рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Реализация пенсионной реформы на региональном уровне Ленинский ОПФ

Период ухода за ребенком до 1,5 года, а в общей сложности не более 3 лет, военная служба, период получения пособия по временной нетрудоспособно­сти или пособия по безработице и т.д. теперь будут засчитываться только в том случае, если этим перио­дам предшествовала : трудовая или иная деятель­ность, во время которой уплачивались страховые взносы. Из нестраховых периодов только два — служ­ба в армии и уход за детьми — будут оплачиваемыми.

Данный перечень не является исчерпывающим, особого внимания заслуживают содержащиеся в за­конах размеры пенсии и методики их определения. Данный вопрос является для пенсионного обеспе­чения ключевым, поскольку главным недостатком существующей пенсионной системы является на сегодня как раз недостаточный размер пенсий, по­лучаемых большинством пенсионеров.

С 2006 года изменен существующий порядок, и обязательные пенсионные платежи делятся на две равные части: одна из них по-прежнему будет име­новаться единым социальным налогом (до 14%, в среднем 13%), а другая часть (в том же размере) — страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование. Первая часть зачисляется в федераль­ный бюджет и затем передается (не полностью, а лишь частично) в Пенсионный фонд, а вторая часть сразу зачисляется непосредственно в бюджет Пенсионного фонда.

Единый социальный налог в части, зачисляе­мой в федеральный бюджет, будет расходоваться не только на выплату базовой части трудовой пенсии и на повышение ее размера, но и на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе на выплату пенсий военнослужащим, их семьям, социальных пенсий и других, выплата ко­торых осуществлялась за счет иных источников фе­дерального бюджета.

Другая часть пенсионных платежей пойдет в страховую часть, которая будет аккумулироваться на персональном счету гражданина и которая в ко­нечном итоге и составит основу для будущей его трудовой пенсии.

По ориентировочным расчетам, средняя страховая часть трудовой пенсии (около 670 руб.) пре­вышает среднюю часть базовой трудовой пенсии (около 450 руб.) примерно на 40%. Следовательно, для выплаты базовой части трудовых пенсий доста­точно социального налога в размере 8% заработка вместо 13%. Реальный объем средств, которые могут быть направлены на выплату текущих трудовых пенсий, сокращается, таким образом, с 26% фонда оплаты труда до 21% (в 2006 году это было примерно 95 млрд. руб.).

С начала 2006 года введены обязательные стра­ховые платежи на накопительную часть трудовой пенсии. Их размер 2% и 6 % (из 14%) для типичных налогоплательщиков при налоговой базе до 100 тыс. руб. в год (такую налоговую базу имеет подав­ляющее большинство застрахованных). При более высокой налоговой базе их размеры снижаются.

Платежи в размере 2% вносятся за застрахован­ных мужчин с 1953 по 1966 г. рождения и женщин 1957 по 1966 г. рождения. За всех застрахованных 1967 г. рождения и моложе размер этого платежа со­ставляет 6%. Все такие граждане после достижения пенсионного возраста (60 и 55 лет соответственно мужчины и женщины) могут рассчитывать на полу­чение накопительной части трудовой пенсии сверх базовой и страховой ее частей. За тех застрахованных, которые старше, страховые взносы в накопительную часть не уплачиваются, и они, следовательно, не вправе претендовать на получение накопительной части трудовой пенсии (их трудовая пенсия равна сумме базовой и страховой частей трудовой пенсии).

Следует отметить, что накопительные пенсионные системы, существуют в ряде зарубежных стран, но не как обязательные, а как добровольные. Взаимоотношения в данной сфере строятся в рам­ках гражданско-правовых отношений.

Введенная в России накопительная система яв­ляется принудительной, что в корне противоречит принципам как гражданского права, так и права социального обеспечения.

В этой связи возникает ряд проблем, затрагивающих не только право социального обеспечения, но и ряд смежных отраслей.

Например, механизм наследования средств накопительной части пенсии не соответствует тому механизму, который прописан в Гражданском кодексе. Вместо четырех очередей наследования предусмотрены лишь первые две. При этом указанные средства фактически исключаются из состава наследства, и соответственно наследники 3-й и 4-й очередей лишаются права на эти средства, что противоречит опять-таки Конституции.

Наиболее проблемным с точки зрения влияния на смежные отрасли законодательства является законопроект «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения Российской Федерации», принятый в первом чтении.

Само название законопроекта не соответствует его содержанию. По смыслу названия законопроект должен бы содержать нормы, определяющие механизм управления средствами государственного пенсионного обеспечения, т.е. определяющие источники формирования, регулирующие сбор, аккумуляцию, капитализацию, распределение указанных средств и т.п., однако на самом деле из 11 статей проекта лишь 2 посвящены вопросам управления средствами, а остальные так или иначе определяют организацию, полномочия и функции Пенсионного фонда Российской Федерации. Фактически законопроект является положением о Пенсионном фонде, которому придан статус федерального закона.

Законопроект предусматривает преобразование Фонда в некоммерческую организацию, а его территориальные органы получают самостоятельный статус в форме государственных учреждений. При этом в части статуса территориальных органов законопроект противоречит сам себе. В статье 1 говорится о том, что Фонд и его территориальные органы составляют централизованную единую систему, а в статье 2 — что территориальные органы Фонда являются юридическими лицами, т.е. самостоятельными субъектами.

Предлагаемые указанным законопроектом меры по преобразованию Пенсионного фонда столь необычны, что потребовалось вместе с ним подготовить законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Фе­дерации в связи с принятием Федерального закона «Об управлении средствами государственного пен­сионного обеспечения (страхования)».

Под «некоторыми законодательными актами» понимаются Бюджетный кодекс, Закон «О государ­ственных пенсиях» и Закон «О некоммерческих организациях». При этом разработчики законопро­ектов не учли, что потребуется внесение изменений также в Гражданский кодекс, в части, касающейся правового регулирования создания некоммерчес­ких организаций, а заодно и в Конституцию Рос­сийской Федерации, в части, касающейся предме­тов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, участие которых в управлении пенси­онным обеспечением не предусмотрено, и возмож­ности передачи полномочий.

Таким образом, проводимая фактически Пра­вительством и Пенсионным фондом пенсионная реформа затрагивает не только профильное законо­дательство, но и правоотношения в сфере конститу­ционного, налогового, бюджетного и гражданскою права. Ради принятия этих законопроектов так или иначе изменяются основные, базовые, акты рос­сийской правовой системы, что неизбежно впос­ледствии повлечет ряд коллизий законодательства. Кроме того, создается опасный прецедент, ведь сле­дом за реформой Пенсионного фонда можно за­няться реформой фондов социального и медицинс­кого страхования, которая также потребует опреде­ленных изменений, которые, в свою очередь, повле­кут новые несоответствия, и т.д.

Считаем, что если бы не было такой спешки в принятии реформенных законов, если бы Прави­тельство и Президент были последовательны в про­ведении мер по реформированию пенсионной сис­темы, то можно было бы реально улучшить положе­ние пенсионеров.

Тема реформы пенсионной системы обсуждает­ся с 1994 года. Единственный основополагающий документ, в котором сформулирована цель пенси­онной реформы, — Концепция реформы пенсион­ного обеспечения в Российской Федерации, одоб­ренная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 года № 790, — факти­чески отменена программой пенсионной реформы, одобренной постановлением Правительства от 20 мая 1998 года № 463 (с изменениями от 17 сентября 1999 г.), в которой цели реформы вообще не указа­ны. Следствием этого является несогласованность и противоречивость действий государственной влас­ти (в том числе и законодательной) в области пен­сионного обеспечения. В последние годы словом «реформа» обозначились самые разные действия власти, от существенного изменения общественных отношений до косметических реорганизаций орга­нов государственного управления.

Ведь суть любой реформы, в том числе и пенси­онной, заключается в том, что должно быть соответ­ствие целей, задач, программ, с одной стороны, И средств, ресурсов, форм и методов их реализации — с другой, то есть реформа должна быть тщательно просчитана, продумана, сконструирована и должна приносить позитивные результаты. Эта реформа не принесет людям позитивных результатов, и расчеты не в пользу сегодняшних и будущих поколений.

Однако, поскольку данный законопроект об­суждался после принятия в первом чтении проек­тов, предложенных Президентом, по вполне понят­ным причинам он не получил поддержки среди большинства депутатов Государственной Думы и, хотя и с минимальным недобором в 9 голосов, не прошел в первом чтении.

Таким образом, на сегодняшний день пенсион­ная реформа осуществляется путем принятия зако­нов, не решающих основных проблем пенсионного обеспечения. А эти проблемы требуют комплексно­го подхода. Невозможно реформировать пенсион­ную систему в отрыве от реформы заработной платы и системы налогообложения, развития финансовой инфраструктуры экономики и подъема в и реальном секторе народного хозяйства.

Считаю, что при реформировании пенсионной системы должна быть четко сформулированная и принятая обществом цель реформы. Только исходя из такой цели могут быть поставлены и успешно ре­шены задачи пенсионной реформы.

Реформа не должна осуществляться за счет пен­сионеров и лиц предпенсионного возраста. Они ча­сто не имеют возможности защитить себя. Ущемле­ние их пенсионных прав катастрофически подорвет доверие населения как к пенсионной реформе, так и к государству.

Управление пенсионной системой должно ос­новываться на принципе четкого разделения власт­ных и экономических функций.

Изменение механизма финансирования пен­сий и пенсионной формулы должно быть следстви­ем изменения базовых предпосылок функциониро­вания пенсионной системы, обеспечивать справед­ливое исчисление пенсий и преследовать цель по­вышения устойчивости пенсионной системы в це­лом.


Заключение

Программа пенсионной реформы РФ, утвержденная в мае 1998 года, в долгосрочной перспективе предусматривает переход от действующей распределительной к смешанной системе пенсионного обеспечения, которая будет в себя включать:

-     государственное пенсионное страхование, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансируется государственное пенсионное страхование как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных взносов на накопления;

-     государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхования, - за счет средств федерального бюджета;

-     дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленных законодательством РФ – обязательных страховых взносов.

Для сокращения дефицита бюджета Пенсионного фонда Правительство РФ рассматривает варианты изменения структуры отчислений денежных средств предприятий и граждан в Пенсионный фонд. Так, в частности, предполагается, что предприятия будут отчислять в Пенсионный фонд всего 21% от фонда оплаты труда работников, а не 28%, как это происходит сейчас. Одновременно с этим будет увеличен процент отчислений с заработка работающих - эта цифра возрастет с уплачиваемого сейчас 1% до 6% от зарплаты. Кроме того, будет расширена база сбора средств в Пенсионный фонд, так как отчисления туда предполагается собирать со всех видов доходов, включая страховки и депозиты, с помощью которых выплачиваются большие зарплаты в коммерческих структурах.

Сейчас необходимо пересмотреть систему взаимоотношений между Пенсионным фондом, государством и работодателями. Сейчас льготные пенсии составляют 20 процентов бюджета ПФ РФ. Их финансирование должно лечь на плечи отдельных профессиональных систем. Надбавки же к пенсиям таких категорий лиц, как участники войны, должно выплачивать государство из бюджета, а не Пенсионный фонд.

Особое значение имеет законодательное обеспечение пенсионной системы. Должна действовать четкая система защиты интересов пенсионеров. Не менее важно сформировать общественное мнение, убедить людей в необходимости реформ, разъяснять предпринимаемые шаги.

Необходимая составляющая политики экономического роста – усиление социальной ориентации системы государственного регулирования экономического развития, сопряжение социальных гарантий и финансовых возможностей. В политике доходов предстоит путем усиления государственного воздействия на распределительные процессы установить оптимальное соотношение в распределении вновь созданной стоимости по факторам производства, повысить долю оплаты труда в ВВП и издержках производства.

В ряду преобразований необходимо отметить формирование современной структуры социальной поддержки населения, гармонизацию интересов государства, предпринимателей и граждан, расширение страховых форм защиты доходов россиян. Преобразования необходимо разделить на три пункта:

а) требуется разработать научный инструментарий для оценки социальных рисков и обоснования соответствующих уровней социальных гарантий пенсионеров и для упорядочения на этой базе организационных, финансовых и правовых форм социального страхования, личного страхования и социальной помощи.

б) необходимо предусмотреть новый порядок сбалансированного участия основных социальных субъектов в финансовом обеспечении системы. Речь идет о том, чтобы в объеме затрат:

-     повысить долю государства (за счет покрытия расходов по нестраховым периодам) с 8 до 15-20 процентов;

-     снизить долю работодателей с 90 до 70-75 процентов

-     поднять с 2 до 10-15 процентов долю работников

в) нужно усилить взаимозависимость между страховыми взносами и пенсиями. Определение размера последних должно быть связано с величиной страховых накоплений, определяемой на протяжении всего трудового периода.

Необходима целенаправленная работа по созданию актуарной службы в Пенсионном фонде России для определения государственных обязательств перед застрахованными лицами. Поскольку производится переход на полное пенсионное страхование, то соответственно необходимо четко проводить эту политику и знать динамику численности работающих, демографическую ситуацию и другие необходимые данные. Исходя из этих данных в дальнейшем можно было бы выстраивать оптимальные схемы с возможными системами дополнительного профессионального пенсионного страхования.


Список литературы

1. Конституция РФ: Официальный текст. — М.: Спарк, 2006.- 48с.

2. Федеральный закон РФ от 15.12.01.№166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»//Собрание законодательства РФ.-2005.-№51.Ст.4831

3. Федеральный закон РФ от 17.12.01г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»//Собрание законодательства РФ.-2005.-52(4.1.).-Ст.4920

4. Федеральный закон РФ от 15.12.01г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»//Собрание законодательства РФ.-2005.-№51.-Ст.4832

5. Федеральный закон РФ от 2.07.02 №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ»//Российская газета.-2006.-30 июня.- С.13-15

6. Постановление Правительства РФ от 18.06.02 №437 «Об утверждении списка должностей работников противопожарной службы МЧС, пользующихся правом на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»//Российская газета.-2006.-3 июля. С.12

7. Постановление Правительства РФ от 11.07.02г. №516 «Об утверждении периодов работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»//Российская газета .-2006.-17 июля. С.16

8. Постановление Правительства РФ от 18.07.02г. № 535 «Об утверждении коэффициентов индексации с 1 августа 2006г. базовой и страховой частей трудовой пенсии» //Российская газета.—2006.-20 июля. С.2

9. Постановление Правительства РФ от 18.07.02 № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей , с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»//Российская газета.-2006.-24 июля.С.9

10. Постановление Правительства РФ от 29.10.02. № 781 «О списках работ, профессий, должностей , специальностей и учреждений , с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»//Российская газета.-2006.- 6 ноября. С.10

11. Постановление Правительства РФ от 24.01.03.№47 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2007г. базовой части трудовой пенсии»//Российская газета.-2007.-28января.С.9

12. Постановление Министерства Труда и социального развития РФ, Пенсионного фонда РФ от 27.02.02. №16\19па «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»//Российская газета .—2006.-5 июня. С.15

13. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 22.02.02. № 17\19пб «Об утверждения правил обращения за пенсией ,назначения пенсии и перерасчета пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»//Российская газета .-2006.-5 июня. С.14

14. Положение о порядке перечисления в 2006г. средств единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет и направляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии: Утверждено Постановлением Минфина РФ, Пенсионным фондом РФ от 12.03.02. № 17н/МЗ-03-25/2237//Российская газета.-2006.-10 апреля. С.12

15. Буянова М.О. и др. Право социального обеспечения .-2-е изд., перераб. и доп.-М.:Юрист,2005.-814с.

16. Ваша пенсия: Ведомственные документы.- М.:2006.-№16.-120с.-(Библиотечка журнала Труд и право»)

17. Все о новой пенсионной системе. Законы, разъяснения, примеры. -М.: Известия, 2006.-208с.

18. Захаров М.Л., Севостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству (постатейные комментарии к Федеральным законам «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»). - М.:ООО «ТК Велби», 2004.-336с.

19. Мачулькая Е.Е. Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие.-3-е изд., перераб. и доп. М.: Книжный мир, 2005.-293с.

20. Пенсионная реформа для каждого. Как самому рассчитать свою пенсию. -М.:2006г.-№19-208с.-( Библиотечка «Российской газеты.»)

21. Пенсионеры и пенсии; Пенсионная реформа; На пенсию досрочно; Правила исчисления трудового стажа.- М.:2007.-№1.-2167с.--(Библиотечка журнала «Труд и право»)

22. Право социального обеспечения: Учебник. Под ред. Гусева К.Н.-2-е изд.перераб. и доп.- М.: Проспект, 2006.-328с.

23. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование.-2-е изд. перераб. и доп.-М.Контур,1998.-368с.

24. Азарова Е. Пенсионная реформа: хуже не будет?//Хозяйство и право.-2005.-№10.-С.3-13

25. Азарова Е. Пенсии в новом диапазоне//Домашний адвокат.-2006.-№2.-С.2-3

26. Азарова Е. Пенсия трех степеней //Домашний адвокат.-2006.-№4.-С.2-3

27. Ахундов Р. Как в XXI веке обеспечить стабильную пенсию//Человек и труд.-2006.-№10.-С.56-61

28. Воронин Ю. Как рассчитать трудовую пенсию по новому закону//Хозяйство и право.-2006.-№3.-С.107-122

29. Воронин Ю. Каким должен быть новый пенсионный закон//Хозяйство и право.-2005.-№9.-С.14-38

30. Воронин Ю.В., Афанасьев В.А. Конвертация из суммы пенсии: практический комментарий к абзацу п.6 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»//Социальное обеспечение.-2006.-№4.-С.41-48

31. Воронин Ю.В., Афанасьев В.А. Конвертация из суммы пенсии: практический комментарий к п.6 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»//Социальное обеспечение.-2006.-№3.-С.29-47

32. Влюницкий В. Пенсионная реформа: зачем она нужна и почему необходимо ее провести в ближайшее время//Социальное обеспечение.—2006.-№2.-С.34-43

33. Досрочное назначение трудовой пенсии по старости //Юридический консультант.—2006.-№8.-С.33-35

34. Ерошенков С. Изменения в пенсионной системе и социальная стабильность в стране//Человек и труд.-2006.-№1.-С.50-52

35. Ерошенков С. Зачем реформа, если она ухудшает положение пенсионеров?//Человек и труд .-2005.-311.-С.28-30

36. Зотов И. Роль НПФ в реализации новой модели пенсионного обеспечения //Человек и труд.-2006.-№11.С.61-64

37. Зурабов М.Ю. Как самому рассчитать свою пенсию//Российская газета.—2006.—6 ноября.-С.12

38. Игнатов А. Пенсионный оборотный налог-альтернатива принятому варианту реформирования пенсионной системы//Человек и труд.-2006.-№3.С.43-45

39. Кузнецова Г. Свою пенсию зарабатываем уже сегодня //Кубанские новости.—2006.-17 декабря.-С.2

40. Куртин А.В. Некоторые аспекты реформирования пенсионной системы РФ//Трудовое право.—2006.-№4.-С.40-47

41. Лазаревский А.А., Сушкевич А.Г. Наизнанку и вверх ногами (пенсионная реформа в России на фоне зарубежного опыта)//Финансы и кредит.—2006.-№3.-С.11-17

42. Лобанова О.М. Проблемы реформирования пенсионной системы//Ученые записки МГСУ.—2006.-№1.-С.57-64

43. Ракитская А.В. Программа пенсионной реформы6особенности и тенденции развития//Ученые записки МГСУ.-2006.-№1.-С.47-57

44. Роик В. Пенсионная реформа: будет ли преодолена планка бедности?//Охрана труда и социальное страхование.-2006.-№5.-С.5-9

45. Севостьянова В.Б. Проблемы и перспективы законодательства по пенсионной реформе в России//Юрист.-2006.-№6.-С.49-52

46. Сушкевич А. Профанация: реформа пенсионной системы свелась к ее косметическому изменению в интересах ПФР//Эксперт.-2006.-№3.-С.54-55

47. Цветкова И. Некоторые вопросы, связанные с реализацией федерального закона «о трудовых пенсиях в РФ»//Социальное обеспечение.-2006.-№9.-С.35-43

48. Чернышов С. Пенсионная реформа пенсионерам по старости и инвалидности// Охрана труда и социальное страхование .-2006.-№3.-С.1-4

49. У будущего лицо пенсионера//Российская бизнес-газета.-2006.-17 сентября. С.8.

50. http://www.pfrf.ru Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации


[1] Финансы Учебное пособие/ Под. ред. проф. А.М. Ковалевой – М.: Финансы и статистика – 2006 г. – c. 336

[2] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В.Романовский и др.; Под. ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской.-М.: Юрайт., 2007 – с. 621

[3] Соловьев А.К. Проблемы развития системы государственного пенсионного страхования в условиях переходной экономики // Вестник ПФР. - 2007.- №2.- c. 31 - 48

[4] Финансы: Учебник/ В.М. Родионова, Ю.Я Вавилов./ под. ред. В.М. Родионовой – М.: Финансы и статистика – 2007 г. c. 214

[5] Якушев Л.П. О мировом опыте и национальных особенностях российской пенсионной системы // Пенсия. – 2006.- № 3.- c.20

[6] Соловьев А.К. Проблемы развития системы государственного пенсионного страхования в условиях переходной экономики // Вестник ПФР. - 2006.- №2.- c. 31 - 48

[7] Якушев Л.П. О мировом опыте и национальных особенностях российской пенсионной системы Пенсия. – 2007.- № 3.- c.201

[8] Булгакова Н.С., Попкова Т.А. О некоторых итогах реализации Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» // Пенсия. – 2006.- № 5.- С.12 - 13

[9] Финансы: Учебник / Под ред. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ, 1-е изд., 2007. – с. 34.

[10] http://www.pfrf.ru Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.