рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Оценка эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАО

существовавших ранее сборов. Кроме того, важным источником земских бюджетов

были пособия из государственного бюджета.

С отменой крепостного права значительные массы населения переселились

в города. В результате во второй половине XIX в. наблюдалось ускоренное

формирование городского хозяйства и городских бюджетов. Однако средств этих

бюджетов было явно недостаточно для повышения уровня жизни населения.

Городские бюджеты дореволюционной России состояли из двух частей:

обыкновенного бюджета, формируемого за счет налогов, сборов, доходов

городских предприятий, и чрезвычайного, доходами которого были займы,

пожертвования и продажа городского имущества. Средства чрезвычайного

бюджета направлялись на досрочное покрытие долгов, приобретение имущества у

частных лиц и др.

Для местных бюджетов были характерны недостаточность доходной базы и

значительные непроизводительные расходы (на содержание городских

учреждений, полиции и т. п.). В результате местные власти вынуждены были

прибегать к получению займов, что еще больше увеличивало расходы бюджета.

Вследствие этого финансовое положение органов местного самоуправления было

крайне неустойчиво. Рассмотрим состояние городских бюджетов в конце XIX -

начале XX в.

Доходы городского бюджета формировались, как и сейчас, из налоговых и

неналоговых поступлений, причем доля налоговых доходов была меньше и только

иногда достигала 50%.

Примерный перечень существовавших в тот период налогов и их ставки

приведены в табл. 1.1. Как видно из таблицы, налоги в дореволюционной

России значительно отличались от нынешних. Кроме перечисленных налогов,

существовали различные пошлины (нотариальные сборы, сбор за прописку и др.)

Однако эта налоговая система была неэффективна, т. к. налоги с

промышленников были незначительны и не росли по мере увеличения их доходов.

Сбалансировать бюджет не помогали даже неналоговые платежи: доходы от

предприятий, принадлежащих городу, от аренды земли, сборы с мест для торга

и др.

В контексте данной работы более важную роль играет анализ расходной

части бюджетов. Перечень и направления расходов городского бюджета

дореволюционной России представлен в табл. 1.2. На рис. 1.2 приведена

структура расходной части бюджета города исходя из средних показателей по

нескольким городам за ряд лет.

Следует отметить, что расходы на образование и здравоохранение не

покрывали всех реальных затрат. Поэтому основным источником финансирования

школ и больниц были добровольные пожертвования, а также плата населения за

обучение и лечение.

Статьи расходов дореволюционного бюджета во многом соответствуют

современным. Это объясняется тем, что расходы бюджета определяются

Таблица 1.1

Налоги в дореволюционной России

|Наименование налога |Ставка налога |

|Сбор с недвижимых имуществ |До 10% с суммы чистого дохода |

| |недвижимого имущества |

|Сбор с торговых и промышленных |3% с годовой доходности заведений |

|заведений | |

|Сбор с заведений трактирного промысла|Сумма налога устанавливалась ежегодно|

|Промысловый налог |10 –15% с цены промыслового |

| |свидетельства |

|Сбор с извозного промысла |10 руб. с лошади |

|Налог с экипажей |5 – 25 руб. с экипажа |

|Налог с автомобилей |3 руб. за каждую силу мощности мотора|

Таблица 1.2

Расходы городского бюджета в конце XIX – начале XX в.

|Наименование статьи расходов |Состав статьи расходов |

|Обязательные расходы на |Расходы на содержание |

|общегосударственные потребности |правительственных учреждений, |

| |жандармерии, полиции, тюрем и |

| |воинскую квартирную повинность |

|Ассигнования на содержание городских |Покупка и содержание земли и зданий, |

|недвижимых имуществ и благоустройство|устройство и содержание дорог, |

| |освещения, озеленения, пожарных |

| |команд |

|Коммунальные затраты |Кроме обычных коммунальных затрат, |

| |включали расходы на выкуп |

| |коммунальных предприятий у |

| |иностранных компаний |

|Расходы на народное образование |Содержание начальных и |

| |профессиональных школ |

|Расходы на здравоохранение |Строительство и содержание больниц |

|Расходы по уплате долгов |Платежи по займам, ссудам из казны и |

| |банков и т. п. |

[pic]

потребностями населения, которые с течением времени меняются незначительно.

Даже не прибегая к расчетам, можно сказать, что средства

территориальных бюджетов в рассматриваемый период расходовались

неэффективно. Подавляющую долю бюджета составляли непроизводительные

расходы, которые не могли обеспечить рост уровня жизни и производства и

этим повысить уровень бюджетных доходов. Бюджеты обычно были дефицитными,

что представляло опасность не только для экономики города, но и для

экономики страны в целом.

В результате, к 1917 г. городское хозяйство в большинстве городов

России находилось на грани экономического кризиса, а бюджетная система

требовала срочной реорганизации [43].

1.2.2.Развитие территориальных финансов в СССР

В результате революции и войн экономика и народное хозяйство России

были разрушены. Их необходимо было восстановить за счет бюджета, а для

этого требовалось найти источники средств.

В 1918 г. была создана система государственного и местных бюджетов, но

из-за нехватки средств она начала действовать лишь с 1921 г. Доходная часть

бюджета изменялась следующим образом: в первые годы советской власти налоги

и сборы играли существенную роль, но по мере роста производства ведущее

место заняли доходы социалистических предприятий и организаций.

Некоторые государственные расходы были переданы местным бюджетам,

чтобы обеспечить контроль за использованием средств. При этом был введен

принципиально новый метод формирования доходов территориальных бюджетов, а

именно передача им части государственных налогов и сборов. Этот метод

позволил усилить связи между бюджетами и сбалансировать территориальные

бюджеты.

В связи с восстановлением народного хозяйства увеличились доходы

местных бюджетов, следовательно, расширился круг мероприятий, финансируемых

из них. Из местных бюджетов финансировалось коммунальное хозяйство,

содержание местных советских учреждений и частично расходы по народному

хозяйству и социально-культурным мероприятиям.

Изменился порядок помощи местным бюджетам. Система дотаций из

государственного бюджета была малоэффективна, поэтому дотации были заменены

субвенциями, т. е. долевым участием государственного бюджета в расходах

местных бюджетов.

Окончательно бюджетная система СССР была сформирована в Конституции

1936 г. Ее звеньями являлись союзный бюджет и государственные бюджеты

союзных республик, которые включали в себя местные бюджеты.

После Великой Отечественной войны необходимо было восстанавливать

народное хозяйство страны. Это было задачей территориальных бюджетов, а

средства для ее выполнения предоставлял государственный бюджет.

В начале 60-х гг. были приняты законы о бюджетных правах

территориальных органов власти, в соответствии с которыми они могли

самостоятельно определять направления расходования средств территориальных

бюджетов.

С начала 80-х гг. начала усиливаться роль местных органов власти в

управлении, следовательно возросло и значение территориальных бюджетов, они

были наделены дополнительными правами и полномочиями. На них была возложена

задача по реформации народного хозяйства. В последние годы существования

СССР существенно расширились права местных органов власти и роль

территориальных финансов, что было связано с общей ситуацией в стране [43].

1.2.3.Территориальные финансы в современной России

Бюджетная система Российской Федерации обусловлена федеративным

устройством страны. В ней предусмотрены федеральный и территориальные

бюджеты. Частично эта система была унаследована от СССР и скорректирована в

соответствии с новыми условиями.

Бюджетную систему современной России удобно изобразить в виде схемы,

которая представлена на рис. 1.3 [17].

Для сравнения с предыдущими периодами на рис. 1.4 представлена

структура расходной части бюджета современной Москвы [7]. На диаграмме

представлены все статьи расходов, за исключением наименее значительных,

доля которых в общей сумме близка к нулю.

Доля непроизводительных расходов в этом бюджете невысока. Основная

часть средств направляется на благоустройство города: строительство,

жилищно-коммунальное хозяйство, целевые бюджетные фонды развития

территорий. Также довольно значительная доля расходов бюджета приходится на

осуществление социальной политики, содержание учреждений образования,

здравоохранения и культуры. Положительное явление – низкая доля статьи

«Обслуживание государственного и муниципального долга». Данная структура

расходов, на первый взгляд, достаточно эффективна, так как позволяет

поддерживать городское хозяйство и уровень жизни населения на достаточно

высоком уровне.

Более подробный анализ эффективности расходов бюджета Москвы приведен

в разделе 2.

1.3.Расходы территориальных бюджетов

1.3.1.Понятие и сущность расходов территориальных бюджетов

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ),

расходы бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое

обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления [2]. Это

определение касается всех уровней бюджетной системы, его можно

конкретизировать относительно бюджета каждого уровня. Так, расходы

региональных и местных бюджетов – это средства, направляемые на финансовое

обеспечение задач и функций органов власти субъектов федерации и органов

местного самоуправления соответственно.

В России на территориальные органы власти возложены задачи по

Рис. 1.3. Бюджетная система Российской Федерации

обеспечению функционирования социально-бытовой инфраструктуры.

Следовательно, средства территориальных бюджетов расходуются в основном по

этому направлению, а именно на жилищно-коммунальное хозяйство, содержание

учреждений социальной сферы, социальную защиту населения и т. п.

Естественно, что часть средств территориальных бюджетов направляется

на содержание органов управления, правоохранительную деятельность и т. п.,

однако доля этих статей в территориальных бюджетах меньше, чем в

федеральном. Это связано с тем, что расходы, непосредственно обеспечивающие

потребности населения, осуществляются в основном через территориальные

бюджеты, что облегчает контроль за использованием этих средств [21].

БК РФ разграничивает расходы бюджетов разных уровней. Часть расходов,

касающихся территориальных образований, осуществляется совместно за счет

бюджетов всех уровней. Виды таких расходов перечислены ниже.

> Государственная поддержка отраслей промышленности.

> Обеспечение правоохранительной деятельности.

> Обеспечение противопожарной безопасности.

> Научно-исследовательские работы.

> Социальная защита населения.

> Охрана окружающей природной среды.

> Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

> Развитие рыночной инфраструктуры.

> Обеспечение деятельности средств массовой информации.

> Прочие расходы [2].

В этот список входят наиболее важные статьи расходов, которые

необходимо профинансировать. Отнесение этих расходов на бюджеты всех

уровней позволяет органам власти выполнить свои функции даже при нехватке

средств в регионе.

Однако некоторые виды расходов в регионах возлагаются исключительно на

региональные бюджеты. К ним относятся:

> Обеспечение функционирования органов власти субъекта федерации.

> Обслуживание и погашение государственного долга субъекта

федерации.

> Реализация региональных целевых программ.

> Содержание и развитие организаций, находящихся в ведении

органов власти субъектов РФ.

> Обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов

федерации.

> Финансовая помощь местным бюджетам.

> Прочие расходы [2].

Финансирование этих статей исключительно из регионального бюджета

оставляет за соответствующими органами власти право относительно

самостоятельно осуществлять свою бюджетно-финансовую политику.

По этой же причине часть расходов финансируется исключительно из

местных бюджетов. Это следующие виды расходов:

> Содержание органов местного самоуправления.

> Формирование муниципальной собственности.

> Содержание и развитие организаций, находящихся в ведении

органов местного самоуправления.

> Содержание муниципальных органов охраны общественного порядка.

> Содержание муниципального жилищно-коммунального хозяйства.

> Строительство и содержание дорог местного значения.

> Благоустройство и озеленение территорий.

> Транспортное обслуживание населения и муниципальных учреждений.

> Охрана окружающей природной среды.

> Целевое дотирование населения.

> Прочие расходы [2].

Для обеспечения единства бюджетной системы страны разработана единая

классификация расходов бюджетов всех уровней. Рассмотрим ее применительно к

территориальным бюджетам.

1.3.2.Классификация расходов бюджета

Первая из основ для классификации расходов бюджета, упомянутая в БК

РФ – их экономическое содержание. По этому признаку бюджетные расходы

делятся на текущие и капитальные. В главе 10 БК РФ даны следующие

определения этих категорий.

Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая

текущее функционирование органов государственной власти, органов местного

самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки

другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и

субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не

включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией

РФ [2].

Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая

инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов,

предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые

юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой,

средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные

цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные

расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы при

осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в

собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы

бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с

экономической классификацией расходов бюджета РФ [2].

К текущим расходам бюджета относятся:

> закупки товаров и услуг, необходимых для содержания

экономической и социальной инфраструктуры ( оплата труда

государственных служащих, оплата транспортных и коммунальных

услуг и т.п.);

> трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и т.п.)

> текущие субсидии предприятиям и нижестоящим органам власти;

> выплата процентов по государственному долгу и другие [2].

Текущие расходы составляют текущий бюджет, на долю которого приходится

подавляющая часть всех бюджетных затрат.

К капитальным расходам относятся:

> затраты на новое строительство и развитие действующих

объектов государственной и муниципальной собственности;

> инвестиционные субсидии;

> долгосрочные бюджетные кредиты и государственные гарантии

инвесторам, финансирующим высокоэффективные инвестиционные

проекты и другие [2].

В бюджетах органов власти и местного самоуправления капитальные

расходы выделяются отдельным блоком и образуют бюджет развития.

В рамках данной классификации расходов бюджета может быть произведена

дополнительная группировка по получателям бюджетных средств (отдельные

категории физических и юридических лиц, нижестоящие органы власти и

местного самоуправления и т.п.) и по формам предоставления бюджетных

средств. Эти формы таковы:

> ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

> средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых

физическими и юридическими лицами по государственным или

муниципальным контрактам;

> трансферты населению;

> ассигнования на осуществление отдельных государственных

полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

> ассигнования на компенсацию дополнительных расходов,

возникших в результате решений, принятых органами

государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных

расходов или уменьшению бюджетных доходов;

> бюджетные кредиты юридическим лицам;

> субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

> инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

> бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам

других уровней бюджетной системы РФ, государственным

внебюджетным фондам;

> кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних

заимствований;

> средства на обслуживание долговых обязательств [2].

Классификации расходов бюджета по экономическому содержанию выделено

приоритетное место в бюджетном законодательстве РФ. Это может объясняться

тем, что при такой классификации довольно легко проследить, к какому

конкретно бюджетополучателю поступила определенная сумма бюджетных средств

и как она была использована. При этом возможно повышение эффективности

бюджетных расходов, т.е. преимущественное выделение средств бюджета тем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.