рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Учетная политика

- метода учета выручки от реализации продукции (работ, услуг)

для целей налогообложения;

- методики корректировки себестоимости реализованной продукции

(работ, услуг) организациями, учитывающими выручку для целей

налогообложения "по оплате".

Учет выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей

налогообложения

В соответствии с пунктом 13 Положения о составе затрат организация

может определять выручку от реализации продукции (работ, услуг) в целях

налогообложения:

1) по мере поступления денежных средств на расчетный счет или в

кассу ("по оплате");

2) по мере отгрузки продукции и предъявления покупателям расчетных

документов ("по отгрузке").

Выручка в целях исчисления НДС, согласно статье 8 Закона РФ от 6

декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", также может

определяться либо "по оплате", либо "по отгрузке".

В отношении других налогов, базой расчета которых является выручка от

реализации продукции (работ, услуг), специальные нормы в законодательстве

не содержатся. Но на практике выбранный организацией метод определения

выручки от реализации продукции (работ, услуг) применяется и при исчислении

других налогов с выручки (например, налога на пользователей автомобильных

дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной

сферы). Исключением является лишь налог с продаж, который исчисляется

только после поступления оплаты.

Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг),

который выбрала организация, распространяется также на реализацию основных

средств и прочего имущества.

Что касается вне реализационных доходов, то ранее они учитывались в

целях налогообложения по мере начисления, то есть независимо от факта

поступления денежных средств. Однако постановлением Конституционного Суда

РФ от 28 октября 1999 г. N 14-П было определено, что в составе

налогооблагаемой прибыли учитываются только фактически полученные

организацией внереализационные доходы. Правда, данное постановление

касается порядка учета штрафных санкций, присужденных, но еще не полученных

банком-кредитором. Но, учитывая, что Закон РФ "О налоге на прибыль

предприятий и организаций" устанавливает единые требования определения

налогооблагаемой прибыли для всех хозяйствующих субъектов, решение

Конституционного Суда РФ можно распространить и на другие организации, а не

только на кредитные учреждения.

Методика корректировки себестоимости реализованной продукции

(работ, услуг) организациями, определяющими выручку для целей

налогообложения "по оплате"

Метод определения выручки в целях налогообложения ("по оплате" или "по

отгрузке") определяет также порядок формирования себестоимости

реализованной продукции.

Как известно, затраты организации отражаются в бухгалтерском учете по

методу их начисления. Поэтому если организация определяет выручку "по

оплате", то она должна произвести корректировку затрат, которые относятся к

отгруженной, но еще не оплаченной продукции.

Такая корректировка не вызывает затруднений у организаций, ведущих по

объектный (позаказный) учет себестоимости. При учете затрат котловым

способом организация должна определить методику корректировки себестоимости

продукции (работ, услуг).

Для удобства работы можно оформить большинство организационно-

технических и иных решений, необходимых внутренним пользователям (например,

систему и План счетов бухгалтерского учета, порядок организации учетной

работы в организации, перечень лиц, имеющих право подписи первичных

документов), в виде отдельных приложений к приказу об учетной политике.

Это позволит разбить учетную политику на несколько самостоятельных

документов (приложений к приказу), перечень и содержание которых можно

изменять и дополнять по мере необходимости.

Способы ведения учета избранные предприятием, должны применяться, как

правило, с 1 января года, следующего за годом издания документа,

оформляющего решение о принятии учетной политики. Однако в отдельных

случаях документ может определять иную конкретную дату начала применения

того или иного способа.

Создаваемые предприятия должны оформлять свою учетную политику по

возможности в кратчайшие сроки. В начале деятельности предприятия при не

укомплектованности штатов и недостаточности сведений о будущем развитии

бизнеса весьма трудно определиться с учетной политикой. Поэтому она может

быть оформлена в течение определенного периода. Оформление учетной политики

должно быть произведено в срок не позднее 90 дней со дня приобретения

предприятием прав юридического лица или государственной регистрации.

Особое внимание должно быть обращено на процедуру формирования учетной

политики на предприятиях. В ней должны участвовать специалисты не только

бухгалтерской службы, но и других функциональных подразделений и служб, в

том числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной

комиссии.

На протяжении года предприятие должно строго следовать принятой

учетной политики. При необходимости можно внести изменения в учетную

политику, но только с начала нового отчетного года, о чем обязательно

указывается в пояснительной записке к годовому отчету за предыдущий год. В

течение отчетного года учетная политика может быть изменена в случае

ликвидации, реорганизации или преобразования предприятия, а также изменений

нормативных и законодательных документов РФ.

В связи с регулярными (в том числе в течение одного финансового года)

изменениями законодательных актов учетная политика становится одним из

важнейших механизмов взаимодействия организации с налоговыми органами.

Особое внимание необходимо уделять соответствию учетной политики

хозяйственной ситуации, под которой понимается внутренние и внешние условия

функционирования предприятия. В частности, на учетную политику могут

оказать влияние такие события в хозяйственной жизни, как:

- запрет или ограничение той или иной деятельности;

- изменение условий договора, заключаемых с потребителями

продукции работ, услуг, в том числе с государственными

органами, и поставщиками материально-технических

ресурсов, услуг;

- введение и отмена государственного регулирования цен на

продукцию;

- реструктурирование источников формирования финансовых

ресурсов;

- изменение условий внешнеэкономического режима;

- уровень инфляции

- и др.

Все изменения избранной учетной политики должны быть обоснованными.

Если меняются методические способы ведения учета, то это предполагает

наличие серьезных экономических факторов и предпочтительность использования

новых способов.

Обоснованием перехода к использованию новых технических приемов учета

может быть рационализация и оптимизация учетного процесса. В результате

реорганизации предприятия происходят изменения в организационном аспекте

системы учета, в частности преобразуется структура бухгалтерской службы.

Последствия изменений тех или иных способов, составляющих учетную политику

предприятия, неодинаковы.

Если изменения касаются ее технических и организационных аспектов, то

это в большей степени сказывается на качественных характеристиках самого

учетного процесса.

Корректировка же методических приемов может отразиться на финансовых

результатах деятельности предприятия и тем самым изменить картину

имущественного и финансового положения предприятия, что в свою очередь

повлияет на выводы и действия пользователей бухгалтерской отчетности. Такие

изменения должны быть выражены в стоимостном выражении. Оценка

осуществляется на основании выверенных предприятием данных на дату, с

которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Стоимостная оценка последствий изменений в учетной политике может

определяться:

1) как разница в оценке активов, в отношении которых используются

новые способы оценки, до и после внесения этих изменений или

2) как непогашенная величина первоначальной стоимости активов.

В связи с изменением учетной политики предприятие должно определить

порядок регулирования суммовых разниц, возникающих при переходе к

использованию новых способов ведения учета. Иными словами, необходимо

решить, будет возникшая суммовая разница включена в издержки производства

или будет отнесена на чистую прибыль, либо капитализирована.

Так же, как и сама учетная политика, документальному оформлению

подлежат изменения в ней. Имеется в виду необходимость издания

соответствующего распорядительного документа и доведения его до сведения

всех заинтересованных должностных лиц и других работников предприятия.

При тех или иных изменениях учетной политики особенно тщательно

необходимо подходить к определению даты, с которой в учетную практику

вводится новый прием. Его ведение не должно исказить финансового результата

деятельности предприятия, усложнить учетный процесс или воспрепятствовать

нормальному его ходу.

Теоретически новый способ учета можно ввести с любой даты, избранной

предприятием. Однако с точки зрения практики наиболее приемлемым моментом

является 1 января. Корректировка учетной политики с начала нового отчетного

года обеспечивает последовательность учетного процесса в течение отчетного

года и большую представительность показателей, формируемых в бухгалтерском

учете.

Последовательность применения учетной политики является одним из

принципов бухгалтерского учета, который предусмотрен пунктом 4 статьи 6

Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

В связи с этим организации вовсе необязательно ежегодно принимать приказ об

учетной политике. Достаточно лишь по мере необходимости вносить в него

изменения. Поэтому в приказе можно не указывать год его принятия.

Если организация внесла в учетную политику какие-либо изменения, они

должны быть объявлены в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности

(п. 4 ст. 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете"). При этом вовсе

необязательно их подробно расшифровывать. Не случайно понятия "объявление"

и "раскрытие" изменений учетной политики разделены в пунктах 22 и 23 ПБУ

1/98.

В некоторых случаях организация может столкнуться с ситуацией, когда

какие-либо нормы отражения операций в бухгалтерском учете первоначально не

были установлены в учетной политике. В таком случае данная организация

может внести в учетную политику необходимые дополнения. В соответствии с

пунктом 16 ПБУ 1/98 внесение в учетную политику дополнений может

производиться в течение всего отчетного года.

Принятая предприятием учетная политика должна раскрываться для внешних

пользователей финансовой информации. При этом под раскрытием информации

подразумевается предание ее гласности. Применительно к учетной политике

речь идет об описании в бухгалтерской отчетности важнейших способов ведения

бухгалтерского учета.

Необходимость в этом связана с назначением финансовой информации о

деятельности предприятия. Чтобы проанализировать состояние предприятия на

основе его финансовой отчетности, необходимо знать, как сформировались те

или иные показатели, что отражает их изменение: реальное улучшение-

ухудшение дел или корректировку методов исчисления этих показателей.

Иными словами. Заинтересованный пользователь бухгалтерской отчетности

должен иметь возможность понять и оценить те или иные данные, включенные в

нее.

В публикуемом отчете подлежат описанию не все составляющие учетной

политики, а лишь основные ее положения. Под основными понимаются те

положения учетной политики, которые существенно влияют на представление об

имущественном и финансовом положения предприятия, его денежном обороте или

результатах его деятельности, а также те, которые значительно влияют или

могут сделать полезные выводы по ней.

Основные положения учетной политики могут раскрываться в отчетности

двумя способами:

- путем описания каждого из них

- путем указания отклонений от общих правил.

В первом случае пояснительная информация к бухгалтерской отчетности

включает более или менее подробное изложение всех основных положений

учетной политики, независимо от того, являются они общепризнанными или нет.

Второй способ раскрытия учетной политики целесообразен для отчетности

«внутри российского пользования». При этом способе основные положения

учетной политики раскрываются лишь в том случае, когда они отличаются от

общепринятых правил.

Если при составлении финансовой отчетности предприятие строго следует

общепризнанным правила, то в отчете достаточно ограничиться указанием этого

факта. Если же предприятие допускает по тем или иным причинам отступления

от таких правил, то они подробно описываются в пояснениях к отчету вместе с

причинами этих отступлений.

Кроме положений, отличных от общепризнанных, информация об учетной

политике должна содержать сведения о положениях, сформированных

предприятием: в результате выбора, сделанного из нескольких допускаемых

вариантов;

- исходя из отраслевой принадлежности предприятия;

- в результате нетрадиционного применения допускаемых

вариантов, в том числе отраслевых.

В отечественной практике среди них –

- амортизационная политика в отношении основных средств;

- порядок начисления амортизации по нематериальным активам;

- метод оценки сырья, материалов и подобных ценностей;

- метод признания прибыли по долгосрочным договорам;

- фонды специального назначения;

- способы отражения в отчетности полученных займов и др.

Особому описанию подлежат изменения в учетной политике предприятия,

происшедшие в течение отчетного года, равно как в отчетном году по

сравнению с годом, предшествующим отчетному, и существенно влияющие на

оценки и решения пользователей бухгалтерской отчетности.

Учетная политика должна раскрываться в бухгалтерском отчете за год.

Для промежуточных бухгалтерских отчетов это требование не обязательно.

Исключения должны составлять случаи, когда при подготовке промежуточного

отчета произошли существенные изменения в учетной политике по сравнению с

последним по времени составления бухгалтерским отчетом, раскрывавшим

учетную политику. В случае публикации бухгалтерской отчетности в объеме,

меньше установленного, раскрытию подлежат как минимум та информация об

учетной политике, которая непосредственно относится к публикуемым

материалам.

Раскрытие учетной политики в бухгалтерской отчетности не исключает

неправильного или неточного отражения фактов хозяйственной деятельности

предприятия в этой отчетности. Оно не снимает с предприятия ответственности

за нарушение установленных правил ведения бухгалтерского учета и

составления отчетности.

В силу важности последствий принятия учетной политики для внутренней

жизни предприятия и для внешних пользователей бухгалтерская информация

является объектом пристального контроля со стороны различных

заинтересованных органов и лиц.

Внутренний контроль учетной политики обеспечивается службами

внутреннего аудита и ревизионной комиссией. Служба внутреннего аудита

должна сосредоточиться главным образом на соответствии учетной политики

установленному порядку учета и отчетности, обоснованности принятия

администрацией тех или иных решений с точки зрения влияния их на конечные

результаты деятельности предприятия, а также точности претворения выбранной

учетной политики должна наблюдать за учетной политикой в интересах

собственников предприятия, т.е. за тем, насколько принимаемые дирекцией

предприятия решения реализуют цели собственников.

Внешний контроль учетной политики, избранной предприятием, может быть

осуществлен независимой аудиторской организацией, а также государственными

контролирующими органами, обладающими соответствующими полномочиями.

Аудиторский контроль. Информация об учетной политике как неотъемлемая

составляющая бухгалтерской отчетности является одним из объектов

аудиторской проверки. В процессе проверки устанавливается соответствие

избранной предприятием учетной политики характеру и условиям деятельности

этого предприятия, а также действующим правилам деятельности этого

предприятия, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам.

Проверяя учетную политику, аудитор оказывает консультационную помощь

предприятию.

Вторая сторона аудиторской проверки учетной политики связана с

необходимости отчетности и соответствии ее реальному положению дел на

предприятии. Если принять во внимание тот факт, что это мнение служит

основой выводов и действий контрагентов предприятия, то становится

очевидным, что мнение аудитора о достоверности отражения учетной политики в

отчетности также важно. Аудиторское заключение о достоверности

бухгалтерской отчетности должно распространяться в равной степени и на

информацию об учетной политике, избранной предприятием.

Основой для аудиторского исследования учетной политики является

внутренняя документация предприятия, в том числе организационно-

распорядительная документация, внутренние правила и регламенты, проекты

организации бухгалтерского учета, проектная документация на организацию

автоматизированного ведения учета, учетная документация, бухгалтерская

отчетность и др.

Анализ всех названных документов, позволит аудитору составить

достаточно полное представление об учетной политике и ее реализации на

практике.

Контроль налоговых органов. В отличие от аудиторского исследования

учетной политики предприятия контроль налоговых органов преследует лишь

одну цель – установление соответствия избранных предприятие способов

ведения бухгалтерского учета требованиям и предписаниям налогового

законодательства. При этом совершенно очевидно, что налоговые органы не

волнует проблема соответствия установленных правил характеру и особенностям

деятельности конкретного предприятия.

Проверка налоговых органов может осуществляться в пределах и порядке,

установленных законом. В частности, подчас возникает вопрос о правомерности

требований налоговой инспекции о сопровождении бухгалтерского отчета,

представляемого в налоговую инспекцию, подробной справкой об учетной

политике. В основе их – положения налогового законодательства о праве

налоговых инспекторов требовать от предприятий предъявления различных

материалов и пояснений, связанных с ведением бухгалтерского учета и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.