рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Иностранные инвестиции в российской экономике

инвестированию в развитие местных предприятий. Так, например, “Пепси-кола”

строит завод по разливу напитков в Екатеринбурге. Европейские мебельные

компании переносят некоторые свои производства в Уральский регион.

2.4 Пути и способы привлечения иностранных инвестиций

Из вышеизложенного следует, что часть проблем лежит на государственном

уровне, часть – на корпоративном. На основе тщательного анализа реальной

значимости и возможностей устранения отмеченных препятствий на пути

привлечения иностранных инвестиций, формирования инновационной активности

предприятий и корпораций в России целесообразно в ближайшее время

сконцентрировать усилия на решении следующих проблем:

обеспечить завершенность институционной системы привлечения иностранных

инвестиций путём выработки практической государственной программы по этому

направлению и её всестороннего законодательного обеспечения;

устранить недостатки закона о разделе продукции и неопределенности его

применения на практике вследствие отсутствия других необходимых нормативных

документов;

добиваться завершенности земельной реформы и установления твёрдых прав

для физических и юридических лиц продавать и покупать землю, а также

использовать её в качестве залога;

существенно упростить и либерализовать налоговое законодательство,

включая пересмотр чрезмерно высоких ставок налогов, сборов и других

обязательных отчислений, в том числе в сфере внешнеэкономической

деятельности;

обеспечить устойчивость таможенного режима и существенно упростить его с

тем, чтобы таможенные правила не препятствовали притоку в Россию передовой

техники и технологии, не изменялись в течение коротких периодов времени;

добиться согласованности интересов и устранить причины их столкновений во

взаимодействии федеральных, региональных и местных властей с тем, чтобы

устранить атмосферу неопределенности и правовой незащищенности бизнеса, в

том числе в части защиты прав интеллектуальной собственности в его

взаимоотношении с органами власти;

установить надёжный порядок в платёжно-расчётной системе, обеспечивающий

бесперебойное проведение расчётов на территории всей страны;

обеспечить общую надёжность банковской системы и устранить причины

подверженности кредитно-финансовой сферы злоупотреблениям, подрывающие

основы нормальной и устойчивой хозяйственной деятельности в России;

создать действенную систему поддержки и гарантий со стороны государства в

отношении предпринимателей, в особенности в сфере малого бизнеса.

Есть все основания утверждать, что работа по улучшению российского

законодательства в указанных областях, хотя и медленно, по сравнению с

другими странами, но продвигается в позитивном направлении, что

способствует улучшению инвестиционного климата в России. Можно полагать,

что уже действующее законодательство и состоявшееся продвижение России по

пути создания рыночной экономики создали ту необходимую основу для

активного внешнеторгового сотрудничества и притока иностранных инвестиций,

расширяя и упрочивая которую, можно добиться в области инновационной

деятельности значительных результатов.

Исходя из баланса соотношения риск – возможности и его прогноза,

корпорация (инвестор) выстраивает стратегию выхода на рынок или присутствия

на нём. С формализованной точки зрения схемы и стадии (от простого к более

сложному) можно выделить: фазу предварительного интереса (исходя из

глобальной стратегии компания несёт расходы на общую информацию о новом

рынке), исследовательскую фазу (компания проявила интерес и проводит

исследование рынка), фазу разведки или простой торговли (импорт через

контрпартнёра, открытие представительства, вендорные отношения, вложения в

коммуникационный маркетинг (реклама), в инфраструктуру (склад, сервис). На

более высокой стадии предполагается участие инвесторов в акционерном

капитале (влияние на управление), долгосрочные портфельные инвестиции,

создание совместных предприятий с российским партнёром (альянс,

кооперация), организация местного производства (кооперация, отвёрточная

сборка, упаковка). Наконец, высшая качественная инвестиционная стадия:

сделки слияния и поглощения, организация производства “с нуля” (капитальное

строительство, фирмы со 100-процентным иностранным капиталом и т.п.),

производство и реэкспортные поставки конкурентоспособной продукции,

произведённой в данной стране, в другие страны.

Однако, на фоне неблагоприятных условий инвестиционного процесса

выясняется, что инвестиционный процесс в России за десятилетие реформ успел-

таки пройти через цепочку начальных стадий. Это значит, что основные

инвесторы, выбравшие долгосрочные стратегии, успели наладить в России

местное производство и от кризиса 1998-1999 годов даже выиграли.

По данным Госкомстата и Министерства экономического развития и

торговли, по состоянию на конец 2000 года в российскую экономику поступили

инвестиции из 98 стран. Объем прямых иностранных инвестиций составил около

двух миллиардов долларов. Основной объем инвестиций поступил из США,

Германии, Кипра, Нидерландов, Франции, Швейцарии и Великобритании.

Аналогичная тенденция сохранялась и в 2001г [10].

По объему привлечённых инвестиций лидируют сфера управления,

топливная и пищевая промышленность, торговля и общественное питание,

машиностроение, металлообрабатывающая промышленность, а также транспорт,

связь, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность,

цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность.

Общий накопленный объем иностранных инвестиций в эти секторы

экономики составил 22 миллиарда долларов, или 85% от общего объема всех

привлечённых в Россию инвестиций, что показано на рисунке 1.

[pic]

Рисунок 1 – Распределение объема иностранных инвестиций в отрасли

российской экономики

В приложении Б рассматриваются наиболее привлекательные регионы для

иностранных инвесторов, это Москва, Санкт-Петербург, Московская область,

Краснодарский край, Сахалинская область, Татарстан и Тюменская область.

[pic]

Рисунок 2 – Распределение доли объёма всех иностранных инвестиций

Однако останавливаться на достигнутом нельзя. Необходимо вырабатывать

новые и совершенствовать имеющиеся каналы привлечения инвестиций, в первую

очередь прямых иностранных инвестиций, составляющих основу современного

инновационного трансферта технологий.

В настоящее время перед Россией стоит сложная задача: привлечь в страну

иностранный капитал с учётом его собственных стимулов и одновременно

ориентируя его мерами экономического регулирования на достижение

национальных целей. Для этого необходимо проведение согласованного

комплекса мер в законодательной и административной сфере, направленных на

максимально полное раскрытие и использование инвестиционного потенциала

экономики и повышение её привлекательности прежде всего для прямых

инвестиций иностранных инвесторов.

Суммируя все выше сказанное, можно выделить следующие меры,

направленные на привлечение прямых инвестиций:

базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата;

правовые и административные основы деятельности иностранных

инвесторов;

специфические стимулы для ПИИ.

Для конкретного изменения сложившейся в России ситуации и

интенсификации притока ПИИ необходимо пересмотреть политику в области

иностранных инвестиций. Кардинальные сдвиги в политике привлечения ПИИ

предполагают использование принятых в мире принципов в отношении

иностранных инвестиций, пересмотр приоритетов в отношении сфер приложения

инвестиций. Россия не имеет возможности осуществлять стимулирование ПИИ в

значительных масштабах. Ограниченность средств требует чёткого решения

таких вопросов, как методы стимулирования, на какие цели должны тратиться

средства, приоритетные области привлечения ПИИ, кому, на каких условиях и

кем могут предоставляться льготы.

В условиях несовершенного инвестиционного климата определённой

трансформации должны подвергнуться и традиционные подходы к выбору

отраслевых приоритетов инвестиционной политики. При относительно низкой

инфляции, стабильной мотивации к производственному накоплению к их числу

следует отнести экспортный потенциал; перспективы спроса на продукцию

отрасли на внутреннем рынке, степень содействия переходу к новому

технологическому укладу; минимизацию зависимости от импорта; разработку и

применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий.

Учитывая, что сложившаяся в экономике России ситуация

характеризуется острым инвестиционным кризисом, первоочередной задачей

является запуск механизма инвестиционного мультипликатора,

предопределяющего государственную поддержку высокоэффективных и

быстроокупаемых инвестиционных проектов независимо от их отраслевой

принадлежности. Их реализация позволит улучшить инвестиционную конъюнктуру

за счёт “перелива” инвестиционного спроса по цепочкам межотраслевого

взаимодействия.

Действующее российское законодательство в отношении ПИИ далеко не

во всём соответствует требованиям международной практики и глобальной

тенденции либерализации режима привлечения ПИИ. Более того, российское

инвестиционное законодательство в области привлечения ПИИ по своей

“привлекательности” значительно уступает законодательствам многих других

стран, конкурирующих с Россией в области привлечения ПИИ.

Деятельность по созданию правовой базы привлечения ПИИ в экономику

России должна осуществляться путём решения следующих взаимосвязанных

проблем:

подготовка и принятие отсутствующих законодательных актов,

призванных заполнить существующий вакуум в правовом механизме привлечения

ПИИ в экономику России (законы “Об инвестиционных договорах государства”,

”О регистрации коммерческих организаций”);

внесение дополнений и уточнений в законодательные акты, принятые в

предшествующие годы, с целью дальнейшего совершенствования и адаптации к

подписанным Российской Федерацией международным соглашениям (в первую

очередь, это касается законов “Об иностранных инвестициях в Российской

Федерации”, “О СРП”, “О недрах”);

принятие подзаконных актов (постановлений Правительства РФ,

ведомственных инструкций и т.д.), направленных на реализацию положений

законодательства, регулирующего условия входа на рынок и деятельности

иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

Базовый закон “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”,

несмотря на ряд существенных правовых нововведений, страдает заметными

недостатками и по отдельным позициям представляет собой шаг назад по

сравнению с существовавшей ранее нормативной базой регулирования

иностранных инвестиций. В связи с этим в ближайшее время необходимо принять

закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об

иностранных инвестициях в Российской Федерации”, призванный скорректировать

имеющиеся в действующем законе просчёты, снижающие его эффективность в

качестве базового правового акта, призванного обеспечить благоприятные

условия для притока ПИИ в национальную экономику.

Не менее проблемным является Соглашение о разделе продукции. Всего

утверждённый законом перечень месторождений, которые могут разрабатываться

на условиях СРП, включает 27 участков недр. Из них 21 – это нефтяные

месторождения, два газовых, три золотоносных и одно железорудное.

По закону, на условиях СРП можно разрабатывать только 30% от

разведанных запасов российских полезных ископаемых. При добыче нефти эта

квота уже почти использована на 26,5%. При этом в правительстве имеются

планы включения в список СРП 16 новых месторождений, из которых 13 –нефти,

два –золота и одно – горючих сланцев.

Возможность получения месторождения стратегического значения служит

исключительным стимулом для потенциальных инвесторов.

Помимо несовершенства законодательной базы одной из наиболее сложных

проблем в аспекте привлечения инвестиций является организация страхования

иностранных инвесторов от некоммерческих рисков. Вкладывая капитал в

российские активы, инвесторы требуют дополнительной премии в размере 20-45%

годовых по сравнению с инвестициями в аналогичные активы в странах с

рыночной экономикой. Среди важнейших составляющих российского страхового

риска – неадекватная защита прав собственности, низкая платёжная

дисциплина, значительное распространение коррупции и преступности. Поэтому

в ближайшей перспективе для привлечения ПИИ в экономику страны

целесообразно использовать комплекс мер, направленных на снижение

страхового риска для инвесторов. Одним из важнейших механизмов этого может

служить создание программы гарантирования (страхования) прямых иностранных

инвестиций в России.

Для решения этой проблемы представлялось бы целесообразным создать

за рубежом, вне юрисдикции России, Российский фонд страхования иностранных

инвестиций, за счёт капитала которого будет осуществляться предоставление

гарантий по ПИИ. С российской стороны управление Фондом должно осуществлять

вновь создаваемое Российское агентство по страхованию кредитных и

инвестиционных рисков. Для повышения доверия иностранных инвесторов и

обеспечения надлежащего уровня выполнения функций Фонда к его управлению

целесообразно привлечь также иностранного управляющего, роль которого может

выполнять один из транснациональных банков или компаний.

3 Оценка инвестиционной привлекательности проекта ИП Тургушев

Предприятие по производству шкафов купе намерено приобрести новую

производственную линию для изготовления офисной и мягкой мебели.

Инвестиционная сумма 35 млн. руб.

Процент инвестиций 10%

Стоимость оборудования составляет 17,5 млн. руб.

Установка и монтаж 17,5 млн. руб.

Закупка оборудования производится в 2002 году, установка и монтаж – в

начале 2003 года.

Ввод в эксплуатацию – июль 2003 года

Проектная мощность оборудования – 102,2 млн. руб/год

Срок работы до капитального ремонта – 5 лет

Ремонт запланирован на июль – сентябрь 2007 года и будет производиться

собственными силами.

Упрощения, принятые в данном проекте:

имеются необходимые площади;

финансовая деятельность не ведется;

инфляционный процесс отсутствует;

дебиторская и кредиторская задолженности отсутствуют;

потребность в запасах и материалах отсутствует;

рассматривается только один сценарий;

бюджетное финансирование проекта отсутствует.

Период расчета - 6 лет

Шаг расчета – 1 год

Налоги:

на прибыль – 24 %;

на пользователей автодорог – 1 % от выручки без НДС;

на имущество – 1 % от среднегодовой стоимости имущества;

НДС (кроме сырья)– 20 %, на сырье – 10 %;

ЕСН – 35,6 % от фонда оплаты труда.

Безрисковая ставка определена как средняя ставка по депозитам в банках

высшей категории надежности – 13,2 %

Налог на безрисковый доход – 24 %

Премия за риск – 10 %

На основе расчета и анализа интегральных показателей экономической

эффективности следует определить целесообразность принятия данного

инвестиционного проекта.

3.1 Инвестиционный план

В инвестиционном плане рассматриваются затраты на инвестирование

проекта. В затраты по инвестиционному плану входит приобретение

дополнительного оборудования, затраты на установку этого оборудования и

сумма НДС по инвестиционному плану, что представлено в таблице 1.

Таблица 1 – Затраты

|Показатель |Год |

| |2002 |2003 |

|Затраты на |17500 |— |

|приобретение | | |

|оборудования (тыс. | | |

|руб) | | |

|Монтажные работы (тыс.|— |17500 |

|руб) | | |

|Итого затрат по |17500 |17500 |

|проекту (тыс. руб) | | |

|в т.ч. НДС (тыс. руб) |2916,7 |2916,7 |

Используя данную информацию, можно определить полные затраты,

касающиеся чистой инвестиционной сумме, то есть инвестиционная сумма будет

равна строке «Итого затрат по проекту».

3.1.1 Состав и структура основных средств по пусковым комплексам

Таблица 2 позволяет провести анализ состава и структуры основных

средств по пусковым комплексам. Общие затраты по приобретению

производственной линии без НДС в момент ввода оборудования в эксплуатацию,

включая стоимость самого оборудования, а также стоимость монтажных работ на

месте эксплуатации, в 2003 году составят 29 167 тыс. руб., однако основные

средства, как известно, подвержены износу, денежным выражением которого

является амортизационный фонд. В данном случае используется линейная

система начисления амортизации, исходящая из предположения о том, что

процесс износа основного капитала будет происходить равномерно в течение

всего срока его службы. Поэтому величина ежегодного амортизационного фонда

является постоянной и равна 2 916,7 тыс. руб.

Поскольку производственная линия начнет действовать с июля 2003 года,

то стоимость амортизации за данный период будет рассчитываться за полгода и

составит 50 % от годовой величины, а именно 1 458,4 тыс. руб.

С течением времени фактический износ увеличивается, уменьшая тем самым

остаточную фактическую стоимость оборудования, которая к концу срока службы

до капитального ремонта (в 2007 году) составит 12 760,6 тыс. руб.

Капитальный ремонт будет проводиться за счет амортизации и в течение

некоторого времени оборудование не будет использовано, но это не повлияет

на предложение, поскольку к этому времени запланировано иметь

производственный запас.

Таблица 2 – Состав и структура основных средств

|Показатель |Год |

| |2003 |2004 |2005 |2006 |2007 |

|Балансовая |29 167,0|27 708,7|24 792,0|21 875,3|18 958,6|

|стоимость (тыс. | | | | | |

|руб) | | | | | |

|Нормативный срок |10,0 |— |— |— |— |

|службы (лет) | | | | | |

|Планируемый срок |8,0 |— |— |— |— |

|службы, (лет) | | | | | |

|Амортизация (для |1 458,4 |2 916,7 |2 916,7 |2 916,7 |2 916,7 |

|целей | | | | | |

|налогообложения) | | | | | |

|(тыс. руб) | | | | | |

|Фактический износ|6,3 |18,8 |31,3 |43,8 |56,3 |

|(%), | | | | | |

|накопительным | | | | | |

|итогом | | | | | |

|Остаточная |27 708,7|24 792,0|21 875,3|18 958,6|16 041,9|

|балансовая | | | | | |

|стоимость, (тыс. | | | | | |

|руб) | | | | | |

|Остаточная |27 344,1|23 698,2|20 052,3|16 406,4|12 760,6|

|фактическая | | | | | |

|стоимость, (тыс. | | | | | |

|руб) | | | | | |

3.1.2 Расчет ликвидационной стоимости в 2007 году

Рассчитанный показатель чистой ликвидационной стоимости оборудования

представленный в таблице 3, по завершении 2007 года равен рыночной

стоимости (остаточной фактической в конце срока службы) и составляет 12

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.