рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Налоги и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в России

Организациям дано также право на применение льгот при налогообложении. Существуют разнообразные льготы, например, освобождение от налога на ряд лет, снижение ставок налогов, вычитание из налогооблагаемой базы расходов, в которых заинтересовано государство, установление скидок при образовании разных фондов, возврат ранее уплаченных налогов, налоговый кредит или отсрочка платежей налогов, необлагаемый минимум, изъятие определенных элементов из обложения, освобождение от уплаты отдельных категорий налогоплательщиков и др. Качественная и правомерная работа как руководителя предприятия, так и главного бухгалтера, оказывает огромное влияние на сумму взимаемых с предприятия налогов и других платежей в бюджет.

Таким образом, очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны рациональные преобразования экономики России.


2. Тенденции развития предпринимательства в России в свете фискальной политики

2.1 Особенности налоговых режимов в отношении юридических лиц в российской экономике

Низкий уровень развития предпринимательства в России по сравнению с ведущими зарубежными странами, а также ослабление государственной поддержки развития предпринимательства в переходный период формирования рыночных отношений предопределили необходимость разработки при проведения налоговой реформы особых мер по поддержке данного сектора экономики.

Отмена в 2002 году в связи с введением части второй Налогового кодекса большинства налоговых льгот для малого бизнеса, предоставлявшихся по основным налогам в рамках общего режима налогообложения, была компенсирована введением для них специальных налоговых режимов, которые в значительной степени способствовали стабилизации экономического положения этого особенно нуждающегося в государственной поддержке сектора экономики и снижению социальной напряженности в обществе.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

В настоящее время действуют специальные налоговые режимы:

-  в особых экономических зонах — Калининградской и Магаданской областях;

-  для организаций, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образованиях;

-  при исполнении соглашений о разделе продукции (Федеральный закон от 30.12.1995 №225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции»);

-  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 26.1 Налогового кодекса РФ);

-  упрощенная система налогообложения (глава 26.2 Налогового кодекса РФ);

-  система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 Налогового кодекса РФ).

Проведенные в последние пять лет меры по совершенствованию таких специальных налоговых режимов, как упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности позволили в значительной степени снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей, что повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, а упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило административную эффективность налогообложения.

Указанные меры создали стимулы для перехода субъектов предпринимательской деятельности на специальные налоговые режимы, в том числе из сферы «теневого» бизнеса. За 2004-2009 гг. (на начало года) количество налогоплательщиков, применяющих указанные специальные налоговые режимы увеличилось с 2,0 млн. до 3,7 млн. (из них 1,0 млн. — организации) или в 1,8 раза, а поступления налогов, уплачиваемых в связи с применением этих режимов выросли в 3,3 раза.

В Российской Федерации в процессе реформирования бухгалтерского и налогового учета на основе программы реформирования бухгалтерского учета на международные стандарты финансовой отчетности (МФСО) планомерно вводятся и адаптируются на бухгалтерский учет в РФ специальные режимы налогообложения.

Налогообложение субъектов малого предпринимательства в России в настоящее время осуществляется на основе четырех систем:

-  система налогообложения для сельскохозяйственных производителей,

-  общеустановленная система налогообложения,

-  упрощенная система налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства

-  система налогообложения по принципу вменённого дохода.

Рассмотрим эти налоговые режимы подробнее.

1. Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог).

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном гл.261 НК РФ.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70%.

Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной рыбы, составляет 70%.

Не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога:

-  организации, занимающиеся производством подакцизных товаров;

-  организации, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

-  организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговая ставка по налогу устанавливается в размере 6%.

Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы и подлежит уплате по истечению налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а по итогам отчетного периода не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода.

2. Упрощенная система налогообложения.

На упрощенную систему налогообложения могут перейти организации, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации не превысил 11 миллионов рублей (без НДС).

 Не в праве применять упрощенную систему налогообложения:

-  организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

-  банки;

-  страховщики;

-  негосударственные пенсионные фонды;

-  инвестиционные фонды;

-  а также другие организации, перечисленные в ст.34 гл. 262 НК РФ.

Объектом налогообложения признаются доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком и не может меняться в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. Если объектом являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то в размере 15%.

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода (календарный год) представляют налоговые декларации не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. По итогам отчетного периода (первый квартал, полугодие, 9 месяцев) декларации представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Налогоплательщиками данного налога являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

 Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Налоговая ставка устанавливается в размере 15% от величины вмененного дохода.

Налогоплательщик обязан уплатить налог по итогам налогового периода (квартал) не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Налоговые декларации предоставляются по итогам налогового периода не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

В целях развития недропользования и инвестиционной деятельности, установления правовых основ отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны принят Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»

Предусмотренное этим законом соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Такое соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между его сторонами.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».

Таким образом, в РФ формируется система учета, которая смогла бы в полном объеме удовлетворить интересы западных инвесторов в российской экономике. Наиболее актуальны сейчас проблемы планомерного введения глав Налогового кодекса РФ, регулирующие правоотношения в РФ. Предприятия, работающие по МФСО, в данном случае наиболее открыты для работы с зарубежными фирмами. В результате своей финансово-хозяйственной деятельности большая часть налоговых платежей поступает в бюджет РФ, что оказывает существенное влияние на Экономическое развитие РФ и на социальные программы, проводимые Правительством РФ.

2.2 Тенденции развития предпринимательской деятельности в РФ

Специфика развития отечественного предпринимательства вызвана следующими причинами:

-  исторически быстрым и спонтанным ходом социально-экономических преобразований, определившим необходимость ускоренного формирования новых экономических отношений при незавершенности реорганизации их базисной основы

-  неспособностью государства к выполнению управляющей роли в процессах политического, административного и правового регулирования развитием предпринимательской деятельности; отсутствием социальной подготовленности широкого слоя людей, способной обеспечить их эффективную рыночную переориентацию,

-  формирование качественно новых моделей трудового поведения;

-  устойчивость стереотипов экономического поведения, сформированных в условиях всеобщего огосударствления собственности и административного централизма.

Начиная с конца 80-х годов сначала в СССР, затем и в России происходило бурное развитие предпринимательства. В настоящее время условия ведения бизнеса в России по сравнению с 90-ми годами ХХ века существенно изменились. Стабилизация экономики государства, укрепление рубля и постепенный переход к признанию его на международном рынке, снижение темпов инфляции, создание и постоянное увеличение денежных средств в государственных резервных фондах, постоянное совершенствование законодательной базы, постепенное вхождение в мировой рынок-все это влияет на деятельность как российских, так и зарубежных компаний, работающих в России.

Сложились тенденции, которые определяют, какие из резервов повышения конкурентоспособности помогут компаниям не только остаться на рынке, но и успешно развиваться дальше. Государство на макроуровне разрабатывает планы по развитию различных отраслей экономики на 10 и более лет. Создаются долгосрочные программы по развитию регионов и проекты в социальной сфере, в которые вкладываются значительные бюджетные средства. Разработка государственной стратегии создает условия для развития промышленности, внедрения новых технологий и новейших достижений науки.

Россия стремится стать экономически сильным государством. Происходящие в экономике изменения позволяют российским производственным и торговым компаниям с одной стороны, более уверенно и на плановой основе осуществлять свою деятельность, а с другой стороны усиливают конкурентную борьбу с иностранными торговыми и производственными компаниями, успешно осваивающими российский рынок.

Для развития бизнеса в России сегодня характерно:

-  наличие на рынке широкого ассортимента практически всех видов товаров на всей территории России;

-  относительная стабилизация цен на товары и общая тенденция их снижения (без учета инфляционного процесса и повышения цен на энергоносители на мировом рынке, и несмотря на мировой экономический кризис);

-  постепенный уход с рынка компаний, имеющих меньшую производительность труда и более высокие затраты на продвижение товара к потребителю;

-  расширение географии торговых сетей крупных компаний, образованных с участием иностранного капитала;

-  создание крупных логистических центров в различных регионах и постепенный охват ими всей территории страны;

-  рост транспортных и складских услуг, предоставляемых российскими и иностранными логистическими компаниями;

-  расширение числа консалтинговых компаний в сфере логистики;

По мере совершенствования законодательства, укрепления экономики и стабилизации ситуации в стране на российский рынок хлынули сначала торговые, а затем и производственные иностранные компании. Имея отработанную и опробованную на практике в других странах стратегию развития бизнеса и обладая большими финансовыми возможностями, они начали проникать в разные отрасли российской экономики и создавать свою инфраструктуру (сети магазинов, складов, различные производства).

Крупные иностранные компании действуют по четким планам развития, которые просчитываются обычно на 10-15 лет. Они используют в работе самые современные технологии, созданные в специализированных научных институтах и лабораториях.

Для российских компаний (как торговых, так и производственных) ситуация на рынке потребовала адекватного подхода и перестройки, в первую очередь системы планирования, управления бизнес-процессами и их оптимизации. Новые условия внешней среды требуют от руководителей отечественных компаний разработки тщательно продуманной и рассчитанной стратегии развития как минимум на 5-10 лет, если они хотят закрепиться или же просто выжить. Этот временной период позволяет освоить вложенные капиталы в строительство складских и иных объектов. При планировании деятельности компании на период от 10 до 15 лет появляется возможность окупить вложенные средства и рассчитать использование объекта для развития бизнеса с минимизацией расходов.

Предприниматели, или бизнесмены — общее понятие, объединяющее всех россиян, в той или иной степени занятых в бизнесе, начиная с классических предпринимателей и кончая наемными работниками, в свободное время тоже пытающиеся «делать деньги». Этот слой охватывает всю совокупность субъектов производительной, коммерческой и финансовой деятельности, осуществляемой на базе автономно принимаемых решений и с целью получения прибыли.

Этот слой далеко не однороден по составу. В нем можно выделить несколько основных бизнес-групп:

-  предприниматели, частные собственники преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющие ими и не совмещающие эту деятельность с работой по найму (11%);

-  самозанятые — лица, занятые мельчайшим предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства (23%);

-  бизнесмены-менеджеры — наемные директора мелких и средних предприятий, главным образом акционированного и частного секторов экономики, совмещающие управленческую работу по найму с ведением собственного бизнеса (2%);

-  наемные работники, в основном акционированного и частного секторов экономики, не выполняющие управленческих функций и совмещающие основную работу с теми или иными видами предпринимательства (46%);

-  менеджеры-совладельцы — хозяйственные руководители мелких и средних акционированных предприятий, работающие по найму, но вместе с тем располагающие пакетами акций управляемых предприятий (13%);

-  хозяйственные руководители, управляющие государственными или частными предприятиями на основе найма (5%) (рис. 2).


Рис. 2. Структура бизнес-слоя в Российской Федерации

Небольшое число предпринимателей в общей структуре бизнес-слоя (11%) объясняется тем, что для многих представителей бизнеса сохранение должности (рабочего места) играет защитно-вспомогательную роль — одним она служит социальным прикрытием, другим — способом накопления трудового стажа, третьим — страховкой на случай банкротства, четвертым — источником дефицитных ресурсов, деловых связей и льгот.

Предпринимателей можно также дифференцировать по показателям доходов. Он делится на три ступени:

-  предприниматели, бизнесмены-менеджеры и самозанятые. Доходы предпринимателей превышают средний уровень доходов основных бизнесменов почти в 2 раза, а «работников вне бизнеса» — почти в 5 раз.

-  полупредприниматели и менеджеры-совладельцы. Доходы этой группы в 2 раза ниже доходов 1-й группы и в 2 раза выше заработков «работников вне бизнеса».

-  «классические» менеджеры. Их заработок всего на 4 % выше зарплаты работников исполнительного труда, что вряд ли компенсирует разницу в уровнях образования, квалификации и ответственности труда тех и других.

Из этого можно сделать вывод, что никакой вид труда по найму, включая самый квалифицированный и управленческий, не обеспечивает доходов, сравнимых с простейшим предпринимательством.

Рассмотрим некоторые показатели, характеризующие развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (здесь и далее — по данным Федеральной службы государственной статистики).

Таблица 2

Количество предприятий малого предпринимательства за 2000-2009 гг.

Предприятия Период
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
малого бизнеса 843 882 893 953 979 1033 1137 1348 1445
среднего бизнеса 6412 8711 9985 11407 13889 15412 16542 17387 18012
Всего 7255 9593 10878 12360 14868 16445 17679 18735 19457

Как видно из представленных данных, количество предприятий малого и среднего бизнеса за период с 2001 по 2009 годы постоянно увеличивалось. Особенно бурно их число росло в начале 2000-х годов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.