рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Финансовый контроль ОВД

экономики.

Одним из основных шагов в этом направлении явится принятие

Федерального закона "О государственном финансовом контроле". Проект

Федерального закона "О государственном финансовом контроле" был

подготовлен Министерством финансов РФ еще в 1995 г., однако по настоящее

время Государственная дума так и не приступала к его рассмотрению.

Вместе с тем необходим еще целый ряд законодательных и

нормативных актов, направленных на всестороннее укрепление

государственного финансового контроля, а также ряд уточнений и дополнений

в действующие акты.

В этой связи представляется, что разработка перечня

законодательных актов по финансовому контролю и поправок к

действующим законам, которые необходимы для формирования

современной правовой базы государственного финансового контроля, а также

определение министерств и ведомств, ответственных за подготовку

конкретных законопроектов, и сроков их подготовки должно стать одним

из первых мероприятий координационного совета по финансовому контролю

при Минфине России.

Сложный, напряженный, а ныне и прямо связанный с опасностью для

жизни труд ревизоров и других государственных служащих органов,

выполняющих функции финансового контроля, оплачивается явно

недостаточно.

Совершенно обоснованное и справедливое решение принято в

законодательном порядке о высоком уровне оплаты труда работников

Счетной палаты Российской Федерации. Вместе с тем ничем не

оправдано, что ревизоры и иные финансовые контролеры получают

зарплату одинаковую с другими служащими, функции которых не так

ответственны и в большинстве своем не опасны.

В результате специалисты все менее охотно идут на службу в

органы финансового контроля, предпочитая им коммерческие

структуры, где оплата труда несравненно выше. На эффективности

финансового контроля, его кадровом обеспечении негативно

сказывается проявляющаяся в последнее время недооценка значимости и

специфики труда в этой сфере.

Штаты органов, осуществляющих государственный контроль, во

многих случаях ограничены. В связи с этим не стоит даже вопрос о полном

ежегодном охвате ревизиями и проверками всех организаций, предприятий

и учреждений, финансируемых из государственного (федерального)

бюджета, как это практикуется в большинстве развитых стран.

Учитывая изложенное, для повышения эффективности финансового

контроля целесообразно рассмотреть следующие вопросы:

- об упорядочении и повышении оплаты труда государственных

служащих контрольно-ревизионных органов Минфина России, МНС,

ГТК России, ФСНП и МВД России;

- о включении для работников, перешедших в государственный

финансовый контрольный аппарат, в т.ч. ставших сотрудниками органов

внутренних дел именно в области борьбы с экономическими преступлениями, в

стаж их работы для исчисления надбавок к должностному окладу за

выслугу лет время работы на других предприятиях, в организациях и

учреждениях на должностях специалистов финансовых, планово-

экономических, бухгалтерских, контрольно-ревизионных и юридических

служб;

- об увеличении штатной численности контрольно-ревизионного

аппарата Минфина России.

Отдельно как способ увеличения эффективности финансового контроля

следует отметить такую его сторону, как ведомственный финансовый контроль.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации от 25

мая 1995 года "О результатах проверок целевого расходования средств

федерального бюджета и первоочередных мерах по укреплению финансового

контроля" (протокол N 14, р. II, п. 7) по вопросу ведомственного

финансового контроля Министерством финансов Российской Федерации

были запрошены 34 министерства и ведомства о фактическом состоянии

ведомственного контроля и предложения по его организации.

Практически все они поддержали необходимость восстановления и

укрепления ведомственного финансового контроля, рассматривая его как

непременное условие для наведения порядка в использовании

государственных средств и имущества.

Представленные материалы свидетельствуют, что там, где сумели

сохранить контрольно-ревизионный аппарат и даже обновить

положения, регламентирующие его деятельность, достигается реальная

эффективность контроля, повышается ответственность должностных лиц за

нарушения в использовании и необеспечение сохранности денежных средств и

материальных ресурсов.

Учитывая назревшую необходимость восстановления ведомственного

финансового контроля целесообразно , не дожидаясь принятия закона о

государственном финансовом контроле, предложить министерствам,

ведомствам и другим федеральным органам управления и субъектам Российской

Федерации:

- рассмотреть вопрос о состоянии ведомственного финансового

контроля и принять меры по повышению его эффективности;

- укомплектовать кадры контрольно-ревизионного аппарата

квалифицированными работниками, исходя из необходимости проведения

ревизий и проверок использования средств федерального бюджета,

целевых внебюджетных фондов и других государственных средств и

имущества в бюджетных учреждениях не реже одного раза в 2 года, в других

предприятиях и организациях - ежегодно. Эту работу провести в пределах

численности работников и ассигнований выделенных в 1995 году на

содержание аппарата соответствующего министерства, ведомства и другого

органа управления;

- рассмотреть, и при необходимости решить, вопрос о создании

самостоятельных структурных контрольно-ревизионных подразделений,

подчиненных непосредственно руководителям министерств, ведомств и других

органов управления, а также централизации указанных подразделений

в единую контрольно-ревизионную службу соответствующего

органа управления.

Повышение эффективности государственного финансового контроля также

невозможно без решения следующих проблем:

- цельного представления о сущности и видах финансовых нарушений;

- утвержденных в законодательном порядке механизмов возмещения средств,

в использовании которых допущены финансовые нарушения;

- положений, регламентирующих взаимоотношения органов государственного

финансового контроля и других государственных структур, на которые в

соответствии с законодательством наряду с основными задачами возложены

отдельные функции финансового контроля;

- четкого разграничения полномочий органов государственного финансового

контроля и правоохранительных органов по предупреждению, выявлению и

пресечению финансовых нарушений;

- разрешения вопроса о возможном слиянии двух мощных структур –

Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы

налоговой полиции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной дипломной работе сделана попытка определения сущности и

перспектив развития государственного финансового контроля, в т. ч. через

установление природы финансовых нарушений и их классификацию, анализ

отечественного опыта и зарубежной практики государственного финансового

контроля. Введена систематизация нормативно-правового и методического

обеспечения эффективности государственного финансового контроля в структуре

органов внутренних дел в Российской Федерации.

Еще раз подчеркнуто, что государственный финансовый контроль в

Российской Федерации является одним из необходимых инструментов,

обеспечивающих функционирование и развитие государства, и особое значение

государственный финансовый контроль приобретает в период проведения

социально-экономических реформ. Это обусловлено изменением условий и

принципов планирования, поступления и использования государственного

имущества.

В условиях проведения экономических реформ в Российской Федерации

перед государством стоит острая необходимость усиления государственного

финансового контроля по следующим основным направлениям:

- установление целостной структуры государственного финансового

контроля в органах как законодательной, так и, как отмечено в работе,

исполнительной власти Российской Федерации;

- разработка механизма взаимодействия и четкое разграничение

полномочий и ответственности между органами государственного финансового

контроля Российской Федерации по уровням бюджетной системы Российской

Федерации в целях исключения дублирования и параллелизма в работе;

- разработка основных положений взаимодействия правоохранительных

органов, в т.ч. в структуре МВД, с другими органами государственного

финансового контроля;

- установление типовых форм и порядка осуществления финансового

контроля органами исполнительной власти Российской Федерации,

исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- разработка активной системы учета и оценки качественных и

количественных параметров эффективности государственного финансового

контроля и деятельности его органов;

- противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных

преступным путем;

- повышение кадрового, информационно-технического и материального

обеспечения органов государственного финансового контроля, унификация форм

и методов их работы;

- формирование общественного мнения о необходимости государственного

финансового контроля.

Решение данных задач позволит, при соблюдении приоритетов построения

демократического правового государства, обеспечить целевое и эффективное

использование государственных средств, снизить количество злоупотреблений и

правонарушений, связанных с формированием и использованием государственного

имущества, улучшить общую экономическую и социальную ситуацию в стране. Это

будет реально способствовать усилению вертикали власти, что сегодня

является одним из главных направлений государственного строительства в

России.

В то же время недостаточное внимание к проведению государственного

финансового контроля может усилить негативные тенденции при формировании и

использовании денежных и материальных ресурсов, ослабить ответственность

соответствующих должностных лиц и, как следствие, затруднит улучшение

социально-экономической обстановки в стране, что недопустимо.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026 «О милиции».

2. Закон РФ от 25 июля 1995 г. № 47-ФЗ «Об оперативно-розыскной

деятельности».

3. Закон РФ от 24 июня 1993г. № 23-ФЗ «О Федеральных органах налоговой

полиции»

4. Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96.

5. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению

государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996г. – СЗ 1996

№31 Ст. 3696

6. Указ Президента РФ от 16 марта 1996 г. « Об утверждении положения о

Главном контрольном управлении Президента Российской Федерации» // СЗ РФ.

1996. № 12. Ст. 1066.

7. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению

государственного финансового контроля в РФ» от 25.07.96. №1095 // СЗ РФ

1996г. №31. Ст. 3696.

8. Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР. М., 1973

9. Белобжецкий И.А. Финансово-хозяйственный контроль в управлении

экономикой. М.: Финансы. 1979. - 14 с.

10. Бутынец Ф.Ф Организация и проведение ревизии в условиях механизации

учета в потребкооперации.- М.: Статистика. 1976. -28 с.

11. Белобжецкий И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм.-

М.: Ф.и С. 1998. - 47с.

12. Краморовский Л.М. Ревизия и контроль. М.: Финансы.1976. – 39 с.

13. Советское финансовое право. Под ред. Е.А.Ровинского. М.: Юрид. лит.

1978. – 238 с.

14. Советское финансовое право: Учебник / Под ред. В.В. Бесчеревных, С.Д.

Цыпки-на. М.: Юрид. лит. 1982. – 244 с.

15. Советское финансовое право: Учебник / Отв. ред Г.С. Гуревич. М.: Юрид.

лит. 1985. – 188 с.

16. Воронова Л.К., Мартьянов И.В. Советское финансовое право. Киев: «Вища

школа». 1983. – 226 с.

17. Чумаченко Н.Г. Учет и анализ в промышленном производстве США. М.:

Финансы, 1971. – 134 с.

18. Цыпкин С Д. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании

финансовой деятельности Советского государства. М.: Изд-во МГУ. 1983. –

98 с.

19. Савин А.Ю. Финансовое право. М.: Финстатинформ. 1997. – 234 с.

20. Финансовый анализ. – Экономика и жизнь. Бухгалтерское приложение.

1998г. №40.

21. Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М.: Юристъ. 1996.

– 168 с.

22. Финансовое право: Учебник / Отв. ред Н.И. Химичева. М.: Юристъ. 1999. –

176 с.

23. Гаджиев Н. Документальный контроль по выявлению правонарушений в

экономике //Законность. 1996. № 10.

24. Организованная преступность в России: философский и социально –

политический аспекты. Материалы научно – практической конференции (27-28

мая 1999г.) – М.:МИ МВД России 1999г.

25. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Порядок составления

аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности» - Аудиторские

Ведомости. 1997г. №7

26. Теневая экономика и организованная преступность. Материалы научно –

практической конференции (9 – 10 июня 1998г.). – М.:МИ МВД России 1998г.

23. Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: методология и

организация.- М.: Маркетинг, 2000.- 391 с.

24. Данилевский Ю.А., Мезенцева Т,М. Финансовый контроль в отраслях

народного хозяйства при различных формах собственности,- М. Финансы и

статистика,1992.- 134 с.

25. Крикунов А.В. Государственный финансовый контроль принципы организации,

программы и порядок проведения.- Новости. 2000.-208 с.

26. Лазарева Н. В. Финансовый контроль как элемент управления финансовыми

ресурсами территории.- 2000. – 136 с.

27. Ю.Привезенцев В. А. Государственный финансовый контроль за целевым и

эффективным использованием средств федерального бюджета на научные

исследования.- 1999. – 194 с.

28. Савин А.Ю. Финансовое право.- М.: Финстатинформ, 1997. - 221 с.

29. Черноморд П В. Государственный финансовый контроль в процессе

формирования и исполнения бюджета: (Монография]-СПб Изд-во СПбГУЭФ, 1997.-

122с.

30. В.Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финан-сового контроля в

Российской Федерации.- М.-. Финансы и статистика, 1999.-350 с.

31. Государственный финансовый контроль эа исполнением федерального бюджета

по расходам на социальную сферу и науку: Практическое пособие /

Рос.эконом.акад. им. Г. В. Плеханова / Общ. ред. П. В. Черноморд- NL Изд-

во Рос. экон. акад., 1997-127 с.

32. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Бюджетно-

финансовый контроль в регионах» (3-5 ноября 1997 г).-2000.

33. Агапов А. Ф. Государственный финансовый контроль в капиталистических

странах на современном этапе (на примере Великобритании и США): Автореф.

дис. . . канд. экон. наук: 03.00.10.-М,, 1983.-15 с.

34. Донюшко М Б. Финансовый контроль в системе государственного социального

страхования: принципы и практика: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 /

СПбГУЭФ.- СПб.,1998.- 198 с.

35. Андреев А. Г., Соменков А. Д. Правовые основы финансового

контроля//Финансы.- 1999.- № 12.-С. 62-64,

36. Белолипецкий В. Г. О совершенствовании государственного финансового

контроля в России // Финансы,- 1998 - № 4.— С. 47-50,

37. Бурцев В.В. К вопросу о стандартизации государственного финансового

контроля // Менеджмент в России и за рубежом.- 2000.- № 1.- С. 82-95.

38. Бурцев В. В. Концептуальный подход к процедурам государственного

финансового контроля. // Менеджмент в России и за рубежом.- 2000,- № 2.-

С. 79-96.

39. Данилевский Ю.А. Бюджетный кодекс и финансовый контроль// Бухгалтерский

учет.- 1998.- № 12.-С.7-10.

40. Данилевский Ю.А., Овсянников Л.Н. Система государственного финансового

контроля и аудита в России // Бухгалтерский учет.- 1999.- № 3.- С. 93-96.

41. Крикунов А.В. Финансовый контроль: этапы развития // Финансовая газета.-

1998,- № 42.- С. 1-2.

42. Крикунов А.В. Совершенствование контрольно-ревизионной системы

//Финансы.-1998.- № 12- С. 6-9.

43. Крикунов А.В. Аудит в России: профессиональный уровень и нормативная

база // Аудиторские ведомости.-2000- № 9.-

44. Крикунов А.В. Порядок взаимодействия // Президентский контроль.- № 9.-

М.: Иэд-во Администрации Президента РФ, 2000.-С. 13-22.

45. Погосян Н.Д. Правовой статус высших органов финансового контроля (ВОФК)

Великобритании, Франции, Германии и Польши// Государство и право.- 1998.-

N9 - 103-111 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Стандартная система построения органов государственного

финансового контроля в большинстве развитых стран

|Ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением |

|непосредственно парламенту или президенту страны. |

|Налоговое ведомство с подчинением правительству или министерству финансов |

|страны, контролирующее поступление налогов |

|Контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие проверки и |

|ревизии подведомственных учреждений |

|Негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой |

|основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых|

|операций |

|Службы внутреннего контроля предприятий, основная задача которых – поиск |

|путей снижения издержек и максимизации прибыли |

|Система правоохранительных органов |

|Общественный контроль, опосредованный через средства массовой информации, |

|политические партии и т.д. |

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Субъекты государственного финансового

контроля в Российской Федерации

|Счетная палата Российской Федерации |

|Министерство финансов РФ |

|Главное контрольное управление Президента РФ |

|Контрольные управления руководителей субъектов Федерации |

|Органы Федерального казначейства РФ |

|Центральный банк Российской Федерации |

|Министерство по налогам и сборам РФ |

|Министерство внутренних дел |

|Федеральная служба налоговой полиции |

|Государственный таможенный комитет |

|Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью |

|Министерства и ведомства в системе внутреннего контроля |

|Аудиторские организации |

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Положительные стороны осуществления функций финансового

контроля правоохранительными органами – подразделениями

в составе органов внутренних дел

|Значительно более широкие, чем у иных контролирующих финансовых органов, |

|полномочия |

|Возможность реализации имеющихся материалов проверки сразу же, т.е. минуя |

|долгие бюрократические процедуры согласований и направления материалов по |

|подведомственности |

|Возможность использования при проведении контрольных мероприятий негласных |

|методов и средств, которые, как показывает опыт, зачастую носят если не |

|доказательственную, то бесценную ориентирующую силу |

|Возможность очень оперативно, в максимально сжатые сроки осуществлять |

|мероприятия «фактического» блока, (т.е. проведение встречных проверок, |

|опрос граждан, истребование документов и др.) до того, как проверяемый |

|субъект, в условиях своего вполне понятного противодействия контролю, |

|сможет уничтожить следы совершенных преступлений и правонарушений |

|Возможность привлекать к выполнению контрольных мероприятий иные службы |

|органов внутренних дел, могущих обеспечить быстрое и адекватное решение |

|вопросов, зачастую возникающих при проведении проверки |

|Установленную законом и реально сложившуюся на практике большую |

|защищенность сотрудников органов внутренних дел |

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Методы проверки

Методы проверки принято подразделять на две группы:

|методы фактической проверки |методы документальной проверки |

Методы фактической проверки

|осмотр |

|обследование |

|инвентаризация |

|контрольный запуск сырья и материалов в производство |

|лабораторный анализ качества материалов, товаров, сырья и готовой продукции|

|экспертная оценка |

|опрос |

|проверка объемов выполненных работ |

Методы документальной проверки

|Формальная и арифметическая проверка документов |

|Нормативная (юридическая) оценка документально оформленных хозяйственных |

|операций |

|Логическая проверка |

|Встречная проверка |

|Способ обратного счета |

|Оценка законности и обоснованности хозяйственных операций по данным |

|корреспонденции счетов бухгалтерского учета |

|Балансовый метод |

|Сравнение |

|Различные методические (технические) приемы экономического анализа |

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Пути повышения эффективности финансового контроля

|Выработка цельного представления о сущности и видах финансовых |

|нарушений и преступлений |

|Выработка, помимо уже имеющихся и зачастую неэффективных санкций, |

|утвержденных в законодательном порядке механизмов возмещения средств, в|

|использовании которых допущены финансовые нарушения |

|Разработка законодательной базы, нормативно-правовых актов, |

|инструктивных и методических документов, повышающих эффективность |

|государственного финансового контроля, включая проект Федерального |

|закона «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации» |

|Определение новых стратегических направлений контрольно-ревизионной |

|работы и совершенствование структуры контрольно-ревизионных органов, |

|включая создание аналитического центра |

|Выработка с параллельным совершенствованием законодательства |

|эффективного механизма взаимодействия органов государственного |

|финансового контроля Российской Федерации |

|Укрепление взаимодействия с органами внутренних дел, органами |

|Федеральной службы безопасности, органами налоговой полиции и органами |

|прокуратуры |

|Изменение структуры правоохранительной составляющей органов финансового|

|контроля, в т.ч. возможное слияние органов МВД и ФСНП |

|Проведение мероприятий, направленных на совершенствование |

|ведомственного и внутреннего финансового контроля, возможно, под |

|методологическим руководством и контролем Минфина России и Счетной |

|палаты |

|Проведение мероприятий по совершенствованию подготовки и повышения |

|квалификации работников контрольно-ревизионных органов, их |

|профессиональной аттестации |

|Улучшение материально-технического обеспечения контрольно-ревизионных |

|органов |

|Информационно-техническое обеспечение контрольно-ревизионных органов, |

|включая использование аналитических технологий, разработку и пуск в |

|эксплуатацию единой федеральной информационной программы «Контроль» |

|Изучение и внедрение в практику зарубежного опыта проведения |

|государственного финансового контроля |

-----------------------

[1] См., напр.: Советское финансовое право . Под ред. Е.А.Ровинского. М.:

Юрид. лит. 1978; Советское финансовое право: Учебник / Под ред. В.В.

Бесчеревных, С.Д. Цыпки-на. М.: Юрид. лит. 1982; Советское финансовое

право: Учебник / Отв. ред Г.С. Гуревич. М.: Юрид. лит. 1985; Воронова Л.К.,

Мартьянов И.В. Советское финансовое право. Киев: «Вища школа». 1983.

2. См., напр.: Цыпкин С Д. Финансово-правовые институты, их роль в

совершенствованиифинансовой деятельности Советского государства. М.: Изд-во

МГУ. 1983; Савин А.Ю. Финансовое право. М.: Финстатинформ. 1997 и др.

[2] См., напр.: Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М.:

Юристъ. 1996; Финансовое право: Учебник / Отв. ред Н.И. Химичева. М.:

Юристъ. 1999 и др.

[3] Вознесенский Э.А. Указ, работа. С. 61-76.

[4] Вознесенский Э.А. Указ, работа. С. 70-75

[5] Белобжецкий И.А. Финансово-хозяйственный контроль в управлении

экономикой. М.: Финансы. 1979. С. 14.

[6] Там же. С. 28.

[7] Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению

государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996г. – СЗ 1996 №31

Ст. 3696

[8] Вознесенский Э.А. Указ работа. С. 69.

[9] Подробнее о документальном контроле см.: Гаджиев Н. Документальный

контроль по выявлению правонарушений в экономике //Законность. 1996. № 10.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.