рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Разработка методических основ формирования инвестиционной стратегии и рекомендаций по управлению инвестиционным процессом в малых городах

На основе проведенного SWOT - анализа были выявлены сильные и слабые стороны города Серпухова, его возможности и предполагаемые угрозы его развитию, а также главная стратегическая цель, определены точки роста и контрольные показатели на 2012 год.

Исходя из проведенного анализа, выявлены те проблемы, которые мешают развитию бизнеса. Их можно разделить на два основных вида. Это внутренние проблемы бизнеса и так называемые проблемы внешней среды. Среди внутренних ключевыми являются низкий уровень управленческой культуры в среде предпринимателей. На рисунке 2.5 схематизированы актуальные проблемы малого бизнеса с учетом местных условий.

Таким образом, из проведенного анализа следует, что по своему функциональному типу (профилю) Серпухов является городом преимущественно индустриальным, многопрофильным, с достаточно выраженной районообразующей ролью по каждому из этих профилей. Явное преобладание производственно-индустриальных элементов городской общности и градообразующей сферы по сравнению с градообслуживающей позволяет говорить о преимущественно экстенсивной форме урбанизации в Серпухове. При этом интенсивные формы урбанизации, связанной с развитием градообразующих факторов и формирующих город как единую социальную общность, развиты слабее.

Следует также отметить, что по принятой классификации городов по величине малыми считаются города с населением до 20/50 тысяч жителей, средними - от 50/20 до 100 тыс., большими - от 100 до 250 тыс. человек. Серпухов, таким образом, имея в 2009 году население 133,3 тыс. человек, уже перерос границы среднего города, но не получил развития до верхней границы большого города. При этом следует отметить, что население города сокращается за счет естественной убыли населения.

Таким образом, стратегически дальнейшее развитие Серпухова может идти по двум направлениям:

1. Развитие производственно-экономического потенциала города на основе малого предпринимательства.

2. Развитие социальной сферы и человеческого потенциала через взаимодействие власти, бизнеса и населения.

2.2 Анализ деятельности местных органов власти по повышению инвестиционной привлекательности города

На сегодняшний день инвестиционная привлекательность Серпухова имеет достаточно высокий рейтинг.

Она определяется следующими факторами:

1. Выгодное экономико-географическое положение (близость к Москве, расположение на стыке Московской, Тульской, Калужской областей) в увязке с обеспеченностью транспортными магистралями (железнодорожное сообщение, крупные автотранспортные артерии, речное сообщение, наличие аэродрома в деревне Дракино) позволяет осуществлять и непосредственно участвовать в интеграционных экономических, социальных и политических процессах.

2. Серпухов, обладающий высокоразвитым промышленным и научно-техническим потенциалом, способным производить конкурентоспособную продукцию, имеющий научные и высококвалифицированные инженерно-технические и рабочие кадры, является научно-промышленным центром южного Подмосковья.

3. Располагает свободными производственными площадями.

4. Входит в зону действия московских операторов сотовой связи.

5. Богатейшее историческое и культурное наследие позволяет развивать индустрию туризма.

6. В городе есть инфраструктура, содействующая развитию экономики.

Следует отметить, что интерес у потенциальных инвесторов к городу значительно возрос после того, как в практику работы администрации стали активно внедряться новые технологии управления, такие как стратегическое планирование, маркетинг и др. Были разработаны положения «Об инвестиционной деятельности на территории города Серпухова», «О налоговом кредите».

В стратегическом плане определены цели, задачи, принципы, основные направления, механизмы и ресурсы развития города. Изложены предложения для потенциальных инвесторов по социальному и экономическому развитию. Эти предложения связаны с перспективными направлениями развития, основаны на эффективном использовании промышленных, кадровых ресурсов города.

Информация о теоретических разработках по стратегическому планированию, а также позитивные примеры реализации стратегии распространяется на всю Россию через публикации, в средствах массовой информации и на собственном веб-сайте города в Интернете. Это, несомненно, повышает интерес, о чем свидетельствует начало реализации нескольких крупных инвестиционных проектов.

За 2008 год в развитие экономики и социальной сферы города направлено инвестиций в сумме 2876,09 млн. руб., что к уровню прошлого года составило 72,8%.

По источникам финансирования инвестиции распределились следующим образом:

1. Из федерального бюджета - 3,33 млн. руб. Из них:

- Серпуховский военный институт ракетных войск - 2,38 млн. руб.;

- закупка оборудования для учреждений образования, - 0,95 млн. руб.

2. Из областного бюджета - 76,05 млн. руб. (что к уровню прошлого года составляет 26,1 %). Из них:

- на реконструкцию транспортной развязки 200 м. автодороги «подход к г. Серпухову» - 1,4 млн. руб.;

- на закупку оборудования для учреждений образования, здравоохранения, культуры, других муниципальных учреждений - 17,68 млн. руб.;

- на строительство напорно-самотечного коллектора- 15,0 млн. руб.;

- на приобретение оборудования для станции по борьбе с болезнями животных - 0,22 млн. руб.;

- на обеспечение жилой площадью детей- сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей на 2008 г. - 17,17 млн. руб. (субсидии);

- на реконструкцию гинекологического корпуса - 7,0 млн.руб.;

- на мероприятия по приведению инфраструктуры уличного освещения в надлежащее техническое состояние - 17,58 млн. руб.

3. Из местного бюджета - 32,04 млн. руб., в том числе:

- на реализацию муниципальной целевой программы «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда на период 2002 - 2010 гг.» - 10 млн. руб.;

- на закупку оборудования для учреждений образования, здравоохранения, культуры и учреждений, обеспечивающих безопасность населения - 6,87 млн. руб.;

- на реконструкцию здания школы под детскую школу искусств - 0,03 млн. руб.;

- на реконструкцию гинекологического корпуса - 10,4 млн. руб.;

- на устройство сквера - 4,74 млн. руб.

4. Средства населения - 97,01 млн. руб. Из них 91,21 млн. руб. направлены на строительство индивидуального жилья, а остальные 5,8 млн. рублей на строительство досугового и торгового центра и реконструкцию магазина.

5. Средства предприятий и другие привлеченные средства - 2667,66 млн. руб. (или 81,2% от общей суммы инвестиций). Из них, инвестиции производственного назначения составили 976,1 млн. руб.

Общая сумма капитальных вложений в жилищное строительство за 2008 год составила 1517,72 млн. руб. Введено в эксплуатацию всего 21 тыс. кв. м жилья, что к уровню прошлого года составило 48,9%, в том числе, два 9-и этажных дома на 80 и 160 квартир и 34 дома индивидуальной застройки общей площадью 7,6 тыс. кв. м. На конец декабря 2008 года в стадии строительства находится 6 жилых домов и 6 комплексов жилых домов в разных микрорайонах города.

В рамках муниципальной целевой программы «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда на период 2002 - 2010 годы.» переселено в новые квартиры и во вторичный фонд 11 семей (26 чел.). Общая стоимость жилья составила - 34,57 млн. руб., из которых 10 млн. руб. выделено из местного бюджета, остальные 24,57 млн. руб. это расчетная стоимость жилых квартир, предоставленных по условиям инвестиционных контрактов и вторичного жилья.

Однако, жилищная проблема все еще остается наиболее острой. В результате, основной массе населения города, включая бюджетников, улучшить свои жилищные условия возможно только приобретением его за счет своих средств, которых у большинства граждан для этого недостаточно. В связи с этим на сегодняшний день решением проблемы приобретения жилья является активное продвижение в Серпухове ипотечного строительства.

В сфере образования продолжаются работы по строительству детского сада - разработана сметная документация и получено положительное заключение. После выбора строительной организации в порядке, установленном законом начнется возведение объекта.

Введены в эксплуатацию предприятия торговли на собственные средства:

- торговый комплекс площадью 2455,4 кв. м., сумма инвестиций составила 9 млн. руб.;

- торговый центр площадью 2266,2 кв. м., сумма инвестиций - 3 млн. руб.

Также продолжается строительство:

- торгово-развлекательного комплекса - 4,0 млн. руб. (привлеченные источники);

- торгового центра - 6,6 млн. руб. (привлеченные источники);

- магазина - 2 млн. руб. (привлеченные источники).

Кроме того, в 2008 году предприятиями и учреждениями различных форм собственности введены в эксплуатацию административные здания и складские помещения общей площадью 6,1 тыс. кв. м.

Созданный в Серпухове благоприятный инвестиционный климат способствует привлечению в город ряда инвесторов, в том числе и иностранных.

Так, производитель лапши быстрого приготовления "Роллтон" - компания MFC приступила к строительству нового крупного завода, на котором будут фасовать чай, кофе и разливать тонизирующие напитки. В строительство завода вкладывается порядка $25-30 млн. А также профессиональным экспертам и непосредственно инвесторам были представлены проекты - "Экологически чистая безнитритная технология мясопереработки" и "Производство искусственной кожи для ожоговой медицины".

Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод, что:

1) продолжился рост инвестиционной активности;

2) в структуре финансовых вложений наметилась тенденция к изменению в пользу долгосрочных вложений;

3) потребности города в инвестиционных ресурсах остаются на высоком уровне.

С целью успешной реализации инвестиционных проектов администрацией города проводится большая работа по оказанию помощи инвесторам. Это касается оформления земельно-правовых отношений, получения лицензий, решений вопросов с энергетиками, газовиками и др. Принимаются меры по сокращению административных барьеров и временных затрат на прохождение разрешительных процедур.

В городе создается новые, привлекательные, хорошо оплачиваемые рабочие места. Значительные финансовые средства вкладываются новыми инвесторами в развитие инфраструктуры, это позволяет газифицировать несколько населенных пунктов и повысить надежность их энергоснабжения.

В настоящее время администрацией города принимаются меры по созданию в Серпухове зоны особого экономического регулирования, это, несомненно, создаст более благоприятные условия для притока новых инвестиций на территорию города.

Действия Администрации по оказанию поддержки инвесторам, созданию благоприятного инвестиционного климата формируют положительный имидж местной власти. Информация об этом распространяется среди потенциальных инвесторов, что в свою очередь приводит увеличению поступления инвестиций.

Таким образом, можно утверждать, что наличие у муниципального образования стратегического плана является важным фактором его развития. Разработка и реализация стратегии развития Серпухова, открытие новых предприятий в городе, расширение существующих производств, рост общего объема инвестиций, характеризует город как площадку наибольшего благоприятствования инвестициям.

 

2.3 Анализ проблем инвестиционного развития города Серпухова (в контексте малых городов)

Рассмотрим ряд проблем, которые присущи не только муниципальному образованию города Серпухова, но и другим российским городам, характеризующиеся, как малые.

Главные проблемы развития экономики, с которыми сталкиваются малые российские города в настоящее время, связаны с происходившей в последние десятилетия изменением функциональной структуры городов. Малые города, функциональная структура которых формировалась при плановой системе хозяйствования, крайне болезненно переживают переход к рынку, влекущий за собой принципиальные изменения системы производственно - экономических связей, информационных и финансовых потоков. Малым городам приходится отыскивать новые социально - экономические ниши на рынках производства и предложения, пользуясь при этом ограниченными ресурсами и с трудом выдерживая конкуренцию с большими городами.

Спектр социальных ролей города с немногочисленным населением, как правило, узок. Город часто сосредотачивает все силы на одном направлении развития. Это позволяет ему оставаться жизнеспособным, однако ставит в неравные стартовые условия по сравнению с большими городами, так как узость экономической базы делает малый город заложником одной, реже двух градообразующих отраслей. Скорость и направления развития города полностью определяются колебаниями конъюнктуры градообразующей отрасли. Чем меньше в городе экономических субъектов, тем меньше взаимозаменяемых в случае кризиса источников пополнения городского бюджета и тем меньше у горожан альтернативных возможностей для самореализации и получения доходов.

Перекосы экономической структуры в пользу одной отрасли (предприятия) в наибольшей степени присущи именно малым городам России. Почти каждый второй малый российский город относится к монопрофильным, и 3/4 населения малых городов проживает в монопрофильных городах.

Малые монопрофильные города присутствуют, почти во всех регионах России и представлены всеми отраслями экономики. Однако по уровню экономического здоровья они существенно различаются, что во многом определяется принадлежностью их той или иной отрасли [23].

Наиболее уверенно в стратегической перспективе могут чувствовать себя моногорода, выполняющие исконно городские функции, связанные с оказанием услуг, административным управлением, электроэнергетикой, транспортом, связью, туризмом. Такие города имеют наилучшие возможности для реализации модели устойчивого развития. Факторы развития - качество инфраструктуры, близость к рынкам потребления и благоприятный инвестиционный климат.

Еще один круг проблем, с которыми крайне тяжело справляться малому городу, связан с масштабной постсоветской трансформацией системы прав собственности в структуре городского жилого фонда и социальных объектов, происходившей в большинстве городов в 80-х - 90-х годах. В социалистической экономике при плановом размещении нового города на градообразующие предприятия возлагались не только производственные функции. Предприятие брало «шефство» над городом, обеспечивая социальной инфраструктурой, необходимой для его жизнедеятельности. В результате множество социальных объектов в городах были ведомственными, то есть функционировали за счет предприятия. Переход на рыночные рельсы и сопутствующий этому процессу кризис подорвали способность предприятий нести подобные непроизводственные затраты и вынудили их поспешно «сбрасывать» ведомственное жилье, больницы, школы, детские сады, стадионы, дворцы культуры на баланс муниципальных бюджетов. На бюджеты многих малых городов легли непосильным бременем муниципальный жилищный фонд и объекты социальной сферы, которые постепенно ветшают и приходят в негодность. Эта проблема крайне актуальна для многих муниципальных образований и сегодня.

В условиях рыночной трансформации экономики России процесс укрепления местных финансов фактически не осуществляется. Происходит обратное - заметное сокращение финансовых возможностей муниципальных образований, усиление их зависимости от перераспределяемых средств. Недостаток бюджетных средств у муниципалитетов, вызванный передачей полномочий на местный уровень без адекватного их финансового обеспечения, грозит полной потерей управляемости городским хозяйством.

Поэтому особую актуальность приобретают вопросы бюджетосбережения и привлечения финансовых ресурсов из внебюджетной сферы. Роль органов местного самоуправления в привлечении инвестиционных средств все больше возрастает.

На данном этапе в Серпухове созданы две финансово-инвестиционных структуры, которые частично содержат муниципальный капитал: Муниципальный инвестиционный банк, Муниципальная страховая компания. Эти структуры создали условия для более эффективного привлечения использования средств юридических лиц и населения города.

Создание этих структур было попыткой сформировать в городе и частично в республике фондовый рынок и направить в нормальное русло развитие рыночных отношений в городе и в республике. Они способствуют улучшению инвестиционного климата и созданию условий для нормального функционирования и развития малого и среднего бизнеса в г.Серпухове.

Финансово-инвестиционные институты Серпухова развиваются неустойчиво, медленно, потенциал их остается невостребованным. Полученной ими прибыли недостаточно для эффективного развития. По нашему мнению, развитие финансово-инвестиционных институтов произошло, в основном за счет их участия в муниципальных программах.

Недостаточно тесно налажено сотрудничество между самими финансово инвестиционными институтами. Сотрудничество банка и инвестиционной компании ограничивается только городской программой «Развития и поддержки. малого предпринимательства», посредством которой муниципальный банк выдает деньги инвестиционной компании на лизинг оборудования.

В остальном это сотрудничество сводится к тому, что страховая компания страхует операции по лизингу муниципальной инвестиционной компании и иногда размещает резервы на депозитных счетах муниципального банка. Целевые функции всех институтов реализуются лишь частично. В настоящее время финансово-инвестиционные институты города раздроблены и не составляют единой системы. Чтобы такая система сложилась и стала действовать, необходимо сформировать ее ядро. Задача такого ядра - объединить вокруг себя ФИИ города и запустить их взаимодействие, т.е. дать импульс всей системе. Таким ядром должен стать бюджет развития города.

Бюджет развития выделился из состава бюджетов федеральных, региональных и муниципальных уровней еще в середине 90-х годов.

В настоящее время назрел вопрос о его институционализации, т.е.:

1) установлении определенной автономии бюджета развития по отношению к остальным разделам муниципальных ирегиональных и федеральных бюджетов;

2) четком определении целей и границ привлечения и расходования средств бюджета развития;

3) определении субъектов - участников формирования и расходования средств бюджета развития;

4) установлении системы финансового контроля над бюджетом развития;

5) определении форм взаимодействия бюджета развития с другими инвестиционными институтами города.

Бюджет развития города полностью финансируется из бюджета города и в большинстве своем идет на покрытие капитальных расходов или закрывает брешь в текущем бюджете города.

Развитие малого и среднего бизнеса в малых городах также сопряжено с проблемами, которые вытекают из особенностей социально - экономического состояния той или иной территории и выражаются, как правило, в ограниченности платежеспособного спроса населения, вызванной его наибольшей численностью и низкими доходами. Это, а также удаленность от транспортных магистралей и крупных городов - потребителей продукции приводит к тому, что производственный малый бизнес представлен в малых городах, как правило, достаточно слабо.

Те же самые факторы делают города малопривлекательными для сторонних инвестиций, которые могли бы стать наиболее притягательными для малого и среднего бизнеса. В результате основным направлением предпринимательства в малых городах является торговля.

Другая особенность малого города - недостаточно развита банковская инфраструктура. Как правило, здесь открываются местные отделения только 1-2 банков, головные офисы которых размещаются в крупных городах. Это обстоятельство затрудняет доступ малых предприятий к финансово - кредитным ресурсам - банки предпочитают иметь дело с предприятиями, которые им хорошо знакомы и в которых они всегда могут легко проконтролировать ход реализации бизнес - проектов. С предприятиями же, которые находятся в малых городах, банкам работать неудобно.

Указанные проблемы отражаются на формировании трудового потенциала малых городов. По оценочным данным, в более чем 50% малых муниципальных образований смертность превышает рождаемость почти в 2 раза. Основные причины - низкий уровень жизни, неуверенность людей в своем экономическом будущем, низкое качество городской среды.

Оставляет желать лучшего и качество миграционных потоков: выезжают в основном трудоспособные люди с высшим образованием, а также молодежь, а приезжают лица предпенсионного возраста без востребованной на рынке труда квалификации.

Не уделяется должного внимания в малых городах и регулированию деятельности предприятий - монополистов. Существующая неэффективная система тарифного регулирования не позволяет находить и поддерживать баланс интересов производителей, муниципалитета, потребителей и инвесторов.

Следует отметить недостатки инвестиционной политики города. На основании анализа теоретических и организационных аспектов управления инвестиционной деятельностью, учитывая законодательные основы и существующий механизм взаимодействия участников инвестиционной деятельности, оценивая их преимущества и недостатки: необходимо отметить, что основные трудности при проведении инвестиционной политики на территории города создает несовершенство система нормативно-правового регулирования инвестиций.

Основу этой системы в настоящее время составляют большое количество ведомственных указаний, постановлений и распоряжений, которые до сих пор определяют механизм работы государственных, муниципальных и надзорных органов. Отличительная особенность этих документов состоит в том, что они, по сути своей, являются запретительными (на все необходимо получать разрешения) и не направлены на привлечение инвестиций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.