рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Разработка методических основ формирования инвестиционной стратегии и рекомендаций по управлению инвестиционным процессом в малых городах

Крайне редка практика обретения малым городом самостоятельности в результате выхода из состава района и создания новых субъектов местного самоуправления на поселенческом уровне.

В ходе социально - экономического развития России на протяжении последних ста лет кардинальным образом трансформировалась система городского расселения в стране, в частности малые города обрели свои особые черты, а также определились их специфические роли и функции в социально - экономической жизни России. При этом направления и скорость развития малых городов в силу их многообразия, конечно же, были различны, но вместе с тем имели и много общего. Попробуем кратко изложить те основные тенденции, которые, став следствием кардинальной перестройки социально - экономической системы страны, определяют состояние и развитие большинства малых городов в настоящее время:

1) развитие местного самоуправления в России с установкой на политическую и экономическую самостоятельность городских сообществ и построение гражданского общества. Многообразие форм организации местного самоуправления;

2) дифференциация моделей социально - экономического развития городов в зависимости от политики органов местного самоуправления. Быстрое расслоение городов по уровню и качеству развития в зависимости от выгод экономико - географического положения города в условиях рынка, имеющихся инвестиционных ресурсов, способностей муниципального менеджмента и т.д.;

3) усиление зависимости монопрофильных городов от конъектуры и экономического состояния градообразующих отраслей;

4) развитие функций по обслуживанию и дополнению хозяйственного комплекса крупного города и зоны его интенсивного влияния как следствие развития агломерационных процессов. В городах подобного типа размещены филиалы и цеха промышленных предприятий, научно - проектная база, учебные заведения, объекты инженерной инфраструктуры и т.д. Особо следует выделить научные центры Пущино, Протвино, Троицк.

Рассматривая опыт становления местного самоуправления в России и анализируя тенденции развития муниципального законодательства, можно заключить, что главной проблемой, которой уделяется особое внимание как местными законодателями, так и государственной властью, является распределение полномочий между местными и вышестоящими органами власти, приближение, насколько это возможно, процедур принятия решений к населению. Проблема распределения полномочий остается открытой и сейчас, во многих случаях мешая социально - экономическому развитию городов. По - прежнему остро стоит вопрос о создании (в первую очередь на федеральном уровне) системы правовых гарантий, которая обеспечила бы защиту прав и интересов местного самоуправления от необоснованного вмешательства в его деятельность органов государственной власти, организационную и экономическую самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местной жизни.

Учитывая особенности функционирования малых городов и специфику муниципального законодательства, наиболее острой проблемой развития малых городов является обеспечение города необходимым объемом инвестиций и определение стратегических направлений развития города в целях обеспечения его устойчивого социально - экономического развития.

1.3 Основные подходы к формированию инвестиционной стратегии развития малых городов и возможности их совершенствования

Под стратегией развития города подразумевают выбор долгосрочных направлений социально - экономической политики. Главная задача управления заключается в определении приоритетов дальнейшего развития, тщательной проработке комплексных программ и отдельных крупных предприятий. Это в свою очередь требует выдвижения принципов и применения методов обоснования и создания соответствующего механизма реализации принятой стратегии, включая и структуру управления. Выбор стратегического курса должен основываться не на субъективных оценках отдельных лиц, а на сугубо объективных критериях. Таковыми являются во - первых, общий тренд последующего развития; во - вторых, особенности современного этапа реформирования, переход на новую социально - ориентированную модель организации труда и производства; в - третьих, усиление государственного регулирования социально - экономических процессов, в том числе муниципального управления.

В экономической стратегии города одним из ключевых моментов является инвестиционная политика. Для возрождения производства на новой технической основе требуются сравнительно небольшие капитальные вложения. Однако в широком смысле инвестиционная активность не ограничивается только этим.

В международной практике различают капитальные вложения в реальное производство, финансовые инвестиции в ценные бумаги и интеллектуальные инвестиции - в лицензии, научно - технические разработки, имущественные права, в том числе и на подготовку специалистов. Их и надо активнее использовать.

Кроме того, надо учитывать направления инвестирования (программы, проекты, мероприятия) и поиск его источников.

Однако безмерное вливание капитала в экономику города может оказаться малоэффективным. Например, известен феномен «черной дыры», куда проваливались огромные государственные средства. Чтобы избежать этого, не допустить иждивенчества за государственный счет, следует вводить ограниченные рыночные отношения. Так, применительно к сельскому хозяйству целесообразно принять на централизованное финансирование лишь социальную сферу, инфраструктуру, обеспечивать элитными семенами, высокопородными животными, оказывать помощь в культурном ведении хозяйства.

Самостоятельность городов в управлении, формировании и использовании бюджета, проведении экономической политики и, самое главное, в осуществлении стратегии развития должно опираться на экономическую базу. Большинство малых городов России являются дотируемыми, причем и те, которые обладают достаточно высоким экономическим потенциалом.

Финансовые потоки сначала аккумулируются в центре, уходя из города, а далее в виде трансфертов вновь поступают в городской бюджет. Последние становятся как бы просителями собственных средств, находясь в зависимости от благосклонности центральных органов власти.

Во избежание этих недостатков, необходимо поставить проблему самофинансирования и дотирования в зависимость от экономического потенциала. Если он высокий, то города должны быть переведены полностью на самофинансирование, если низкий - есть все основания рассчитывать на поддержку центра. Но она должна быть такой, чтобы города были заинтересованы в наращивании и лучшем использовании своих ресурсов, например, путем выделения ранее определенной суммы трансфертов, зависящей от экономического положения города. Такой подход заставлял бы местные власти рассчитывать не только на помощь центра, но и на собственные силы.

Мировой опыт показывает, что сегодня преодоление кризисных явлений в экономике, реформирование экономических систем общества происходит при самом непосредственном и активном участии государства. Сильная, но целенаправленная экономическая политика государства - это главное условие достижения макроэкономической стабилизации и обеспечения экономического роста. Государственное регулирование хозяйственной жизни общества и прямое проникновение государства в отдельные сферы экономики не противоречат избранному курсу на формирование и развитие системы рыночных отношений.

Таким образом, такой подход ориентирован на ведущую роль государственного регулирования процессов социально - экономического развития малых городов при минимальном задействовании рыночных механизмов что, является недостаточно эффективным механизмом формирования инвестиционной стратегии развития малых городов в условиях формирования рыночной экономики.

Другой подход к формированию инвестиционной стратегии развития малых городов основан на целевом управлении. Типологическая характеристика города по комплексу социально - экономических показателей в этом случае выступает основой для определения как общих закономерностей формирования малых городов, так и специфических особенностей, которые должны базироваться на выявлении ресурсных возможностей малых городов различных типов, установлении проблем, возможностей и приоритетов их дальнейшего развития с учетом характера и интенсивности социально - экономических процессов и местной специфики.

Анализируя сложившеюся ситуацию в малых городах различного типа можно сформулировать основные цели устойчивого развития малых городов и определить предпосылки их реализации. А именно: базовая информация о городе с перечнем основных показателей городского развития; достижения города (практические действия, предпринятые по развитию города в последнее десятилетие); проблемы городского развития; предлагаемые направления и первоочередные мероприятия по развитию города, наиболее приоритетные с точки зрения местных властей.

Исходя из вышеизложенного, можно определить следующие цели развития малых городов:

1) обеспечить стабилизацию экономического положения и совершенствование структуры градообразующей базы малых городских поселений;

2) восстановить и повысить значимость малых городов в системе расселения страны, их роль как социально - культурных и организационно - хозяйственных центров для жителей прилегающих сельских районов;

3) обеспечить комфортную, отвечающую современным социальным стандартам и потребностям жителей среду обитания, повысить уровень и качество жилищ и обслуживания населения, воспитания, образования и охраны здоровья;

4) обеспечить повышение архитектурно - художественного облика и качества сложившейся городской среды, а также повысить уровень благоустройства городских территорий до уровня больших и средних поселений;

5) обеспечить сохранение и реабилитацию историко - культурного наследия малых городских поселений, памятников архитектуры и национальной культуры;

6) обеспечить эффективное использование градостроительных ресурсов (природных, территориальных, энергетических) с максимальной пользой, как для населения, так и для экономики города;

7) обеспечить возвращение малых городов к нормальной экологической обстановке. Разработать мероприятия по нейтрализации и минимизации негативных последствий возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с техногенными и природными катастрофами [18].

Основными условиями, содействующими реализации целей устойчивого развития малых городов, являются: уникальная роль малых городов в жизни нашего общества и интерес к ним как источникам и хранителям истории, самобытности народа, его национальной культуры и традиций. Характер развития малых городов в обозримом периоде будет определяться такими факторами, как конъюнктура на рынке земли и недвижимости, уровень развития рыночной инфраструктуры, миграционные процессы и др. Более низкие цены на землю, льготная налоговая политика, дешевая рабочая сила в малых городах делают выгодными размещение в них капитала и труда. Здесь можно ожидать повышения инвестиционной и деловой активности, возрастания спроса на землю и строительные услуги. В большинстве малых городов сохранилась здоровая среда обитания. Примерно 80% малых городов имеют сравнительно благополучную экологическую обстановку, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность населения, а также способствует сохранности и устойчивости природного комплекса.

Многие малые города характеризуются уникальными природными условиями: реки, озера, большие лесные массивы природных зон, живописный рельеф, что создает предпосылки для формирования на их базе рекреационных центров регионального и национального значения.

Исключительно высок историко - культурный потенциал малых городов. Исторические зоны в них занимают в среднем 30 - 50% общей площади застроенных городских территорий (в то время как в крупных городах - не более 10%).

Ослабление и нестабильность экономической базы малых городов обусловлена, прежде всего, ограниченностью их экономической структуры, суженным составом объектов градообразующей базы; избыток трудовых ресурсов; рост безработицы в связи с узкопрофильностью мест приложения труда и сокращением объемов производства.

Угроза кризиса большинства малых моногородов, в которых местная экономика носит в основном моноотраслевой характер. В этих поселениях более 25% населения работают на одном градообразующем предприятии. Экономическое и социальное развитие такого населенного пункта полностью обусловлена деятельностью промышленного предприятия, а его ликвидация имеет негативные последствия для жителей всего прилегающего района, для которых работа на данном предприятии является основным источником дохода. В случае кризиса главного предприятия моногорода оказываются фактически на грани вымирания.

Учитывая исторически сложившиеся различия в достигнутом уровне развития малых городов, а также в экономическом, социально - демографическом, ресурсном, историко - культурном, природно - ландшафтном потенциале, предлагается следующий подход к развитию разных поселений.7 В зависимости от предпосылок, имеющихся для реализации поставленных целей, ресурсных возможностей и препятствий, устойчивости или неустойчивости, совокупность малых городских поселений разделена на три большие группы:

1) города и поселки городского типа с положительной динамикой развития и потенциалом, достаточным для их саморазвития;

2) города и поселки городского типа, в настоящее время слабо развивающиеся, но обладающие собственным потенциалом для устойчивого развития;

3) города и поселки городского типа со слабым потенциалом, не обеспечивающим возможность их саморазвития.

В рамках этого подхода к развитию малых городских поселений предлагается три возможные стратегии развития и возрождения.

Стратегия активизации развития - на основе ускоренного развития положительных тенденций, поиска специфических ниш в социально - экономическом пространстве, максимально эффективного использования местных ресурсов, стимулирование инициатив и инвестиций, партнерства.

Стратегия стимулирования и включения потенциала саморазвития предполагает сосредоточения всех усилий на мобилизацию и стимулирование о создание небольших предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья; расширение туристско - рекреационной деятельности, сферы услуг и др.

Стратегия реабилитации и адресной поддержки включает государственную поддержку, предусматривающую объективную оценку накопившихся проблем и собственных ресурсов, обеспечение минимально необходимого уровня социально - экономической безопасности, эффективное использование государственных средств с их постепенным замещением внутренними ресурсами.

Второй подход к формированию стратегии развития малых городов представляется более проработанным, поскольку позволяет учитывать специфические особенности функционирования каждого конкретного города. Однако, в данном подходе слабо учтена необходимость оптимизации инвестиционных ресурсов развития малых городов.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день отсутствует четкий инструментарий формирования инвестиционной стратегии развития малых городов. Учитывая накопленный отечественный и зарубежный опыт формирования стратегии развития малых городов, при разработке методических рекомендаций по формированию инвестиционной стратегии следует учитывать следующее:

Во - первых, дифференцированный подход к формированию стратегии развития малых городов, учитывая специфику их функционирования.

Во - вторых, роль государственного регулирования в активизации инвестиционных процессов на муниципальном уровне.

Реализация указанных требований позволит обеспечить комплексный подход к развитию малых городов на основе инвестиционной стратегии, укрепить конкурентные преимущества и обеспечить стабильность их социально - экономического положения.

инвестиционный малый активизация город


Глава 2. Социально-экономические условия стратегии развития муниципального образования города Серпухова

2.1 Тенденции социально-экономического развития города Серпухова

В настоящее время город Серпухов является одним из крупнейших промышленно - хозяйственных центров Московской области. Его экономический потенциал составляют промышленность, строительство, транспорт, торговля, жилищно - коммунальное хозяйство, непроизводственная сфера.

На долю машиностроения и металлообработки приходится 45% от общего объема промышленной продукции, пищевую - 22 %, химическую -16%, легкую и текстильную -4 %.

На территории города зарегистрировано порядка 100 крупных и средних предприятий и около 800 предприятий малого бизнеса.

Работают научные учреждения: НИИ нетканых материалов, разработка мотоциклетной техники, проектирование жилых и гражданских зданий, научно - производственное предприятие по разработки и производству оборудования для АЗС, системы охранной сигнализации, институт инженерной физики.

В городе производится более 50 наименований продукции: системы управления для зенитно-ракетных и артиллерийских комплексов морского и берегового базирования, универсальные пульты управления для магистральных и маневровых тепловозов, химические волокна и нити, швейные изделия, теплоизоляционные материалы, железобетонные изделия, металлоконструкции, конденсаторы, топливораздаточные колонки, медицинская техника и другая продукция.

В структуре промышленного производства города в 2009 году против 2008 года увеличилась следующая доля отраслей:

химической - на 2,7% в связи с ростом объемов производства;

электротехнической - на 1% ; прочих - на 2,9%;

Из 30 промышленных предприятий в 2009 году - 18 предприятий (60 % от общего количества промышленных предприятий, за 2007год - 70%) имели объемы отгрузки выше уровня 2008 года. Таким образом, в связи со сложной экономической ситуацией, снизилось количество предприятий, наращивающих объемы производства. Основное снижение объемов отгрузки пришлось на декабрь 2008 года, тогда как по результатам 11 месяцев 2008 года 20 предприятий имели объемы отгрузки выше уровня предыдущего года.

В финансовой области города в 2009 году из 74 предприятий и организаций крупного бизнеса всех сфер городской экономики 53- получили прибыль в общей сумме 1067 тыс. руб. Наибольшая доля принадлежит предприятиям промышленности - 752 млн. руб. (70% от общей суммы прибыли). Уменьшилось количество предприятий, получивших убытки по результатам хозяйственной деятельности - с 15 в 2007 году до 13 в 2008 году.

За 2009 год промышленными предприятиями получено 752 млн. руб. прибыли, что на 33,5 % меньше, чем в прошлом году и составило 70 % от общего объема прибыли, полученной крупными и средними предприятиями и организациями. Прибыльно отработали 27 предприятий (в 2008 г. - 23), или 90% от общего числа промышленных предприятий. Из этого количества на 3-и предприятиях прибыль увеличена в сравнении с прошлым годом, 4 предприятия в текущем году перешли из убыточных в категорию прибыльных предприятий.

Стабилизация финансового положения, экономический рост, достигнутый за последние годы в городе Серпухове, стали залогом повышения благосостояния жителей города. Средняя заработная плата по городу выросла за 2009 год на 32,5% в сравнении с 2008 годом и составила 18295 руб. В сравнении со среднеобластным уровнем среднемесячная зарплата в городе Серпухове остается ниже на 21%.

Анализ уровня жизни населения показывает, что в 2008-2009 годах уровень заработной платы превышал величину прожиточного минимума более, чем в 3 раза.

В конце 2008 года Московская область, в том числе и город Серпухов, перешли на отраслевые системы оплаты труда работников бюджетных учреждений. По настоящее время в городе разработаны и приняты 25 постановлений Главы города по повышению уровня заработной платы работникам бюджетной сферы. Темп роста заработной платы составил в учреждениях: образования - 180%, здравоохранения - 133,9%, молодежной политики 130,7% , культуры - 135,6% .

Главный приоритет экономической стратегии города - диверсификация экономики в направлении производства и повышения конкурентоспособности.

Проведем стратегический анализ конкурентоспособности города Серпухова по отдельным факторам с целью выявления, с одной стороны, собственных сильных и слабых сторон (внутренняя среда), а с другой стороны, определения возможностей и угроз, содержащиеся во внешне среде.

Полученные выводы интегрируются в соответствии с принципами SWOT - анализа, который позволяет ответить на четыре основных вопроса:

1. Каковы сильные стороны данного объекта, каковы его преимущества в сравнении с аналогами?

2. В чем слабые стороны, в чем уступает потенциальным конкурентам?

3. Какие возможности существуют для будущего развития?

4. Какие потенциальные опасности наиболее вероятны в будущем?

Важнейшими внутренними движущими силами развития являются: экономическая база города, ее рост и диверсификация; высокая концентрация научно-технического, образовательного и культурного потенциала. Извне на город влияют, как региональная политика государства на областном и федеральном уровнях, так и глобальные изменения, происходящие в мире.

Объективный процесс интеграции Серпухова в мировую экономику, науку, культуру, вынуждает его конкурировать с другими городами за инвестиции, квалифицированную рабочую силу, в предоставлении более высокого уровня жизни населению. Чтобы выдержать конкуренцию, городу необходимо в правильном направлении использовать свои внутренние движущие силы, наилучшим образом позиционироваться на российском (региональном) ранках, не ошибаться при выборе перспективной специализации, и, в стратегическом плане правильно спрогнозировать новые потребности и технологические прорывы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.