| |||||
МЕНЮ
| Иностранные инвестиции в российской экономикеинвестированию в развитие местных предприятий. Так, например, “Пепси-кола” строит завод по разливу напитков в Екатеринбурге. Европейские мебельные компании переносят некоторые свои производства в Уральский регион. 2.4 Пути и способы привлечения иностранных инвестиций Из вышеизложенного следует, что часть проблем лежит на государственном уровне, часть – на корпоративном. На основе тщательного анализа реальной значимости и возможностей устранения отмеченных препятствий на пути привлечения иностранных инвестиций, формирования инновационной активности предприятий и корпораций в России целесообразно в ближайшее время сконцентрировать усилия на решении следующих проблем: обеспечить завершенность институционной системы привлечения иностранных инвестиций путём выработки практической государственной программы по этому направлению и её всестороннего законодательного обеспечения; устранить недостатки закона о разделе продукции и неопределенности его применения на практике вследствие отсутствия других необходимых нормативных документов; добиваться завершенности земельной реформы и установления твёрдых прав для физических и юридических лиц продавать и покупать землю, а также использовать её в качестве залога; существенно упростить и либерализовать налоговое законодательство, включая пересмотр чрезмерно высоких ставок налогов, сборов и других обязательных отчислений, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности; обеспечить устойчивость таможенного режима и существенно упростить его с тем, чтобы таможенные правила не препятствовали притоку в Россию передовой техники и технологии, не изменялись в течение коротких периодов времени; добиться согласованности интересов и устранить причины их столкновений во взаимодействии федеральных, региональных и местных властей с тем, чтобы устранить атмосферу неопределенности и правовой незащищенности бизнеса, в том числе в части защиты прав интеллектуальной собственности в его взаимоотношении с органами власти; установить надёжный порядок в платёжно-расчётной системе, обеспечивающий бесперебойное проведение расчётов на территории всей страны; обеспечить общую надёжность банковской системы и устранить причины подверженности кредитно-финансовой сферы злоупотреблениям, подрывающие основы нормальной и устойчивой хозяйственной деятельности в России; создать действенную систему поддержки и гарантий со стороны государства в отношении предпринимателей, в особенности в сфере малого бизнеса. Есть все основания утверждать, что работа по улучшению российского законодательства в указанных областях, хотя и медленно, по сравнению с другими странами, но продвигается в позитивном направлении, что способствует улучшению инвестиционного климата в России. Можно полагать, что уже действующее законодательство и состоявшееся продвижение России по пути создания рыночной экономики создали ту необходимую основу для активного внешнеторгового сотрудничества и притока иностранных инвестиций, расширяя и упрочивая которую, можно добиться в области инновационной деятельности значительных результатов. Исходя из баланса соотношения риск – возможности и его прогноза, корпорация (инвестор) выстраивает стратегию выхода на рынок или присутствия на нём. С формализованной точки зрения схемы и стадии (от простого к более сложному) можно выделить: фазу предварительного интереса (исходя из глобальной стратегии компания несёт расходы на общую информацию о новом рынке), исследовательскую фазу (компания проявила интерес и проводит исследование рынка), фазу разведки или простой торговли (импорт через контрпартнёра, открытие представительства, вендорные отношения, вложения в коммуникационный маркетинг (реклама), в инфраструктуру (склад, сервис). На более высокой стадии предполагается участие инвесторов в акционерном капитале (влияние на управление), долгосрочные портфельные инвестиции, создание совместных предприятий с российским партнёром (альянс, кооперация), организация местного производства (кооперация, отвёрточная сборка, упаковка). Наконец, высшая качественная инвестиционная стадия: сделки слияния и поглощения, организация производства “с нуля” (капитальное строительство, фирмы со 100-процентным иностранным капиталом и т.п.), производство и реэкспортные поставки конкурентоспособной продукции, произведённой в данной стране, в другие страны. Однако, на фоне неблагоприятных условий инвестиционного процесса выясняется, что инвестиционный процесс в России за десятилетие реформ успел- таки пройти через цепочку начальных стадий. Это значит, что основные инвесторы, выбравшие долгосрочные стратегии, успели наладить в России местное производство и от кризиса 1998-1999 годов даже выиграли. По данным Госкомстата и Министерства экономического развития и торговли, по состоянию на конец 2000 года в российскую экономику поступили инвестиции из 98 стран. Объем прямых иностранных инвестиций составил около двух миллиардов долларов. Основной объем инвестиций поступил из США, Германии, Кипра, Нидерландов, Франции, Швейцарии и Великобритании. Аналогичная тенденция сохранялась и в 2001г [10]. По объему привлечённых инвестиций лидируют сфера управления, топливная и пищевая промышленность, торговля и общественное питание, машиностроение, металлообрабатывающая промышленность, а также транспорт, связь, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность. Общий накопленный объем иностранных инвестиций в эти секторы экономики составил 22 миллиарда долларов, или 85% от общего объема всех привлечённых в Россию инвестиций, что показано на рисунке 1. [pic] Рисунок 1 – Распределение объема иностранных инвестиций в отрасли российской экономики В приложении Б рассматриваются наиболее привлекательные регионы для иностранных инвесторов, это Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край, Сахалинская область, Татарстан и Тюменская область. [pic] Рисунок 2 – Распределение доли объёма всех иностранных инвестиций Однако останавливаться на достигнутом нельзя. Необходимо вырабатывать новые и совершенствовать имеющиеся каналы привлечения инвестиций, в первую очередь прямых иностранных инвестиций, составляющих основу современного инновационного трансферта технологий. В настоящее время перед Россией стоит сложная задача: привлечь в страну иностранный капитал с учётом его собственных стимулов и одновременно ориентируя его мерами экономического регулирования на достижение национальных целей. Для этого необходимо проведение согласованного комплекса мер в законодательной и административной сфере, направленных на максимально полное раскрытие и использование инвестиционного потенциала экономики и повышение её привлекательности прежде всего для прямых инвестиций иностранных инвесторов. Суммируя все выше сказанное, можно выделить следующие меры, направленные на привлечение прямых инвестиций: базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата; правовые и административные основы деятельности иностранных инвесторов; специфические стимулы для ПИИ. Для конкретного изменения сложившейся в России ситуации и интенсификации притока ПИИ необходимо пересмотреть политику в области иностранных инвестиций. Кардинальные сдвиги в политике привлечения ПИИ предполагают использование принятых в мире принципов в отношении иностранных инвестиций, пересмотр приоритетов в отношении сфер приложения инвестиций. Россия не имеет возможности осуществлять стимулирование ПИИ в значительных масштабах. Ограниченность средств требует чёткого решения таких вопросов, как методы стимулирования, на какие цели должны тратиться средства, приоритетные области привлечения ПИИ, кому, на каких условиях и кем могут предоставляться льготы. В условиях несовершенного инвестиционного климата определённой трансформации должны подвергнуться и традиционные подходы к выбору отраслевых приоритетов инвестиционной политики. При относительно низкой инфляции, стабильной мотивации к производственному накоплению к их числу следует отнести экспортный потенциал; перспективы спроса на продукцию отрасли на внутреннем рынке, степень содействия переходу к новому технологическому укладу; минимизацию зависимости от импорта; разработку и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий. Учитывая, что сложившаяся в экономике России ситуация характеризуется острым инвестиционным кризисом, первоочередной задачей является запуск механизма инвестиционного мультипликатора, предопределяющего государственную поддержку высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов независимо от их отраслевой принадлежности. Их реализация позволит улучшить инвестиционную конъюнктуру за счёт “перелива” инвестиционного спроса по цепочкам межотраслевого взаимодействия. Действующее российское законодательство в отношении ПИИ далеко не во всём соответствует требованиям международной практики и глобальной тенденции либерализации режима привлечения ПИИ. Более того, российское инвестиционное законодательство в области привлечения ПИИ по своей “привлекательности” значительно уступает законодательствам многих других стран, конкурирующих с Россией в области привлечения ПИИ. Деятельность по созданию правовой базы привлечения ПИИ в экономику России должна осуществляться путём решения следующих взаимосвязанных проблем: подготовка и принятие отсутствующих законодательных актов, призванных заполнить существующий вакуум в правовом механизме привлечения ПИИ в экономику России (законы “Об инвестиционных договорах государства”, ”О регистрации коммерческих организаций”); внесение дополнений и уточнений в законодательные акты, принятые в предшествующие годы, с целью дальнейшего совершенствования и адаптации к подписанным Российской Федерацией международным соглашениям (в первую очередь, это касается законов “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”, “О СРП”, “О недрах”); принятие подзаконных актов (постановлений Правительства РФ, ведомственных инструкций и т.д.), направленных на реализацию положений законодательства, регулирующего условия входа на рынок и деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Базовый закон “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”, несмотря на ряд существенных правовых нововведений, страдает заметными недостатками и по отдельным позициям представляет собой шаг назад по сравнению с существовавшей ранее нормативной базой регулирования иностранных инвестиций. В связи с этим в ближайшее время необходимо принять закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”, призванный скорректировать имеющиеся в действующем законе просчёты, снижающие его эффективность в качестве базового правового акта, призванного обеспечить благоприятные условия для притока ПИИ в национальную экономику. Не менее проблемным является Соглашение о разделе продукции. Всего утверждённый законом перечень месторождений, которые могут разрабатываться на условиях СРП, включает 27 участков недр. Из них 21 – это нефтяные месторождения, два газовых, три золотоносных и одно железорудное. По закону, на условиях СРП можно разрабатывать только 30% от разведанных запасов российских полезных ископаемых. При добыче нефти эта квота уже почти использована на 26,5%. При этом в правительстве имеются планы включения в список СРП 16 новых месторождений, из которых 13 –нефти, два –золота и одно – горючих сланцев. Возможность получения месторождения стратегического значения служит исключительным стимулом для потенциальных инвесторов. Помимо несовершенства законодательной базы одной из наиболее сложных проблем в аспекте привлечения инвестиций является организация страхования иностранных инвесторов от некоммерческих рисков. Вкладывая капитал в российские активы, инвесторы требуют дополнительной премии в размере 20-45% годовых по сравнению с инвестициями в аналогичные активы в странах с рыночной экономикой. Среди важнейших составляющих российского страхового риска – неадекватная защита прав собственности, низкая платёжная дисциплина, значительное распространение коррупции и преступности. Поэтому в ближайшей перспективе для привлечения ПИИ в экономику страны целесообразно использовать комплекс мер, направленных на снижение страхового риска для инвесторов. Одним из важнейших механизмов этого может служить создание программы гарантирования (страхования) прямых иностранных инвестиций в России. Для решения этой проблемы представлялось бы целесообразным создать за рубежом, вне юрисдикции России, Российский фонд страхования иностранных инвестиций, за счёт капитала которого будет осуществляться предоставление гарантий по ПИИ. С российской стороны управление Фондом должно осуществлять вновь создаваемое Российское агентство по страхованию кредитных и инвестиционных рисков. Для повышения доверия иностранных инвесторов и обеспечения надлежащего уровня выполнения функций Фонда к его управлению целесообразно привлечь также иностранного управляющего, роль которого может выполнять один из транснациональных банков или компаний. 3 Оценка инвестиционной привлекательности проекта ИП Тургушев Предприятие по производству шкафов купе намерено приобрести новую производственную линию для изготовления офисной и мягкой мебели. Инвестиционная сумма 35 млн. руб. Процент инвестиций 10% Стоимость оборудования составляет 17,5 млн. руб. Установка и монтаж 17,5 млн. руб. Закупка оборудования производится в 2002 году, установка и монтаж – в начале 2003 года. Ввод в эксплуатацию – июль 2003 года Проектная мощность оборудования – 102,2 млн. руб/год Срок работы до капитального ремонта – 5 лет Ремонт запланирован на июль – сентябрь 2007 года и будет производиться собственными силами. Упрощения, принятые в данном проекте: имеются необходимые площади; финансовая деятельность не ведется; инфляционный процесс отсутствует; дебиторская и кредиторская задолженности отсутствуют; потребность в запасах и материалах отсутствует; рассматривается только один сценарий; бюджетное финансирование проекта отсутствует. Период расчета - 6 лет Шаг расчета – 1 год Налоги: на прибыль – 24 %; на пользователей автодорог – 1 % от выручки без НДС; на имущество – 1 % от среднегодовой стоимости имущества; НДС (кроме сырья)– 20 %, на сырье – 10 %; ЕСН – 35,6 % от фонда оплаты труда. Безрисковая ставка определена как средняя ставка по депозитам в банках высшей категории надежности – 13,2 % Налог на безрисковый доход – 24 % Премия за риск – 10 % На основе расчета и анализа интегральных показателей экономической эффективности следует определить целесообразность принятия данного инвестиционного проекта. 3.1 Инвестиционный план В инвестиционном плане рассматриваются затраты на инвестирование проекта. В затраты по инвестиционному плану входит приобретение дополнительного оборудования, затраты на установку этого оборудования и сумма НДС по инвестиционному плану, что представлено в таблице 1. Таблица 1 – Затраты |Показатель |Год | | |2002 |2003 | |Затраты на |17500 |— | |приобретение | | | |оборудования (тыс. | | | |руб) | | | |Монтажные работы (тыс.|— |17500 | |руб) | | | |Итого затрат по |17500 |17500 | |проекту (тыс. руб) | | | |в т.ч. НДС (тыс. руб) |2916,7 |2916,7 | Используя данную информацию, можно определить полные затраты, касающиеся чистой инвестиционной сумме, то есть инвестиционная сумма будет равна строке «Итого затрат по проекту». 3.1.1 Состав и структура основных средств по пусковым комплексам Таблица 2 позволяет провести анализ состава и структуры основных средств по пусковым комплексам. Общие затраты по приобретению производственной линии без НДС в момент ввода оборудования в эксплуатацию, включая стоимость самого оборудования, а также стоимость монтажных работ на месте эксплуатации, в 2003 году составят 29 167 тыс. руб., однако основные средства, как известно, подвержены износу, денежным выражением которого является амортизационный фонд. В данном случае используется линейная система начисления амортизации, исходящая из предположения о том, что процесс износа основного капитала будет происходить равномерно в течение всего срока его службы. Поэтому величина ежегодного амортизационного фонда является постоянной и равна 2 916,7 тыс. руб. Поскольку производственная линия начнет действовать с июля 2003 года, то стоимость амортизации за данный период будет рассчитываться за полгода и составит 50 % от годовой величины, а именно 1 458,4 тыс. руб. С течением времени фактический износ увеличивается, уменьшая тем самым остаточную фактическую стоимость оборудования, которая к концу срока службы до капитального ремонта (в 2007 году) составит 12 760,6 тыс. руб. Капитальный ремонт будет проводиться за счет амортизации и в течение некоторого времени оборудование не будет использовано, но это не повлияет на предложение, поскольку к этому времени запланировано иметь производственный запас. Таблица 2 – Состав и структура основных средств |Показатель |Год | | |2003 |2004 |2005 |2006 |2007 | |Балансовая |29 167,0|27 708,7|24 792,0|21 875,3|18 958,6| |стоимость (тыс. | | | | | | |руб) | | | | | | |Нормативный срок |10,0 |— |— |— |— | |службы (лет) | | | | | | |Планируемый срок |8,0 |— |— |— |— | |службы, (лет) | | | | | | |Амортизация (для |1 458,4 |2 916,7 |2 916,7 |2 916,7 |2 916,7 | |целей | | | | | | |налогообложения) | | | | | | |(тыс. руб) | | | | | | |Фактический износ|6,3 |18,8 |31,3 |43,8 |56,3 | |(%), | | | | | | |накопительным | | | | | | |итогом | | | | | | |Остаточная |27 708,7|24 792,0|21 875,3|18 958,6|16 041,9| |балансовая | | | | | | |стоимость, (тыс. | | | | | | |руб) | | | | | | |Остаточная |27 344,1|23 698,2|20 052,3|16 406,4|12 760,6| |фактическая | | | | | | |стоимость, (тыс. | | | | | | |руб) | | | | | | 3.1.2 Расчет ликвидационной стоимости в 2007 году Рассчитанный показатель чистой ликвидационной стоимости оборудования представленный в таблице 3, по завершении 2007 года равен рыночной стоимости (остаточной фактической в конце срока службы) и составляет 12 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|