рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Разработка методических основ формирования инвестиционной стратегии и рекомендаций по управлению инвестиционным процессом в малых городах

Призванные способствовать привлечению инвестиций и упрощению порядка получения разрешений на строительство, нормативные акты содержат много дублирующих и противоречивых положений. В значительной мере это произошло потому, что изданы они различными министерствами и ведомствами, органами представительной и исполнительной власти.

Также возникает недостаток в документах, предусматривающих меры стимулирующего характера в виде налоговых и таможенных льгот, нормативных правовых документов, наделивших субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления правом в пределах своей компетенции предоставлять инвесторам льготы и гарантии; осуществлять финансирование; оказывать иные формы поддержки инвестиционных проектов.

Проведя анализ вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления, которые предусмотрены Федеральным Законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выявило ключевые проблемные моменты, которые не позволяют в настоящее время органам местного самоуправления непосредственно участвовать в управлении инвестиционной деятельностью.

Распределение функций и задач муниципалитетов по структурным подразделением показывает, что из всего комплекса необходимых полномочий и функций на уровне муниципальных образований, для управления инвестиционной деятельностью, присутствует лишь функция по разработке предложений по формированию и реализации инвестиционной политики и инвестиционных программ.

Что касается сопровождения и контроля за ходом реализации инвестиционных проектов и инвестиционных программ - полномочия у органа местного самоуправления отсутствует.

По сути, получается, что на территории города инвесторы реализуют инвестиционные проекты, а администрация юридически не имеет полномочий по их сопровождению и не владеет информацией об их реализации.

С учетом вышеизложенного, для решения данной проблемы необходимо сформировать структуру организационно-экономического механизма управления инвестиционной деятельностью, которая позволила бы:

1) наделить органы местного самоуправления полномочиями по сопровождению и контролю за реализацией инвестиционных проектов;

2) законодательно утвердить функцию по ведению базы данных инвестиционных проектов для органов местного самоуправления муниципальных образований, которая должна быть синхронизирована с региональным уровнем;

3) разработать в каждом муниципальном образовании программу комплексного социального и экономического развития, мероприятиями которой должны быть как бюджетные, так и внебюджетные проекты;

4) разработать и утвердить программу подготовки кадрового состава органов местного самоуправления;

5) создать в структуре экономических служб администраций муниципальных образований штатные единицы для ведения этой работы;

6) осуществлять управление и контроль за ходом реализации мероприятий программ комплексного социального и экономического развития муниципальных образований посредством инструмента управления инвестиционной деятельностью.

Обобщая вышеизложенное, можно выделить следующий круг проблем, которые характерны для малого российского города:

1. Узкая хозяйственная специализация.

2. Высокий износ оборудования, техническая отсталость производства.

3. Неразвитость инфраструктуры, как важной предпосылки для вхождения в рынок туристических услуг.

4. Слабая подготовленность к вхождению в рыночные отношения.

5. Неблагоприятная демографическая ситуация.

6. Слабая реализация программы развития малого предпринимательства (создание новых рабочих мест).

7. Низкая материально - техническая оснащенность учреждений здравоохранения, износ зданий учреждений образования и культуры.

Анализ состояния развития социальной и инженерной инфраструктуры позволяет сделать следующие выводы.

Уровень развития и состав инфраструктурных объектов существенно отстает от потребностей постоянного населения, характер развития городской среды и ее состояния, не являются привлекательными для посещения отечественными и, особенно, иностранными туристами.

Происходит ускоренная деградация материальной базы городов, особенно жилищно - коммунального хозяйства.

Таким образом, в малых городах переплетается сложный комплекс проблем, связанных с повышением комфортности исторической городской среды для проживания, развития культурной и деловой активности, роста инвестиционной привлекательности, с укреплением экономической базы, обеспечением условий устойчивого саморазвития.


Глава 3. Формирование системы управления инвестиционного развития малых городов

3.1 Рекомендации по формированию инвестиционной привлекательности малых российских городов

В условиях развития рыночных отношений для эффективного функционирования субъектов хозяйствования важным является адаптация к рыночным условиям на основе способности определения стратегии развития.

Анализ публикаций и практических разработок стратегии развития малых городов показывает, что не уделяется достаточного внимания не только разработке, но и самому процессу реализации стратегии экономического развития.

Следует отметить, что разработка стратегии в значительной степени предопределяет эффективность функционирования города, то есть является предпосылкой, но сама по себе она еще не гарантирует эффективной работы. Стратегия представляет собой способ прогнозирования будущих проблем и возможностей их решения, являясь основой для принятия управленческих решений, определение путей практической деятельности, снижение риска.

Формирование целей и задач стратегии развития малых городов должно базироваться на изучении, прежде всего, внешней среды, включающей конъюнктуру рынка, спрос и предложение, поскольку в рыночной экономике эти факторы, прежде всего, определяет необходимость и возможность эффективного функционирования субъекта хозяйствования.

Без цели удовлетворения рыночного спроса не может быть сформулирована стратегия экономического развития города. Исходя из этого главного концептуального положения формирования стратегии экономического развития, должны определять цели и задачи, осуществлять выбор приоритета. На основе общей цели и задач стратегии экономического развития разрабатывается стратегия инвестиционной деятельности и прогнозирование потребности общего объема инвестиционных ресурсов. Важным этапом является определение приоритетных направлений инвестирования и изучение возможности формирования инвестиционных ресурсов за счет различных источников.

Анализ показывает, что существующие методические подходы к определению приоритетных направлений инвестирования не рассматривают вопросы оптимизации уровня соотношения источников формирования инвестиционных ресурсов и определения порогового значения реализации инвестиционных проектов и программ, а также определения возможных потерь на основе изучения внутренних и внешних факторов, которые создают рисковые ситуации. Обобщающим итогом является получение эффекта от реализации инвестиционной стратегии. Поэтому задачей органов управления развитием малых городов в реальных рыночных условиях должно стать управление производственно - экономическим состоянием города на заданном периоде времени таким образом, чтобы достигнуть минимально возможного отклонения предложения от спроса, но в то же время получения максимальной отдачи от вложения средств с минимальными рисковыми ситуациями. Экономический рост, в свою очередь, проявляется в постоянном увеличении реального дохода на основе роста объема производства и удовлетворения спроса за счет повышения технологической и социальной характеристики хозяйствующего субъекта.

В международной деловой практике для решений об инвестировании в ту или иную страну, регион, город широко используются результаты рейтингов, ранжирующих социально - экономические системы по степени их соответствия определенным критериям. Рейтинги рассчитываются ежегодно или с иной периодичностью с использованием неизменного набора показателей выбранного рейтинговым агентством. С течением времени рейтинги стали универсальным индикаторами при оценке состояния экономики.

Следует признать, что подбор критериев оценки, а также результаты, полученные в результате такой оценки, может представлять известную трудность. Не всегда за итоговым значением можно увидеть причинно - следственные связи и тенденции развития того или иного инвестиционного комплекса.

Тем не менее рейтинги, оценивающие инвестиционную привлекательность или отдельные ее компоненты, получили широкое признание и широко используются инвесторами при принятии решений об инвестировании.

Учитывая, что инвестиционная привлекательность определяет движение инвестиционных потоков, представляется целесообразным формировать инвестиционную стратегию развития малых городов на основе оценки инвестиционной привлекательности малого города.

Анализ существующих методических подходов к оценке инвестиционной привлекательности свидетельствует об отсутствии рекомендаций по оценке инвестиционной привлекательности малого города. Однако, наиболее проработанной является концепция эффективного управления инвестиционными процессами в социально - экономических системах.

Инвестиционная стратегия необходима для обеспечения устойчивого социально - экономического развития малого города. Задумываясь о социальном и экономическом развитии своих территорий, самые разные города выстраивают стратегические планы. И самое важное в этом процессе - найти такую стратегию, которая бы гарантировала городу эффективное использование ресурсов и максимальную устойчивость от внешних и внутренних кризисов, а также обеспечивала преимущества в конкуренции за инвестиции и высококвалифицированные кадры.

Разработка Стратегического плана развития города Серпухова до 2015 года проходит в несколько этапов. Первый шаг был сделан в ноябре 2001 года, когда были определены приоритетные направления развития территории, а затем на общественном совете города была принята концепция развития города Серпухова.

За 5 лет Серпухов во многом преобразился и достиг социально-экономической стабильности. Исторически сложившийся как промышленный центр Подмосковья сегодня Серпухов продолжает динамично развиваться. 36 крупных и средних промышленных предприятий год от года наращивают объемы производства. Развивается промышленность с участием иностранного капитала, обеспечивая горожанам рабочие места европейского уровня. Сегодня в Серпухове уже 5 таких предприятий. Общие инвестиции за 4 года составили 3 млрд. 53 млн. рублей. По расчетам экономистов объем инвестиций в промышленность в 2010 году составит 54,4 миллиона долларов. При этом потенциал далеко не исчерпан - об этом свидетельствует наличие свободных производственных площадей и земельных участков, а также резерв, который город имеет как потенциальный работодатель.

Предприятия малого бизнеса, если судить по видам деятельности, охватывают практически все отрасли экономики: торговля и общественное питание, промышленность, строительство, непроизводственные виды бытового обслуживания, транспорт и связь. Достаточно сказать, что количество малых предприятий составляет почти 4 единицы. Удельный вес людей занятых в этой сфере, вполне внушительный - 19 процентов от общего числа занятых в экономике города.

По уровню обеспеченности жильем Серпухов занимает одно из первых мест в области. Казалось бы, неплохо, однако жителей города, коль скоро существует очередь на улучшение жилищных условий, эта ситуация все же не удовлетворяет.

Многое свидетельствует о том, что за 4 года администрации удалось переломить негативные тенденции и выправить социально-экономическую ситуацию. Однако, все ресурсы, конечно, далеко не исчерпаны. Нельзя счесть благополучной, например, ситуацию в жилищно-коммунальном секторе экономики. Именно поэтому в числе первоочередных программ стратегического плана предполагается разработка ряда проектов по благоустройству дворовых территорий, содержания жилищного фонда, усовершенствованию работы диспетчерских служб ЖКХ. Все это в ближайшей перспективе позволит преодолеть недоверие жителей, возникшее за десятилетие буксующих жилищных реформ.

Администрация города понимает необходимость перспективного развития территории. Для этого и предпринята разработка стратегического плана, который логически завершит начатую в 2001 году работу, и обеспечив «точки роста», превратит Серпухов в комфортный, конкурентоспособный город.

Первым этапом формирования инвестиционной стратегии является определение целей. Учитывая результаты проведенного анализа развития инвестиционной деятельности города Серпухова, основная цель инвестиционной стратегии может быть определена как максимальное удовлетворение инвестиционных потребностей города.

Развитие благоприятного инвестиционного климата в Серпухове предполагает создание благоприятного климата для притока в город инвестиционного капитала, поддерживающего и стимулирующего местную промышленность. Сегодня для этого в Серпухове есть все условия - устойчивая социально-экономическая ситуация и политическая обстановка в городе, стабильное состояние кредитно-финансовой сферы.

Именно систематическое привлечение инвестиций в городе способно обеспечить устойчивый экономический рост и повысить потенциал производства. В этом направлении перед городским сообществом стоит стратегическая задача - привлечь инвестиции, рассматривая собственность города в качестве основы самостоятельной экономической и инвестиционной политики. Есть несколько путей, позволяющих добиться искомого результата. Например, используя механизм соинвестирования в объекты городского хозяйства средств бюджета и частного капитала, в случае, если вложения предполагают длительный процесс окупаемости. Это позволит привлечь инвестиции и сохранить разрушенные здания, изношенные инженерные коммуникации.

Результатом этого направления должны стать:

- рост иностранных и отечественных инвестиций в промышленность города к 2015 г. до 70 млн. $ за счет введения системы согласования инвестиционных проектов в режиме «Одного окна», создания в Серпухове современной инфраструктуры для предоставления носителям инвестиционных проектов необходимого комплекса услуг, создания резервных мощностей по электроэнергии к 2007 году, а по газу - к 2008 году;

- увеличение доходной части бюджета города ежегодно не менее чем на 20 процентов, за счет приватизации муниципальных непрофильных предприятий согласно плану приватизации, эффективного использования земельных ресурсов;

- рост числа предприятий применяющих наукоемкие технологии, за счет введения до 2007 года системы льгот;

- погашение муниципального долга к 2012 году.

Таким образом, можно сформулировать основные рекомендации совершенствования инвестиционной привлекательности малого города:

1) сохранение текущих тенденций развития инвестиционной инфраструктуры;

2) повышение инвестиционной привлекательности;

3) разработка мероприятий по регулированию инвестиционной привлекательности малого города;

4) мониторинг инвестиционной привлекательности.

3.2 Разработка мероприятий по привлечению инвестиций в экономику муниципального образования города Серпухова

Основной целью инвестиционной политики является обеспечение экономического подъема за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентно способные производства и виды деятельности, способные обеспечить создание собственного инвестиционного потенциала города и содействовать ориентации отраслей и производств к рыночным условиям, что позволит им сохранить устойчивое положение на внутреннем рынке и активизировать продвижение на внешний рынок. На этой основе должны решаться задачи обеспечения занятости и доходов населения, сбалансированности бюджета, ослабляться напряженность в социальной сфере.

Реализовать поставленную цель можно на основе проведения последовательной политики, направленной на поддержку инвестиционной деятельности на территории города, отработки механизмов мобилизации бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов для реализации инвестиционных программ, привлечения внешних инвестиций и повышения эффективности их использования.

Для привлечения инвестиций в экономику муниципального образования, на основе проведенного анализа рекомендуется провести комплекс мероприятий:

1. Создание инвестиционного фонда.

2. Для успешной реализации инвестиционной политики на территории города Серпухова, администрации следует проработать вопрос о создании Целевого бюджетного инвестиционного фонда муниципального образования в составе бюджета города. Он должен быть создан в целях привлечения и концентрации средств для дополнительного финансирования мероприятий по строительству объектов недвижимости жилого назначения, объектов социального и культурного назначения, инженерной инфраструктуры, а также на приобретение и капитальный ремонт жилья в городе в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом муниципального образования и нормативных актов органов местного самоуправления.

Доходы и расходы Фонда при этом будут учитываться соответственно в составе доходов и расходов бюджета города Серпухова. Средства Фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие его назначению.

Фонд формируется за счет следующих источников:

1) средств, поступающих от инвесторов-застройщиков на участие в строительстве и реконструкции объектов недвижимости жилого назначения, а также объектов социально-культурного назначения на территории муниципального образования в соответствии с инвестиционными контрактами (договорами), заключенными в установленном порядке;

2) средств от продажи объектов незавершенного строительства, осуществленного за счет средств бюджета муниципального образования;

3) поступлений от реализации имущества при строительстве объектов, осуществляемом за счет средств Фонда;

4) средств от реализации жилищного фонда, ранее безвозмездно переданного муниципальному образованию;

5) добровольных взносов организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных юридических и физических лиц;

6) иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города.

Средства Фонда могут расходоваться по следующим направлениям:

1) финансирование работ по проектированию, строительству и реконструкции муниципального жилищного фонда, финансирование работ по строительству и реконструкции инженерных сетей и сооружений, а также объектов социально-культурного назначения на территории города;

2) финансирование проектно-изыскательских работ для строительства и реконструкции муниципального жилищного фонда, инженерных сетей и сооружений на территории города;

3) финансирование работ по капитальному и текущему ремонту жилищного фонда, инженерных (коммунальных) сетей, объектов социально-культурного назначения, внутриквартальных территорий;

4) приобретение жилья для социально незащищенных слоев населения.

Средства Фонда могут расходоваться в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов Фонда. Перечень объектов, подлежащих строительству и реконструкции за счет средств Фонда в очередном финансовом году, утверждается Главой города Серпухова или Советом депутатов.

2. Разработка бизнес-плана по экономическому развитию муниципального образования.

Для привлечения инвесторов на территории должны быть созданы благоприятные условия, для реализации которых послужит План социально-экономического развития города, в котором были бы определены долгосрочные, среднесрочные и ближайшие социально-экономические цели муниципального образования, средства их достижения, включая инвестиционный потенциал и условия для размещения и работы инвестора. В нем должен быть определен план действий администрации города по привлечению капиталовложений в местную экономику, также информация об инвестиционных возможностях города и услугах для потенциальных инвесторов. План должен отразить усилия местной власти по обеспечению снижения рисков потери средств, вкладываемых инвесторами в экономику города.

План социально-экономического развития города Серпухова должен быть ориентирован на то, что преодоление кризиса состоит не в оперативном вмешательстве в саморазвивающуюся экономику города, а в создании условий для ее свободного развития. Поэтому главной целью Плана должно стать создание качественной городской среды, понимаемой как совокупность благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов.

Благоприятные условия для жизни населения понимаются как возможность полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение высоких экологических стандартов жизни. План должен основываться на реалистичный анализ условий и ресурсов развития города. У города достаточно ресурсов, рациональное использование которых позволит стабилизировать социально-экономическое положение и дать мощный импульс развитию. К ним относятся, в частности, налаживание эффективного управления, рационального использования городских финансов и муниципальной собственности. План должен содержать комплекс мер, которые будут ориентированы на повышение эффективности их использования, при этом предлагаемые в программе меры не должны требовать дополнительных бюджетных затрат.

Основная идея улучшения системы планирования социально-экономического развития в городе состоит в том, что текущее планирование - годовое бюджетное и отраслевое - должно базироваться на долго-среднесрочном плане социально-экономического развития, разработанном на основе стратегических целей. План должен иметь системный характер, объединяя в рамках единой стратегии отдельные блоки по реформированию секторов и отраслей городского хозяйства. Он должен определить принципы и приоритеты, необходимые при принятии решений по конкретным проектам развития экономики и социальной сферы. Бизнес-план должен получить статус городского нормативного акта и применяться как основа для текущего планирования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.