рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Местные налоги

Впоследствии практика построения местных бюджетов на основе законодательства о налоговой реформе обнаружила целый ряд весьма существенных недочетов и весьма отрицательных последствий, вытекающих из того, что новое распределение доходов было построено на слишком схематическом подходе к местному бюджету в общих цифрах по Союзу ССР, без дифференцированного его анализа. При значительной неравномерности экономического развития различных районов Союза ССР и при концентрации одного из главных источников доходов – местной промышленности – в основных промышленных районах, налоговая реформа привела к существенным территориальным изменениям в поступлении доходов: в промышленных районах она вызвала крупный прилив средств, в остальных же, наоборот, все основные местные доходы оказались поглощенными поступающим в союзный бюджет налогом с оборота, местные бюджеты в связи с этим стали дефицитными и вынужденными существовать за счет дотаций центра. С проведением налоговой реформы новое разграничение доходов между государственным и местными бюджетами резко отделило доходы местного бюджета от государственных (кроме отчислений от займов и некоторых других), местные бюджеты не принимали участия в извлечении доходов, поступавших в госбюджет, в связи с чем местные советы лишились дополнительного стимула и заинтересованности в более полном и своевременном поступлении этих доходов.

После распада Союза с переходом на рыночную экономику была реформирована и система местных налогов. В 1991 г. в России можно было ввести в действие семь видов местных налогов. В 1992 г. Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ» было установлено право местных органов на ведение 21 вида местных налогов. В 1993 г. в связи с принятием Закона РФ от 22.12.92 г. №4178-1 «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы РФ о налогах» общее допустимое количество видов местных налогов достигло 23. После введения в действие 1 части Налогового кодекса их осталось пять: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы.

В 2001 году из ранее установленных налогов были сохранены три – земельный налог, налог на имущество физических лиц и налог на рекламу. По ныне действующему Налоговому Кодексу к местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. Кроме этого в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» с 1 января 2006 года вновь избранным представительным органам муниципальных районов и городских округов предоставлено право вводить у себя на территориях единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.


2.2 Земельный налог

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.

С 2005 года Налоговый кодекс дополнен главой 31 «Земельный налог», которая введена Федеральным законом от 29.11.2004 № 141-ФЗ.

Новый земельный налог устанавливается в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов. Он будет вводиться в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (только организации) или праве пожизненного наследуемого владения (только физические лица) (ст. 388 НК РФ).

В собственность граждан и юридических лиц могут быть предоставлены земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления, гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Вместе с тем право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется. Также сохраняется и право пожизненного наследуемого владения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения Земельного кодекса РФ. В то же время предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие Земельного кодекса РФ не допускается. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность.

В отношении земельных участков организаций и физических лиц, находящихся на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды, следует отметить, что указанные лица налогоплательщиками земельного налога не являются, они платят арендную плату.

При налогообложении земли в соответствии с гл. 31 НК РФ из объектов налогообложения исключаются отдельные виды земель. Это, прежде всего, земли, изъятые из оборота. Первостепенная роль в этих землях отведена земельным участкам, занятым находящимися именно в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками.

Поэтому необходимо обратить внимание на то, что государственные природные заповедники представляют собой форму сохранения и восстановления типичных и уникальных природных комплексов, генофонда растительного и животного мира. Правовой режим земель, объявленных заповедниками, установлен Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях». Заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими некоммерческими учреждениями, создаваемыми с целью сохранения и изучения естественного хода природных процессов и явлений, генофонда живых организмов, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Земли предоставляются государственным заповедникам на праве постоянного (бессрочного) пользования. На заповедники возлагаются следующие задачи: охрана природных территорий с целью сохранить биологическое разнообразие и поддержать в естественном состоянии охраняемые природные комплексы и объекты; организация и проведение научных исследований, включая ведение летописи природы; осуществление экологического мониторинга; экологическое просвещение, участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов; содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды. Заповедники учреждаются Правительством РФ при условии согласия субъекта Российской Федерации на отнесение его территории к объектам федеральной собственности. В таком же порядке расширяются территории заповедников. Положение о конкретном заповеднике, его статусе утверждается органом, уполномоченным на то Правительством РФ.

Что касается национальных парков, то ими объявляются территории, природные комплексы и объекты которых имеют особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями и относятся к объектам федеральной собственности. Земля предоставляется национальным паркам на праве постоянного (бессрочного) пользования. На территориях парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национальных парков.

Кроме указанных выше, также к землям, изъятым из оборота и исключенным из объектов налогообложения новым земельным налогом, относятся следующие объекты:

·  здания, строения и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, пограничные войска, другие войска, воинские формирования и органы;

·  здания, строения и сооружения, в которых размещены военные суды;

·  объекты организаций Федеральной службы безопасности;

·  объекты организаций федеральных органов государственной охраны;

·  объекты использования атомной энергии, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

·  объекты, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

·  объекты учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

·  воинские и гражданские захоронения;

·  инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.

Большой круг земель, исключенных из объектов налогообложения новым земельным налогом, дополнен земельными участками, ограниченными в обороте, также не признаваемыми объектом налогообложения. К ним относятся:

·  земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

·  земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

·  земельные участки в пределах лесного фонда;

·  земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

В отличие от Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю», согласно которому налоговой базой по земельному налогу является облагаемая налогом площадь земельного участка, в главе 31 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость. Государственный земельный кадастр охватывает всю территорию страны и содержит обязательные характеристики земельных участков: местоположение, размер и качество.

Организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу и рассчитывают сумму земельного налога и авансовых платежей самостоятельно на основании сведений земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на каком-либо из перечисленных прав (п. 3 ст. 391, п. 2 ст. 396 НК РФ).

Физические лица определяют налоговую базу и уплачивают земельный налог (авансовые платежи) на основании налоговых уведомлений (п. 4 ст. 391, п. 3 ст. 396 НК РФ).

При этом налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (п. 1 ст. 390 НК РФ).

Кадастровая стоимость земельного участка – это рыночная стоимость (наиболее вероятная цена продажи) земельного участка (прав на него). Она определяется с учетом плодородия почв, природных и экономических условий, местонахождения земельных участков, по назначению и виду функционального использования (земли поселений, земли промышленности, земли сельскохозяйственного назначения и т.п.) в результате проведения кадастровой оценки земель, осуществляемой Федеральной службой земельного кадастра России по специально разработанным методикам.

Государственный земельный кадастр ведется на трех уровнях: муниципальных образований, субъектов РФ и федеральном. На уровне муниципального образования в государственном земельном кадастре содержатся сведения обо всех объектах кадастрового учета, расположенных на территории муниципального образования, кадастровом зонировании его территории и ведется реестр земель, находящихся в собственности муниципального образования. На уровне субъекта РФ в государственном земельном кадастре содержатся сведения о границах входящих в него муниципальных образований, кадастровом зонировании территории субъекта РФ, о землях в границах муниципальных образований в объеме, необходимом для реализации функций государственного контроля и управления, территориальных зонах, учитываемых на уровне субъекта РФ, а также ведется реестр земель, находящихся в собственности субъекта РФ. Что касается федерального уровня ведения государственного земельного кадастра, то здесь содержатся сведения о Государственной границе Российской Федерации, границах субъектов РФ, сведения о землях в границах субъектов РФ в объеме, необходимом для реализации функций государственного контроля и управления, о кадастровых округах и территориальных зонах, учитываемых на уровне Российской Федерации, а также ведется реестр земель, находящихся в собственности Российской Федерации.

В самом общем виде размер годового земельного налога определяется по формуле:

ГЗН = КС х НС,

где ГЗН – годовая сумма земельного налога;

КС – кадастровая стоимость земельного участка;

НС – утвержденная соответствующим муниципальным образованием налоговая ставка.

Для установления кадастровой стоимости требуется провести государственную кадастровую оценку земель в соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Роснедвижимости.

Налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка определяется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ). Причем налогоплательщики должны быть проинформированы о кадастровой стоимости земельных участков не позднее 1 марта текущего года (п. 14 ст. 396 НК РФ). Это – прямая обязанность органов местного самоуправления (исполнительных органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Местные органы должны определять и порядок доведения сведений о кадастровой стоимости земельных участков до налогоплательщиков. Органы местного самоуправления должны информировать налогоплательщиков о кадастровой стоимости земельных участков до 1 марта текущего года.

В случае если кадастровая стоимость земельных участков на 1 января текущего года не утверждена Минфин России в письме от 06.06.2006 №03-06-02-02/75 (далее – Письмо от 06.06.2006) дает следующие разъяснения по указанным вопросам. Минфин выделил три возможных ситуации:

1. Результаты государственной кадастровой оценки земель до 1 марта текущего года не утверждены.

2. Результаты государственной кадастровой оценки земель до 1 марта утверждены, однако порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до налогоплательщика не определен.

3. Кадастровая стоимость земельных участков и порядок доведения до налогоплательщика определены, но до сведения налогоплательщиков кадастровая стоимость не доведена.

Во всех перечисленных случаях Минфин считает, что если результаты государственной кадастровой оценки земель не утверждены в срок до 1 марта, то авансовые платежи и земельный налог по таким земельным участкам не уплачиваются. Тем не менее, налогоплательщикам следует представить в отношении данных земельных участков «нулевые» налоговые декларации (расчеты по авансовым платежам).

По мнению Минфина, пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате земельного налога (авансовых платежей) во всех указанных случаях начисляться не должны, поскольку налог (авансовые платежи) налогоплательщиком не уплачен в срок по не зависящим от него обстоятельствам.

После того как результаты кадастровой оценки будут утверждены и доведены до сведения налогоплательщиков, последним следует представить уточненную декларацию за налоговый период.

Минфин России в Письме от 06.06.2006 обязал налоговые органы «доводить до сведения налогоплательщиков полученную информацию о кадастровой стоимости земельных участков, которая в установленном порядке до них не доведена». И даже разъяснил как именно: «при проведении камеральной проверки «нулевых» налоговых деклараций (налоговых расчетов по авансовым платежам)». По результатам проверки соответствующее уведомление должно выдаваться налогоплательщику под расписку или высылаться по почте.

В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база определяется пропорционально доле каждого налогоплательщика в общей долевой собственности. В отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Если организация приобретает здание, то к покупателю в этом случае переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью, и здесь налоговая база будет определяться пропорционально его доле в праве собственности на этот земельный участок. В другом случае, если покупают здание несколько лиц, налоговая база будет определяться пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на это здание.

За первый квартал 2007 года поступления от земельного налога выросли до 13,3 млрд. рублей. Рост поступлений от земельного налога связан с тем, что происходит процесс кадастровой оценки земель, создается база для налогообложения. По сравнению с предыдущим периодом рост поступлений от земельного налога вырос в 12 раз.


2.3 Налог на имущество физических лиц

Плательщиками данного налога являются физические лица, имеющие в собственности объекты, определяемые Законом РФ от 9 декабря 1991 г. «О налогах на имущество физических лиц». На основании Закона издана Инструкция ИФНС РФ «О порядке исчисления и уплаты налогов на имущество физических лиц»

Объектами обложения в соответствии с Законом являются находящиеся в собственности физических лиц жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Учитывая, что объект налогообложения – это юридический факт, точнее было бы определить перечисленное имущество как предмет налогообложения, а факт нахождения данного имущества в собственности – как объект налогообложения.

Налог на имущество уплачивается ежегодно по ставке, устанавливаемой нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:

·  до 300 тыс. рублей – 0,1%;

·  от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей – от 0,1% до 0,3%;

·  свыше 500 тыс. рублей – от 0,3% до 2,0%.

Платежи по налогам зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Исчисление налога на имущество производится налоговыми органами. Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года, представляемых органами коммунального хозяйства, а в случае, если таковая не определялась, – по стоимости, определяемой для расчета суммы по государственному обязательному страхованию. За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из них соразмерно своей доле.

Органы коммунального хозяйства, осуществляющие оценку строений, помещений и сооружений, также обязаны по требованию налоговых органов предоставлять сведения, необходимые для исчисления налогов на имущество физических лиц в сроки, установленные налоговыми органами. За не предоставление данных, необходимых для исчисления налоговых платежей, на должностных лиц этих организаций налагается штраф. Данные, необходимые для исчисления налоговых платежей, предоставляются налоговым органам бесплатно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.