| |||||
МЕНЮ
| Оценка эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАОсуществовавших ранее сборов. Кроме того, важным источником земских бюджетов были пособия из государственного бюджета. С отменой крепостного права значительные массы населения переселились в города. В результате во второй половине XIX в. наблюдалось ускоренное формирование городского хозяйства и городских бюджетов. Однако средств этих бюджетов было явно недостаточно для повышения уровня жизни населения. Городские бюджеты дореволюционной России состояли из двух частей: обыкновенного бюджета, формируемого за счет налогов, сборов, доходов городских предприятий, и чрезвычайного, доходами которого были займы, пожертвования и продажа городского имущества. Средства чрезвычайного бюджета направлялись на досрочное покрытие долгов, приобретение имущества у частных лиц и др. Для местных бюджетов были характерны недостаточность доходной базы и значительные непроизводительные расходы (на содержание городских учреждений, полиции и т. п.). В результате местные власти вынуждены были прибегать к получению займов, что еще больше увеличивало расходы бюджета. Вследствие этого финансовое положение органов местного самоуправления было крайне неустойчиво. Рассмотрим состояние городских бюджетов в конце XIX - начале XX в. Доходы городского бюджета формировались, как и сейчас, из налоговых и неналоговых поступлений, причем доля налоговых доходов была меньше и только иногда достигала 50%. Примерный перечень существовавших в тот период налогов и их ставки приведены в табл. 1.1. Как видно из таблицы, налоги в дореволюционной России значительно отличались от нынешних. Кроме перечисленных налогов, существовали различные пошлины (нотариальные сборы, сбор за прописку и др.) Однако эта налоговая система была неэффективна, т. к. налоги с промышленников были незначительны и не росли по мере увеличения их доходов. Сбалансировать бюджет не помогали даже неналоговые платежи: доходы от предприятий, принадлежащих городу, от аренды земли, сборы с мест для торга и др. В контексте данной работы более важную роль играет анализ расходной части бюджетов. Перечень и направления расходов городского бюджета дореволюционной России представлен в табл. 1.2. На рис. 1.2 приведена структура расходной части бюджета города исходя из средних показателей по нескольким городам за ряд лет. Следует отметить, что расходы на образование и здравоохранение не покрывали всех реальных затрат. Поэтому основным источником финансирования школ и больниц были добровольные пожертвования, а также плата населения за обучение и лечение. Статьи расходов дореволюционного бюджета во многом соответствуют современным. Это объясняется тем, что расходы бюджета определяются Таблица 1.1 Налоги в дореволюционной России |Наименование налога |Ставка налога | |Сбор с недвижимых имуществ |До 10% с суммы чистого дохода | | |недвижимого имущества | |Сбор с торговых и промышленных |3% с годовой доходности заведений | |заведений | | |Сбор с заведений трактирного промысла|Сумма налога устанавливалась ежегодно| |Промысловый налог |10 –15% с цены промыслового | | |свидетельства | |Сбор с извозного промысла |10 руб. с лошади | |Налог с экипажей |5 – 25 руб. с экипажа | |Налог с автомобилей |3 руб. за каждую силу мощности мотора| Таблица 1.2 Расходы городского бюджета в конце XIX – начале XX в. |Наименование статьи расходов |Состав статьи расходов | |Обязательные расходы на |Расходы на содержание | |общегосударственные потребности |правительственных учреждений, | | |жандармерии, полиции, тюрем и | | |воинскую квартирную повинность | |Ассигнования на содержание городских |Покупка и содержание земли и зданий, | |недвижимых имуществ и благоустройство|устройство и содержание дорог, | | |освещения, озеленения, пожарных | | |команд | |Коммунальные затраты |Кроме обычных коммунальных затрат, | | |включали расходы на выкуп | | |коммунальных предприятий у | | |иностранных компаний | |Расходы на народное образование |Содержание начальных и | | |профессиональных школ | |Расходы на здравоохранение |Строительство и содержание больниц | |Расходы по уплате долгов |Платежи по займам, ссудам из казны и | | |банков и т. п. | [pic] потребностями населения, которые с течением времени меняются незначительно. Даже не прибегая к расчетам, можно сказать, что средства территориальных бюджетов в рассматриваемый период расходовались неэффективно. Подавляющую долю бюджета составляли непроизводительные расходы, которые не могли обеспечить рост уровня жизни и производства и этим повысить уровень бюджетных доходов. Бюджеты обычно были дефицитными, что представляло опасность не только для экономики города, но и для экономики страны в целом. В результате, к 1917 г. городское хозяйство в большинстве городов России находилось на грани экономического кризиса, а бюджетная система требовала срочной реорганизации [43]. 1.2.2.Развитие территориальных финансов в СССР В результате революции и войн экономика и народное хозяйство России были разрушены. Их необходимо было восстановить за счет бюджета, а для этого требовалось найти источники средств. В 1918 г. была создана система государственного и местных бюджетов, но из-за нехватки средств она начала действовать лишь с 1921 г. Доходная часть бюджета изменялась следующим образом: в первые годы советской власти налоги и сборы играли существенную роль, но по мере роста производства ведущее место заняли доходы социалистических предприятий и организаций. Некоторые государственные расходы были переданы местным бюджетам, чтобы обеспечить контроль за использованием средств. При этом был введен принципиально новый метод формирования доходов территориальных бюджетов, а именно передача им части государственных налогов и сборов. Этот метод позволил усилить связи между бюджетами и сбалансировать территориальные бюджеты. В связи с восстановлением народного хозяйства увеличились доходы местных бюджетов, следовательно, расширился круг мероприятий, финансируемых из них. Из местных бюджетов финансировалось коммунальное хозяйство, содержание местных советских учреждений и частично расходы по народному хозяйству и социально-культурным мероприятиям. Изменился порядок помощи местным бюджетам. Система дотаций из государственного бюджета была малоэффективна, поэтому дотации были заменены субвенциями, т. е. долевым участием государственного бюджета в расходах местных бюджетов. Окончательно бюджетная система СССР была сформирована в Конституции 1936 г. Ее звеньями являлись союзный бюджет и государственные бюджеты союзных республик, которые включали в себя местные бюджеты. После Великой Отечественной войны необходимо было восстанавливать народное хозяйство страны. Это было задачей территориальных бюджетов, а средства для ее выполнения предоставлял государственный бюджет. В начале 60-х гг. были приняты законы о бюджетных правах территориальных органов власти, в соответствии с которыми они могли самостоятельно определять направления расходования средств территориальных бюджетов. С начала 80-х гг. начала усиливаться роль местных органов власти в управлении, следовательно возросло и значение территориальных бюджетов, они были наделены дополнительными правами и полномочиями. На них была возложена задача по реформации народного хозяйства. В последние годы существования СССР существенно расширились права местных органов власти и роль территориальных финансов, что было связано с общей ситуацией в стране [43]. 1.2.3.Территориальные финансы в современной России Бюджетная система Российской Федерации обусловлена федеративным устройством страны. В ней предусмотрены федеральный и территориальные бюджеты. Частично эта система была унаследована от СССР и скорректирована в соответствии с новыми условиями. Бюджетную систему современной России удобно изобразить в виде схемы, которая представлена на рис. 1.3 [17]. Для сравнения с предыдущими периодами на рис. 1.4 представлена структура расходной части бюджета современной Москвы [7]. На диаграмме представлены все статьи расходов, за исключением наименее значительных, доля которых в общей сумме близка к нулю. Доля непроизводительных расходов в этом бюджете невысока. Основная часть средств направляется на благоустройство города: строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, целевые бюджетные фонды развития территорий. Также довольно значительная доля расходов бюджета приходится на осуществление социальной политики, содержание учреждений образования, здравоохранения и культуры. Положительное явление – низкая доля статьи «Обслуживание государственного и муниципального долга». Данная структура расходов, на первый взгляд, достаточно эффективна, так как позволяет поддерживать городское хозяйство и уровень жизни населения на достаточно высоком уровне. Более подробный анализ эффективности расходов бюджета Москвы приведен в разделе 2. 1.3.Расходы территориальных бюджетов 1.3.1.Понятие и сущность расходов территориальных бюджетов В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ), расходы бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления [2]. Это определение касается всех уровней бюджетной системы, его можно конкретизировать относительно бюджета каждого уровня. Так, расходы региональных и местных бюджетов – это средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций органов власти субъектов федерации и органов местного самоуправления соответственно. В России на территориальные органы власти возложены задачи по Рис. 1.3. Бюджетная система Российской Федерации обеспечению функционирования социально-бытовой инфраструктуры. Следовательно, средства территориальных бюджетов расходуются в основном по этому направлению, а именно на жилищно-коммунальное хозяйство, содержание учреждений социальной сферы, социальную защиту населения и т. п. Естественно, что часть средств территориальных бюджетов направляется на содержание органов управления, правоохранительную деятельность и т. п., однако доля этих статей в территориальных бюджетах меньше, чем в федеральном. Это связано с тем, что расходы, непосредственно обеспечивающие потребности населения, осуществляются в основном через территориальные бюджеты, что облегчает контроль за использованием этих средств [21]. БК РФ разграничивает расходы бюджетов разных уровней. Часть расходов, касающихся территориальных образований, осуществляется совместно за счет бюджетов всех уровней. Виды таких расходов перечислены ниже. > Государственная поддержка отраслей промышленности. > Обеспечение правоохранительной деятельности. > Обеспечение противопожарной безопасности. > Научно-исследовательские работы. > Социальная защита населения. > Охрана окружающей природной среды. > Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. > Развитие рыночной инфраструктуры. > Обеспечение деятельности средств массовой информации. > Прочие расходы [2]. В этот список входят наиболее важные статьи расходов, которые необходимо профинансировать. Отнесение этих расходов на бюджеты всех уровней позволяет органам власти выполнить свои функции даже при нехватке средств в регионе. Однако некоторые виды расходов в регионах возлагаются исключительно на региональные бюджеты. К ним относятся: > Обеспечение функционирования органов власти субъекта федерации. > Обслуживание и погашение государственного долга субъекта федерации. > Реализация региональных целевых программ. > Содержание и развитие организаций, находящихся в ведении органов власти субъектов РФ. > Обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов федерации. > Финансовая помощь местным бюджетам. > Прочие расходы [2]. Финансирование этих статей исключительно из регионального бюджета оставляет за соответствующими органами власти право относительно самостоятельно осуществлять свою бюджетно-финансовую политику. По этой же причине часть расходов финансируется исключительно из местных бюджетов. Это следующие виды расходов: > Содержание органов местного самоуправления. > Формирование муниципальной собственности. > Содержание и развитие организаций, находящихся в ведении органов местного самоуправления. > Содержание муниципальных органов охраны общественного порядка. > Содержание муниципального жилищно-коммунального хозяйства. > Строительство и содержание дорог местного значения. > Благоустройство и озеленение территорий. > Транспортное обслуживание населения и муниципальных учреждений. > Охрана окружающей природной среды. > Целевое дотирование населения. > Прочие расходы [2]. Для обеспечения единства бюджетной системы страны разработана единая классификация расходов бюджетов всех уровней. Рассмотрим ее применительно к территориальным бюджетам. 1.3.2.Классификация расходов бюджета Первая из основ для классификации расходов бюджета, упомянутая в БК РФ – их экономическое содержание. По этому признаку бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные. В главе 10 БК РФ даны следующие определения этих категорий. Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ [2]. Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджета РФ [2]. К текущим расходам бюджета относятся: > закупки товаров и услуг, необходимых для содержания экономической и социальной инфраструктуры ( оплата труда государственных служащих, оплата транспортных и коммунальных услуг и т.п.); > трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и т.п.) > текущие субсидии предприятиям и нижестоящим органам власти; > выплата процентов по государственному долгу и другие [2]. Текущие расходы составляют текущий бюджет, на долю которого приходится подавляющая часть всех бюджетных затрат. К капитальным расходам относятся: > затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности; > инвестиционные субсидии; > долгосрочные бюджетные кредиты и государственные гарантии инвесторам, финансирующим высокоэффективные инвестиционные проекты и другие [2]. В бюджетах органов власти и местного самоуправления капитальные расходы выделяются отдельным блоком и образуют бюджет развития. В рамках данной классификации расходов бюджета может быть произведена дополнительная группировка по получателям бюджетных средств (отдельные категории физических и юридических лиц, нижестоящие органы власти и местного самоуправления и т.п.) и по формам предоставления бюджетных средств. Эти формы таковы: > ассигнования на содержание бюджетных учреждений; > средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам; > трансферты населению; > ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; > ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов; > бюджетные кредиты юридическим лицам; > субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; > инвестиции в уставные капиталы юридических лиц; > бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам; > кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований; > средства на обслуживание долговых обязательств [2]. Классификации расходов бюджета по экономическому содержанию выделено приоритетное место в бюджетном законодательстве РФ. Это может объясняться тем, что при такой классификации довольно легко проследить, к какому конкретно бюджетополучателю поступила определенная сумма бюджетных средств и как она была использована. При этом возможно повышение эффективности бюджетных расходов, т.е. преимущественное выделение средств бюджета тем Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|