рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Международные стандарты бухгалтерского учета

переходить на новые стандарты. Это США, Канада и Великобритания.

Американская система учёта (GAAP) является одной из ведущих в мире. Она

занимает прочные позиции, в первую очередь, благодаря самому крупному и

развитому рынку в мире, предлагающему самые выгодные условия привлечения

капитала. Поэтому многие иностранные компании, желающие разместить свои

ценные бумаги на американском рынке, идут на значительные затраты по

трансформации отчётности в соответствии с GAAP. Комитет по стандартам

финансового учёта США (FASB) неоднократно высказывался о том, что именно

эта организация должна издавать международные стандарты для использования

на рынках капитала. В то же время среди американских участников рынка нет

однозначного мнения в отношении того, насколько выгодно американскому

рынку, пусть даже самому крупному и развитому, противопоставлять всему

остальному рынку свою систему финансовой отчётности, создавая, таким

образом, для входа на рынок иностранных компаний барьеры в виде

дополнительных трансакционных издержек на трансформацию отчётности в

соответствии с GAAP. По мнению же президента Европейской федерации обществ

финансовых аналитиков и консультанта Правительства РФ по вопросам

реформирования системы бухгалтерской отчётности Д. Даманта США будут

переходить на МСФО в течение пяти-семи лет в отличие от других стран, где

этот процесс займёт три-четыре года. Великобритания также склоняется в

пользу МСФО. Так, например, премьер – министр Великобритании Т. Блэр

высказался, что “международные стандарты финансовой отчётности имеют

решающее значение для Великобритании”. В настоящее время Министерство

торговли и промышленности Великобритании обсуждает законопроект,

разрешающий компаниям составлять отчётность в соответствии с МСФО.

§ 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ

Первый стандарт был разработан в 1974 г. и вступил в силу со

следующего года. До настоящего времени всего было принято 40 стандартов

(табл. 1). Каждый стандарт включает следующие элементы:

объект учёта – даётся определение объекта учёта и основных понятий,

связанных с ним

признание объекта учёта – даётся описание критериев отнесения объектов

учёта к различным элементам отчётности

оценка объекта учёта – приводятся рекомендации по использованию методов

оценки и требований к оценке различных элементов отчётности

отражение в финансовой отчётности – раскрытие информации об объекте учёта в

различных формах финансовой отчётности

Табл. 1 Список МСФО (по состоянию на 1 апреля 2000 г.)

|№ |Название |Вступ|Статус |

| | |ление| |

| | |в | |

| | |силу | |

|IAS |Представление |1.1.7|Пересмотрен в 1997 г., редакция в |

|1 |финансовой отчётности |5 |силе с 1.7.98, заменил IAS 5 и IAS|

| | | |13 |

|IAS |Запасы |1.1.7|Пересмотрен в 1993 г., редакция в |

|2 | |6 |силе с 1.1.95 |

|IAS |Консолидированная |1.1.7|Заменён на IAS 27 и IAS 28 |

|3 |финансовая отчётность |7 | |

|IAS |Учёт амортизации |1.1.7|Частично заменён на IAS 16 и IAS |

|4 | |7 |38 |

|IAS |Информация, подлежащая |1.1.7|Заменён на IAS 1 |

|5 |раскрытию в финансовой |7 | |

| |отчётности | | |

|IAS |Учёт и отчётность в |1.1.7|Заменён на IAS 15 |

|6 |связи с ценовыми |8 | |

| |изменениями | | |

|IAS |Отчёты о движении |1.1.7|Пересмотрен в 1992 г., редакция в |

|7 |денежных средств |9 |силе с 1.1.94 |

|IAS |Чистая прибыль или |1.1.7|Пересмотрен в 1993 г., редакция в |

|8 |убыток за период, |9 |силе с 1.1.95, частично заменён на|

| |фундаментальные ошибки | |IAS 35 |

| |и изменения в учётной | | |

| |политике | | |

|IAS |Затраты на исследования|1.1.8|Заменён на IAS 38 |

|9 |и разработки |0 | |

|IAS |Условные события и |1.1.8|Пересмотрен в 1999 г.., частично |

|10 |события, произошедшие |0 |заменён на IAS 37 |

| |после отчётной даты | | |

|IAS |Договоры подряда |1.1.8|Пересмотрен в 1993 г., редакция в |

|11 | |0 |силе с 1.1.95 |

|IAS |Налоги на прибыль |1.1.8|Пересмотрен в 1996 г., редакция в |

|12 | |1 |силе с 1.1.98 |

|IAS |Представление |1.1.8|Заменён на IAS 1 |

|13 |отчётности об оборотных|1 | |

| |средствах и | | |

| |краткосрочных пассивах | | |

|IAS |Сегментная отчётность |1.1.8|Пересмотрен в 1997 г., редакция в |

|14 | |3 |силе с 1.7.98 |

|IAS |Информация, отражающая |1.1.8|Внесены незначительные изменения в|

|15 |влияние изменения цен |3 |1989 г., заменил IAS 6 |

|IAS |Основные средства |1.1.8|Пересмотрен в 1993 г., редакция в |

|16 | |3 |силе с 1.1.95 |

|IAS |Аренда |1.1.8|Пересмотрен в 1997 г., редакция в |

|17 | |3 |силе с 1.1.99 |

|IAS |Выручка |1.1.8|Пересмотрен в 1993 г., редакция в |

|18 | |4 |силе с 1.1.95 |

|IAS |Вознаграждения |1.1.8|Пересмотрен в 1998 г., редакция в |

|19 |работникам |5 |силе с 1.1.99 |

|IAS |Учёт правительственных |1.1.8| |

|20 |субсидий и раскрытие |4 | |

| |информации о | | |

| |правительственной | | |

| |помощи | | |

|IAS |Влияние изменений |1.1.8|Пересмотрен в 1993 г., редакция в |

|21 |валютных курсов |5 |силе с 1.1.95 |

|IAS |Объединение компаний |1.1.8|Пересмотрен в 1998 г., редакция в |

|22 | |5 |силе с 1.7.99 |

|IAS |Затраты по займам |1.1.8|Пересмотрен в 1993 г., редакция в |

|23 | |6 |силе с 1.1.95 |

|IAS |Раскрытие информации о |1.1.8| |

|24 |связанных сторонах |6 | |

|IAS |Учёт инвестиций |1.1.8|Частично заменён на IAS 39 и IAS |

|25 | |7 |40, аннулирован IAS 40 |

|IAS |Учёт и отчётность по |1.1.8| |

|26 |программам пенсионного |8 | |

| |обеспечения (пенсионным| | |

| |планам) | | |

|IAS |Сводная отчётность |1.1.9|Cкорректирован в соответствии с |

|27 | |0 |IAS 39 |

|IAS |Учёт инвестиций в |1.1.9|Частично заменён на IAS 36 и IAS |

|28 |ассоциированные |0 |39 |

| |компании | | |

|IAS |Финансовая отчётность в|1.1.9| |

|29 |условиях гиперинфляции |0 | |

|IAS |Раскрытие информации в |1.1.9|Пересмотрен в 1998 г., редакция в |

|30 |финансовой отчётности |1 |силе с 1.1.01 |

| |банков и аналогичных | | |

| |финансовых институтов | | |

|IAS |Финансовая отчётность |1.1.9|Скорректирован в соответствии с |

|31 |об участии в совместной|2 |IAS 36 и IAS 39 |

| |деятельности | | |

|IAS |Финансовые инструменты:|1.1.9|Пересмотрен в 1999 г., редакция в |

|32 |раскрытие и |6 |силе с 1.1.01 |

| |представление | | |

| |информации | | |

|IAS |Прибыль на акцию |1.1.9| |

|33 | |8 | |

|IAS |Промежуточная |1.1.9| |

|34 |финансовая отчётность |9 | |

|IAS |Прекращаемая финансовая|1.1.9| |

|35 |отчётность |9 | |

|IAS |Обесценение активов |1.7.9|Частично заменяет положения IAS 16|

|36 | |9 |и IAS 22 |

|IAS |Резервы, условные |1.7.9| |

|37 |обязательства и |9 | |

| |условные активы | | |

|IAS |Нематериальные активы |1.7.9|Заменил IAS 9 |

|38 | |9 | |

|IAS |Финансовые инструменты:|1.1.0| |

|39 |признание и сила |1 | |

|IAS |Инвестиционная |1.1.0|Аннулировал IAS 25 |

|40 |собственность* |1 | |

* Примечание: данный стандарт ещё не был официально переведён на

русский язык

Источник: “Международные стандарты финансовой отчётности”, Москва,

“Аскери”, 1999

Суммируя преимущества МСФО, то можно сказать, что для финансовых

аналитиков и инвесторов это понятность, сравнимость, прозрачность,

надёжность, меньшие издержки по анализу отчётности; для компаний – меньшие

издержки по привлечению капитала, одна система учёта, отсутствие

необходимости согласовывать финансовую информацию, последовательность

внутреннего и внешнего учёта; для аудиторов – единообразные принципа

бухучёта, возможность участия в принятии стандартов, тренинги в глобальном

масштабе; для национальных разработчиков стандартов – обмен опытом, основа

для национальных стандартов, большее доверие к национальным стандартам,

конвергенция стандартов; для развивающихся стран – снижение издержек по

разработке национальных стандартов, привлечение инвесторов.

§ 3. ИНТЕРПРЕТАЦИИ МСФО

Интерпретации Постоянного Комитета по интерпретациям (ПКИ) – это

важная составная часть международных стандартов. Интерпретации

разрабатываются в контексте существующих МСФО и принципов их применения;

они разъясняют отдельные положения стандартов и регулируют вопросы

бухгалтерского учёта там, где отсутствуют соответствующие стандарты. При

разработке интерпретаций ПКИ проводит консультации с аналогичными

национальными комитетами государств – членов КМСФО.

ПКИ занимается вопросами достаточно широкого значения, при этом

интерпретации можно разделить на две категории:

3. назревшие вопросы (неудовлетворительная практика в рамках существующих

международных стандартов)

4. новые вопросы (новые темы, относящиеся к существующему стандарту, но

не рассматривавшиеся при его разработке)

В настоящее время принято 17 интерпретаций (табл. 2)

Табл. 2 Интерпретации ПКИ (по состоянию на 1 апреля 2000 г.)

|№ |Название |Вступле|Ссылка на |

| | |ние в |стандарт |

| | |силу | |

|ПКИ 1 |Последовательность – различные формулы |1.1.99 |МСФО 2 |

| |себестоимости для запасов | | |

|ПКИ 2 |Последовательность – капитализация затрат|1.1.98 |МСФО 23 |

| |по займам | | |

|ПКИ 3 |Элиминирование нереализованных прибылей и|1.1.98 |МСФО 28 |

| |убытков по операциям с ассоциированными | | |

| |компаниями | | |

|ПКИ 5 |Классификация финансовых инструментов – |1.6.98 |МСФО 32 |

| |резервы на условное погашение | | |

|ПКИ 6 |Затраты на модификацию имеющегося |1.6.98 |Принципы |

| |программного обеспечения | |подготовки и |

| | | |составления |

| | | |МСФО |

|ПКИ 7 |Введение евро |1.6.98 |МСФО 21 |

|ПКИ 8 |Применение МСФО впервые в качестве |1.8.98 |МСФО 1 |

| |главной основы учёта | | |

|ПКИ 9 |Объединения компаний – классификация в |1.8.98 |МСФО 22 |

| |качестве покупки или объединения | | |

| |интересов | | |

|ПКИ 10 |Правительственная помощь – отсутствие |1.8.98.|МСФО 20 |

| |конкретной связи с операционной | | |

| |деятельностью | | |

|ПКИ 11 |Валютный обмен – капитализация убытков, |1.8.98 |МСФО 21 |

| |возникающих в результате серьёзной | | |

| |девальвации валюты | | |

|ПКИ 12 |Консолидация – специализированные |1.7.99 |МСФО 27 |

| |компании | | |

|ПКИ 13 |Совместно контролируемые компании – |1.1.99 |МСФО 31 |

| |неденежные вклады со стороны | | |

| |предпринимателей | | |

|ПКИ 14 |Основные средства – компенсация |1.7.99 |МСФО 16 |

| |обесценения или утраты объектов | | |

|ПКИ 15 |Операционная аренда - стимулы |1.1.99 |МСФО 17 |

|ПКИ 16 |Акционерный капитал – вновь приобретённые|1.7.99 |МСФО 32 |

| |собственные долевые инструменты | | |

| |(казначейские акции) | | |

|ПКИ 17 |Капитал – издержки сделок с капиталом |30.1.00| |

|ПКИ 18 |Последовательность – альтернативные |1.7.00 | |

| |методы | | |

§ 4. ТЕКУЩИЕ ПРОЕКТЫ КМСФО

Обычно на повестке дня Правления КМСФО находятся 6-10 проектов

одновременно, включая как разработку стандартов и интерпретаций, так и

пересмотр текущих стандартов. В настоящее время наиболее важным является

Проект МСФО №65 “Сельское хозяйство”. Вероятно, что в конце 2000 г. по

итогам рассмотрения данного проекта будет представлен международный

стандарт №41. Другие текущие проекты КМСФО:

Объединения компаний (касается пересмотра некоторых положений МСФО 22)

Представление финансовой отчётности в Интернете (исследование перспектив

применения новых информационных технологий для предоставления финансовой

информации)

Раскрытие финансовой информации банками и другими финансовыми институтами

(затрагивает целесообразность корректировки МСФО 30)

Учёт в странах с переходной экономикой (о возможностях разработки

специальных стандартов для данной категории стран, например, учёт

приватизации, бартера; использование специальных оговорок)

Учёт в добывающих отраслях (посвящен особенностям учёта в таких отраслях

как горная, нефтяная и газовая промышленность)

Финансовые инструменты (предполагается разработка всеобъемлющего стандарта

с участием национальных органов по разработке учётных стандартов из более,

чем 10 стран)

Учёт страхования (здесь акцент будет сделан на учёт страховых контрактов)

Дисконтирование

Программы по пенсионному обеспечению (проект связан с некоторыми

особенностями законодательства в странах с высоким уровнем социальных

отчислений)

Отчётность о финансовых показателях (рассматриваются перспективы внесения

дополнений в МСФО 1)

Налогообложение дивидендов (затрагивает вопросы, не раскрытые в МСФО 12

“Налоги на прибыль”)

Требования по переходу (исследуются способы обеспечения последовательности

при переходе компаний на МСФО)

Анализ текущих проектов Комитета по международным стандартам очень

важен, поскольку он позволяет осуществлять заблаговременную подготовку при

разработке национальных стандартов. Не нужно также забывать и о возможности

участия в разработке стандартов путём внесения предложений и комментариев.

Одним из ключевых направлений деятельности КМСФО в последние годы

является сотрудничество с Международной организацией комиссий по ценным

бумагам (МОКЦБ), которая объединяет более 100 регулирующих органов в данной

сфере. В 1993 г. КМСФО и МОКЦБ заключили соглашение по созданию базового

набора стандартов (core standarts), который будет использоваться при

подготовке финансовой отчётности для нужд фондовых бирж. К тому времени

МОКЦБ объявила об одобрении МСФО 7 “Отчёты о движении денежных средств”, а

также указала о том, что ещё 14 международных стандартов не требуют

улучшения. В 1995 г. Технический комитет МОКЦБ заявил, что по завершении

работы над всеми стандартами, включёнными в базовый набор, он будет

рекомендовать МСФО к использованию для целей включения в листинги всех

фондовых бирж и международного инвестирования. К настоящему времени работа

по формированию базового набора стандартов со стороны КМСФО завершена и до

июня 2000 г. ожидается его принятие Техническим комитетом МОКЦБ.

ГЛАВА 5. ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ РОССИЙСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

§ 1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА

Принципы бухгалтерского учёта. Несмотря на наличие большого сходства

между вариантами учетных политик, использование которых разрешено в

соответствии с российскими и международными стандартами бухгалтерского

учета, применение этих вариантов зачастую строится на различных

основополагающих принципах, теориях и целях. Расхождения между российской

системой бухгалтерского учета и МСФО приводят к значительным различиям

между финансовой отчетностью, составляемой в России и в западных странах.

Основные различия между МСФО и российской системой учета связаны с

исторически обусловленной разницей в конечных целях использования

финансовой информации. Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии

с МСФО, используется инвесторами, а также другими предприятиями и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.