рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Оценка эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАО

Основная доля расходов бюджета Москвы по ЮАО приходится на

финансирование жилищно-коммунального хозяйства (в данном случае – 40%).

Также значительную долю (38%) составляют расходы на образование. Это

связано с тем, что большинство учреждений в этих сферах финансируются

исключительно из территориальных бюджетов. Далее в порядке убывания следуют

расходы на здравоохранение (8%) и социальную политику (7%). В целом по этим

направлениям было израсходовано более 90% средств.

По данным табл. 2.1, бюджет за 2003 г. исполнен на 100,3%, т. е.

расходы в целом профинансированы в достаточном объеме. Следует отметить,

что расходы по социально важным статьям: «Образование», «Культура»,

«Здравоохранение», «Социальная политика» профинансированы в размере 100%. В

качестве положительного явления можно отметить экономию расходов по статье

«Управление» в размере 0,9 %. Она возникает в основном за счет экономного

расходования средств, выделенных на выплату заработной платы (например,

применения регрессивной шкалы единого социального налога).

|Таблица 2.1 |

|Финансирование мероприятий, предусмотренных финансовыми ресурсами ЮАО за 2003 г. |

|(тыс. руб.) |

|Направление финансовых ресурсов |Уточненный план |Фактическое |% выполнения |Остаток |

| |финансирования |финансирование | |финансирования |

|Жилищно-коммунальное хозяйство |3689942,2 |3689924,7 |100,0 |17,5 |

|в т. ч.: жилищное хозяйство |2860376,8 |2860359,9 |100,0 |16,9 |

|коммунальное хозяйство |829565,4 |829564,8 |100,0 |0,6 |

|Охрана окружающей природной среды |48036,4 |48035,1 |100,0 |1,3 |

|Расходы по благоустройству прилегающих к |1200,0 |1200,0 |100,0 |0,0 |

|кладбищам территорий | | | | |

|Управление |262360,9 |259923,5 |99,1 |2437,4 |

|Образование по учреждениям культуры |57528,1 |57528,1 |100,0 |0,0 |

|Образование |3468174,2 |3468169,2 |100,0 |5,0 |

|Культура |93381,9 |93381,8 |100,0 |0,1 |

|Здравоохранение |693090,0 |693032,1 |100,0 |57,9 |

|Социальная политика |636655,0 |636536,9 |100,0 |118,1 |

|в т. ч.: учреждения соц. обеспечения |150026,0 |149909,0 |99,9 |117,0 |

|социальная помощь |475723,0 |475722,3 |100,0 |0,7 |

|молодежная политика |1736,0 |1735,6 |100,0 |0,4 |

|прочие мероприятия в области социальной |9170,0 |9170,0 |100,0 |0,0 |

|защиты | | | | |

|Финансовая помощь бюджетам муниципальных |31830,4 |31244,0 |98,2 |586,4 |

|образований | | | | |

|Бюджетная ссуда |1282,1 |32307,3 |2519,9 |-31025,2 |

|Прочие расходы |59932,0 |59931,7 |100,0 |0,3 |

|ИТОГО |9043413,2 |9071214,4 |100,3 |-27801,2 |

|Расходы по организациям городского |1919848,7 |1915910,4 |99,8 |3938,3 |

|подчинения | | | | |

[pic]

Также наблюдается значительный процент экономии по статье «Финансовая

помощь бюджетам муниципальных образований». Она связана с возвратом

субвенций на зарплату, т. к. было достаточно собственных средств.

На основе данных об исполнении бюджета за 2003 г. можно, в некоторой

степени, судить об эффективности использования бюджетных средств. В целом

по бюджету и по наиболее значительным расходным статьям не наблюдается как

существенного перерасхода средств, так и недофинансирования. С этой точки

зрения, расходы бюджета в 2003 г. осуществлялись эффективно, т. к. план

финансирования мероприятий за счет ресурсов ЮАО был выполнен с высокой

степенью точности. Однако в этом случае необходимым условием является

составление прогноза в соответствии с эффективностью финансирования из

бюджета различных отраслей хозяйства.

Более подробный анализ эффективности бюджетных расходов на основе их

структуры можно провести по каждой отдельной статье. Следует иметь в виду,

что бюджет Москвы по ЮАО имеет социальную направленность, поэтому

целесообразно рассмотреть статьи «Жилищно-коммунальное хозяйство»,

«Образование», «Здравоохранение», «Социальная политика». Расходы по ним

наиболее значительны, поэтому даже незначительный процент экономии средств

отразится на общем итоге расходной части бюджета. Экономия средств по

другим статьям, доля которых в общей сумме незначительна, не скажется

существенно на общей сумме расходов.

Проведя такой анализ, можно определить, долю каких статей расходов

можно снизить и насколько, а какие, наоборот, необходимо увеличить. Таким

образом, получим оптимальную структуру расходов бюджета Москвы по ЮАО.

2.2.1.1. Структура финансирования жилищно-коммунального хозяйства

Расходы на финансирование жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) – это

основная часть расходов бюджета Москвы по ЮАО. Поэтому экономия средств по

этой статье позволит существенно снизить общие расходы бюджета или

перераспределить их в пользу тех статей, которые особенно нуждаются в

финансировании.

Структура расходов на ЖКХ в 2003 г. представлена в табл. 2.2 и на рис.

2.2 [30]. Наибольшая доля расходов – 54% - приходится на статью «Расходы по

эксплуатации жилищного фонда». В нее входят затраты на содержание и

обслуживание жилых помещений, а также расходы на их благоустройство,

предусмотренные целевой программой «Мой двор, мой подъезд». 22% расходов

составляют затраты на капитальный ремонт жилищного фонда, 16% - на

содержание объектов внешнего благоустройства (текущий ремонт дорог, уборка

города и т. п.). Доли остальных статей в общей сумме расходов

незначительны, и их изменение существенно не повлияет на сумму расходов по

статье. Следует отметить, что все расходы на ЖКХ, особенно на капитальный

ремонт, жестко контролируются, поэтому случаи нецелевого использования

бюджетных средств в этой области сведены к минимуму. Таким образом,

уменьшить расходы можно только путем снижения затрат по отдельным статьям.

Прежде всего, следует рассмотреть статью «Расходы по эксплуатации

жилищного фонда». Эти расходы состоят из двух частей: 21% расходов

приходится на реализацию программы «Мой двор, мой подъезд» и 79% - на

эксплуатацию жилищного фонда.

Программа «Мой двор, мой подъезд» предусматривает финансирование

мероприятий по внешнему благоустройству жилых помещений и прилегающих к ним

территорий и действует в каждом административном округе Москвы. Расходы на

реализацию программы можно несколько уменьшить, если оптимизировать закупки

материалов и определить оптимальное сочетание стоимости и качества работ.

Однако сэкономленные таким образом суммы будут незначительными, и

оптимальным направлением их использования станет финансирование других

мероприятий программы «Мой двор, мой подъезд».

Расходы по эксплуатации жилищного фонда намного более существенны. Как

известно, плата граждан за жилье не покрывает всех расходов на его

|Таблица 2.2 |

|Расходы на финансирование жилищно-коммунального хозяйства в 2003 г. |

|(руб.) |

|Наименование статьи расхода |Ассигнования на |Кассовые расходы |Остаток |

| |отчетный период | |финансирования |

|Восстановительный ремонт зеленых насаждений |21 806 400,00 |21 805 508,20 |891,80 |

|Учет и ведение реестра зеленых насаждений |4 685 000,00 |4 684 750,60 |249,40 |

|Другие расходы по содержанию зеленых насаждений |21 545 000,00 |21 544 794,50 |205,50 |

|Итого содержание зеленых насаждений |48 036 400,00 |48 035 053,30 |1 346,70 |

|Расходы на реализацию программы "Мой двор, мой подъезд" |435 002 300,00 |435 001 753,62 |546,38 |

|Другие расходы по эксплуатации жилищного фонда |1 606 010 500,00 |1 606 009 838,24 |661,76 |

|Итого эксплуатация жилищного фонда |2 041 012 800,00 |2 041 011 591,86 |1 208,14 |

|Расходы на капитальный ремонт и замену лифтов, установку |316 172 100,00 |316 172 082,82 |17,18 |

|устройств безопасности, капитальный ремонт объединенных | | | |

|диспетчерских систем | | | |

|Расходы на реконструкцию систем газоснабжения |83 672 200,00 |83 665 706,62 |6 493,38 |

|Расходы на ремонт электрохозяйства |63 729 900,00 |63 729 295,84 |604,16 |

|Расходы на реализацию программы "Мой двор, мой подъезд" |8 601 200,00 |8 600 560,09 |639,91 |

|Расходы на проектирование, приобретение и монтаж систем |22 682 300,00 |22 682 299,99 |0,01 |

|видеонаблюдения | | | |

|Ремонт кровли |66 791 600,00 |66 791 570,74 |29,26 |

|Прочие расходы по капитальному ремонту жилищного фонда |257 714 700,00 |257 706 781,33 |7 918,67 |

|Итого капитальный ремонт жилищного фонда |819 364 000,00 |819 348 297,43 |15 702,57 |

|Капитальный ремонт дорог |200 000 000,00 |199 999 999,99 |0,01 |

|Другие расходы по капитальному ремонту объектов внешнего |23 795 000,00 |23 795 000,00 |0,00 |

|благоустройства | | | |

|Итого капитальный ремонт объектов внешнего |223 795 000,00 |223 794 999,99 |0,01 |

|благоустройства | | | |

|Текущий ремонт дорог |94 500 000,00 |94 500 000,00 |0,00 |

| |

| |

|Продолжение таблицы 2.2 |

|Наименование статьи расхода |Ассигнования на |Кассовые расходы |Остаток |

| |отчетный период | |финансирования |

|Расходы на уборку города |505 309 800,00 |505 309 800,00 |0,00 |

|Другие расходы по содержанию объектов внешнего |5 960 600,00 |5 959 991,10 |608,90 |

|благоустройства | | | |

|Итого содержание объектов внешнего благоустройства |605 770 400,00 |605 769 791,10 |608,90 |

|Содержание и благоустройство городских кладбищ |1 200 000,00 |1 200 000,00 |0,00 |

|Приобретение предметов длительного пользования для гос. |56 732 000,00 |56 731 732,27 |267,73 |

|учреждений | | | |

|Прочие текущие расходы |3 200 000,00 |3 200 000,00 |0,00 |

|Итого расходов по ЖКХ |3 799 110 600,00 |3 799 091 465,95 |19 134,05 |

[pic]

содержание, а недостающие средства выплачиваются из бюджета города.

Именно из этих затрат складывается большая часть рассматриваемых

расходов. В последние годы рассматриваются различные пути их снижения.

Основным из них является проведение жилищно-коммунальной реформы, по

окончании которой плата за жилье и коммунальные услуги с граждан будет

взиматься в размере 100%. Это позволит исключить из бюджета Москвы

подавляющую часть расходов по эксплуатации жилищного фонда. В результате

высвободится значительная сумма денежных средств, которые могут быть

направлены на финансирование учреждений образования, здравоохранения,

проведение социальной политики и т. п.

Однако реформу ЖКХ в настоящее время можно провести лишь частично.

Следовательно, и расходы по эксплуатации жилищного фонда могут быть снижены

лишь незначительно, т. к. они во многом зависят от упомянутой реформы.

Следующая по размеру, хотя и значительно отстающая от рассмотренной

выше, статья – «Капитальный ремонт жилищного фонда». Как видно из табл.

2.2, расходы по этой статье классифицируются по различным направлениям

проведения ремонта. Очевидно, что сумма расходов по этой статье зависит от

состояния жилищного фонда в округе: чем больше старых домов, нуждающихся в

ремонте, тем больше расходы. Расходы по статье «Капитальный ремонт

жилищного фонда» снизятся, когда будет отремонтирована основная часть

старых домов. Ускорить решение этой проблемы можно, направляя

освобождающиеся средства на их капитальный ремонт. В результате, снизить

расходы по рассмотренной статье и перераспределить средства можно будет в

течение более короткого периода времени.

Довольно значительная доля бюджетных средств выделяется на

финансирование статьи «Содержание объектов внешнего благоустройства». Ее

структура такова: 83% составляют расходы на уборку города, 16% - на текущий

ремонт дорог и 1% - прочие расходы.

Значительное сокращение расходов по какому-либо из этих направлений

будет невыгодным, т. к. при уменьшении финансирования эти функции

городского хозяйства будут выполняться в неполном объеме. Повышение затрат

на автоматизацию также невыгодно, т. к. отдача от вложенных средств будет

незначительной. Таким образом, расходы на финансирование содержания

объектов внешнего благоустройства правильнее всего оставить без изменений.

Итак, основными направлениями оптимизации структуры расходов на ЖКХ

являются снижение расходов на эксплуатацию жилищного фонда и направление

свободных средств на капитальный ремонт.

2.2.1.2. Структура финансирования образовательных учреждений

На финансирование расходов в области образования ежегодно направляется

около 40% всех средств бюджета Москвы. Поэтому снижение расходов по этой

статье может повлиять на общую сумму расходов бюджета.

Структура расходов бюджета Москвы по ЮАО на финансирование образования

представлена в табл. 2.3 и на рис. 2.3 [31]. Наибольшую долю в этих

расходах занимают расходы на содержание школ – 45%. Значительная часть

средств приходится также на финансирование деятельности детских дошкольных

учреждений – 28%. На третьем месте – статья «Оказание социальной помощи

населению» (12%). На долю каждой из остальных статей расходов на

образование приходятся относительно небольшие суммы, снижение которых не

может значительно повлиять на общую сумму расходов.

Такая ситуация объясняется структурой системы образования в России:

школы являются массовыми учебными заведениями, и для содержания

необходимого их количества нужны значительные денежные средства.

Большинство школ в России являются государственными, поэтому эти средства

чаще всего предоставляются за счет бюджета. Это касается и детских

дошкольных учреждений – средств родителей для их содержания недостаточно,

поэтому они в значительной степени финансируются за счет бюджета. Средства,

выделяемые

|Таблица 2.3 |

|Расходы на финансирование образовательных учреждений в 2003 г. |

|(руб.) |

|Наименование статьи расходов |Ассигнования на |Кассовые расходы |Остаток на |

| |отчетный период | |конец периода |

|Расходы на содержание детских дошкольных учреждений|1 089 908 400,00 |1 089 908 262,53 |137,47 |

|- всего, в том числе: | | | |

|оплата труда с начислениями |493 458 800,00 |493 458 800,00 |0,00 |

|продукты питания |237 466 000,00 |237 466 000,00 |0,00 |

|оплата коммунальных услуг |196 530 200,00 |196 530 200,00 |0,00 |

|прочие расходы |162 453 400,00 |162 453 262,53 |137,47 |

|Расходы на содержание школ-детских садов, школ |1 766 627 300,00 |1 766 623 060,33 |4 239,67 |

|начальных, неполных средних и средних - всего, в | | | |

|том числе: | | | |

|оплата труда с начислениями |1 105 998 600,00 |1 105 995 222,58 |3 377,42 |

|продукты питания |6 591 000,00 |6 590 952,37 |47,63 |

|оплата коммунальных услуг |269 097 900,00 |269 097 740,01 |159,99 |

|прочие расходы |384 939 800,00 |384 939 145,37 |654,63 |

|Расходы на содержание вечерних школ - всего, в том |12 640 300,00 |12 640 298,79 |1,21 |

|числе: | | | |

|оплата труда с начислениями |8 086 000,00 |8 086 000,00 |0,00 |

|оплата коммунальных услуг |2 419 900,00 |2 419 900,00 |0,00 |

|прочие расходы |2 134 400,00 |2 134 398,79 |1,21 |

|Расходы на содержание школ-интернатов - всего, в |58 313 600,00 |58 313 450,72 |149,28 |

|том числе: | | | |

|оплата труда с начислениями |25 568 500,00 |25 568 500,00 |0,00 |

|продукты питания |8 046 800,00 |8 046 800,00 |0,00 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.