| |||||
МЕНЮ
| Организационно-правовая форма И структура управления предприятиемкатастроф, если в общем объеме прибыли не менее 50Й составляет прибыль от проведения работ по ликвидации последствий радиационных катастроф (если прибыль от этих работ менее 50% освобождается от налога часть прибыли, полученная от проведена этих работ); - предприятий, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников при условии использования не менее половины полученной прибыли на социальные нужды инвалидов, работающих на данном предприятии (при этом в среднесписочную численность включаются штатные работники, совместители и лица, работающие по договорам гражданско-правового характера); - предприятий, находящихся в собственности общественных организаций и объединений (кроме профессиональных союзов и политических партий), творческих союзов, благотворительных фондов в части прибыли, направленной на осуществление уставной деятельности. К льготам, ограниченным по времени применения, но не ограниченным по размеру, относится освобождение от налога на прибыль предприятий с иностранными инвестициями (при доле иностранного участника в уставном капитале более 30%), занятых в сфере материального производства, которые зарегистрированы до 01.01.92, в течение первых двух лет с момента получения балансовой прибыли. Отнесение видов деятельности к сфере материального производства осуществляется на основе Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства" № 1-75-018. Правом на льготу могут пользоваться предприятия, у которых доля выручки в сфере материального производства составляет не менее 50%. Значительная часть льгот ограничена по размеру: их применение в совокупности не должно уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50% (то есть облагаемая прибыль без учета льгот не должна снижаться более чем в 2 раза). К ним относятся льготы, связанные с определенными направлениями использования прибыли. Так, облагаемая прибыль уменьшается на суммы фактически произведенных за счет нее затрат и расходов по следующим направлениям использования: а) финансирование капитальных вложений: - суммы, направленные на финансирование капитальных вложений производственного характера (с 01.01.97 - для предприятий отраслей сферы материального производства), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. Льготируется также финансирование капитальных вложений в порядке долевого участия. При предоставлении данной льготы необходимо определить фактическое использование прибыли на финансирование капитальных вложений (Кприб): Кприб = Кфакг - И, где: Кфакт - фактическая сумма капитальных вложений, учтенная при строительстве основных средств по дебету счета 08 "Капитальные вложения", а при вводе в эксплуатацию основных средств, не требующих монтажа, - по дебету счета 01 "Основные средства" и кредиту счета 08; И - сумма износа, начисленного по основным средствам, принадлежащим предприятию, с начала года до отчетной даты. С 01.01.94 при реализации или безвозмездной передаче (в течение двух лет с момента получения данной льготы) основных средств, при приобретении которых предприятию была предоставлена льгота, налогооблагаемая прибыль подлежит увеличению на остаточную стоимость этих основных средств и произведенных затрат по объектам, не завершенным строительством; суммы, направленные на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели; суммы, направляемые товариществами собственников жилья, жи-лищно- строительными, жилищными потребительскими кооперативами на обслуживание и ремонт жилых и нежилых помещений, инженерного оборудования жилых домов, в целях управления которыми и эксплуатации которых указанные организации были созданы; суммы, направляемые на проведение предприятиями НИР и ОКР, а также в Российский фонд фундаментальных исследований и технологического развития, но не более 10% налогооблагаемой прибыли; б) содержание объектов социально-культурной сферы: затраты предприятий (в соответствии с утвержденными местными властями нормативами) на содержание находящихся на их балансе объектов здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, жилищного фонда, детских дошкольных учреждений и лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, в том числе при долевом участии предприятий в содержании данных объектов; в) благотворительные перечисления: -взносы на благотворительные цели (в экологические и оздоровительные центры, общественным организациям инвалидов, в фонды поддержки образования и творчества, детским и молодежным общественным объединениям, религиозным организациям, организация... здравоохранения, народного образования, социального обеспечения) - до 3% налогооблагаемой прибыли, в Чернобыльские фонды - до 5%, но не более 5% в сумме во все фонды, а взносов в Фонд 50- летия Победы - до 10%; - добровольные пожертвования в избирательные фонды кандидатов в депутаты и избирательные объединения: при выборах в федеральные органы государственной власти - в размере 100-кратного и 10000-кратного минимального месячного размера оплаты труда, а при выборах в органы власти субъектов РФ и местного самоуправления -50-кратного и 5000-кратного минимального месячного размера оплаты труда соответственно; - добровольные взносы в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции. По предприятиям, получившим в предшествующем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета за 1992 год и последующие годы), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов предприятия, создание которых предусмотрено законодательством РФ).При определении размера указанной льготы в налоговом расчете принимаются понесенные предприятием за год убытки от реализации продукции (работ, услуг). В расчете не учитываются убытки, возникшие в результате сокрытия или занижения прибыли, убытки, понесенные до 01.01.96 в результате превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, а также убытки, возникшие от превышения лимитов, норм и нормативов, установленных законодательством РФ по учету затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли. Ограниченной по размеру наряду с вышеупомянутыми является также льгота по освобождению от налога прибыли, полученной банками и кредитными учреждениями от предоставления целевых кредитов на срок не менее трех лет предприятиям на осуществление капитальных вложений по развитию их собственной производственной базы. Прибыль, исчисленная с учетом льгот (и ограничений по размеру), облагается налогом по основной или льготной налоговой ставке. Ставки налога на прибыль по различным видам деятельности приведены в табл.13. Таблица13. Ставки налога на прибыль. |Период |Производственная |Посредническая |Банковские и кредитные | | |деятельность |деятельность |операции, страховая | | | | |деятельность | | | | | | | | | | | |1993 г.| 32% |45% |Налог на доходы | | | | | | | | | | | |1994 г.| | | | | |Н а л о г н а п р и б ы л ь | | |В р е с п у б л и к а н с к и й б ю д ж е т РФ – | | |13% | | |В бюджеты | |В бюджеты субъектов РФ | | |субъектов РФ – до| |до 30 % | | |25% | | | | |(1 квартал до | | | | |22%) | | | | |В р е с п у б л и к а н с к и й б ю д ж е т РФ – 13% | |1995 г.|В бюджеты | |В бюджеты субъектов| | |субъектов РФ до 22| |РФ – до 30 % | | |% | | | |1996 г.| | | | |1997 г.| | | | |1998 г.| | | | До 01.01.96 ставка налога на прибыль предприятий понижалась на 50%, если от общего числа их работников инвалиды и (или) пенсионеры составляли не менее 70%. С 01.01.96 данная льгота распространяется только на предприятия с численностью инвалидов не менее 50%. При этом в среднесписочную численность не включаются инвалиды, работающие по совместительству и договорам гражданско-правового характера. Особые льготы по снижению ставки налога на прибыль и полному освобождению от уплаты налога предоставляются вновь созданным малым предприятиям, осуществляющим производство и одновременно переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров и товаров народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, технических средств профилактики и реабилитации инвалидов, строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения и ремонтно- строительные работы на данных объектах. При отнесении промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления следует руководствоваться Методическими рекомендациями, утвержденными Минэкономики РФ и Госкомстатом РФ от 27.07.95 № МЮ-636/14-151, № 10-0-1/246.Данные предприятия при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (не включая выручку от реализации имущества и выручку по видам деятельности, облагаемым налогом на доходы), в первые два года с момента регистрации полностью освобождаются от налога на прибыль. А с 01.01.94 эти малые предприятия уплачивают налог на прибыль в третий и четвертый годы работы в размере 25 и 50% от основной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции. Указанные льготы предоставляются малым предприятиям, в уставном капитале которых доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений составляет не более 20%. При прекращении малым предприятиям льготируемой деятельности в течении пяти лет с момента регистрации налог на прибыль доначисляется за весь период в полном размере, а с 01.01.96 увеличивается также на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ за пользование банковским кредитом (в соответствии с Федеральным законам РФ от 31.12.95 № 227-ФЗ"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"). Кроме льгот, предусмотренных законодательством по налогу на прибыль, органы государственной власти национально-государственных и административно -территориальных образований могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков по видам деятельности или отраслевому признаку дополнительные льготы в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты. Сумма налога на прибыль рассчитывается нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей и вносится в пятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных бухгалтерских отчетов, и в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса за год. В течение квартала до 15-го числа каждого месяца все плательщики (кроме малых предприятий, инвестиционных фондов и бюджетных организаций) производят авансовые взносы налога равными долями в размере 1/3 квартальной суммы налога, исходя из предполагаемой прибыли за квартал. Справки о предполагаемой сумме прибыли и налога на текущий квартал представляются предприятиями в налоговые органы до первого числа текущего квартала. При изменении в течение квартала предполагаемой прибыли предприятие может по согласованию с финансовым органом пересмотреть суммы авансовых взносов и представить справки об изменениях не позднее чем за 20 дней до окончания квартала. С 01.01.97 в соответствии с Федеральным законом РФ от 10.01.97 № 13-ФЗ все предприятия - плательщики авансовых взносов налога на прибыль имеют право перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль, исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога. Исчисление фактической суммы налога на прибыль производится предприятиями на основании расчетов налога по фактически полученной прибыли, составляемых ежемесячно нарастающим итогом с начала года, исходя из фактически полученной ими прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Указанные расчеты представляются предприятиями в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Налогооблагаемая часть и прибыль, не облагаемая налогом расчитывается на основе балансовой прибыли. Сумма обеих частей (после уплаты налога на прибыль и других налогов и сборов за счет прибыли) составляет чистую прибыль предприятия (рис. 2). Таким образом из балансовой прибыли до ее налогообложения производятся отчисления в резервный фонд до достижения уровня уставного капитала, предусмотренного учредительными документами (но не более 15% для АО и 25% для СП). После отчислений в резервный фонд чистая прибыль распределяется между фондом накопления и фондом потребления, а в ТОО, АО и предприятиях с иностранными инвестициями, кроме того, выделяется прибыль, подлежащая к распределению между учредителями, акционерами. Создание резервного фонда обязательно для АО, для предприятия с иностранными инвестициями, для кооператива. Фонд предназначен для покрытия кредиторской задолженности в случае прекращения деятельности хозяйствующего субъекта, выплат процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям в случае нехватки чистой прибыли и других целей. Фонд накопления, аккумулируя часть чистой прибыли и другие поступления, используется для финансирования затрат по созданию нового имущества, приобретения основных фондов, пополнения оборотных средств и т.п. Таким образом, фонд накопления предприятия является источником увеличения его собственного капитала. Фонд потребления, также аккумулируя часть чистой прибыли, используется для финансирования мероприятий по социальному развитию коллектива и материальному поощрению работников. Финансирование капитальных вложений на строительство (покупку) жилья и объектов социального назначения осуществляется за счет фонда накопления. Таблица 14. Использование прибыли, полученной крупными и средними предприятиями Московской области в 1997 г. |Показатели |Сумма, млрд. руб.|В % к итогу | |Использовано прибыли — всего |9100,7 |100 | |В том числе: | | | |платежи в бюджет |3281,8 |36,0 | | | | | |отчисления в резервные фонды |154,7 |1.7 | |Отвлечено на: | | | |фонды накопления |1823,7 |20,0 | |фонды потребления |2454,5 |27,0 | |благотворительные цели |51,4 |0,6 | |другие цели |1334,6 |14,7 | Из общей массы прибыли, полученной крупными и средними предприятиями Московской области в 1997 г. (см. табл. 14), 36,0% перечислены в доходы бюджетной системы, в виде налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов. Почти половину использованной прибыли составили отчисления на образование резервных фондов, фондов накопления и потребления. Около 15% использованной прибыли ушло на другие цели: оплату процентов по ссудам банков, полученным на восполнение недостатка оборотных средств и носящим целевой характер, на приобретение основных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов, а также оплату процентов по средствам, взятым взаймы у других предприятий; подлежащие внесению в бюджет штрафные санкции и расходы по возмещению ущерба (за сокрытие либо занижение прибыли или иных объектов налогообложения, несоблюдение санитарных норм и правил и др.). В зарубежной практике налог на доходы корпораций США занимает лишь третье место в доходах, бюджета. Его основная ставка в 1996 г. составляла 34%. Вносится он по следующей схеме — корпорация уплачивает 15% за первые 50 тыс. долл. налогооблагаемого дохода, 25% — за следующие 25 тыс. долл. и 34% — на оставшуюся сумму. Кроме того, на доходы в переделах от 100 до 335 тыс. долл. установлен дополнительный сбор в размере 5%. Такое ступенчатое налогообложение имеет чрезвычайно важное значение для средних и малых предприятий. Налоги на доходы корпораций взимаются также и в бюджеты штатов. Ставка обычно стабильна, хотя встречается и градуированная шкала штатного налога. Наиболее высок этот налог в штатах Айова — 12%, Коннектикут — 11,5%, федеральном округе Колумбия (адм. центр — г. Вашингтон) — 10,25%. Наиболее низкие налоги в штатах Миссисипи — от 3 до 5%, Юта — 5%. Налог на доходы корпораций имеет большое количество льгот, из чистого дохода вычитаются местные налоги на доходы, 100% дивидендов от находящихся в полной собственности местных дочерних компаний, 70—80% дивидендов, полученных от облагаемых налогом местных корпораций, доходы по ценным бумагам местных властей и штатов, взносы в благотворительные фонды. Применяются налоговые льготы в рамках системы ускоренного возмещения стоимости основного капитала (амортизации), льгота на инвестиции, на научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Действуют налоговые скидки, стимулирующие использование альтернативных видов энергии. Компаниям предоставляется "налоговый кредит" в размере 50% стоимости оборудования, использующего солнечную энергию или энергию ветра в ходе Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|