рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Порядок проведения налоговых проверок в Республике Беларусь

пункта).

Выездная налоговая проверка (кроме встречной проверки либо выездной

налоговой проверки, проводимой по назначению вышестоящего налогового органа

или по постановлению правоохранительного органа) проводится только

должностными лицами инспекции ГНК, на учете в которой состоит

налогоплательщик.

-------------------------------

По тексту далее используются сокращенные варианты - налоговая

проверка, проверка.

6.3. Рейдовая проверка проводится налоговыми органами в местах

деятельности налогоплательщиков и физических лиц, связанной с приемом

наличных денежных средств от покупателей (клиентов), с производством

продукции, выполнением работ (оказанием услуг), с хранением товарно -

материальных ценностей, в других местах, связанных с извлечением доходов, в

целях контроля за соблюдением ими законодательства о предпринимательстве и

налогах, а также требований к ведению бухгалтерского учета и оформлению

отдельных финансово - хозяйственных операций, установления фактов

незарегистрированной предпринимательской деятельности либо деятельности, на

занятие которой требуется специальное разрешение (лицензия), сбора

оперативной информации, проверки заявлений и жалоб физических лиц и

субъектов предпринимательской деятельности.

В районе, назначенном для рейдовой проверки (рынок, улица, часть

населенного пункта и т.д.) должностные лица налоговых органов вправе, при

соблюдении требований, предъявляемых к проведению рейдовых проверок,

проверять деятельность плательщиков независимо от места постановки их на

налоговый учет.

II. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ,

ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ

7. Выездная налоговая проверка может быть плановой или внеплановой.

7.1. Плановая выездная налоговая проверка проводится на основе

ежемесячных или квартальных графиков проверок, утвержденных приказом или

распоряжением начальника (заместителя начальника) инспекции ГНК. Основанием

для проведения плановой проверки являются результаты анализа налоговых

расчетов налогоплательщика, а также иные сведения, собираемые и

накапливаемые налоговыми органами в порядке, устанавливаемом

Государственным налоговым комитетом Республики Беларусь.

Плановые выездные налоговые проверки одного и того же налогоплательщика

проводятся не более одного раза в год.

Графики проверок не являются документами для служебного пользования и

могут быть доступными для ознакомления налогоплательщиков. Налоговые органы

извещают налогоплательщика о включении в график проверки не позднее чем за

месяц до даты намечаемой плановой выездной налоговой проверки.

При обращении налогоплательщика или его представителей и при наличии у

плательщика уважительных причин (отсутствие по болезни или находящихся в

очередном отпуске ответственного должностного лица, нахождение

ответственного должностного лица в командировке, проведении проверки

аудиторской организацией и др.) плановая выездная налоговая проверка может

быть перенесена руководителем (его заместителем) инспекции ГНК на более

поздний период.

7.2. Внеплановая выездная налоговая проверка проводится по поручению

Президента Республики Беларусь, Совета по координации контрольной

деятельности в Республике Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь,

Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь,

Комитета государственного контроля, правоохранительных, судебных и иных

уполномоченных на то государственных органов, а в исключительных случаях -

по поручению руководителя (его заместителя) инспекции ГНК.

Внеплановая выездная налоговая проверка по поручению

правоохранительных, судебных, контролирующих и иных уполномоченных на то

государственных органов проводится на основании поручения Государственного

налогового комитета либо инспекций ГНК по областям и г.Минску (при

поступлении поручений от территориальных правоохранительных, судебных,

контролирующих и иных уполномоченных на то государственных органов),

которые ведут учет поступивших поручений и обеспечивают планомерное их

выполнение.

7.3. Руководителем (его заместителем) районной (городской) инспекции

ГНК поручается провести внеплановую выездную налоговую проверку в случае

поступления сообщений от других лиц о совершаемом плательщиком либо

физическим лицом налоговом нарушении, для пресечения которого требуются

незамедлительные действия налоговых органов, либо совершенное налоговое

нарушение впоследствии может быть сокрыто плательщиком.

По решению руководителя инспекции ГНК вне плана проводятся перепроверки

качества выездных налоговых проверок плательщиков, проведенных должностными

лицами этой инспекции.

7.4. Вне плана районными (городскими) инспекциями ГНК проводятся

проверки субъектов предпринимательской деятельности также в случае

поступления поручения Государственного налогового комитета, инспекций ГНК

по областям и г.Минску.

Внеплановая выездная налоговая проверка проводится на основании

письменного приказа (распоряжения) руководителя (его заместителя) инспекции

ГНК. Примерная форма приказа инспекции ГНК приведена в приложении 1 к

настоящему Положению.

7.5. Обоснованность назначения налоговой проверки, за исключением

проводимой по поручению Президента Республики Беларусь, Совета по

координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, Совета

Министров Республики Беларусь, Государственного секретариата Совета

Безопасности Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, может

быть обжалована в Совет по координации контрольной деятельности в

Республике Беларусь.

Подача жалобы не приостанавливает проведение выездной налоговой

проверки.

7.6. Выездная налоговая проверка может быть комплексной, тематической

или встречной.

7.6.1. При проведении комплексной выездной налоговой проверки подлежат

изучению вопросы уплаты всех видов налогов и сборов, плательщиком которых

являлся или мог являться проверяемый субъект предпринимательской

деятельности за период, начиная с даты завершения предыдущей налоговой

проверки (или с даты государственной регистрации субъекта

предпринимательской деятельности, в случае, если он не проверялся

налоговыми органами с момента регистрации) и до даты сдачи последнего

налогового расчета к моменту начала текущей выездной налоговой проверки.

В случае, когда проверка проводится по требованию правоохранительных и

других контролирующих органов, период проверки определяется по согласованию

с указанными органами.

7.6.2. В ходе проведения тематической выездной налоговой проверки

изучаются вопросы уплаты отдельных видов налогов и сборов, плательщиком

которых являлся или мог являться проверяемый субъект предпринимательской

деятельности, а также другие вопросы, входящие в компетенцию налоговых

органов.

7.6.3. Встречная выездная налоговая проверка проводится в целях

установления фактического отражения в бухгалтерском учете

налогоплательщиком хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими

налогоплательщиками, в отношении которых проводятся плановые либо

внеплановые налоговые проверки. Встречная выездная налоговая проверка

проводится по мере необходимости и на основании предписания инспекции ГНК.

При наличии в пределах одного города нескольких районных (городской и

районной) инспекций ГНК встречные выездные налоговые проверки проводятся

должностными лицами той инспекции ГНК, у которой возникла необходимость

уточнения фактов, без обращения в инспекцию ГНК, на учете в которой состоит

субъект предпринимательской деятельности, у которого необходимо провести

встречную проверку.

III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Подготовка к проверке

8. Проведению проверки должна предшествовать подготовительная работа, в

процессе которой проверяющие обязаны:

8.1. проанализировать представленные в инспекцию ГНК плательщиком

налоговые расчеты и бухгалтерские балансы (отчеты), декларации с целью

обнаружения несоответствия пропорций между взаимосвязанными видами налогов

и объектами налогообложения, а также основными показателями финансово -

хозяйственной деятельности плательщика (в том числе в динамике по отчетным

периодам);

8.2. проверить обоснованность применения льгот по налогам и отсутствие

арифметических ошибок в представленных плательщиком расчетах по налогам.

Вопросы, возникшие у проверяющего при выполнении подпунктов 8.1 и 8.2,

подлежат включению в программу проверки и выяснению в ходе проверки

плательщика;

8.3. проанализировать материалы рейдовых проверок, предыдущие акты

выездных налоговых проверок, в целях ознакомления с характером

установленных ранее нарушений налогового законодательства, проверить

полноту и своевременность выполнения плательщиком предложений налоговых

органов по устранению выявленных ранее нарушений;

8.4. изучить нормативные документы по организации хозяйственной

деятельности и бухгалтерского учета, определению размеров объектов

налогообложения и исчислению налогов, связанных с конкретной деятельностью

проверяемого налогоплательщика, а также типичные ошибки, выявляемые

налоговыми органами в данной отрасли народного хозяйства;

8.5. информировать налогоплательщика (его представителей) по телефону о

назначении плановой выездной налоговой проверки.

9. На основании анализа вышеуказанных источников разрабатывается

программа проверки, предусматривающая дополнительный (к указанному в пункте

18 настоящего Положения) перечень вопросов, подлежащих проверке, а также

период, подлежащий проверке. Программа проверки утверждается начальником

инспекции ГНК (его заместителем), назначившим проверку, либо начальником

отдела , в котором работает проверяющий.

В случаях, когда проверка проводится по постановлению органа

предварительного следствия или по определению (постановлению) суда,

конкретный перечень подлежащих проверке вопросов согласовывается с органом,

назначившим проверку.

При этом необходимо иметь в виду, что Законом Республики Беларусь "О

государственной налоговой инспекции Республики Беларусь" запрещено

привлечение налоговых органов к проверке вопросов, не относящихся к их

компетенции, определенной указанным Законом и настоящим Положением.

-------------------------------

В случае делегирования ему такого права начальником инспекции ГНК.

10. На проведение выездной проверки выдается предписание в письменной

форме, которое предъявляется налогоплательщику перед началом проверки. В

нем указываются:

наименование налогового органа, выдавшего предписание;

наименование субъекта предпринимательской деятельности, подлежащего

проверке, его УНН, юридический адрес (фамилия, имя, отчество

индивидуального предпринимателя, адрес постоянного места жительства);

фамилия, имя, отчество, должность проверяющего (проверяющих);

цель выездной налоговой проверки;

дата начала и дата завершения налоговой проверки.

Предписание заверяется подписью начальника (его заместителя) и печатью

инспекции Государственного налогового комитета.

11. Сроки проведения проверок, численность проверяющих устанавливаются

руководителем налогового органа (его заместителем) с учетом конкретных

задач проверки и особенностей проверяемых субъектов предпринимательской

деятельности. Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных

дней. При наличии объективных причин, не позволивших завершить проверку в

течение 30 календарных дней, срок проверки может быть продлен начальником

инспекции ГНК (его заместителем).

В случае, если проверка проводится по поручению Президента Республики

Беларусь, Совета по координации контрольной деятельности в Республике

Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Государственного

секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, Комитета

государственного контроля, правоохранительных, судебных и иных

уполномоченных на то государственных органов, о продлении сроков проверки

сообщается органу, назначившему ее проведение, с указанием причин продления

и сроков окончания проверки.

Дата вручения предписания на проведение выездной налоговой проверки

налогоплательщику (его представителям) считается датой начала проверки.

Начало проверки

12. Доступ проверяющих на территорию или в помещение налогоплательщика

(иного обязанного лица) осуществляется при предъявлении ими служебных

удостоверений.

13. В день начала выездной налоговой проверки проверяющие обязаны

представиться руководителю, главному бухгалтеру предприятия (или лицам, их

замещающим), индивидуальному предпринимателю, предъявить служебные

удостоверения и предписание на проведение проверки и информировать о начале

выездной налоговой проверки. Одновременно определяются порядок и место

проведения проверки, режим работы и другие вопросы, связанные с

обеспечением надлежащих условий для проведения проверки.

При необходимости плательщику (его представителям) разъясняются его

права и обязанности.

14. Уточненные расчеты по налогам за проверяемый период, представленные

налогоплательщиком инспекции ГНК после даты начала проверки, не принимаются

во внимание при составлении акта проверки и определении размера сокрытых

(заниженных) объектов налогообложения.

15. Выездная налоговая проверка проводится в рабочие дни и в рабочее

время налогоплательщика и в случае отсутствия у налогоплательщика помещений

и/или условий для размещения проверяющих может осуществляться в служебном

помещении налогового органа.

16. В случае проведения выездной налоговой проверки в служебном

помещении налогового органа прием и возврат документов, представленных

плательщиком для проверки, осуществляется должностными лицами налоговых

органов только в систематизированном виде в папках, пронумерованных по

листам. Факт приема документов на проверку оформляется путем составления

акта приема - возврата документов по форме согласно приложению 2 к

настоящему Положению, в котором указывается, кем и от кого приняты

документы, название принятых папок с документами с указанием количества

листов документов, содержащихся в каждой папке.

Акт приема - возврата документов подписывается налогоплательщиком и

должностным лицом налогового органа, принявшим документы на проверку.

Первый экземпляр акта приобщается к материалам проверки, второй передается

налогоплательщику.

Возврат документов плательщику (его представителям) проводится только

после проверки последним сохранности документов и собственноручной записью

плательщика (его представителей) на первом экземпляре акта приема -

возврата документов о наличии (отсутствии) претензий по сохранности

представленных для проверки документов с подписью соответствующих лиц,

принимавших возвращаемые проверяющим документы.

Акты приема - возврата документов на проверку приобщаются к акту

проверки в качестве приложения.

17. Должностные лица налоговых органов на начальной стадии проверки

знакомятся с организационной структурой, условиями работы, организацией

производства, документооборота и при необходимости вносят по согласованию с

руководством инспекции ГНК изменения в программу проведения проверки.

По результатам ознакомления с объемами деятельности плательщика,

состоянием бухгалтерского учета проверяющие согласовывают со своим

непосредственным руководителем срок проведения проверки в каждом конкретном

случае.

Вопросы, подлежащие выяснению при проведении

выездной налоговой проверки

18. В ходе налоговой проверки (за исключением тематической, встречной

проверок, а также случаев составления промежуточного акта проверки),

независимо от вопросов, включенных в программу проверки, подлежат проверке

и отражению в акте следующие вопросы:

18.1. когда и кем зарегистрированы учредительные документы проверяемого

субъекта предпринимательской деятельности (выдано свидетельство о

государственной регистрации индивидуального предпринимателя); соблюдение

требований, предъявляемых к осуществлению деятельности по юридическому

адресу субъекта предпринимательской деятельности и своевременному сообщению

налоговым органам о вносимых в учредительные документы изменениях;

18.2. вносились ли изменения в учредительные документы (в свидетельство

о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), характер

этих изменений, зарегистрированы ли они в установленном порядке и

своевременно ли сообщены налоговым органам;

18.3. своевременность и полнота формирования уставного фонда;

18.4. имеются ли у проверяемого субъекта предпринимательской

деятельности филиалы, хозрасчетные или обособленные подразделения;

18.5. соответствует ли производственно - финансовая деятельность целям

и задачам, определенным в учредительных документах (в свидетельстве о

государственной регистрации индивидуального предпринимателя); не занимается

ли налогоплательщик деятельностью, не предусмотренной учредительными

документами (свидетельством о государственной регистрации индивидуального

предпринимателя);

18.6. имеются ли виды деятельности, подлежащие лицензированию в

соответствии с действующим законодательством;

18.7. в каком банке открыт расчетный (валютный) счет. В случае

необходимости в обслуживающий банк направляется предписание согласно

приложению 3 к настоящему Положению о наличии денежных средств и

совершенных операциях;

18.8. определена ли учетная политика (методика ведения) бухгалтерского

учета, соответствует ли принципам Закона Республики Беларусь "О

бухгалтерском учете и отчетности" и соблюдается ли она налогоплательщиком;

18.9. соответствуют ли данные регистров бухгалтерского учета главной

книге с отчетными данными баланса и приложений к нему, расчетам по налогам,

декларациям;

18.10. надлежащим ли образом оформляются первичные бухгалтерские

документы; причины вносимых в них исправлений (в обязательном порядке

проверяются причины сторнировочных записей и исправлений);

18.11. не отражаются ли в регистрах бухгалтерского учета записи, не

подтвержденные первичными документами; не имеется ли не проведенных по

регистрам первичных документов;

18.12. правильно ли определена себестоимость произведенной и

реализованной продукции (работ, услуг);

18.13. правильно ли определена выручка от реализации продукции,

товаров, работ, услуг;

18.14. состояние расчетов с поставщиками, покупателями, прочими

дебиторами и кредиторами и обоснованность образования и наличия дебиторской

и кредиторской задолженности;

18.15. правильно ли приходуются основные средства, нематериальные

активы, материальные ценности, начисляется ли износ и производится ли их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.