рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Учетная политика организации, принципы её формирования (на примере ОАО "Усть-Ижорский фанерный комбинат")

1. Формирование учетной политики предполагает не только выбор способа ведения учета, но и обоснование такого выбора. При оформлении приказа об учетной политике по каждому ее отдельному элементу необходимо указывать соответствующую норму, которая предусматривает возможность принятия организацией конкретного решения по данному вопросу.

2. В приказе об учетной политике рассматриваются только те вопросы, решение которых многовариантно в соответствии с нормативными документами, и, следовательно, может отличаться от принятых в других организациях. Наличие в нормативных правовых актах словосочетаний «может» или «имеет право» влечет за собой определение очередного элемента учетной политики.

Описывать четко определенные законодательно элементы в приказе об учетной политике еще раз - непродуктивный труд. Нет никакой необходимости указывать в приказе, что при ведении бухгалтерского учета организация руководствуется Законом о бухгалтерском учете, или при осуществлении наличных расчетов с юридическими лицами соблюдает установленный лимит, так как это очевидно.

Особое внимание следует уделить «белым пятнам» или неоднозначно трактуемым положениям действующего законодательства, тем более что согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика.

3. Учетную политику организации не следует воспринимать, как возможность обойти (проигнорировать) положения и нормы действующего законодательства. В последнее время появилось достаточно много решений (постановлений) арбитражных судов, отклоняющих ссылки налогоплательщика на учетную политику, если она противоречит установленному законом порядку.

В то же время, согласно пункту 8 ПБУ 1/98 “Учетная политика организации” при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.

Таким образом, при формировании учетной политики организация не должна выходить за рамки, установленные законами или иными нормативными правовыми актами. Однако при наличии возможности выбора или неопределенности в нормативных актах никто не может лишить организацию права такого выбора или самостоятельного установления определенного способа ведения бухгалтерского и (или) налогового учета, даже если при этом возникают налоговые последствия.

4. Учетная политика организации может содержать не только жестко фиксированные, но и вариантные нормы, предполагающие выбор конкретного способа ведения учета в момент совершения хозяйственной операции (в том числе - по принципиальным вопросам, от которых зависит размер налоговых платежей).

В течение нескольких лет приказ об учетной политике организации воспринимался руководителями, бухгалтерами, налоговыми органами, как инструмент обязательного предварительного установления единой методики оценки имущества и отражения хозяйственных операций в будущем. При этом документ формировался исходя из существующих на момент создания данного приказа условий. Практика применения учетной политики показала, что такого рода ограничения, которыми заранее связывают себя хозяйствующие субъекты, далеко не всегда обоснованы.

Например, первоначально формируя учетную политику, организация, заинтересованная в снижении размера уплачиваемых налогов, могла заранее установить методы списания материально-производственных запасов или начисления амортизации, наиболее эффективно снижающие размер налоговой базы по налогу на прибыль и (или) налогу на имущество предприятий. Впоследствии выясняется, что текущих доходов не хватает для безубыточной работы, или требуется бухгалтерская отчетность с красивыми финансовыми результатами для получения кредита в банке, представления иностранному инвестору (а учетную политику в середине года изменить нельзя). Таким образом, учетная политика становится непреодолимым препятствием на пути дальнейшего нормального функционирования организации.

Подобных примеров можно приводить бесчисленное множество. Вывод из всего вышесказанного может быть только один - желательно не связывать себя по рукам и ногам самостоятельно и заранее в приказе об учетной политике. По принципиально важным вопросам в учетную политику лучше включить вариантные нормы, а конкретные способы ведения учета избирать и оформлять отдельными приказами (распоряжениями), иными документами при принятии конкретных объектов к учету, заключении конкретных договоров и т.п.

Подчеркнем, что во всех стандартах бухгалтерского учета имеется раздел, посвященный вопросам раскрытия информации об учетной политике в бухгалтерской отчетности (по итогам отчетного периода). Если бы являлось обязательным жесткое определение учетной, политики по всем вопросам в приказе, изданном до начала отчетного года, то, раскрытие учетной политики в бухгалтерской отчетности по итогам года не имело бы смысла. Данное обстоятельство еще раз подтверждает, что законодатели и Минфин России вовсе не стремились через учетную политику ограничить хозяйственную деятельность организаций и возможность влиять на финансовые результаты в течение отчетного периода.

В то же время, если организация заранее уверена в неизменности целей и условий хозяйствования, желает избежать дополнительных хлопот в виде последующего оформления организационно-распорядительных документов о конкретном способе учета в момент совершения отдельных операций, ею могут быть заранее избраны фиксированные методы ведения учета (в том числе - исходя из оценки налоговых последствий).

5. Некоторые способы ведения учета, как правило, касающиеся организации учетного процесса и документооборота, представляют интерес лишь для определенных групп внутренних пользователей. Причем раскрытие содержания этих избранных способов ведения учета может быть достаточно большим по объему (например, установление графика документооборота в организации). Поэтому в основном приказ об учетной политике организация может лишь назвать избранные способы ведения учета, а подробное их рассмотрение вынести в отдельные организационно-распорядительные документы (приложения к приказу об учетной политике).

Перечень и содержание этих приложений можно будет постепенно изменять или дополнять по мере развития организации, увеличения объема учетных работ, изменения организационной структуры, принятия иных ключевых управленческих решений. Развивающимся организациям следует активно пользоваться возможностью моделирования и расширения учетной политики, осуществляемой за счет издания приложений к приказу.

2.3 Принципы формирования учетной политики согласно МСФО и РСБУ

РСБУ относятся к стандартам, основанным на правилах (rules-based standards), а МСФО относятся к стандартам, основанным на принципах (principles-based standards).

МСФО по сути являются набором принципов, регулирующих составление финансовой отчетности. МСФО не ставят своей целью урегулировать каждый нюанс составления финансовой отчетности.

Финансовая отчетность, составленная по РСБУ, до сих пор направлена на удовлетворение информационных потребностей налоговых и других регулирующих органов. В результате этого корпоративная финансовая информация классифицируется и представляется в соответствии с налоговым законодательством. Финансовая отчетность требуется или может быть полезной различным пользователям в процессе хозяйственной деятельности. Чтобы обеспечить это, отчетность, прежде чем она станет понятной и полезной, должна быть пересмотрена и переписана.

Практика РСБУ не позволяет руководству (управленческому персоналу) использовать свои суждения при принятии решений. Обычно это ведет к увеличению балансовой стоимости активов по сравнению с их справедливой рыночной стоимостью, завышает срок полезного использования активов и пр.

Несмотря на то, что принципы РСБУ похожи на принципы МСФО, их практическое применение содержит недостатки. На практике форма превалирует над содержанием, компании не всегда следуют методу начислений или принципу консерватизма в отношении возможных убытков. В РСБУ эти факторы объединяются и завышают реальную прибыльность и стоимость бизнеса.

Российская система бухгалтерского учета не ориентирована на представление достоверной и объективной картины финансового положения и результатов деятельности предприятия. Компании привыкли манипулировать финансовой отчетностью в своих интересах. РСБУ не учитывает изменения покупательной способности рубля, что делает невозможным сопоставить результаты деятельности за несколько лет в условиях высокой инфляции.


Таблица 8

Концептуальные различия между РСБУ и МСФО

Принципы и допущения МСФО РСБУ
1 2 3
Непрерывность деятельности предприятия Предполагается, что у предприятия нет ни намерений, ни необходимости прекращать или существенно сокращать свою деятельность в обозримом будущем Не все предприятия реально применяют принцип непрерывности при подготовке финансовых отчетов: часть из них на грани банкротства, другие не могут гарантировать стабильность деятельности предприятий в будущем. Кроме того, отрицательное финансовое представление компании делается по причине налогообложения
Постоянство учетной политики Учетная политика предприятия не подвергается каким-либо изменениям без явной необходимости Отчетность ведется в соответствии с действующими законодательными положениями и нормами, которые постоянно меняются. В отчетности не отражаются влияния изменений в учетной политике
Метод начислений Доходы (расходы) предприятия относятся на тот период, в котором они фактически были получены (понесены) Доходы и расходы предприятия не всегда относятся на те периоды, в которые они реально имели место. Например, РСБУ не позволяет оценивать расходы, не подтвержденные документально, несмотря на то, что экономические выгоды, связанные с такими расходами, были уже получены
Существенность В отчетность включаются только учетные позиции, которые могут повлиять на принятие решений Перечень статей отчетности определяется Министерством финансов РФ. Процедуры учета некоторых несущественных элементов сложны и обременительны для системы бухгалтерского учета, например учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов
Преобладание сущности над формой Результаты операций и сделок отражаются в соответствии с реальным положением вещей Отражение операций и сделок подчиняется нормативным требованиям, таким образом, форма доминирует над содержанием

 

Осмотрительность(консерватизм) Предпринимаются все необходимые меры для снятия неопределенности во избежание завышения активов или доходов и занижения обязательств и расходов Принцип осмотрительности соблюдается не везде. Например, принцип оценки по наименьшей изсебестоимости или рыночной стоимости редко используется в российской практике бухгалтерского учета, или не создаются резервы на моральное устаревание ТМЗ

 


Сферы различий определяются рядом обстоятельств. Укажем их

1. Круг пользователей финансовой отчетности и цели ее подготовки. Российский бухгалтерский учет переживает сейчас переходный период. Еще совсем недавно главным пользователем отчетности были налоговые органы. Но постепенно бухгалтерский учет отделяется от налогового. Бухучет теперь не входит в интересы ФНС в той мере, в какой входил ранее. Таким образом, прежних пользователей он стал интересовать гораздо меньше. Однако новые пользователи - кредиторы, инвесторы, собственники и т.д. - пока не появились. В отличие от Запада, где их круг сформировался уже достаточно давно. Именно их интересам отвечают МСФО, обеспечивая адекватное отражение результатов хозяйственной деятельности в отчетности предприятия.

2. Роль профессионального суждения бухгалтера. Серьезным отличием российской системы бухгалтерского учета от МСФО является отсутствие у нас практики профессионального суждения бухгалтера. Российский учет отводит бухгалтеру роль исполнителя законов, постановлений, писем, инструкций. Он не требует от него выражения собственного суждения. Так, в ПБУ 4/99 четко сказано, что достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

В соответствии же с МСФО основными критериями системы учета являются принципы, а не правила. Установить правила для всех случаев, возникающих в бизнес-практике, невозможно. МСФО отводят принципам особую роль, для западного бухгалтера они являются своего рода каноном. На основе принципов МСФО формируется профессиональное бухгалтерское суждение. А исходя из объективной необходимости того или иного предприятия и профессионального суждения бухгалтера уже определяются перечень статей финансовой отчетности, уровень существенности, уместность информации для пользователей. В российском учете все это пока носит декларативный характер.

3. Расхождения с МСФО в самих принципах учета. В российском учете нет отдельного нормативного документа, аналогичного принципам МСФО. Принципы составления отчетности упоминаются в ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", но и они значительно отличаются от установленных МСФО. Так, выполнение принципа преобладания сущности над формой в российских условиях практически невозможно ввиду обязательного соответствия требованиям нормативных документов. Принцип начисления, определяемый ПБУ 1/98 как допущение о временной определенности фактов хозяйственной деятельности, также не является безусловным. На практике доходы и расходы предприятия не всегда относятся на те периоды, в которые они реально имели место.

Что касается принципа сопоставимости, то в условиях постоянных изменений законодательства и экономической обстановки информация не может считаться сопоставимой. Поскольку в российской отчетности не учитываются изменения покупательной способности рубля, сопоставить результаты деятельности за несколько лет в условиях инфляции просто невозможно. А согласно МСФО 29 "Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции" "выравнивание" покупательной способности валюты в условиях инфляционной экономики является обязательным. В дополнение к сказанному необходимо отметить, что в отличие от российского учета, где отчетность должна составляться только в рублях, международные стандарты разрешают составлять отчетность в валюте, функциональной для компании.

Принцип осмотрительности также соблюдается редко, поскольку российские предприятия зачастую предпочитают не производить переоценку на предмет обесценения.

4. Расхождения с МСФО в методах оценки элементов финансовой отчетности. Международные стандарты все большее предпочтение отдают оценке по справедливой стоимости, которая по определению представляет собой сумму денежных средств, достаточную для приобретения активов или исполнения обязательств при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить сделку и независимыми друг от друга сторонами. Подобный подход уже используется при оценке объектов основных средств (альтернативный подход), выручки, финансовых инструментов, нематериальных активов, инвестиционной собственности, пенсионных выплат, аренды. Правление КМСФО планирует распространение данного метода и на другие объекты учета.

Цель оценки по справедливой стоимости заключается в том, чтобы дать пользователю информацию о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия исходя из реально существующей, а не исторической стоимости. Этот подход обеспечивает значимость и полезность представляемой в отчетности информации, так как позволяет определить истинную стоимость бизнеса. Так, в учете западных стран при оценке справедливой стоимости может быть использован метод дисконтированной стоимости денежных потоков, который большинству российских бухгалтеров даже не знаком. А ответ на вопрос, отличается ли в российской отчетности балансовая стоимость, например, основных средств от реальной, очевиден.

5. Различия в порядке учета самих объектов (запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п.) и в составлении отчетности (см. таблицу 2).

Таблица 9

Сравнительный анализ основных положений РСБУ и МСФО

Показатель РСБУ МСФО Комментарии
1 2 3 4
Основные средства
Критерии признания

1. Наличие права собственности.

2. Наличие документов.

3. Не предполагается последующая продажа.

4. Возможность приносить доход. 5. Период использования - свыше 12 месяцев

1. Возможность приносить доход.

2. Риски и выгоды от обладания перешли к предприятию в результате прошлых событий.

3. Период использования - более одного отчетного периода(года)

Подход к первоначальной оценке в целом совпадает. Основное отличие -в соответствии с МСФО в стоимость приобретаемых основных средств может включаться резерв под их будущий демонтаж
Амортизация

Методы: линейный, уменьшаемого остатка, по сумме чисел срока полезного использования, пропорционально объему продукции.

Срок полезного использования устанавливается предприятием. Может пересматриваться в случае модернизации и реконструкции

Методы: равномерного начисления, уменьшаемого остатка, суммы лет, суммы изделий.

Срок полезного использования устанавливается предприятием.

Может пересматриваться, если очевидно, что определен не точно

Могут возникать различия в накопленной амортизации. В отчетности по МСФО отсутствует понятие полностью самортизированных объектов основных средств. Согласно МСФО выбранный метод начисления амортизации можно изменить
Нематериальные активы
Критерии признания

1. Отсутствие материальной структуры.

2. Отделимость от другого имущества.

3. Использование в производственных целях.

4. Срок использования - более 12 месяцев.

5. Не предполагается последующая продажа.

6. Возможность приносить доход. 7. Наличие документов

1. Неденежный актив, не имеющий физической формы.

2. Возможность идентификации. Достаточным условием для этого является отделимость от другого имущества.

3. Возможность приносить доход.

4. Возможность достоверной оценки

В МСФО признаются НМА со сроком использования менее 12 месяцев. Для признания нематериального актива МСФО 38 не требует обязательного наличия надлежаще оформленных документов (юридических прав)
Запасы
Критерии признания

1. Наличие документов.

2. Срок использования (реализации) - менее 12 месяцев

1. Возможность приносить доход.

2. Риски и выгоды от обладания перешли к предприятию в результате прошлых событий.

3. Срок использования (реализации) - менее одного отчетного периода (года)

В отчетности по МСФО должны быть признаны запасы без документов (например, неотфактурованные поставки), если риски и выгоды от их обладания перешли к предприятию
Методы списания МПЗ ФИФО, ЛИФО, по средней себестоимости, по себестоимости единицы ФИФО, по средневзвешенной стоимости Стоимость запасов на конец периода, а также себестоимость продукции могут значительно отличаться, если фирма использует различные методы списания МПЗ
Доходы
Критерии признания

1. Организация имеет право на получение выручки в соответствии с договором.

2. Сумма выручки может быть определена.

3. Имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации.

4. Расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

5. Право собственности на продукцию (товар) перешло к покупателю, или работа принята заказчиком (услуга оказана).

6. Сумма дохода в обязательном порядке должна быть подтверждена документально. Доходы в большинстве случаев признаются по методу начисления

1. Компания перевела на покупателя значительные риски и выгоды, связанные с собственностью на товары.

2. Сумма выручки может быть надежно оценена.

3. Существует высокая вероятность того, что экономические выгоды, связанныес этой сделкой, поступят в компанию.

4. Понесенные или ожидаемые затраты, связанные со сделкой, могут быть надежно оценены.

5. Компания больше не контролирует проданные товары. Доходы признаются по методу начисления .

Скорее всего, существенных различий в учете доходов не возникнет. Однако в некоторых случаях расхождения возможны. Например, обмен однородными товарами, согласно МСФО, не приводит к образованию выручки. Кроме того, международные стандарты не содержат требований об обязательном документальном подтверждении выручки. Иногда в РСБУ в качестве альтернативного метода признания доходов может использоваться кассовый метод
Расходы
Критерии признания

1. Расход производится в соответствии с конкретным договором, требованиями законодательства, обычаями делового оборота.

2. Сумма расхода может быть определена.

3. Имеется уверенность, что в результате операции произойдет уменьшение экономических выгод. Расходы в большинстве случаев признаются по методу начисления. Расходы должны быть обязательно подтверждены документально

1. Сумма расхода может быть надежно измерена.

2. Возникает уменьшение будущих экономических выгод, связанных с уменьшением актива или увеличением обязательства. Расходы признаются по методу начисления

Критерии признания расходов сопоставимы, кроме одного: МСФО не устанавливают требований по обязательному документальному оформлению расходов. В российском бухучете есть возможность учитывать расходы по кассовому методу

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.