рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Порядок проведения налоговых проверок в Республике Беларусь

Возврат излишне взысканных сумм по результатам проверки производится в

порядке, определенном пунктом 3 статьи 10 Закона Республики Беларусь "О

налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь".

Порядок привлечения к проверке специалистов и

использования их заключений при подведении результатов

проверки

25. Для проведения контрольного обмера объемов выполненных работ,

взвешивания и обмера сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий,

контрольного запуска сырья и материалов в производство, контрольного

анализа сырья, материалов и готовой продукции (в целях установления

действительных расходов сырья и материалов, правильности списания на

производство сырья и материалов, а также установления норм их расходов,

сопоставления фактических и заправочных данных) проверяющие вправе

привлекать специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками и не

заинтересованного в результатах проверки.

Налоговые органы имеют право привлекать специалистов и экспертов для

оказания содействия в проведении налоговых проверок при:

- выявлении отклонений в процессе сопоставления записей, документов и

фактических данных по одним операциям с записями, документами и

фактическими данными по связанным с ними другим операциям;

- выявлении отклонений экономических показателей проверяемого

предприятия с предприятиями аналогичных отраслей;

- отсутствии на проверяемом предприятии разработанных в законодательном

порядке норм расхода сырья и материалов.

26. Налоговый орган, проводящий проверку, направляет письмо в

компетентный орган с просьбой о направлении необходимого специалиста для

участия в проверке или же о проведении экспертизы количества и качества

сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, оказанных услуг и

выполненных работ, для проверки фактических затрат сырья и материалов,

состояния зданий и сооружений, для контрольных обмеров объемов ремонтно -

строительных работ и определения их качества.

Экспертиза проводится на основании договора между инспекцией ГНК и

органом, выполняющим экспертизу, в котором должны быть предусмотрены:

- сроки выполнения экспертизы;

- виды и характер проводимой экспертизы;

- стоимость экспертиз и порядок возмещения расходов, связанных с

проведением экспертизы;

- фамилии, имена, отчества специалистов, проводящих экспертизу.

По результатам выполненной экспертизы специалистами, проводившими

экспертизу, составляется заключение. Заключение со всеми материалами

направляется в налоговый орган, проводящий проверку для приобщения к акту

проверки. При установлении экспертами фактов нарушений в акте проверки на

основании экспертного заключения выводится сумма завышенных расходов,

отнесенных на себестоимость продукции (работ, услуг), сумма заниженных

налогов и сборов. К акту проверки прилагаются заключение и все производимые

на основании экспертного заключения расчеты, объяснения виновных

должностных и материально ответственных лиц.

Оплата за проведение экспертизы осуществляется налоговыми органами за

счет средств проверяемого налогоплательщика или за счет средств

государственного бюджета, если вина этого налогоплательщика не установлена.

Контрольный запуск сырья в производство

27. Производственное предприятие, занимающееся выпуском продукции

(запасных частей, деталей, продукции производственного характера, бытового

назначения и др.) на каждый вид производимых изделий в обязательном порядке

должно составлять калькуляции потребляемого количества (расхода) сырья,

материалов, комплектующих изделий (по наименованиям, сортам, маркам,

номенклатурным номерам, ГОСТам и т.д.) для контроля за правильностью их

списания на производство продукции.

При проведении налоговой проверки и определении материальных затрат на

производство продукции проверяющий обязан проверить калькуляции

материальных затрат на выпускаемые предприятием изделия. В случае

отсутствия на предприятии калькуляций на списание материалов на выпускаемую

продукцию либо установления проверяющим фактов, свидетельствующих о

завышении норм расходования сырья, материалов на единицу продукции,

проверяющий вправе потребовать от руководителя предприятия провести

контрольный запуск сырья и материалов в производство для установления

фактического расхода их на изготовление конкретных видов изделий.

28. Для проведения контрольного запуска сырья и материалов в

производство инспекция ГНК направляет требование руководителю предприятия о

проведении контрольного запуска сырья в производство, в котором

указывается: дата проведения контрольного запуска, фамилии должностных лиц

налоговых органов, направляемых для участия в контрольном запуске, а также

должности и фамилии лиц, привлекаемых в качестве экспертов.

Контрольный запуск сырья и материалов в производство производится

специалистом предприятия в присутствии эксперта и проверяющего. После

получения готовой продукции экспертом составляется и подписывается

заключение о фактическом расходе сырья и материалов на изготовление одной

единицы готовой продукции, с которым под роспись знакомятся проверяющий и

налогоплательщик (его представители и иные уполномоченные им лица). Первый

экземпляр заключения передается проверяющему, а второй - налогоплательщику

(его представителям).

29. В случае, когда контрольный запуск сырья и материалов в

производство по объективным причинам предприятия не возможен (выпуск данной

продукции снят с производства, отсутствует оснастка, материалы,

оборудование и др.), используются калькуляции предприятия, на котором

производится выпуск аналогичной продукции.

30. На основании составленного экспертом заключения о фактическом

расходе сырья и материалов проверяющий делает выводы о правильности

списания сырья и материалов на выпуск аналогичной продукции на проверяемом

предприятии за весь период проверки.

Обследование производственных, складских, торговых и

иных помещений, которые используются или могут

использоваться для извлечения доходов от

предпринимательской деятельности

31. В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Республики Беларусь "О

государственной налоговой инспекции Республики Беларусь" должностные лица

инспекций ГНК при исполнении служебных обязанностей и предъявлении

служебного удостоверения имеют право свободно входить и с участием

собственника (его представителя либо уполномоченного им лица) производить в

соответствии с законодательством обследование принадлежащих юридическим и

физическим лицам любых производственных, складских, торговых и иных

помещений , которые используются или могут использоваться для извлечения

доходов.

-------------------------------

Далее по тексту - помещений.

32. При обнаружении признаков осуществления незарегистрированной

предпринимательской деятельности проверяющий составляет акт обследования

принадлежащих юридическому или физическому лицу производственных,

складских, торговых и иных помещений, которые используются для извлечения

доходов, согласно приложению 5 к настоящему Положению, с приложением к нему

письменных объяснений собственника (его представителей).

-------------------------------

Далее - акт обследования помещений.

33. В случае обнаружения в обследуемом помещении товарно - материальных

ценностей, не отраженных в учете проверяемого налогоплательщика,

проверяющий вправе опечатать помещение с внесением предложения руководителю

инспекции ГНК (его заместителю) о назначении инвентаризации товарно -

материальных ценностей у проверяемого налогоплательщика.

При отказе налогоплательщика (его представителей) в допуске

проверяющего к обследованию помещений проверяющий делает соответствующую

запись в акте обследования помещений.

Досмотр физического лица - нарушителя законодательства

о налогах и предпринимательстве

34. В случае получения достоверной информации о нарушении физическим

лицом законодательства о налогах и предпринимательстве проверяющий вправе

производить личный досмотр нарушителя законодательства о налогах и

предпринимательстве, а также досмотр находящихся при нем вещей, документов,

ценностей и транспортных средств.

35. При проведении досмотра обязательным условием является составление

акта личного досмотра нарушителей законодательства о налогах и

предпринимательстве и досмотре находящихся при них вещей, документов,

ценностей и транспортных средств согласно приложению 6 к настоящему

Положению, а при изъятии имущества, принадлежащего физическому лицу, -

составление акта изъятия денежных средств, орудий производства, товаров и

другого имущества согласно приложению 7 к настоящему Положению.

В акте досмотра в обязательном порядке отражаются: фамилия, имя,

отчество лица, нарушившего законодательство о налогах и

предпринимательстве, адрес постоянного жительства, место работы, а также

фамилия, имя, отчество понятых, присутствующих при составлении акта

досмотра. При составлении акта досмотра указываются причина и характер

нарушения, на основании совершения которого произведен досмотр. При

производстве личного досмотра запрещается досмотр лицам противоположного

пола. Как обязательное условие личный досмотр производится в отдельном

помещении.

Опечатывание касс и помещений

36. Опечатывание кассы, помещения, места хранения документов, вещей,

товарно - материальных ценностей и денег производится в присутствии

собственника, его представителя или уполномоченного им лица, а также

понятых с отражением данного факта в акте по форме согласно приложению 8 к

настоящему Положению. О факте опечатывания незамедлительно ставится в

известность руководитель инспекции ГНК (его заместитель).

При препятствовании налогоплательщика (его представителей) опечатыванию

кассы, помещения, места хранения документов, вещей, товарно - материальных

ценностей и денег опечатывание проводится с привлечением органов

Государственного комитета финансовых расследований или МВД Республики

Беларусь.

-------------------------------

Далее по тексту - ТМЦ.

37. В случае, если в опечатанном помещении находятся товарно -

материальные ценности на значительные суммы и/или имеются предположения о

несанкционированном вскрытии данного помещения, руководителем инспекции ГНК

(его заместителем) принимаются меры по обеспечению выставления охраны из

числа сотрудников отдела внутренних дел, на территории которого находится

опечатанное помещение.

38. Хранилище и другие помещения рекомендуется опечатывать мастичными

печатями, нанесенными на полоску белой бумаги, либо рельефной металлической

печатью, нанесенной на пластилин (не рекомендуется использовать при

отрицательных температурах на открытом воздухе), с указанием номера и

надписи печати в акте опечатывания. Второй экземпляр акта вручается

налогоплательщику (его представителям).

Проверка фактического наличия ценностей в кассе

39. Все наличные деньги и ценные бумаги у субъектов предпринимательской

деятельности хранятся, как правило, в несгораемых металлических шкафах, а в

отдельных случаях - в комбинированных и обычных металлических шкафах,

которые по окончании работы кассы закрываются ключом и опечатываются

печатью кассира.

При проверке фактического наличия ценностей в кассе производится полный

покупюрный пересчет денежной наличности и проверка других ценностей,

находящихся в кассе. До начала пересчета необходимо письменное

подтверждение материально ответственного лица о том, что все приходные

документы на денежные средства сданы в бухгалтерию и все денежные средства,

поступившие на его ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в

расход.

40. Материально ответственное лицо в присутствии проверяющих и

представителей субъекта предпринимательской деятельности (назначенных

приказом либо устным распоряжением руководителя субъекта

предпринимательской деятельности) производит пересчет денежной наличности и

проверку других ценностей.

При подсчете фактического наличия денег в кассе принимаются к учету

денежные знаки, почтовые марки, марки государственной пошлины и т.д.

Расписки и другие документы на позаимствованные в кассе деньги в

остаток наличности не включаются. Заявление кассира о наличии в кассе

денежных средств и других ценностей, не принадлежащих данному субъекту

предпринимательской деятельности, во внимание не принимается.

41. Результаты проверки оформляются актом проверки наличия денежных

средств в кассе (кассовом помещении) по форме согласно приложению 9 к

настоящему Положению, в котором указывается остаток ценностей в наличии и

по данным учета на день проверки и определяется результат проверки. При

этом истребуется письменное подтверждение материально ответственного лица в

том, что денежные средства, перечисленные в акте, находятся на его

ответственном хранении.

По выявленным проверкой отклонениям фактического наличия денежных

средств в кассе данным бухгалтерского учета материально ответственное лицо

должно дать письменное объяснение причин излишков или недостач.

Назначение инвентаризации товарно - материальных ценностей

42. При проведении проверок в производственных, складских, торговых и

иных помещениях по вопросам:

- установления фактического наличия товарно - материальных ценностей;

- определения неучтенных и хранящихся без подтверждающих документов

товарно - материальных ценностей в пунктах реализации и торговых

помещениях;

- определения обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского

учета, в соответствии с пунктом 6 статьи 8 Закона "О государственной

налоговой инспекции Республики Беларусь" инспекции ГНК, ее должностным

лицам предоставляется право назначать инвентаризацию имущества и финансовых

обязательств предприятий (учреждений). Инвентаризация имущества и

финансовых обязательств - это проверка и документальное подтверждение

фактического наличия имущества и финансовых обязательств, выявление

отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в

данные бухгалтерского учета.

43. Для проведения инвентаризации инспекция ГНК, должностные лица

которой осуществляют проверку, направляет постановление о назначении

инвентаризации товарно - материальных ценностей по форме согласно

приложению 10. Налогоплательщик (его представитель) в установленном порядке

создает инвентаризационную комиссию и проводит инвентаризацию в

соответствии с действующим законодательством.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия

имущества с данными бухгалтерского учета оформляются в бухгалтерском учете

в соответствии с Законом Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и

отчетности".

В документах, предъявленных для оформления списания недостач ценностей

и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или

судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на

взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей,

полученное от отдела технического контроля или соответствующих

специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

Предложения об отражении (оформлении) в бухгалтерском учете выявленных

при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных

бухгалтерского учета вносятся проверяющим и представляются на рассмотрение

руководителю предприятия (учреждения).

Изъятие у субъектов предпринимательской деятельности

товарно - материальных ценностей (неоприходованных

товаров, образцов сырья, полуфабрикатов, готовой

продукции, денежной выручки и другого имущества),

являющихся объектами нарушений законодательства о

налогах и предпринимательстве или вещественными

доказательствами по этим делам

44. Изъятие товарно - материальных ценностей (неоприходованные товары,

образцы сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, предметы, документы и

другие ценности), денежных средств, в том числе в иностранной валюте,

являющихся объектами нарушений законодательства о налогах и

предпринимательстве или вещественными доказательствами по этим делам

производится в ходе:

- проведения проверки правильности исчисления, полноты и

своевременности уплаты налогов;

- проведения рейдовых проверок;

- встречных проверок, связанных со сбором информации об уплате налогов

другими лицами;

- проверок, связанных с рассмотрением заявлений и жалоб граждан, в

результате которых установлены нарушения.

45. Изъятие товарно - материальных ценностей производится после

наложения на них ареста, который заключается в проведении описи имущества и

объявлении запрета распоряжаться этим имуществом. Опись имущества

нарушителя - субъекта предпринимательской деятельности производится

должностными лицами инспекции Государственного налогового комитета в

присутствии двух понятых, собственника (его представителя) с оформлением

описи согласно приложению 11 к настоящему Положению.

46. Перед проведением описи необходимо:

- сверить наличие денежных средств и ценностей с данными записей,

книгами учета и другими документами, необходимость наличия которых

предусмотрена действующим законодательством;

- установить, какие денежные суммы и ценности являются неучтенными;

- составить о результатах проверки акт с указанием нарушений

законодательства о налогах и предпринимательстве, установленных при

проверке.

Субъект предпринимательской деятельности, лицо, во владении которого

находятся товарно - материальные ценности, подлежащие изъятию, по

требованию должностного лица налогового органа, в случае необходимости,

должно обеспечить выгрузку, вскрытие и другие действия, обеспечивающие

полноту описи.

Для наложения ареста на транспортные средства, строения, здания

необходимо запросить дополнительную информацию (подтверждение) из ГАИ, БТИ

о наличии данной собственности у нарушителя. При наложении ареста на

указанное имущество налоговые органы в двухдневный срок с даты наложения

ареста уведомляют об этом ГАИ и БТИ и сообщают им о запрете отчуждать

принадлежащее нарушителям имущество.

При изъятии описанного имущества в описи делается соответствующая

отметка в соответствии с Инструкцией по применению Положения о взыскании

налогов, сборов и других обязательных платежей, утвержденного

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 1999 г. N

87, утвержденной приказом ГНК от 17 апреля 1999 г. N 77 (Национальный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.