рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Учетная политика

- бухгалтерией как самостоятельным структурным

подразделением;

- бухгалтером, принятым на работу по трудовому договору и

состоящим в штате организации;

- специальной профессиональной организацией (централизованной

бухгалтерией) или бухгалтером-специалистом на договорных

началах;

- руководителем лично.

К учетной политике могут прилагаться положение о бухгалтерской службе,

должностные инструкции работников бухгалтерии, форма договора (контракта) с

организацией или бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет, иные

аналогичные документы.

Положение о бухгалтерской службе и должностные инструкции работников

бухгалтерии обычно включают в себя шесть разделов: общие положения;

функции; права и обязанности; ответственность; взаимоотношения (служебные

связи); организация работы.

Учет в филиалах (обособленных подразделениях)

При наличии у организации филиалов (иных обособленных подразделений)

следует иметь в виду, что учетная политика утверждается по организации в

целом. Филиалы (обособленные подразделения) не могут применять учетную

политику, отличную от учетной политики головной организации, так как это

нарушает пункт 10 ПБУ 1/98.

Организация должна встать на учет в налоговой инспекции по месту

своего нахождения и по местонахождению каждого своего филиала (как

выделенного на отдельный баланс, так и невыделенного), где ей присваивается

КПП код причины постановки на учет в налоговом органе. С 1 января 2000 года

у организаций не будет приниматься отчетность, в которой не указан КПП. Об

этом сообщило МНС России в своем письме от 6 сентября 1999 г. N АП-6-

12/703.

Кроме того, необходимо определить уровень централизации учетных работ:

при централизованной форме весь учет ведется центральной бухгалтерией, при

децентрализованной форме на местах функционируют свои учетные

подразделения.

Если организация производит распределение расходов между головной

организацией и филиалами, то в учетной политике следует оговорить порядок

документального подтверждения такого перераспределения.

Система и План счетов бухгалтерского учета

В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О бухгалтерском

учете", а также с пунктом 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и

бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом

Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, каждая организация на основе

утвержденного Минфином России Плана счетов бухгалтерского учета должна

разработать собственный рабочий план. В нем следует предусмотреть счета,

необходимые для ведения в организации синтетического и аналитического

учета. При этом дополнительные счета первого порядка, не предусмотренные в

утвержденном Плане счетов, могут вводиться только по согласованию с

Минфином России.

Форма бухгалтерского учета

В соответствии с пунктами 8 и 19 Положения по ведению бухгалтерского

учета организация самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета, то

есть определяет совокупность учетных регистров, которые будут

использоваться для отражения хозяйственных операций.

Использование форм стандартных регистров, разработанных Минфином

России или иными уполномоченными органами, подкрепляется ссылкой на номер и

дату соответствующего документа: письмо Минфина СССР от 8 марта 1960 г. N

63 "Об Инструкции по применению единой журнально-ордерной формы

счетоводства" (с учетом Рекомендаций по применению учетных регистров

бухгалтерского учета на предприятиях, приведенных в письме Минфина России

от 24 июля 1992 г. N 59) и т. д.

Применяемые формы первичных учетных документов

Как известно, основанием для отражения хозяйственных операций в

бухгалтерском учете являются первичные учетные документы.

Если для оформления какой-либо хозяйственной операции типовые

(унифицированные) формы первичных документов не утверждены, то организация

может утвердить их самостоятельно. При этом такие формы должны содержать

следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы); код

формы; дату составления; наименование организации, составившей этот

документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной

операции в натуральном и денежном выражении; перечень должностных лиц,

ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее

оформления; личные подписи указанных лиц и их расшифровки.

В зависимости от характера операции в первичные документы могут быть

включены и дополнительные реквизиты.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждает

руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Данный

порядок установлен пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском

учете", а также пунктом 14 Положения по ведению бухгалтерского учета.

График и правила документооборота

Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и

пунктом 8 Положения по ведению бухгалтерского учета предусмотрено, что

организация должна утвердить правила документооборота.

Документооборот в организации регламентируется графиком. Он

составляется в виде схемы или перечня работ, выполняемых каждым структурным

подразделением, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и

сроков выполнения работ.

Номенклатура учета материально-производственных запасов

В соответствии с пунктом 4 ПБУ 5/98 организация должна разработать

номенклатуру материально-производственных запасов в разрезе их наименований

или однородных групп (видов).

Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств

При формировании учетной политики организация также утверждает порядок

проведения инвентаризации имущества и обязательств. Это требование

предусмотрено в пункте 3 статьи 6 Федерального закона "О бухгалтерском

учете" и пунктами 8 и 26 Положения по ведению бухгалтерского учета.

Кроме этого, утверждаются количество инвентаризаций в отчетном году,

даты их проведения, перечень проверяемого имущества и обязательств.

Например, инвентаризация товаров в торговой организации может проводиться

ежемесячно, а инвентаризация основных средств раз в год.

Способы ведения бухгалтерского учета

Установление границы между основными средствами и МБП

Согласно действующему законодательству, к МБП относятся предметы

стоимостью на дату приобретения не более 100 МРОТ (для бюджетных

организаций 50 МРОТ). При этом с 1 января 1999 года руководитель

организации, согласно пункту 50 ПБУ 5/98, имеет право устанавливать меньший

лимит отнесения приобретенных ценностей к МБП.

Материальные ценности, стоимость которых превышает установленный лимит

(50 или 100 МРОТ), зачисляются в состав основных средств.

При этом следует отметить, что в пункте 5 ПБУ 5/98 указано, что

материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по

их фактической себестоимости. В фактической себестоимости МБП учитываются

все затраты предприятия на их приобретение, за исключением НДС и других

возмещаемых налогов. Основные средства также отражаются в бухгалтерском

учете по их фактической себестоимости, в которой НДС и другие возмещаемые

налоги не учитываются.

Таким образом, при определении стоимости приобретенного имущества в

целях его отнесения к МБП или основным средствам НДС не учитывается, если

сумма этого налога возмещается из бюджета. Если же организация пользуется

льготой по НДС, приобретенное имущество отражается в бухгалтерском учете по

его покупной стоимости с учетом НДС. В этом случае при решении вопроса об

отражении имущества в составе основных средств или МБП его стоимость

определяется также с учетом НДС.

Переоценка объектов основных средств

С 1 января 1998 года, после вступления в силу ПБУ 6/97, переоценка

основных средств стала для организации добровольным, а не обязательным

мероприятием. Теперь организации имеют право не чаще одного раза в год (на

начало отчетного периода) переоценивать объекты основных средств по

восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета их

стоимости по документально подтвержденным рыночным ценам.

Начисление амортизации основных средств

Для целей бухгалтерского учета амортизация основных средств может

начисляться следующими способами:

- линейным;

- способом уменьшаемого остатка;

- способом списания стоимости по сумме чисел лет срока

полезного использования;

- способом списания стоимости пропорционально объему

реализованной продукции (работ).

При этом организация может предусмотреть в учетной политике сразу

несколько способов начисления амортизации основных средств. Однако при этом

по одной и той же группе объектов может использоваться только один способ

амортизации.

А вот в целях налогообложения в себестоимость продукции можно включать

только суммы амортизации, начисленной по Единым нормам амортизационных

отчислений на полное восстановление основных производственных фондов

народного хозяйства СССР. На данное обстоятельство не раз обращалось

внимание в различных письмах налоговых органов. Единые нормы предусмотрены

в основном для линейного способа начисления амортизации, за исключением

некоторых групп основных средств. Например, по некоторым видам

автомобильного транспорта амортизация начисляется в зависимости от их

пробега.

Малые предприятия могут применять ускоренную амортизацию. В этом

случае действующие нормы амортизации увеличиваются в два раза, а также

производится дополнительное списание до 50 процентов первоначальной

стоимости основных средств в первый год их эксплуатации.

С 1 октября 1998 года любая организация может также применять

понижающие коэффициенты к установленным нормам (п. 2 постановления

Правительства РФ от 24 июня 1998 г. N 627 "Об уточнении порядка расчета

амортизационных отчислений и переоценке основных фондов").

Начисление амортизации нематериальных активов

Амортизация нематериальных активов начисляется одним из двух способов:

- линейным;

- способом списания стоимости пропорционально объему выпущенной

продукции (работ, услуг).

В то же время, согласно подпункту "ц" пункта 2 Положения о составе

затрат, амортизация нематериальных активов включается в себестоимость по

нормам, рассчитываемым организацией исходя из их первоначальной стоимости и

срока полезного использования. Таким образом, в целях налогообложения

амортизация нематериальных активов может включаться в себестоимость только

в сумме, начисленной линейным способом.

По организационным расходам, товарным знакам и знакам обслуживания,

нематериальным активам, полученным по договору дарения и безвозмездно в

процессе приватизации, нематериальным активам бюджетных организаций

амортизация не начисляется.

Начисление амортизации МБП

В соответствии с пунктом 51 Положения по ведению бухгалтерского учета

организации могут начислять амортизацию МБП одним из следующих способов:

- линейным;

- процентным;

- способом списания стоимости МБП пропорционально объему

выпущенной продукции.

Применение одного из способов по конкретному предмету производится в

течение всего срока его использования.

Следует учитывать, что, изменяя учетную политику в начале нового

финансового года, нельзя изменить способ начисления амортизации МБП, уже

используемых в производстве (п. 23 ПБУ 5/98).

Амортизация МБП включается в себестоимость продукции в соответствии с

пунктом 6 Положения о составе затрат. При этом различий между бухгалтерским

и налоговым учетом амортизации МБП не установлено. Поэтому независимо от

выбранного способа суммы амортизации МБП включаются в себестоимость и

учитываются при налогообложении в полном размере.

Порядок списания МБП стоимостью в пределах

1/20 лимита

Согласно пункту 51 Положения по ведению бухгалтерского учета, МБП

стоимостью не более 1/20 установленного лимита за единицу могут списываться

в расход по мере их отпуска в производство и эксплуатацию. При утверждении

учетной политики организация должна предусмотреть (прямо указать на

возможность применения) такой способ списания МБП.

Способы списания материально-производственных запасов

Согласно пункту 58 Положения по ведению бухгалтерского учета,

материальные ценности (сырье, материалы, топливо, товары и т. п.)

отражаются в бухгалтерском учете по их фактической себестоимости.

Определение фактической себестоимости материальных ценностей,

списываемых в производство, можно производить одним из следующих методов:

- по себестоимости каждой единицы (для запасов, используемых в

особом порядке или содержащих драгоценные металлы, камни,

которые не могут обычным образом заменять друг друга);

- по средней себестоимости, определяемой по окончании каждого

месяца по каждому виду (группе) материальных запасов;

- по себестоимости первых по времени приобретения материально-

производственных запасов (метод ФИФО);

- по себестоимости последних по времени приобретения

материально-производственных запасов (метод ЛИФО).

Оценка товаров

В розничной торговле товары могут оцениваться организацией двумя

способами:

- по покупным ценам (в этом случае покупная стоимость товаров

отражается на счете 41 "Товары");

- по продажным ценам (в этом случае покупная стоимость товаров

отражается на счете 41 "Товары", а разница между покупной и

продажной стоимостью на счете 42 "Торговая наценка").

Оценка незавершенного производства

На предприятиях, осуществляющих массовый или серийный выпуск

продукции, случаются ситуации, когда производство этой продукции (или ее

части) остается незавершенным. В соответствии с пунктом 64 Положения по

ведению бухгалтерского учета незавершенное производство может отражаться

по:

- фактической или нормативной (плановой) производственной

себестоимости;

- прямым статьям затрат;

- стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

Если организация не ведет отдельный учет незавершенного производства,

а списывает все произведенные расходы на себестоимость реализованной

продукции, это приводит к искажению финансовых результатов деятельности.

Порядок учета общехозяйственных расходов

Организация может учитывать общехозяйственные расходы двумя способами.

В первом случае эти расходы, учтенные на одноименном счете 26,

распределяются организацией по окончании отчетного периода между объектами

калькулирования. Иными словами, списываются со счета 26 "Общехозяйственные

расходы" на счета 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные

производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства":

Дебет 20 (23, 29) Кредит 26.

Во втором случае общехозяйственные расходы относятся непосредственно в

дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" и не участвуют в

формировании себестоимости отдельных объектов учета:

Дебет 46 Кредит 26.

Порядок учета финансовых результатов

при выполнении долгосрочных договоров

Инструкция по применению Плана счетов предусматривает два варианта

ведения учета при выполнении работ долгосрочного характера:

- с применением счета 36 "Выполненные этапы по незавершенным

работам";

- без применения счета 36.

Ранее данный порядок применялся только в отношении работ долгосрочного

характера (строительных, научных, геологических, проектных и т. п.). С 1

января 2000 года этот порядок распространяется также на продукцию и услуги,

что установлено пунктом 13 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы

организации" (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 мая

1999 г. N 32н.

Перечень создаваемых резервов предстоящих расходов и платежей

Согласно пункту 72 Положения по ведению бухгалтерского учета, в целях

равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или

обращения организация может создавать резервы на:

- предстоящую оплату отпусков работникам;

- выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

- выплату вознаграждения по итогам работы за год;

- ремонт основных средств;

- производственные затраты по подготовительным работам в связи

с сезонным характером производства;

- предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление

иных природоохранных мероприятий;

- предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для

сдачи в аренду по договору проката;

- гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

- покрытие иных предвиденных затрат и другие цели,

предусмотренные законодательством Российской Федерации и

нормативными актами Минфина России.

Также организация может создавать резервы сомнительных долгов по

расчетам с другими организациями и гражданами за реализованную продукцию

(п. 15 Положения о составе затрат), а также резерв под обесценение вложений

в ценные бумаги (п. 45 Положения по ведению бухгалтерского учета).

Способы ведения бухгалтерского учета

для целей налогообложения

Помимо выбранных способов ведения бухгалтерского учета приказ

организации об учетной политике может также устанавливать способы ведения

учета для целей налогообложения.

Следует отметить, что в условиях разделения бухгалтерского и

налогового учета многие специалисты не рекомендуют включать в приказ об

учетной политике положения, касающиеся начисления и уплаты налогов

(например, способ определения выручки от реализации "по отгрузке" или "по

оплате"). Такое мнение объясняется тем, что в соответствии с пунктом 2 ПБУ

1/98 учетная политика представляет собой совокупность способов ведения

бухгалтерского учета.

По моему мнению, бухгалтерский и налоговый учет тесно связаны, поэтому

вполне оправданно объединить выбранные организацией способы ведения как

бухгалтерского, так и налогового учета в едином документе в приказе об

учетной политике.

Основными элементами налоговой политики организации является выбор:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.