рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Финансовый контроль ОВД

предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и

эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

1.2. Виды и формы финансового контроля

Классификация финансового контроля возможна по нескольким основаниям:

видам, формам осуществления.

Вид — составная часть, выражающая (частично) содержание целого и в то

же время отличающаяся от других частей конкретными носителями контрольных

функций (субъектами), объектами контроля, что, в свою очередь,

предопределяет и отличия в методах осуществления контрольных действий. По

мнению Э.А. Вознесенского, финансовый контроль должен быть разделен на два

вида в зависимости от субъектов контроля: государственный и общественный.

Различия этих двух видов обусловлены объемом властных полномочий названных

субъектов, правовой регламентацией их деятельности, характером применяемых

мер воздействия и т. д. [4].

Органы государственного и негосударственного финансового контроля

подразделяются, в свою очередь, на подвиды. Относительно первого возможно

деление на общегосударственный (межведомственный контроль), ведомственный

(внутриведомственный) и внутрихозяйственный контроль, который в настоящее

время осуществляется и в негосударственной сфере.

Под формами контроля понимаются отдельные стороны проявления

содержания контроля в зависимости от времени совершения, контрольных

действий. Формами финансового контроля являются предварительный,

текущий и последующий контроль. Критерий разграничения этих форм

лежит в сопоставлении времени осуществления контрольных действий с

процессами формирования и использования централизованных и

децентрализованных денежных фондов. Контрольное действие,

проведенное до начала указанных процессов (проверка проекта бюджета

и т. п.), является предварительным финансовый контролем, а действие,

осуществляемое после их совершения (проверка налоговых деклараций),

выступает в качестве последующего контроля. В то же время деление это

достаточно условно, поскольку зачастую они взаимосвязаны, что отражает

непрерывность самого процесса воспроизводства. Э.А. Вознесенский не

выделяет отдельно текущий контроль, так как считает, что

предварительный или последующий контроль осуществляется в процессе

текущей деятельности [5]

Финансово-хозяйственный контроль как система специальных знаний

возник на стыке ряда экономических наук: бухгалтерского учета,

экономического анализа, финансов и менеджмента. Однако, вобрав в себя и

синтезировав их достижения в области контроля экономической деятельности

предприятий, организаций различных отраслей, финансово-хозяйственный

контроль выступает как качественно новая наука, имеющая свой предмет, метод

и специфические методические (технические) приемы исследования[6].

. Предмет финансово-хозяйственного контроля — управленческие решения,

хозяйственные и финансовые операций и процессы предприятий, организаций,

других хозяйствующих субъектов, рассматриваемые с позиций их экономической

эффективности, законности, достоверности и целесообразности, обеспечения

сохранности собственности. Это и составляет, как полагал И. А. Белобжецкий,

предмет науки[7].

Классификация финансового контроля по субъектам предусматривает

подразделение его на общегосударственный (межведомственный),

внутрихозяйственный, внутриведомственный и общественный контроль.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляется федеральными

органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной

власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. В

соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О мерах по

обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации"

от 25 июля 1996 года, государственный финансовый контроль включает в себя

контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных

внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием

кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего

долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых

льгот и преимуществ[8].

Государственный контроль осуществляют также органы представительной

(законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Внутрихозяйственный контроль выступает как самостоятельная

функция управления внутри предприятия, организации, отличается своей

глубиной и точностью, так как осуществляется там, где находится "центр

тяжести" управления. Главное его назначение — непрерывное наблюдение

за эффективностью финансово-экономической, снабженческо-сбытовой и

производственной деятельности, выявление внутрихозяйственных

резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств,

устранение причин и условий, порождающих хищения и

бесхозяйственность.

В системе внутрихозяйственного контроля ведущая роль принадлежит

контролю, осуществляемому бухгалтерией предприятия, организации в виде: 1)

предварительного контроля на стадии рассмотрения первичных документов,

поступивших главному (старшему) бухгалтеру на подпись, а также при

визировании договоров, смет, приказов и других документов, связанных с

расходованием денежных и материальных средств; 2) текущего контроля в ходе

учетной регистрации хозяйственных операций и инвентаризаций товарно-

материальных и других ценностей; 3) последующего контроля на стадии

обобщения и анализа учетной и отчетной информации, а также посредством

ревизий и тематических проверок (обследований) в отдельных

внутрихозяйственных подразделениях. Следовательно, внутрихозяйственный

бухгалтерский контроль является непрерывным, универсальным (сплошным),

системным и строго документальным.

Одной из причин недостаточной эффективности внутрихозяйственного

контроля зачастую является отсутствие должной ответственности руководителей

функциональных экономических и технических служб за выполнение контрольных

функций. Чтобы повысить действенность внутрихозяйственного контроля,

необходимо более четко разграничить ответственность главного бухгалтера и

руководителей других экономических и технических служб за выполнение

функций и задач внутрихозяйственного контроля.

Преимущества внутриведомственного контроля проявляются в его

непосредственной связи с функцией управления отраслью, а также в

специализации контроля применительно к отраслевым особенностям организации,

технологии и экономики производства. Его субъектами выступают министерство

(ведомство), промышленное объединение или другой вышестоящий орган

хозяйственного управления.

Основным направлением современного этапа развития внутриведомственного

контроля является усиление комплексности ревизий производственной и

финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. В отличие

от общегосударственного (межведомственного) контроля, сфера действия

которого зачастую ограничена определенным кругом вопросов финансовой и

хозяйственной деятельности, внутриведомственный контроль носит обычно

комплексный характер

Beдoмcтвeнный финaнcoвый контроль в зависимости от времени его

проведения делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный и текущий финансовый контроль организуют и

осуществляют руководители: 1) главных управлений, 2) управлений, 3)

подчиненных или подведомственных им подразделений, 4) а также должностные

лица, к которым относятся начальники финансовых служб, главные бухгалтеры,

имеющие право подписи финансовых документов.

Основными методами предварительного и текущего финансового контроля

называются внезапные проверки в местах хранения денежных средств и

материальных ценностей, а также инвентаризации материальных ценностей и

денежных средств.

Для проведения внезапных проверок в местах хранения денежных средств и

материальных ценностей в каждом конкретном случае по указанию руководителя

подразделения назначается комиссия, которая имеет право требовать

предъявления всех документов, необходимых для проведения проверки. Если в

ходе проверки будут выявлены правонарушения, виновные должностные лица

должны дать соответствующие объяснения. В случае необходимости может быть

назначена и постоянно действующая комиссия.

По окончании проверки составляется акт, результаты проверки

докладываются руководителю подразделения.

Помимо названный видов финансового контроля, выделяется также

муниципальный финансовый контроль, осуществляемый органами местного

самоуправления при утверждении местного бюджета, его исполнении и при

утверждении отчета о ею исполнении; установлении местных налогов и, сборов

на основе принципов, определенных законодательством России. Главы местной

администрации, являющиеся высшими должностными лицами местного

самоуправлений осуществляют местный финансовый контроль при исполнении

местного бюджета, управлении объектами муниципальной собственности,

реализации государственных программ приватизации муниципальных предприятий,

объектов социально-культурного и бытового назначения, торговых и иных

объектов (имущества), являющихся муниципальной собственностью, и при

решении иных вопросов местного значения.

Независимый финансовый контроль осуществляется аудиторами

(аудиторскими фирмами).

Финансово-хозяйственный контроль в зависимости от времени его

осуществления подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Они

находятся во взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.

Предварительный контроль предшествует совершению хозяйственных и

финансовых операций. Контрольные органы осуществляют данный вид контроля на

стадии рассмотрения производственных, финансовых (кредитных, кассовых)

планов, смет и других плановых (нормативных) расчетов предприятий и

хозяйственных организаций. Основная цель предварительного бухгалтерского

контроля — своевременно пресекать незаконное и нерациональное использование

средств.

Текущий контроль является неотъемлемым элементом оперативного

управления производством, проводится в процессе совершения

производственных, хозяйственных и финансовых операций. Опираясь на данные

первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и

визуального наблюдения, текущий контроль при необходимости позволяет

регулировать быстроменяющиеся хозяйственные ситуации, предотвращать потери

и убытки.

Нельзя, на наш взгляд, согласиться с точкой зрения Э.А. Вознесенского,

отрицающего существование текущего контроля как отдельного вида. Он пишет:

"Вызывает сомнение и обоснованность ... текущего контроля в качестве

самостоятельного вида (формы) контроля, так как если в основу классификации

по данным факторам положить разновременность совершения контрольных

действий по сравнению с движением материальных ценностей и денежных

средств, то вряд ли можно согласиться с наличием указанного контроля.

Признание этого критерия исключает наличие текущего контроля и

свидетельствует об отношении любых действий со стороны контрольных органов

либо к предварительному, либо к последующему контролю" [9].

Последующий контроль охватывает хозяйственную и финансовую

деятельность на всех уровнях управления за истекший период. Основное его

содержание — проверка выполнения планов по количественным и качественным

показателям, соблюдения хозяйственного и финансового законодательства,

сохранности собственности, законности управленческих решений и т. д.

В специальной литературе распространена трактовка последующего

контроля как вида внешнего контроля — внутриведомственного и

межведомственного. С такой позицией согласиться нельзя, так как последующий

контроль является неотъемлемой частью не только внешнего, но и

внутрихозяйственного бухгалтерского контроля. Последующий контроль,

отличающийся углубленным изучением всех сторон хозяйственной и финансовой

деятельности, позволяет выявить недостатки предварительного и текущего

контроля.

Классификация финансово-хозяйственного контроля по источникам

используемой информации включает документальный и фактический контроль.

Источниками контрольных данных для документального контроля служат:

первичные документы, включая технические носители информации; регистры

бухгалтерского учета; данные оперативно-технического учета; бухгалтерская,

статистическая и оперативно-техническая отчетность; плановая, нормативная и

прочая документация [10].

Фактический контроль представляет собой изучение фактического

состояния проверяемых объектов по данным осмотра их в натуре (обмера,

взвешивания, пересчета и т. д.). Использование приемов фактического

контроля позволяет установить достоверность хозяйственных операций,

отраженных в первичных документах, бухгалтерском учете и отчетности. Однако

фактический контроль, особенно последующий, не может быть всеобъемлющим в

силу непрерывного характера хозяйственных процессов и быстроменяющихся

хозяйственных ситуаций. Поэтому документальный и фактический контроль не

существуют изолированно, а дополняют друг друга.

1.3 Правовые основы функционирования подразделений БЭП как органа и

инструмента государственного финансового контроля.

В данной главе будут рассмотрены вопросы касающиеся прежде всего

самого функционирования подразделений БЭП и регламентации их деятельности.

Перечень нормативных актов, касающихся регламентирования проведения самих

проверок, очень обширен и большинство этих актов приняты иными органами

контроля. Однако в силу приведенных ниже нормативных актов,

регламентирующих деятельность ОВД, сотрудниками милиции в своей оперативно-

служебной деятельности применяются все законодательство Российской

Федерации, в т.ч. касающееся и проведения мероприятий государственного

финансового контроля.

Основными законодательными актами, регламентирующими деятельность

подразделений по борьбе с экономическими преступлениями являются:

- Закон РФ «О милиции»;

- Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»;

- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;

- Кодекс РФ об Административных правонарушениях.

В соответствии с Законом РФ «О милиции» (принят 18 апреля 1991 года N

1026-1) милиция в Российской Федерации - система государственных

органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь,

здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы

общества и государства от преступных и иных противоправных

посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в

пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными

законами. Милиция входит в систему Министерства внутренних

дел Российской Федерации.

Задачами милиции являются:

1. обеспечение безопасности личности;

2. предупреждение и пресечение преступлений и административных

правонарушений;

3. выявление и раскрытие преступлений;

4. охрана общественного порядка и обеспечение общественной

безопасности;

5. защита частной, государственной, муниципальной и иных форм

собственности;

6. оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и

законных интересов.

Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию

и милицию общественной безопасности. Именно в структуру криминальной

милиции и входят подразделения по борьбе с экономической преступностью.

Основными задачами криминальной милиции, а значит и подразделений

БЭП, являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие

преступлений, по делам о которых производство предварительного

следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц,

скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от

исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц

в случаях, предусмотренных законодательством Российской

Федерации. Криминальная милиция оказывает содействие милиции

общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Криминальная милиция является органом дознания, т.е. в соответствии с

уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации может выполнять

функции по расследованию преступлений.

Милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами

обязана:

1. предотвращать и пресекать преступления и административные

правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их

совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению

данных обстоятельств;

2. оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений,

административных правонарушений и несчастных случаев, а также

находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их

здоровья и жизни;

3. принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную

поступающую информацию о преступлениях, административных

правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной

безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные

законодательством;

4. выявлять и раскрывать преступления;

5. возбуждать уголовные дела, производить дознание и

осуществлять неотложные следственные действия;

6. разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов

дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного

наказания, без вести пропавших и иных в случаях,

предусмотренных законодательством, а также разыскивать похищенное

имущество;

7. осуществлять по подведомственности производство по делам об

административных правонарушениях;

8. обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на

транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других

общественных местах;

9. проводить экспертизы по уголовным делам и по делам об

административных правонарушениях, а также научно - технические

исследования по материалам оперативно - розыскной деятельности;

10. исполнять в пределах своей компетенции определения судов,

постановления судей, письменные поручения прокурора, следователя о

приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, о заключении под

стражу, производстве розыскных, следственных и иных

предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в

производстве отдельных процессуальных действий;

11. принимать неотложные меры по обеспечению сохранности

бесхозяйного имущества и кладов до передачи их в ведение

соответствующих государственных органов и должностных лиц;

12. применять меры безопасности, предусмотренные федеральным законом,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.