рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Оценка эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАО

хозяйствующим субъектам, которые используют их наиболее эффективно.

Одним из важнейших оснований для классификации бюджетных расходов

является функциональный признак. Такая классификация бюджетных затрат

является наиболее распространенной. Как правило, при публикации бюджетов в

средствах массовой информации расходы группируются именно по

функциональному признаку.

Функциональная классификация бюджетных расходов отражает направление

средств бюджета на выполнение конкретных функций органов власти. К этим

функциям относятся:

> государственное управление и местное самоуправление;

> судебная власть;

> международная деятельность;

> национальная оборона;

> правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

государства;

> фундаментальные исследования и содействие научно-техническому

прогрессу;

> промышленность, энергетика и строительство;

> сельское хозяйство и рыболовство;

> охрана окружающей природной среды и природных ресурсов,

гидрометеорология, картография и геодезия;

> транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

> развитие рыночной инфраструктуры;

> жилищно-коммунальное хозяйство;

> предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и

стихийных бедствий;

> образование;

> культура, искусство и кинематография;

> средства массовой информации;

> здравоохранение и физическая культура;

> социальная политика;

> обслуживание государственного долга;

> пополнение государственных запасов и резервов;

> финансовая помощь бюджетам других уровней;

> утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных

договоров;

> мобилизационная подготовка экономики;

> формирование целевых бюджетных средств;

> прочие расходы [4].

По сути, такая структура направлений расходования бюджетных ресурсов

представляет собой структуру экономики с точки зрения финансирования

отдельных отраслей за счет средств государства. Пользуясь функциональной

классификацией бюджетных расходов, можно оценить состояние экономики в

целом, состояние и перспективы развития отдельных ее отраслей, степень

государственного регулирования экономики и прочие показатели. Эта

классификация наиболее полно отражает структуру финансирования экономики за

счет бюджетных средств [42].

Рассмотрим подробнее некоторые направления расходования средств

территориальных бюджетов.

К расходам на государственное управление и местное самоуправление

относятся затраты на содержание соответствующих органов государственной

власти и местного самоуправления. В основном это затраты на содержание

аппарата управления, объем которых определяется штатным расписанием и

сметой расходов учреждения. В штатном расписании указывается количество

персонала, фонд оплаты труда и другие подобные показатели. Смета расходов

представляет собой документ, в котором предусматривается общая сумма

затрат и ассигнования на отдельные цели. При составлении этих документов

все затраты строго нормируются с целью минимизации расходов на управление.

Расходы на судебную власть осуществляются из территориальных бюджетов

в крайне незначительных размерах.

Финансирование затрат в области международной деятельности из

территориальных бюджетов осуществляется редко и охватывает международное

сотрудничество, выполнение международных договоров, налаживание связей с

иностранными партнерами и различными международными организациями.

Расходы на национальную оборону осуществляются исключительно из

федерального бюджета. Передача части этих расходов территориальным бюджетам

происходит редко, в случае передачи региональным органам власти

определенных полномочий в этой области.

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

осуществляются соответствующими органами государственной власти и иногда

муниципальными образованиями (органы внутренних дел, таможенные органы и

др.)

Финансирование фундаментальных научных исследований в РФ

осуществляется преимущественно из федерального бюджета.

Направление средств бюджета на промышленность, энергетику и

строительство обусловлено низкой рентабельностью этих отраслей экономики, в

результате чего возникает необходимость в государственной поддержке.

Большая часть расходов бюджета по этим направлениям - капитальные.

Расходы бюджетов на сельское хозяйство и рыболовство обычно

незначительны и предусмотрены не всегда.

В структуре расходов на транспорт, дорожное хозяйство, связь и

информатику наибольшую долю составляют расходы на транспорт. Это связано с

необходимостью модернизации существующей транспортной системы. Кроме того,

большая часть расходов по этой статье осуществляется именно из

территориальных бюджетов.

Это также касается расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, которые

почти полностью осуществляются из местных бюджетов.

К расходам на образование относятся ассигнования образовательным

учреждениям, по большей части государственным.

Расходы на культуру, искусство, кинематографию и средства массовой

информации включают в себя бюджетное финансирование государственных и, в

необходимых случаях, негосударственных организаций культуры и искусства, а

также затраты на проведение культурных мероприятий.

В расходы на здравоохранение и физическую культуру входят затраты на

содержание государственных и муниципальных медицинских учреждений, оплату

труда медицинских работников, приобретение оборудования и расходных

материалов и т.п.

Социальные расходы бюджета включают финансирование затрат на оказание

социальной помощи населению, содержание учреждений социального обеспечения,

реализацию различных социальных программ.

Обслуживание государственного (муниципального) долга предполагает

погашение и выплату процентов по внутреннему и внешнему долгу.

К расходам целевых бюджетных фондов относятся расходы территориальных

дорожных фондов, территориальных экологических фондов и др.

В составе прочих расходов отражаются затраты на создание резервных

фондов, проведение выборов и референдумов, поддержку малого

предпринимательства и т.д. [18].

Функциональная классификация позволяет полностью отслеживать

финансирование государственного сектора экономики, а также осуществить

влияние органов власти на негосударственный сектор. Это является

несомненным преимуществом данной классификации.

1.3.3.Оценка эффективности расходов бюджета

В предыдущем подразделе были рассмотрены различные направления

расходования бюджетных средств. Этих направлений достаточно много, и при

разработке бюджета необходимо определить, каким направлениям отдать

предпочтение при финансировании. Для этого анализируют экономическую

ситуацию в регионе и эффективность бюджетных расходов в прошлые периоды.

Очевидно, что следует разрабатывать такую структуру бюджета, при которой

расходы наиболее эффективны [20].

Расходы бюджета можно считать эффективными, если они обеспечивают

достаточно высокий уровень жизни населения, уровень развития производства в

регионе и, кроме того, позволяют достичь запланированных темпов роста

валового регионального продукта (ВРП).

Эффективность бюджетных расходов можно оценить различными методами и

на основе различных показателей. Рассмотрим некоторые из них.

1.Оценка эффективности бюджетных расходов на основе их структуры.

Все расходы бюджета любого уровня в зависимости от их направленности

можно разделить на пять групп:

I. Расходы на финансирование системы управления;

II. Расходы на финансирование систем жизнеобеспечения;

III. Расходы на улучшение условий жизни;

IV. Расходы на улучшение условий ведения бизнеса;

V. Расходы на погашение и обслуживание государственного и

муниципального долга [26].

Распределение статей функциональной классификации расходов бюджета в

соответствии с указанными группами приведено в табл. 1. 3.

Очевидно, что на уровень жизни населения и рост производства в регионе

напрямую влияют только расходы II, III и IV групп. Поэтому при оценке

эффективности расходов бюджета целесообразно рассмотреть долю каждой из

этих групп в общей сумме расходов. Таким образом можно определить, какая

доля средств приходится на поддержание уровня жизни в регионе, его

повышение, обеспечение роста производства. Чем больше доля этих статей в

бюджете, тем эффективнее используются ресурсы [15].

Кроме того, можно рассмотреть долю расходов по каждой статье и оценить

их структуру. Таким образом можно проследить, на что конкретно были

направлены бюджетные средства и по каким направлениям ассигнования можно

сократить.

Однако при этом не учитывается, что средства по некоторым на

правлениям могут расходоваться неэффективно – вкладываться в нерентабельные

предприятия, в реализацию неэффективных социальных программ. Т. е.

значительные суммы расходов могут не говорить об их эффективности. Поэтому

при анализе эффективности бюджетных расходов необходимо использовать и

другие показатели.

2.Оценка эффективности бюджетных расходов на основе коэффициента

бюджетной обеспеченности

Коэффициент бюджетной обеспеченности – это сумма расходов бюджета

Таблица 1. 3.

Распределение статей расходов по группам в зависимости от их

направленности

|Номер группы |Статьи функциональной классификации расходов |

|I |Государственное управление и местное самоуправление |

| |Судебная власть |

| |Национальная оборона |

| |Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |

| |государства |

| |Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение |

| |международных договоров |

| |Финансовая помощь бюджетам других уровней |

| |Пополнение государственных запасов и резервов |

|II |Жилищно-коммунальное хозяйство |

| |Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |

| |Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных |

| |ситуаций и стихийных бедствий |

|III |Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, |

| |гидрометеорология, картография и геодезия |

| |Образование |

| |Культура, искусство и кинематография |

| |Средства массовой информации |

| |Здравоохранение и физическая культура |

| |Социальная политика |

|IV |Фундаментальные исследования и содействие |

| |научно-техническому прогрессу |

| |Промышленность, энергетика и строительство |

| |Сельское хозяйство и рыболовство |

| |Развитие рыночной инфраструктуры |

| |Мобилизационная подготовка экономики |

|V |Обслуживание государственного долга |

|Могут |Международная деятельность |

|относиться к |Формирование целевых бюджетных средств |

|любой группе |Прочие расходы |

за определенный период в расчете на душу населения. Он рассчитывается по

формуле 1.1:

Кбо = Р / Ч,

(1.1)

где Кбо – коэффициент бюджетной обеспеченности;

Р – расходы бюджета за период;

Ч – численность населения региона в данном периоде [43].

Преимуществом этого показателя является простота расчетов. Недостаток

состоит в том, что даже при высоком коэффициенте бюджетной обеспеченности

средства могут расходоваться неэффективно (например, если значительные

суммы средств расходуются на финансирование действующих в регионе органов

власти). Кроме того, этот показатель характеризует эффективность расходов в

основном с социальной точки зрения.

Поэтому для повышения эффективности расчетов в составе расходов можно

учитывать только расходы по социальным направлениям – на социальную

политику, здравоохранение, образование и т. п.

3.Оценка эффективности бюджетных расходов на основе роста ВРП

Этот метод предполагает, что рост бюджетных расходов положительно

влияет на экономику региона и вызывает рост ВРП. Он основан на расчете

мультипликатора, который показывает, соотношение прироста ВРП к приросту

бюджетных расходов и рассчитывается по формуле 1.2:

Мр = (ВРП / (Р, (1.2)

где Мр – мультипликатор бюджетных расходов;

(ВРП – изменение ВРП в рассматриваемом периоде;

(Р – изменение бюджетных расходов в соответствующем периоде.

Чем больше этот показатель, тем эффективнее расходы, т. к. в этом

случае небольшой прирост расходов обеспечивает значительно больший прирост

ВРП [53].

Каждый из рассмотренных показателей характеризует эффективность

бюджетных расходов с какой-либо одной точки зрения, поэтому их

целесообразно рассматривать в комплексе. Все расчеты с их использованием на

основе данных по Южному административному округу (ЮАО) г. Москвы приведены

в разделе 2.

Выводы

Теоретическая база по вопросам территориальных финансов достаточно

обширна. В трудах известных экономистов подробно рассмотрены расходы

территориальных бюджетов: их сущность, содержание, направления. Однако

вопросы эффективности использования бюджетных средств, которым посвящена

данная работа, подробно не рассматриваются. Таким образом, существует

необходимость изучения расходов территориальных бюджетов с точки зрения

эффективности их осуществления.

2. Анализ расходов бюджета Москвы по ЮАО

2.1. Структура финансовой системы Москвы

Как и другим субъектам Российской Федерации, Москве необходимы

денежные средства для обеспечения деятельности органов власти, жилищно-

бытовой и социально-культурной инфраструктуры и т. п. Источником этих

средств является бюджет города. В процессе исполнения бюджета принимает

участие ряд учреждений, которые образуют финансовую систему Москвы.

Задачами органов финансовой системы являются разработка и реализация единой

бюджетно-финансовой политики Правительства Москвы, исполнение бюджета

Москвы, контроль за расходованием бюджетных средств, краткосрочное

бюджетное прогнозирование и др. Главным принципом функционирования

финансовой системы является казначейский метод исполнения бюджета Москвы

[34].

Финансовая система Москвы состоит из органов власти разных уровней:

подразделений центральных органов исполнительной власти и территориальных

органов представительной и исполнительной власти. Основное звено финансовой

системы Москвы – это Департамент финансов и его десять филиалов – финансово-

казначейские управления (ФКУ) административных округов [12]. Департамент

финансов подчиняется непосредственно Правительству Москвы. В его структуру,

кроме ФКУ, входят Московское городское казначейство и другие управления и

отделы [9].

При формировании доходов бюджета Москвы важную роль играют

территориальные подразделения Министерства по налогам и сборам. В процессе

бюджетного планирования принимают участие подразделения Министерства

экономического развития РФ. Московская городская Дума рассматривает и

принимает бюджет города на следующий год и другие нормативно-правовые акты

в бюджетной сфере. Контрольно-счетная палата Москвы – это главный орган

контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

Правительство Москвы и подведомственные учреждения непосредственно

осуществляют исполнение бюджета и разрабатывают основные направления

бюджетной и финансовой политики, являясь, таким образом, главным элементом

финансовой системы города [8, 44].

Все звенья финансовой системы Москвы связаны друг с другом и образуют

определенную структуру.

В данной работе рассматривается бюджет Москвы по ЮАО. Он представляет

собой не самостоятельный бюджет, а часть регионального бюджета. Основную

роль в его исполнении играет ФКУ ЮАО.

В процессе исполнения бюджета ФКУ выполняет ряд законодательно

определенных функций. К ним относятся:

> краткосрочное планирование средств бюджета Москвы на территории

ЮАО;

> учет доходов бюджета Москвы по ЮАО;

> финансирование расходов;

> контроль за целевым использованием бюджетных средств и др.

Определение эффективности расходов бюджета не входит в число основных

задач ФКУ, однако получаемых им данных вполне достаточно для ее оценки

[11].

Экономическая ситуация в ЮАО характеризуется следующими показателями.

В 2003 г. на территории округа функционировало 122 промышленных

предприятия, 75 из которых были прибыльными. Объем производства вырос на

4,3% по сравнению с уровнем 2002 г., средняя заработная плата в

промышленности – на 28,4%. Бюджет на 2003 г. был выполнен на 100% [25].

Таким образом, наблюдается положительная динамика социально-экономического

развития ЮАО. Подобные процессы происходят и в других административных

округах Москвы, что свидетельствует об экономическом росте в регионе.

Следовательно, выводы, сделанные в данной работе по отношению к ЮАО,

справедливо применить к любому административному округу Москвы.

2.2. Оценка эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАО

2.2.1. Оценка эффективности бюджетных расходов на основе их структуры

Одним из показателей эффективного расходования бюджетных ресурсов

является структура расходной части бюджета. В идеале большая часть средств

должна быть направлена на социальные цели и поддержку производства, а доля

расходов на управление, обслуживание государственного и муниципального

долга и т. п. должна стремиться к минимуму. Проанализируем структуру

расходов, осуществляемых из бюджета Москвы на территории ЮАО, и исполнение

бюджета по расходам в 2003 г.

Данные об исполнении расходной части бюджета Москвы по ЮАО приведены в

табл. 2.1 [49]. Структура расходов (на основе данных о фактическом

финансировании) проиллюстрирована рис. 2.1.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.