.06.95 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству. Так, к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации (далее – малые предприятия), средняя численность работников которых не превышает в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек, сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек, розничной торговле и общественном питании – 30 человек, в остальных отраслях – 50 человек. Доля участия в уставном капитале малых предприятий сторонних организаций не должна превышать 25 процентов.

К субъектам малого предпринимательства отнесены также и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели). Для этой категории СМП действует упрощенный порядок государственной регистрации и ликвидации, отсутствуют установленные для организаций требования к порядку работы с денежной наличностью, а также отсутствуют ограничения по численности наемных работников, что зачастую ставит индивидуальных предпринимателей в более выгодные условия на рынке товаров и услуг по сравнению с организациями.

По состоянию на 01.01.2006 г. в Российской Федерации зарегистрировано 4496,9 тыс. индивидуальных предпринимателей и 3070,7 тыс. организаций, из которых (по данным Госкомстата России) около 880 тыс. являются малыми предприятиями, в то же время, по данным налоговых органов, более половины организаций (в т.ч. малых предприятий) не осуществляют хозяйственную деятельность, не представляют налоговую отчетность или сдают «нулевые» балансы.

По данным Госкомстата, средняя численность занятых на малых предприятиях работников по состоянию на 01.01.2006 г. составляла 7621,1 тыс. человек, численность населения по месту основной работы в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица и по найму у физических лиц – 7455,0 тыс. человек. Таким образом, в сфере малого бизнеса легально занято около 15 млн. человек, или 24% от общей численности занятого населения в стране.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.